Аукцион на лекарственные средства. Особенности закупки лекарственных препаратов, включенных в перечень жнвлп

В связи с поступающими обращениями по применению норм постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 1380), норм приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. "Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения" (далее - приказ N 870н) и норм приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения" (далее - приказ N 871н) Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России в приложении к настоящему письму представляет ответы на часто задаваемые вопросы


Одновременно обращаем внимание, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом, а имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения норм постановления N 1380, приказа N 870н и приказа N 871н.

Директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России
Е.А.МАКСИМКИНА

Приложение

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - постановление N 1380, Особенности)

1. Закупка лекарственных препаратов в упаковках.

Постановление N 1380 применяется в отношении закупок всех лекарственных препаратов. Подпунктом "г" пункта 5 Особенностей закреплено, что при описании объекта закупки не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата и требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата.

Вместе с тем согласно пункту 6 Особенностей описание объекта закупки может содержать указание на данные характеристики при этом документация о закупке должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Кроме того данная норма применима и в отношении всех характеристик лекарственного препарата, предусмотренных подпунктами "в" - "и" пункта 5 Особенностей. Также в документации о закупке может быть установлено требование о поставке целого количества упаковок, например
"Поставка Товара осуществляется в целых упаковках в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

При этом если количество Товара, поставляемого Заказчику (Получателю) во вторичной (потребительской) упаковке, превышает количество Товара, указанного в Отгрузочной разнарядке (Плане распределения), поставка Товара сверх количества, указанного в Отгрузочной разнарядке (Плане распределения), осуществляется за счет Поставщика."

2. Некратные эквивалентные дозировки.

При применении положения подпункта "б" пункта 2 Особенностей в части указания в документации о закупке возможности поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта, заказчику необходимо руководствоваться информацией, указанной в инструкциях по медицинскому применению лекарственных препаратов, а также консультироваться с медицинскими специалистами в определенных областях.

3. Осуществление закупки инсулинов и учет поставленных шприцев.

Исходя из положений подпункта "а" пункта 3 Особенностей при закупке инсулинов в картриджах, должно быть указание на возможность поставки лекарственных препаратов с условием безвозмездной передачи пациентам совместимых устройств введения в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах.

Кроме того, если осуществляется закупка инсулинов в форме выпуска, например, "шприц-ручка" - должно быть указание на возможность поставки инсулина с устройством введения соответствующего объема. Однако при необходимости закупки инсулина или иного лекарственного препарата в конкретной форме выпуска в документации о закупке должно содержаться обоснование такой необходимости.

В план-график закупок вносятся сведения о лекарственных препаратах, которые планирует закупить заказчик (то есть могут быть указаны инсулины в "шприц-ручках"), при этом в документации о закупке должна быть предоставлена возможность поставки инсулина отдельно со шприцем, и соответственно если контракт заключается с поставщиком инсулинов и шприцев отдельно, это указывается в спецификации к контракту.

4. Многокомпонентные (комбинированные) лекарственные препараты.

В перечень ЖНВЛП в основном включены комбинированные лекарственные препараты, относящиеся к следующим группам: средства для лечения сахарного диабета; гемостатики; противотуберкулезные препараты; противовирусные препараты для системного применения (для лечения ВИЧ инфекций); препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей, а также однокомпонентные лекарственные препараты указанных групп.

Кроме того исходя из положений подпункта "б" пункта 3 Особенностей при закупке многокомпонентных лекарственных препаратов возможность поставки однокомпонентных лекарственных препаратов должна быть предусмотрена только в случае, если компоненты данного препарата зарегистрированы в качестве однокомпонентного лекарственного препарата и включены в перечень ЖНВЛП.

Например: объектом закупки является лекарственный препарат 1 таблетка комбинированного препарата: Ламивудин 150 мг + Зидовудин 300 мг соответственно должна быть предусмотрена возможность поставки комбинации из 2 таблеток в составе: 1 таблетка Ламивудин 150 мг и 1 таблетка Зидовудин 300 мг.

Принимая во внимание, что однокомпонентные лекарственные препараты, входящие в состав комбинированных лекарственных препаратов с путем введения в дыхательные пути посредством аэрозолей или спреев не могут обеспечить достижения терапевтического эффекта, полученного от применения комбинированного лекарственного препарата, закупка лекарственных препаратов в данных и эквивалентных лекарственных формах может осуществляться без применения положений, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Особенностей.

5. Обоснование указания в документации о закупке определенных характеристик лекарственного препарата.

Пункт 6 Особенностей изложен в соответствии с нормами Федерального закона Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). Форма обоснования определяется заказчиком самостоятельно в зависимости от тех характеристик, которые ему необходимо предусмотреть в документации о закупке.

6. Эквивалентные лекарственные формы.

ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России проведена работа по унификации международных непатентованных наименований, наименований лекарственных форм и значений дозировок лекарственных средств на основе рекомендаций ВОЗ, данных государственного реестра лекарственных средств и приказа Минздрава России от 27 июля 2016 г. N 538н "Об утверждении Перечня наименований лекарственных форм лекарственных препаратов для медицинского применения" (прилагается "Таблица приведенных значений").

7. Концентрация лекарственных препаратов.

Применение подпункта "б" пункта 2 Особенностей в части возможности указания концентрации без установления кратности в основном относится к жидким и мягким лекарственным формам.

Например: для лекарственного препарата МНН "диклофенак" в лекарственной форме гель для наружного применения возможно установление концентрации 1%, 2%, 5% и т.п.

8. Конвертация дозировок лекарственных препаратов

Постановлением N 1380 установлен запрет на указание дозировки в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения. Кроме того необходимо учитывать, что лекарственный препарат в сконвертированной единице измерения должен быть зарегистрирован в Российской Федерации.

При конвертации заказчик вправе использовать любые доступные программы или сведения, в том числе размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

9. Объем наполнения первичной упаковки.

При описании объекта закупки возможно указание объема наполнения первичной упаковки. При этом согласно пункту 6 Особенностей документация о закупке должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик, а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

10. Фиксированный температурный режим хранения лекарственного препарата

Подпунктом "д" пункта 5 Особенностей установлен запрет на указание фиксированного температурного режима хранения лекарственных препаратов при наличии альтернативного. Кроме того в случае обоснования необходимого указания данной характеристики она может быть указана при описании лекарственного препарата (пункт 6 Особенностей).

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (далее соответственно - приказ N 871н, Порядок определения НМЦК)

1. Расчет цены за единицу лекарственного препарата

В соответствии с пунктом 20 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 136н (далее соответственно - Порядок, приказ N 136н), при формировании информации об объекте закупки в отношении исполненного контракта, указываются, в том числе, наименование единицы измерения количества товара в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения (ОК 015-94 (МК 002-97).

При формировании информации, предусмотренной подпунктом "е(1))" пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084 (далее - Правила ведения реестра контрактов), в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств, предусмотренным статьей 33 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", указываются, в частности, дозировка лекарственного препарата, в том числе наименование единицы измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения и количество дозировки (пункт 20.1 Порядка).

При формировании информации об исполнении контракта, в том числе информации об оплате контракта, а также информации о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товаров указываются, в том числе, наименование единицы измерения количества поставленного товара в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения (пункт 36 Порядка).

Национальное кодовое буквенное обозначение единицы измерения количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения формируется в информационной системе автоматически на основании сведений о наименовании единицы измерения количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения.

Единицей лекарственного препарата могут быть как единица действующего вещества, так и лекарственная форма, а также первичная потребительская упаковка, с учетом Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380.

В настоящее время Минздравом России подготовлены разъяснения государственным заказчикам по вопросу указания заказчиками единицы измерения при осуществлении закупок, которые размещены в Единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=21895.

В связи с тем, что в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее соответственно - реестр цен, перечень ЖНВЛП) стоимость лекарственного препарата указана за потребительскую упаковку, заказчик осуществляет пересчет (путем деления) в зависимости от того, что заказчиком принимается за единицу измерения.

2. Оптовые надбавки на лекарственные препараты.

Подпунктами "а" и "б" пункта 3 Порядка определения НМЦК предусмотрено при определении цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата использовать цены без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и оптовой надбавки.

Пунктом 2 части 10 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) установлены предельные лимиты (не более десяти миллионов рублей), при которых применяются оптовые надбавки к предельным отпускным ценам, указанным в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при этом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации данные лимиты могут быть уменьшены.

Учитывая, что не всегда заказчик может определить размер оптовой надбавки, которая была применена при закупках другими заказчиками и в других субъектах Российской Федерации, расчет НМЦК с применением методов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 Порядка определения НМЦК возможен с исключением тех значений, которые известны.

При расчете средневзвешенной цены (подпункт "б" пункта 3 Порядка определения НМЦК) заказчик определяет размеры оптовых надбавок исходя из протокола согласования цены, оформление которого предусмотрено приказом N 136н.

Протокол согласования цены является обязательным исходя из норм пункта 6 Правил государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865, для всех организаций оптовой торговли при реализации лекарственных препаратов.

3. Особенности расчета НМЦК и использование Методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации

При обосновании расчета цены единицы планируемой к закупке лекарственных препаратов применяются все методы, предусмотренные пунктом 3 Порядка определения НМЦК (использование информации о референтных ценах - с 1 июля 2018 года).

В соответствии с частью 20 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 567).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 149 полномочиями устанавливать порядок определения НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения наделено Министерство здравоохранения Российской Федерации.

При определении цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата заказчиком рассматриваются все цены на лекарственные препараты в определенной лекарственной форме и дозировке, а также цены на лекарственные препараты в эквивалентных лекарственных формах и дозировках.

При обосновании НМЦК методами, предусмотренными частями 2 - 6 и 8 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчиками может быть сделана отметка о причинах, по которым не может применена та или иная цена, например
- цена не принимается к учету в связи с тем, что по данным анализа рынка лекарственный препарат под торговым наименованием "***" с ____ года отсутствует в обращении на территории Российской Федерации
- цены к расчету не принимаются в связи с отсутствием препарата на рынке (письма от поставщиков или производителей)
- цена не принимается к учету в связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок
- в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ цены к расчету не принимаются в связи с несопоставимостью объемов закупки товаров и/или остаточного срока годности
- цены к расчету не принимаются в связи с тем, что товары фактически не обращаются на фармацевтическом рынке Российской Федерации и не могут быть поставлены государственному заказчику в случае заключения государственного контракта (нарушение исключительных прав третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности) (раздел 13 Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 870н "Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения"). Позиция основана на письме компании "***", являющейся правообладателем лекарственного препарата с МНН "***" (N действующего патента РФ: **)
- цены к расчету не применяются в силу норм, предусмотренных статьей 37 Федерального закона N 44-ФЗ и др.

При анализе реестра зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - Реестр цен) учитывается минимально возможное значение предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат.

Учитывая нормы законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен на лекарственные препараты, зарегистрированная предельная отпускная цена на лекарственный препарат может быть перерегистрирована (часть 2 статьи 61 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств") и, соответственно, в Реестре цен в отношении конкретного лекарственного препарата появляется следующее (перерегистрированное) значение цены.

Исходя из этого, при анализе Реестра цен заказчик использует "актуальные" значения по конкретному наименованию лекарственного препарата, принимая во внимание возможность наличия лекарственного препарата по цене, которая была перерегистрирована.

4. Отдельные вопросы по расчету средневзвешенной цены

При расчете средневзвешенной цены в соответствии с Порядком определения НМЦК согласно пункту 1 части 18 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ может быть использоваться информация о ценах товаров, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Также необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчики вправе провести совместный аукцион, если они закупают одни и те же товары. Для этого они заключают соглашение о проведении закупки, в котором каждый заказчик должен привести НМЦК и ее обоснование (пункт 3 части 2 статьи 25 Федерального закона N 44-ФЗ).

При этом для расчета средневзвешенной цены берутся закупки лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах, дозировках и сопоставимых объемах соответственно всех заказчиков, участвующих в данной закупке.

5. "Первая" закупка.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Порядка определения НМЦК расчет средневзвешенной цены осуществляется на основании всех заключенных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, за исключением государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации, то в случае, если заказчик планирует закупку лекарственных препаратов, которые он ранее не закупал, расчет средневзвешенной цены не производится.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 870н "Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения" (далее - Типовой контракт)

1. Относительно обязательности применения Типового контракта.

Согласно части 15 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) при заключении контракта в случаях, предусмотренных в том числе пунктами 4, 28 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, требования частей 4 - 9, 11 - 13 указанной статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту.

В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Согласно пункту 18 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаях и условиях их применения" Типовой контракт может не применяться также при осуществлении отдельных закупок, в том числе закупок, предусмотренных статьей 76, пунктами 2 (если в правовых актах Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации указана возможность заключения контракта без использования типового контракта, типовых условий контракта), пункт 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, если необходимость применения типового контракта, типовых условий контракта не предусмотрена в указанных случаях информационной картой, а также при осуществлении закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, указанными в информационной карте.

2. Об обязательности включения в контракт пунктов/разделов/приложений к контракту.

Согласно сноске "20" пункт/раздел Контракта, приложение к Контракту могут содержать иные положения, вытекающие из характера обязательств по Контракту, не противоречащие законодательству Российской Федерации, иным положениям Контракта, и с учетом специфики закупки.

Согласно сноске "17" соответствующая позиция, к которой применяется сноска, включается в Контракт в случае, если поставка осуществляется в пользу третьих лиц при централизованной закупке или по нескольким адресам доставки.

При этом необходимо учитывать, в каком разделе/пункте/приложении содержатся соответствующие сноски, а также в каком пункте/разделе Типового контракта идет указание на конкретное приложение к нему, и рассматривать все эти позиции в совокупности, поскольку от этого зависит правильное применение Типового контракта.

Сноска "20" имеет отношение не только к форме приложения, но и к содержанию, а также к необходимости включения самого приложения.

Так, например, если Контрактом предусмотрена одномоментная поставка, то необходимость в календарном плане отсутствует, так как он предназначен для этапной поставки.

Что касается заполнения Календарного плана (приложение N 4), то в столбце "срок поставки товара" можно указывать не конкретную календарную дату, а, например, в течение какого срока со дня получения заявки Заказчика Поставщик обязуется поставить Товар ("в течение ___ дней со дня получения заявки Заказчика" либо иные условия).

3. О применении раздела 4 Типового контракта.

Из анализа содержания положений, предусмотренных пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 Типового контракта, очевидно, что в них идет речь об упаковке Товара, используемой в целях его транспортировки к Месту доставки.

При этом обращаем внимание, что в пункте 4.1 Типового контракта содержится общая норма, предусматривающая без какой-либо конкретизации, что упаковка и маркировка Товара должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

4. Входят образцы для проведения лабораторных исследований в количество товара, предусмотренное Контрактом, или нет.

Согласно пункту 7.2 Типового контракта расходы, связанные с предоставлением образцов, несет Поставщик.

Исходя из данного условия контракта следует, что образцы для проведения лабораторных исследований не входят в количество товара, предусмотренное контрактом.

5. Когда Заказчик (Получатель) имеет право потребовать замены всего поставленного Товара или проведения проверки каждой поставляемой единицы Товара за счет Поставщика, предусмотренных пунктом 7.6 Типового контракта.

Анализ положений 7 раздела Типового контракта позволяет сделать вывод о том, что Заказчик (Получатель) имеет право потребовать замены всего поставленного Товара или проведения проверки каждой поставляемой единицы Товара за счет Поставщика только в том случае, если по результатам выборочной проверки Товара определяется, что Товар не соответствует требованиям Контракта.

1. Применение статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н, определены единые правила расчета заказчиками начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Случаи, при которых заказчики обязаны применять расчеты НМЦК, определены нормами Федерального закона N 44-ФЗ. Разъяснение положений данного закона в настоящее время осуществляется Минфином России.

2. Применение национального режима при закупке лекарственных препаратов.

В отношении применения положений постановления Правительства Российской Федерации 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" необходимо отметить, что в документации о закупке данные сведения указываются в таблице требований в разделе "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или

  • On 16.10.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, НМЦК, Объекты закупок, ФАС, Электронный аукцион

Лекарственные препараты и медицинские изделия - объекты, закупка которых вызывает много вопросов. Сегодня расскажем о том, какие правила для этого установлены законом 44-ФЗ, и на что обратить особое внимание.

Наименование лекарственного средства

В извещении о закупке и закупочной документации заказчики должны указывать международное непатентованное наименование (МНН) препарата – это нужно учесть при поиске подходящих закупок. Поставщики же в своих заявках должны указать конкретное торговое наименование , то есть препарат, который они предлагают к реализации.

Например, заказчику требуется закупить МНН Диосмин , применяемый для лечения сосудов.

Поставщики могут предложить разные препараты с этим действующим веществом: Венозол, Венолек, Венарус и другие.

Бывает, что МНН не установлен, тогда заказчику следует указать химическое или группировочное наименование препарата .

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Также в 44-ФЗ прописаны случаи, когда можно прямо указать торговое наименование , а именно:

  • если лекарственное средство входит в список закупаемых по торговым наименованиям в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 закона (проблема в том, что этот список пока отсутствует);
  • если закупка осуществляется путем запроса предложений в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 закона;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 93 закона;
  • если закупаются инсулины и циклоспорины.

Закупку веществ, указанных в последнем пункте, 44-ФЗ не регулирует. Однако Минэкономразвития совместно с ФАС и Минфином дало разъяснения, где разрешило закупать такие лекарства по торговому наименованию. При этом заказчику следует подготовить обоснование того, что ему необходим именно этот препарат, а не его аналог. Иначе ФАС или суд могут отменить закупку, ведь разъяснения министерств не имеют силы закона.

Способы определения поставщика

Электронный аукцион

Основным способом закупки лекарственных средств является электронный аукцион , поскольку они входят в аукционный перечень из распоряжения Правительства РФ № 471-р. В отдельных случаях закупка может осуществляться путем запроса котировок , а именно:

  • если НМЦ не превышает полумиллиона рублей;
  • когда контракт на поставку указанных лекарственных препаратов был заключен, но впоследствии расторгнут заказчиком в одностороннем порядке;
  • если суд расторг заключенный контракт на том основании, что победитель не производит поставку препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) ;
  • если результаты аукциона были отменены контролирующими органами, а заказчику было разрешено провести запрос котировок.

Во всех этих случаях, кроме первого (НМЦК до 500 тыс. рублей), заключить контракт с победителем запроса котировок можно лишь на срок подготовки нового аукциона. Количество закупаемых лекарств при этом должно соответствовать нуждам заказчика на этот срок. Приглашения к запросу котировок должны быть направлены трем или более поставщикам .

Запрос предложений

Следующий способ определения поставщика, которым в отдельных случаях разрешено проводить закупку лекарств, - запрос предложений . Он разрешен при закупке медикаментов, которые по показаниям или в случае индивидуальной непереносимости нужны конкретному пациенту . Закупаются препараты по торговому наименованию и в объеме, необходимом больному на срок его лечения. Каждая такая закупка должна быть включена в план и план-график, но прежде ее должна обосновать врачебная комиссия . Решение о закупке должно быть зафиксировано в медицинских документах пациента, журнале врачебной комиссии, а также включено в реестр контрактов.

Закупка у единственного поставщика

Можно закупать лекарственные средства и у единственного поставщика , но лишь в двух случаях:

  • если медикаменты нужны для срочного вмешательства (например, в случае аварии);
  • если препарат стоит не более 200 тыс. рублей и требуется по показаниям конкретному пациенту на сроки его лечения.

Вскоре могут быть приняты поправки, которые позволят заказчикам закупаться у единственного поставщика лекарствами на сумму до 400 тыс. рублей при условии, что годовой объем таких закупок будет составлять не более половины от совокупного годового объема закупок заказчика или не более 20 млн рублей. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении депутатов Госдумы. Кроме того, в разработке изменения, разрешающие покупать у единственного поставщика средства для онкологических больных стоимостью не более 600 тыс. рублей, поскольку такие препараты часто бывают нужны в сжатые сроки.

Ограничение на включение в закупку или лот

44-ФЗ устанавливает запрет на включение в одну закупку или лот лекарственных средств по международным непатентованным и торговым наименованиям. Такое же ограничение установлено в отношении наименований (любых) при превышении НМЦ закупки определенного предела, установленного в постановлении Правительства от 17.10.2013 № 929. Это справедливо для всех лекарств, кроме закупаемых по офсетным контрактам (статья 111.4 закона).

Кроме того, нельзя включать в закупку разнородную продукцию - это ограничивает конкуренцию. Например, в рамках одной процедуры нельзя закупать:

  • препараты и изделия медицинского назначения;
  • препараты и устройства их введения или разведения (например, шприцы, капельницы);
  • лекарственные средства, имеющие и не имеющие аналоги.

Также в целях обеспечения конкуренции антимонопольная служба считает недопустимым указание в закупке требований к объему наполнения упаковки вместо дозировки, составу вспомогательных компонентов, остаточному сроку годности, температуре хранения и других. Полный перечень ограничений содержится в письме ФАС от 09.06.2015 N АК/28644/15.

Дополнительные требования и условия для поставщиков

К поставщикам медицинских препаратов предъявляется дополнительное требование о наличии у них лицензии в соответствии с законом 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Лицензированию подлежит деятельность по производству лекарств, а также оптовая и розничная фармацевтическая деятельность. Если закупаются наркотические или психотропные препараты, от поставщика дополнительно потребуется соответствующая лицензия. Требования о приложении к заявке лицензий заказчик должен включить в закупочную документацию.

Если закупаются лекарства из списка ЖНВЛП, то их стоимость не должна превышать предельные отпускные цены , установленные государством. Иначе в соответствии с частью 10 статьи 31 закона 44-ФЗ заявка будет отклонена. Та же участь постигнет заявку с предложением препарата, на который не зарегистрирована предельная отпускная цена.

Напомним, что в соответствии с частью 10 статьи 37 закона участник, который снизил цену более, чем на четверть от НМЦ, обязан представить дополнительное подтверждение своих возможностей . Например, документально доказать, что предмет закупки в нужном количестве имеется на складах. Также в качестве подтверждения подойдет гарантийное письмо производителя с указанием цены и количества поставляемого товара или иной документ, который подтвердит возможность осуществления поставки по указанной цене.

Импортозамещение

В настоящий момент действует Постановление Правительства № 1289 , которое устанавливает приоритет жизненно важных лекарственных средств отечественного производства перед иностранными. Подавая заявку, участник подтверждает, что такой препарат не является импортным. При этом под отечественными лекарствами понимаются препараты, произведенные не только в России, но и в других странах ЕАЭС.

Требование о приоритете препаратов местного производства относится к закупкам, по которым поданы 2 и более заявки , удовлетворяющие всем условиям и содержащие предложения разных производителей из стран ЕАЭС.

В отличие от случаев закупки других товаров, работ и услуг законодатель всегда уделяет повышенное внимание закупке лекарственных препаратов, устанавливая для них особые требования и условия. В первую очередь это касается порядка составления технического задания и формирования лотов.

В соответствии с ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок лекарственных препаратов (далее – ЛП), включенных в ЖНВЛП, отстранение участника закупки или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:

1) предельная отпускная цена ЛП, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых ЛП превышает их предельную отпускную цену, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

При применении нормы ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ у заказчиков и поставщиков, как правило, возникают следующие вопросы:

1. Что такое предельная отпускная цена?
2. Что такое цена закупаемых лекарственных препаратов?
3. Учитываются ли для целей применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ региональные предельные размеры оптовых надбавок и налог на добавленную стоимость?

Цена лекарственного препарата, предлагаемого участником закупки, складывается из фактической отпускной цены (цены, по которой производитель продал лекарственный препарат дистрибьютору) и региональной оптовой надбавки.

Важно! Получается, что фактически происходит сравнение цен, сформированных по разному принципу: предельной отпускной цены, в которой не учитываются надбавки, и цены лекарственного препарата участника закупки, в которой надбавки могут быть учтены.

Данная проблема некорректного сравнения цен на лекарственные препараты при применении п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ была отражена в Предложениях по развитию конкуренции в сфере здравоохранения на 2015– 2016 гг., размещенных на официальном сайте ФАС России 10.09.20142.

По мнению ФАС России, в ст. 31 Закона № 44-ФЗ требуется внести поправки, предусматривающие право применения дистрибьюторами (организациями оптовой торговли лекарственными препаратами) оптовых надбавок при участии в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как именно данные поправки отразятся в положении п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ пока неизвестно, но планируется, что они будут внесены уже в 2015 г.

В настоящее время, до внесения соответствующих поправок, региональные оптовые надбавки могут учитываться в цене лекарственного препарата, если в итоге эта цена не будет превышать предельную отпускную цену, зарегистрированную производителем.

При этом в любом случае для применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчику необходимо сравнить цену лекарственного препарата, предлагаемую участником закупки (с учетом надбавок, но без учета НДС), с предельной отпускной ценой производителя, которая не включает в себя ни надбавки, ни НДС.

Если цена лекарственного препарата (фактически отпускная цена + региональная оптовая надбавка) не превышает предельную отпускную цену, то п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ не подлежит применению.

Участник закупки в этом случае не должен отказываться от региональной оптовой надбавки, а заказчик не имеет права требовать уменьшения цены контракта на размер региональной оптовой надбавки.

Если цена лекарственного препарата (фактически отпускная цена + региональная оптовая надбавка) превысит предельную отпускную цену, то поставщик должен снизить цену как минимум до размера предельной отпускной цены, например, отказавшись от надбавки или истребовав от производителя скидку.

В противном случае заказчик обязан отказаться заключать контракт с таким поставщиком. Рассмотрим следующую ситуацию. НМЦК составляет 200 000 руб. Согласно техническому заданию закупается:

1) МНН № 1, количество – 10 упаковок.
2) МНН № 2, количество – 5 упаковок.

Победитель аукциона снизил НМЦК на 30%, следовательно, цена контракта, предложенная победителем, составила 139 700 руб. (см. условную спецификацию № 1).

Для принятия решения о необходимости применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчику необходимо:

1. По сведениям из Государственного реестра предельных отпускных цен (ГРЛС) (http://grls.rosminzdrav.ru/) определить предельную отпускную цену ЛП № 1 и ЛП № 2. Предположим, что предельная отпускная цена ЛП № 1 = 7000 руб.; ЛП № 2 = 9500 руб.
2. По сведениям из спецификации определить цену ЛП № 1 и ЛП № 2. В приводимой условной спецификации № 1 – соответственно 8000 и 9400 руб.
3. Сравнить предельную отпускную цену и цену ЛП, предлагаемую участником в спецификации без НДС (!). Очевидно, что цена ЛП № 1 (8000 руб.) превышает предельную отпускную цену (7000 руб.), следовательно, заказчику необходимо применить п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Цена ЛП № 2 (9400 руб.) не превышает предельную отпускную цену (9500 руб.), следовательно, п. 2 ч. 10 ст. 31 в отношении данного препарата не применяется.
4. Указать участнику закупки, с которым заключается контракт, о необходимости:
снижения цены лекарственного препарата № 1 до размера, не превышающего предельную отпускную цену;
пропорционального снижения цены контракта.

В приводимом примере цена лекарственного препарата № 1 должна быть не более 7000 руб. Соответственно цена контракта должна составлять не более 128 700 руб., поэтому спецификация участника закупки с учетом применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ должна выглядеть следующим образом (см. условную спецификацию № 2).

Важно! Если поставщик откажется снижать цену контракта, то заказчик обязан отказаться заключать с таким поставщиком контракт


В случае отказа заказчика от заключения контракта заказчик не позднее одного рабочего дня составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком победителю (ч. 11 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Важно! При этом сведения о таком участнике закупки не должны направляться в реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того, у заказчика не имеется оснований удерживать обеспечение заявки. Обеспечение заявки удерживается только в случае уклонения участника от заключения контракта, а не в случае отказа от заключения контракта (Закон № 44-ФЗ четко разделяет эти понятия).

Фактически у участника закупки отсутствуют негативные последствия за неснижение цены контракта, кроме, конечно, риска потери самого контракта.

Дополнительно поставщики (дистрибьюторы) лекарственных препаратов, а также заказчики должны учитывать общие положения ценообразования на лекарственные препараты, предусмотренные Законом № 61-ФЗ и принятыми в его развитие актами Правительства РФ.

Так, согласно п. 6 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей …, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 8651 (далее – Правила), реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки ЖНВЛП по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 № 6542.

Согласно п. 7 Правил формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.

Предположим, что в приведенном выше примере дистрибьютор купил у производителя лекарственные препараты № 1 и № 2 с 30-процентной скидкой от предельной отпускной цены, а именно:

Лекарственный препарат № 1 по цене 4900 руб. (фактическая отпускная цена);
лекарственный препарат № 2 по цене 6650 руб. (фактическая отпускная цена).

Предположим, что размер оптовой надбавки в регионе составляет 15%.

Учитывая положения п. 7 Правил дистрибьютор вправе продать заказчику лекарственный препарат № 1 по цене не более 5635 руб. (фактическая отпускная цена + надбавка, не включая НДС), лекарственный препарат № 2 – по цене не более 7647 руб. 50 копеек (фактическая отпускная цена + надбавка, не включая НДС).

В итоге цена контракта в приводимом примере должна быть еще ниже, а спецификация участника закупки с учетом применения п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и п. 7 Правил должна выглядеть следующим образом (см. условную спецификацию участника закупки № 3).

Для дистрибьютора в части ценообразования параллельно и независимо друг от друга действуют два нормативных документа: Федеральный закон об обращении лекарственных средств и Федеральный закон о контрактной системе. Требования этих законодательных актов должны соблюдаться в совокупности.

В противном случае, если контракт будет заключен по цене согласно «условной спецификации № 1», и заказчик, и дистрибьютор (каждый в своей части) нарушают Закон № 44-ФЗ (п. 2 ч. 10 ст. 31) и п. 7 Правил.

Если контракт будет заключен по цене согласно «условной спецификации № 2», нарушений Закона № 44-ФЗ нет, но со стороны дистрибьютора есть нарушение п. 7 Правил.

И лишь при заключении контракта по цене согласно «условной спецификации № 3» нет никаких нарушений в части ценообразования ни со стороны заказчика, ни со стороны дистрибьютора.

Проверить соблюдение дистрибьютором п. 7 Правил заказчик может, затребовав от дистрибьютора протокол согласования цен, упомянутый в п. 6 Правил.

Затребовать такой протокол можно лишь на этапе исполнения контракта.

Если изначально контракт был заключен по цене согласно «условной спецификации № 2», а согласно протоколу согласования цены расценки на лекарственные препараты должны быть меньше, то заказчик с дистрибьютором могут заключить дополнительное соглашение к контракту об уменьшении цены контракта без изменения иных условий его исполнения (пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Закупка лекарственных средств по 44 ФЗ всегда проходит под пристальным вниманием законодателя, поскольку законом установлены специфические особенности проведения закупок медикаментов.

В первую очередь, эти особенности затрагивают порядок формирования лотов и составления технического задания.

Особой группой лекарств являются препараты, входящие в перечень ЖНВЛП.

Больше статей в журнале

Закупка лекарственных средств по 44 ФЗ: особенности

В п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ 33 существует правило, согласно которому заказчики при закупках медикаментов, должны указывать в документах не конкретное торговое название лекарства, а его международное непатентованное наименование (МНН), что направлено на недопущение ограничения числа участников.

Указывать торговые наименования можно только в прямо оговоренных случаях:

  1. если такой препарат содержится в Перечне, утвержденном Правительством РФ, о закупке товаров по их торговым наименованиям. На данный момент такой перечень не разработан;
  2. способом запроса предложений;
  3. у единственного поставщика.

В ЕИС заказчик размещает протокол об отказе в заключении контракта, в течение двух дней он направляется заказчиком победителю в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 31 ФЗ 44.

Заказчик в таком случае не может удержать размер полученного обеспечения заявки, поскольку 44 ФЗ четко разделяет случаи удержания обеспечения – если участник уклоняется от заключения контракта, но не отказывается.

Закупка медикаментов по 44 ФЗ также проходит при соблюдении участниками закупки общих положений о ценообразовании на лекарства, что предусмотрено положения 61 ФЗ.

Так, постановлением Правительства № 865 от 29.10.2010 утверждены предельные оптовые и розничные надбавки на лекарства.

Реализация лекарств оптовыми организациями должна осуществляться с оформленным предварительным протоколом согласования цен на поставляемые препараты. Форма такого протокола утверждена постановлением Правительства РФ № 654 от 08.08.2009 года.

В соответствии с правилами, утвержденными постановлением № 865, цена оптовых организаций на препарат складывается из его фактической цены от производителя, которая соответствует зарегистрированной цене, а также из предельных оптовых и розничных надбавок, утвержденных в регионе РФ.

При этом цена формируется при соблюдении правил, установленных 44 ФЗ, а также правила закона «Об обращении лекарственных средств».

Департамент здравоохранения делится успешным опытом проведения совместных торгов

Госзакупки продукции медицинского назначения в последнее время постоянно попадают в сферу внимания федеральных властей. На недавнем совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства обсуждался вопрос о регулировании цен на лекарства как при закупке их государственными медучреждениями, так и в торговой рознице. А на последнем заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий под председательством Премьера Дмитрия Медведева была представлена новая информационно-аналитическая система мониторинга цен в сфере государственных закупок лекарственных препаратов. Такая система позволит оперативно анализировать информацию по закупкам лекарств в каждом регионе, отслеживать цены на лекарства, рассчитывать средневзвешенную рыночную стоимость препаратов и в дальнейшем использовать эти данные при определении начальной цены контракта.

В Москве, по сравнению с другими регионами, ситуация с закупкой лекарственных препаратов, расходных материалов и услуг для учреждений системы городского здравоохранения обстоит благополучно. На торгах высокий уровень конкуренции, а товары и услуги закупаются по ценам ниже рыночных. В немалой степени этому способствуют практика объединения заказов нескольких заказчиков на одноименные товары и услуги и составление типовых технических заданий и типовых форм для определенных видов продукции. О наработках Департамента здравоохранения города Москвы в этой сфере рассказала заместитель руководителя этого ведомства Юлия Антипова.

– Юлия Олеговна, расскажите, пожалуйста, как часто централизуется гоcзаказ при закупках Департамента здравоохранения, какую долю составляют совместные закупки в общем объеме торгов, объявленных департаментом в этом году, и в чем заключается преимущество подобных процедур?

– Повышение эффективности государственных закупок, усиление механизмов регулирования и рационального использования лекарственных средств – одна из ключевых задач, которая стоит перед нашим департаментом. В структуре расходных статей департамента одно из ведущих мест принадлежит закупке медикаментов и, в частности, обеспечению лекарственными препаратами, особенно медикаментами, предназначенными для онкологических больных. Для решения этой задачи в Москве внедрена централизованная система закупок лекарственных препаратов. Мы решили упорядочить этот процесс, применив к закупкам системный подход. В 2015 году были созданы три независимые рабочие группы с привлечением ведущих экспертов в сфере здравоохранения: в Научноисследовательском институте (НИИ) организации здравоохранения и медицинского менеджмента, Центре лекарственного обеспечения и контроля качества и непосредственно Департаменте здравоохранения города Москвы. За минувшее время была проделана огромная работа: эксперты изучили опыт экономически развитых стран, проанализировали адекватность лекарственной помощи, целесообразность использования медикаментов в лечебном процессе, доступность качественных онкологических препаратов, возможность замены импортных лекарств на отечественные аналоги для каждого вида заболеваний, возможность замены брендовых препаратов дженериками без ущерба для здоровья пациента. Две группы проводили самостоятельный анализ, основываясь на системном подходе, а третья составляла списки на основе заявок непосредственно от онкологов. В результате выяснилось, что системный подход и централизация закупок позволяют оптимизировать расходы в четыре раза. Дополнительный фактор – централизация заказа помогает существенно снизить стоимость приобретения лекарственных средств. Так, например, при закупке препарата трастузумаб 400 мг № 1 в 2016 году департамент провел аукцион, в котором цена ЛС составила 34 712,80 руб. за упаковку, тогда как аналогичную упаковку лекарства, например, МГОБ № 62 смог закупить по цене 49 740 руб.

Вообще, Департамент здравоохранения первым из столичных главных распорядителей бюджетных средств начал централизовать одноименные заказы различных заказчиков в рамках нашей отрасли и проводить совместные торги.

Подобные «оптовые» закупки позволили заметно уменьшить стоимость закупаемой продукции по сравнению с закупками, проводимыми отдельными медучреждениями.

Для сравнения приведу несколько примеров закупочных цен, по которым приобретались лекарственные средства и медицинская техника отдельными медицинскими организациями (на примере МГОБ № 62) и централизованно департаментом.

Еще одно направление работы, которое позволяет упростить сам процесс торгов, – типизация технических заданий. Специалисты нашего департамента работают над этой задачей по своей номенклатуре совместно с коллегами из Департамента экономической политики и развития, Тендерного комитета, Главконтроля.

В начале года Департаментом здравоохранения города Москвы была объявлена заявочная кампания. Далее департамент суммирует эти потребности и направляет в уполномоченное учреждение – ГКУ «Агентство по закупкам (контрактная служба Департамента здравоохранения города Москвы)». Это уполномоченный орган департамента по закупкам второго уровня, то есть для таких, в которых начальная цена контракта не превышает 50 млн руб. (для совместных конкурсов и аукционов – 10 млн руб.).

Уполномоченным учреждением осуществляется подготовка документации по закупкам, проводится согласование начальной (максимальной) цены в экспертной организации, закупка выносится на рассмотрение Межведомственной рабочей группы под председательством заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Натальи Сергуниной и только после всех согласований публикуется.

Количество размещенных в текущем году в Единой информационной системе процедур по совместным закупкам составляет 423 на общую сумму более 38 млрд руб.

Основным предметом централизованных закупок посредством проведения совместных торгов для нужд учреждений, подчиненных Департаменту здравоохранения, являются медицинские расходные материалы и реагенты, лекарственные препараты и услуги по техническому обслуживанию медицинской техники. Это если брать товары и услуги с собственно медицинской спецификой. Помимо этого, на совместных торгах определяются подрядчики для оказания услуг прачечных для московских больниц – стирки постельного белья и форменной одежды медперсонала, организации питания, оказания гардеробных услуг, услуг охраны.

До конца текущего года планируется провести еще 80 совместных закупок (из них четыре закупки услуг по стирке и обработке белья – на общую сумму 1,9 млрд руб.; 46 закупок расходных материалов – на сумму 4,4 млрд руб.; девять процедур закупки услуг по гардеробному обслуживанию – на сумму 435 млн руб.; 10 процедур закупки смесей композитных, сухих, белковых для лечебного питания – на сумму 370 млн руб.; шесть процедур закупки услуг техобслуживания медицинской техники – на сумму 280 млн руб.; четыре процедуры по определению поставщика хлеба и хлебобулочных изделий – на сумму 167 млн руб.; одна процедура на закупку расходных материалов – на сумму 215 млн руб.).

Разумеется, сложную медицинскую технику стоимостью более 100 тыс. руб. департамент как прежде закупал, так и продолжает закупать исключительно централизованно, на деньги бюджета города. При таких закупках специально объединять заказы не приходится. Так, например, недавно была приобретена партия антивандальных электронных аппаратов для измерения давления, которые будут стоять в холлах поликлиник, и у посетителей, направляющихся к врачу, теперь будет возможность предварительно измерить себе уровень артериального давления и распечатать результаты.

В числе крупных закупок департамента также и транспортные средства служб скорой помощи, в том числе и вертолетов. В основном они используются для экстренной медицинской помощи жителям удаленных поселений Новой Москвы и применяются для доставки в больницы жертв ДТП, когда счет идет на секунды, в этом году мы купили два вертолета, один у департамента уже был, а сейчас готовится тендер на приобретение еще одной винтокрылой машины. Их обслуживает Московский авиаотряд.

– Какие самые крупные совместные торги по объему стоимости продукции были проведены в этом году?

– Это были торги по приобретению медицинских расходных материалов – стентов эндопротезов. Крупные торги проводились по закупкам материалов, необходимых для лабораторной диагностики. А если брать подрядные торги, то это был тендер на приобретение услуг по техобслуживанию медицинской техники. А в конце года должно пройти большое количество аукционов на закупку лекарственных препаратов для льготников, получающих бесплатные препараты в рамках системы дополнительного лекарственного обеспечения.

Совместные торги на закупку лекарств также проводятся. Прежде полагалось само собой разумеющимся, что город централизованно закупает препараты для всех городских больниц. Однако с переходом на систему одноканального финансирования из фонда ОМС закупка препаратов вошла в число обязательств самих клиник. Но проведение совместных торгов, объединение заказов отдельных больниц в один лот выгоднее с точки зрения получаемой экономии и с административной точки зрения, поскольку руководству клиник не нужно отвлекаться на организацию конкурсных процедур. Совместные торги на лекарства для больниц организуются по тем же принципам, что и аукционы на закупку лекарств для льготников, проводятся уже два года с понятным и прозрачным механизмом формирования начальной цены.

При Департаменте здравоохранения созданы и успешно работают НИИ менеджмента закупок и центр клинических исследований, эксперты которых оценивают заявки на препараты с точки зрения эффективности каждого наименования и перспективности их применения в практическом здравоохранении. В частности, эти эксперты помогают решить: можно ли дорогие импортные препараты заменить на качественные, но более дешевые отечественные аналоги. В итоге сегодня уже около 50% препаратов для дополнительного лекарственного обеспечения приобретается у отечественных производителей. Преференции при проведении закупок получают не только отечественные лекарства, но и расходные материалы надлежащего качества, а с августа подобные преференции введены и для продуктов питания российского производства.

Например, во второй половине 2016 года в продаже появился отечественный дженерик-аналог трастузумаба компании «Биокад», что сразу же сказалось на итоговых ценах в аукционах. По итогам аукциона на закупку трастузумаба для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве, было снижение цены почти на 56,5%, что позволило ДЗМ сэкономить рекордные 741 млн бюджетных средств.

Наша работа в этом направлении получила высокую оценку на федеральном уровне. Напомню, что в конце минувшего лета на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам были определены пять приоритетных проектов в здравоохранении. Одно из них непосредственно предполагает усиление контроля за государственными и муниципальными закупками лекарств за счет перехода на референтное ценообразование для государственных закупок лекарственных препаратов и уменьшение при закупках отклонений от референтной цены препаратов.

В рамках реализации приоритетного проекта по направлению «Здравоохранение», связанного с совершенствованием закупок, создана рабочая группа, в состав которой вошли и представители Департамента здравоохранения Москвы как ведомства регионального уровня, сумевшего наладить эффективную систему размещения госзаказа, а также Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федерального казначейства, общественных ассоциаций производителей фармацевтической продукции. В состав самой рабочей группы министерства входит глава нашего департамента Алексей Хрипун, а я вошла в подгруппу по закупкам лекарственных препаратов.

На рабочей группе рассматриваются предложения по созданию системы автоматизированного мониторинга цен закупаемых препаратов, анализа и использования средневзвешенных цен для определения начальной максимальной цены контракта. Помимо этого, рассматривается предложение по маркировке фармацевтической продукции и внедрению автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных лекарств.

Следует сказать, что проведенный мониторинг закупочных цен на фармацевтическую продукцию показал, что существует очень большой разброс цен между регионами. Это в значительной мере произошло изза того, что начальная цена аукциона в соответствии с разъяснительным письмом Минэкономразвития формировалось на основании максимальной цены из зарегистрированных в реестре различных препаратов на одно международное непатентованное наименование. Сейчас подход уже изменился, и начальная цена аукциона определяется на основании средней регистрационной цены.

– Какие формы конкурентных процедур используются при размещении заказа на совместных торгах?

– Основными формами проведения конкурентных процедур, конечно, являются электронный аукцион и открытый конкурс. Какую из этих форм для закупки какой продукции применять, определяется на основе перечня товаров, работ и услуг, которые заказчик обязан приобретать на электронном аукционе, утвержденном распоряжением федерального правительства.

– Как формируются лоты при централизации заказа и проведении совместных торгов? Заказчики объединяются по территориальному признаку или по специализации, медицинскому профилю?

– Это зависит от типа размещаемого заказа. Если мы проводим торги на оказание услуги на поставки продуктов питания для стационаров, то заказчиков логично объединить по территориальному признаку. Если речь идет о централизации заказа на закупку кардиологических центров, то объединяться будут заявки от больниц, выполняющих процедуру стентирования. Во всем должна быть понятная логика.

– Каков уровень конкуренции на совместных торгах Департамента здравоохранения?

– Как правило, на них борются за победу более трех участников.

– Общая экономия, которая достигнута по результатам проведенных в текущем году совместных торгов, составила 15% (в денежном эквиваленте – 5,7 млрд руб.).

– С какими трудностями приходится сталкиваться поставщикам при исполнении крупных контрактов, заключенных по итогам совокупных торгов?

– Выполнение заказа, заключенного по итогам совместных торгов, – задача непростая. Вопервых, это всегда большие объемы поставок, вовторых, осуществлять их приходится зачастую не в течение одного года, а на протяжении двух-трех лет. Впрочем, для серьезных крупных компаний длительный и крупный контракт – это, скорее, преимущество. Он гарантирует стабильную загрузку мощностей, возможность планирования и обеспечивает дополнительные оборотные средства для развития производства. Инфляции поставщикам бояться не приходится, поскольку размер выплат по контракту индексируется в соответствии с индексом потребительских цен. Это удобно и заказчику, которому не надо проводить множество мелких торгов.

– Как Департамент здравоохранения обеспечивает исполнительскую дисциплину поставщиков и подрядчиков? Какие меры воздействия применяются к нерадивым исполнителям контрактов?

– Весь спектр мер воздействия мы применяем, начиная от штрафов и кончая расторжением контракта и внесения не справившегося с выполнением своих обязательств по контракту контрагента в реестр недобросовестных поставщиков. Мы активно пользуемся тем, что процедура расторжения заключенных договоров недавно упростилась, и теперь расторгнуть госконтракт с поставщиком можно в одностороннем порядке, уже нет необходимости обращаться в суд.

Больше всего претензий – к поставщикам лекарств и продуктов питания. Впрочем, речь идет чаще всего не о поставках некачественной продукции, а о нарушении обозначенных в договоре сроков поставки. В таких случаях мы жестко и без снисхождения выставляем штрафные санкции, ведь в случае поставки лекарств отсутствие льготных препаратов в аптеке хотя бы в течение нескольких дней может нанести серьезный ущерб здоровью пациента.

Со следующего года в связи с тем, что городские государственные унитарные предприятия переходят на закупки по правилам Закона о контрактной системе, работы по формированию лотов для совместных закупок у нас должно добавиться.

Подведомственные департаменту ГУПы, ОАО, ГАУЗ и ГБУЗ за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, осуществляют закупки в соответствии с 223-ФЗ и Положением о закупках. В положениях четко прописан ограниченный перечень форм размещения заказов (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...