Презентация на тему "лекарственные растения нашего края". Окружающий нас мир и культурные лекарственные растения

Предмет Окружающий мир 4 класс

Тема урока

Раздел «Ты и твоё здоровье»

Цель


«Пояснительная записка»

Пояснительная записка

Преподаватель Мельникова Галина Александровна

Предмет Окружающий мир 4 класс (УМК «Школа XXI века»)

Тема урока

Раздел «Ты и твоё здоровье»

Цель : Познакомить с лекарственными растениями своей местности;

Задачи:

Образовательная:

    расширение кругозора учащихся

Воспитательная:

    воспитание бережного отношения к природе родного края

    воспитание уважения к мнению товарищей
    Развивающая:

    развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса

    развитие творческих способностей младших школьников

    формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками

    формирование умения работать в группе сверстников.

Образовательное учреждение : МБОУ «Комсомольская СОШ №1» Чамзинского района, Республика Мордовия

Тип урока: урок изучения нового.

Средства обучения : презентация, толковые и орфографические словари, раздаточный материал для проверки домашнего задания, выполнения самооценки, гербарий «Лекарственные растения», конверты с заданиями для групповой работы, материалы для проектной работы

Данный урок составлен для проведения в 4 классе по предмету «Окружающий мир» (УМК «Школа XXI века»), в разделе «Ты и твоё здоровье», после ознакомления учащихся с различными видами заболеваний (грипп, аллергия), с домашней аптечкой.

Объем материала предполагает использование как на одном, так и на нескольких уроках, в зависимости от подготовки класса, особенностей развития детей, с учётом санитарных правил и норм (7 – 10 мин)

Организация работы детей в группах позволяет развивать умение работы в коллективе, воспитание уважения к мнению товарищей. Формирование групп осуществляется учителем, обращается внимание на соотношение групп по интеллектуальным и коммуникабельным способностям, межличностным отношениям.

Проверка домашнего задания в виде теста позволяет проверить материал, изученный ранее, направлена на развитие умения работать с заданиями тестового характера, развитию у учащихся умения проверять и оценивать свою работу.

Работа в группах с материалами «Домашней энциклопедии» направлена на поисковую деятельность учащихся, самостоятельное изучение нового материала, развитие познавательной активности учащихся, умение работать с большим объёмом информации.

Упражнение «Пишем грамотно» осуществляет межпредметную связь с уроками русского языка, закрепляет знания учащихся о написании слов с изученными орфограммами.

«Литературная страничка» знакомит детей с произведениями кубанских поэтов, на этом этапе можно продолжить отрабатывать навык выразительного чтения, предложить учащимся творческую работу (придумать стихотворение, сказку о лекарственных растениях.)

Викторина «Узнай растение» позволяет развитию анализировать, сравнивать изученный материал. На этом этапе урока формируется умение классифицировать растения по группам: деревья, кустарники, травы.

Работа с различными видами словарей направлена на развитие умения учащихся находить необходимую информацию в энциклопедиях, словарях, отработка умения работать с электронными справочниками, словарями. Возможно использование словарей и справочников в сети Интернет.

Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.).

Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня.

Ресурсы

Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html

Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/

Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html

Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343

Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html

Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753

Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477

http://www.artgide.com/cliparts/1876-.html

Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/

http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39

Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm

Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article

Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/

Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html

Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/

Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/

Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml

Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/

Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/

Крапива http://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе

Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html

Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/

Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html

Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253

http://www.photosight.ru/photos/1255887/

Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm

Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2

Просмотр содержимого документа
«лекарственные растения»

Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

П __Д__РОЖНИК

ДУВАНЧИК

ЗВ__Р__БОЙ


Дуб применяется как лекарственное растение очень давно. Ванны из дубовой коры помогают при общем ослаблении организма. Неразбавленный отвар пригоден для полосканий при стоматитах, для укрепления десен.

Душица

Многолетнее травянистое растение высотой до 60 см. Растет на лугах, окраинах полей, у дорог, среди кустарников, на склонах гор. Обладает успокаивающим действием. Траву душицы используют как приправу вместо черного перца.

Календула.

Однолетнее растение. Как дикорастущее растение встречается редко. Обладает противовоспалительным, успокаивающим действием. Используют при детском диатезе, головокружении, кашле, при ожогах, ушибах, болезнях полости рта.

Чистотел.

Многолетнее травянистое растение высотой до 1 метра. Растет как сорняк в садах, огородах, на всей территории края. Сок чистотела применяют для выведения бородавок, мозолей, веснушек и лечения различных кожных заболеваний.

Шиповник

Кустарник высотой 100-150 см, с красно-коричневыми блестящими ветвями. Настой из плодов шиповника помогает при простудных заболеваниях, кашле

Шиповник.

На зорьке румяной шиповник проснулся.

Он каждым листочком к заре потянулся.

А зорька к нему потянулась в ответ,

Бутоны окрасила в розовый цвет.

И в каждый бутон, как раз в серединку,

Вложила она голубую росинку.

Заденешь случайно шиповник плечом,

Окатит тебя он душистым дождем.

Татьяна Голуб

Крапива

Убегает торопливо

в глубину двора крапива.

Удивляется пырей:

Ну зачем в такие дали?

Д

К

Л

О

П

У

Х

У

Р

И

Р

Ю

Ц

Д

Ш

А

П

Д

Г

Ы

У

И

П

А

В

П

Г

Б

Ц

И

К

О

Р

И

Й

А

В

Ч

М

Я

Т

А

Ш

А

Л

Ф

Е

Й

З

А крапива:

Чтоб детей

Ненароком не ужалить.

Владимир Нестеренко

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правила сбора лекарственных растений.

Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.

Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.

Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяете;


Просмотр содержимого презентации
«окр мир 4 класс лекарственные растения»
















Шиповник.

На зорьке румяной шиповник проснулся.

Он каждым листочком к заре потянулся.

А зорька к нему потянулась в ответ,

Бутоны окрасила в розовый цвет.

И в каждый бутон, как раз в серединку,

Вложила она голубую росинку.

Заденешь случайно шиповник плечом,

Окатит тебя он душистым дождем.

Татьяна Голуб






Кустарники







Отвар из 1 чайной ложки корней цикория

на 500 мл воды варят 10 минут,

настаивают 2 часа, процеживают.

Применяют для теплых полосканий

при зубной боли.

Из корней цикория готовят

напитки, кофе.


Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления. Засахаренные корни употребляют при кашле.

Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая .



Настой из листьев одуванчика –

прекрасное средство от веснушек.

2 столовые ложки кипятят 10 минут.

Холодным настоем протирают кожу

2-3 раза в день.




п __ д __ рожник

ц __ корий

кр __ пива

зв __ р __ бой

п о д о рожник

ц и корий

кр а пива

зв е р о бой

Дуванчик

о дуванчик




  • Подготовить семейный рецепт

с использованием лекарственных растений;

  • Сочинить рассказ, сказку, стихотворение о лекарственном растении.

Слайд 2

Гипотеза: Большинство растений нашего края являются лекарственными. Цель: Узнать какие растения нашей местности являются лекарственными и используются ли они местным населением.

Слайд 3

Задачи исследовательской работы

Познакомиться с лекарственными травами, произрастающими в окрестностях сельского поселения Перегрёбное. Узнать правила сбора лекарственных трав. Провести опрос населения, чтобы узнать использует ли оно лекарственные растения для лечения заболеваний. Познакомить одноклассников с результатами своего исследования. Методы исследования Сбор информации. Определение лекарственных трав нашей местности. Опрос. Период проведения исследования май 2011 года – февраль 2012 года

Слайд 4

Правила сбора лекарственных растений

Корни выкапывают осенью после опадания листьев или ранней весной, очищают холодной водой. Надземную часть растений, содержащих летучие ароматические вещества, собирают в начале лета, когда полностью распустились листья и завязались бутоны. Зеленые листья и траву можно собирать все лето, но лучше весной. Цветки рвут полностью распустившиеся и только в ясную погоду. Плоды и семена собирают только зрелыми.

Слайд 5

Виды лекарственного сырья

Сердечно – сосудистые средства Отхаркивающие средства Кровоостанавливающие средства Желудочно-кишечные средства Витаминные средства

Слайд 6

Витаминные средства

  • Слайд 7

    Календула

    Ноготками календулу звали,Словно солнышки эти цветки,Семена же её собирали,Так похожие на коготки!Улыбается ласково утром,Раздвигая реснички цветов,А понюхаешь - яркою пудройРазукрасит! А запах таков,Что с другим перепутать едва лиСможем терпкий густой аромат!- А как лечит! Достойна медали! -Так в народе о ней говорят.

    Слайд 8

    Шиповник

    Пробуждается всё, набухают зелёные почки,Зажурчали ручьи – им бежать до реки далеко.Мать-и-мачехи нежные жёлтого цвета цветочкиУлыбаются яркому тёплому солнцу легко,И танцуют, кружатся, под пение птиц в хороводе,Те стараются – без дирижёра непросто им петь...Разгорается шар ослепительный на небосводе,Обнимает лучами своими, в надежде согреть...Небеса вдохновляют тебя обнажить своё сердце, Шерстяные одежды зимы разбросать и забыть,От нахлынувших чувств – понимаешь, что некуда деться,Появляется сильная жажда взаимно любить...И мечтать, и вздыхать о родной неземной половинке;В ожидании руки веночек весенний сплетут. Приходи поскорей по весёлой зелёной тропинке!..Мать-и-мачехи жёлтого цвета цветы приведут....

    Слайд 9

    Крапива

    Посмотрите, притаилась,И "пушистой" притворилась!Мы тебя, крапива, знаем,Ни за что срывать не станем. «Много свойств во мне целебных.Я лечу зверюшек бедных,Для всего живого царстваЯ - отличное лекарство!».

    Слайд 10

    Чистотел

    Разросся буйным цветом чистотелВ полях, лесах и огородеНалился желтым соком пышнотелНа радость Матушке-природе.Знать есть на то причина иль бедаЧто, несмотря на засуху он все пышнееХороший лекарь чистотел во все годаПочти от всех болезней панацея.Во всех он состояниях хорошЕго заваривают, пьют, им мажут телоСо всеми он на «ты» и в дом к любому вхожЖаль, только душу не омоешь чистотелом

    Слайд 11

    Ромашка

    Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка И сверкает солнце. Мы домой ее возьмем И на стол поставим. Если вдруг мы прихворнем Мы ее заварим.

    Слайд 12

    Одуванчик

    Одуванчик придорожныйБыл, как солнце, золотым.Но отцвел и стал похожимНа пушистый белый дым.

    Слайд 13

    Можжевельник

    Можжевельник, можжевельник,что печален, как отшельник?Снегом белым припорошенОдинок меж стройных сосен?И парадные ступенисторожишь, как пёсик верный.

    Слайд 14

    Багульник

    Где-то багульник на сопках цветет,Кедры вонзаются в небо...Кажется, будто давно меня ждетКрай, где ни разу я не был.

    Слайд 15

    Мать – и - мачеха

    Мать и мачеха по дороге, небо чистое на воде... Промочив по колено ноги я иду через лес к тебе...

    Слайд 16

    Социологический опрос

    Используют ли в вашей семье лекарственные растения? Чем больше лечитесь: травами или лекарствами? Где берете травы для лечения? Какие лекарственные травы используете для лечения?

    Мир растений невероятно богат и разнообразен. Наши далекие предки научились использовать их в своих целях: одни из них они употребляли в пищу, другие активно использовали в быту или строительстве. Со временем люди поняли, что в природе существуют еще и лекарственные растения, с помощью которых можно лечить многие недуги.

    С древних времен и до наших дней

    Древние люди, наблюдая за дикими животными, заметили, как те специально отыскивают лечебные травы или корешки, чтобы справиться с недугом. В течение многих лет ценную информацию о лекарственных растениях передавали из поколения в поколение.

    Люди, которые обладали такими знаниями, назывались знахарями или травниками. Только они знали, как и когда правильно собирать те или иные травы, коренья, плоды, как правильно из них готовить целебное снадобье, чтобы можно было помочь человеку справиться с болезнью.

    Рис. 1. Знахарь.

    Древние знания, накопленные в течение тысячелетий, используются в современной медицине. Лекарственные свойства растений помогают эффективно справляться со многими недугами, их вытяжки входят в состав многих медикаментов.

    При раскопках шумерского города археологами была найдена табличка, возраст которой насчитывает три тысячи лет. В ней подробно описаны 15 рецептов с использованием лекарственных трав, способных исцелить от некоторых болезней.

    Правила использования

    Во всем мире насчитывается более 300 тысяч различных растений, но лишь небольшая их часть обладает целебными свойствами.
    Их принято делить на две категории:

    • Официальные лекарственные растения. Их свойства хорошо изучены, и они используются при изготовлении различных лекарств. На территории России таких растений насчитывается около 300.
    • Лекарственные растения народной медицины. Их свойства мало изучены наукой, однако это не мешает травникам и знахарям использовать их в своих целях.

    Целебными свойствами обладают различные части растений. У одних активные вещества сконцентрированы в листьях, у других - в корнях или плодах.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Рис. 2. Заготовка лекарственных растений.

    При использовании лекарственных растений очень важно знать:

    • какие части растения применяются при тех или иных болезнях;
    • в какой период собирать лекарственное сырье, чтобы в нем было максимальное количество полезных веществ;
    • как правильно заготавливать собранный материал, чтобы он не утратил свои целебные свойства;
    • как применять лекарственное растение - в виде настоек, компрессов, отваров или мазей.

    Всем известны целебные свойства ромашки, которая помогает устранить следы отравления, справиться с воспалением горла. Кора дуба хорошо лечит кровотечение десен, а листья подорожника помогают остановить кровотечение при неглубоких ранах. Цветки липы, листья и ягоды малины - отличное природное средство при простуде.

    Рис. 3. Ромашка лекарственная.

    Многие лекарственные растения находятся на грани полного исчезновения. Это связано с плохой экологической обстановкой, вырубкой лесов, распашкой диких лугов и степей. Такие растения занесены в Красную книгу, и их ни в коем случае нельзя самостоятельно рвать или выкапывать.

    За много лет своего существования человечество научилось жить в более-менее сносной гармонии с окружающим миром. Мы получаем от природы огромное количество различных нужных нам веществ, среди которых далеко не последнее место занимают растения. Различные растительные культуры используются нами в качестве продуктов питания, их применяют в промышленности, косметологии и медицине. Окружающий мир – это сосредоточие огромного количества полезных даров природы, к которым относят и культурные лекарственные растения, являющиеся замечательным источником витаминов и прочих полезнейших веществ.

    Так для устранения авитаминоза совсем не обязательно отправляться в аптеку за поливитаминными препаратами, или же скупать на рынке ранние и, как известно, малополезные овощи. На обычном пустыре, в лесах и на лугах находится огромное количество дикорастущих съедобных растений. Кроме того такие представители флоры активно культивируются человеком в лекарственных целях.

    В принципе, витамины присутствуют во всех растениях, однако к витаминосодержащим относят лишь те культуры, которые способны избирательно накапливать витамины в объеме, способном оказывать выраженное фармакологическое воздействие. Такая доза обычно в пятьсот, а то и тысячу раз более, нежели в прочих растениях.

    Несмотря на то, что большинство витаминов ученые способны синтезировать синтетическим путем, витаминсодержащие растительные культуры сохранили свое значение для человечества. Такие растения широко применяются, в особенности при терапии малышей, пожилых людей, а также пациентов, склонных к аллергическим недугам.

    Ученые утверждают, что витамины из растительного сырья крайне удачно сочетаются с полисахаридами, а также с сапонинами и флавоноидами, соответственно, они с легкостью усваиваются организмом. Кроме того такие витаминные частицы значительно реже дают аллергические реакции, по сравнению с синтетическими аналогами. Также при потреблении растительного сырья организм человека может с легкостью защититься от передозировки витаминов, что практически невозможно при приеме фармацевтических препаратов.

    Лекарственные культурные растения, являющиеся концентраторами витаминов

    Львиное количество витамина С или аскорбиновой кислоты содержится в плодах черной смородины, плодах шиповника и рябины. Кроме того источниками такого полезного вещества принято считать плоды малины, листики крапивы, а еще плоды и листву земляники.

    Концентраторами и источниками витамина Р принято считать бутоны либо плоды японской софоры, ягоды черноплодной рябины и черной смородины. Кроме того масса такого вещества содержится в листьях чая.

    Огромное количество каротиноидов (провитаминов А) находится в плодах шиповника, облепихи и рябины. Кроме того ним богаты травы череды и топяной сушеницы, а также цветки календулы. Чуть меньший объем этого витамина присутствует в петрушке, листиках малины и тыкве.

    Известными концентраторами витамина К принято считать листики крапивы, траву пастушьей сумки и тысячелистника. Также значительное количество этого вещества находится в коре калины и кукурузных рыльцах.

    Отличными источниками витамина Е, или как его еще именуют токоферола, являются плоды облепихи и шиповника, а также масла на основе этих растений. Кроме того значительный объем этого элемента присутствует в семенах тыквы и льна, земляном орехе и золотом корне.

    Что касается витаминов группы В, то они содержатся во многих лекарственных культурных растениях. Так тиамином богаты зародыши злаков и капуста, пиридоксин присутствует в горохе, картофели и вереске, получить фолиевую кислоту можно из подорожника, листового салата и капусты брокколи.

    Витамины круглый год

    Конечно же, максимальное количество витаминов находится в свежих растениях. Однако пополнить свой организм нужным набором витаминных веществ можно круглогодично. Для этого лекарственные культуры вполне можно заготавливать впрок, кроме того их можно покупать в аптеках в виде высушенного сырья и в форме различных лекарственных препаратов – капсул, таблеток, настоек и БАДов.

    Для борьбы с авитаминозом можно собирать свежие лекарственные растения и использовать их в пищу. Так раньше всего в лесах появляется молодая крапива, ее ростки можно найти в проталинках еще задолго до полного схождения снега. Такое растение можно использовать при приготовлении салатов, щей, а также добавлять в пирожки. Но уже спустя десять дней после прорастания крапива становится непригодной к потреблению.

    Вслед за крапивой на полях появляются колокольчики и одуванчики. Первые применяются в виде листьев, которые едят сами по себе либо добавляют в салаты. А одуванчики используются практически полностью – листья вымачивают и применяют в кулинарии, на основе цветков варят варенье, а корень используют в терапевтических целях.

    В более позднее время для насыщения организма витаминами можно использовать цветки левкоя, листики примулы и красноднева. Отличной находкой также станет сныть, дикий лук и черемша. Кроме того к отличным съедобным источникам витаминов относят щавель, папоротник орляк и пастушью сумку.

    Заключение

    Конечно, наш окружающий мир многогранен и многолик, но его заметную часть составляют культурные растения. Они кормят нас, могут еще лечить нас от самых разных патологических состояний… А потому, как вы понимаете, важно понимать их ценность для нашей жизни и беречь от попадания в Красную книгу… И мы на этой странице сайта www.! Растения – это сама наша жизнь.

    Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

    Задачи:

    1. Развивающие:

    • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
    • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
    • формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
    • формирование умения логично и последовательно излагать сувою мысль;
    • развитие кругозора детей;
    • обогащение словарного состава учащихся;
    • развитие умения работать в коллективе.

    2. Образовательные:

    • познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.

    3. Воспитательные:

    • воспитание бережного отношения к природе;
    • воспитание положительного отношения к учёбе.
    • воспитание интереса к предмету «окружающий мир»;
    • воспитание умения работать в группе.

    Оборудование: доска, презентация (Приложение 1), иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых растений, план (на карточках) выполнения практической работы, иллюстрации для практической работы (болиголов пятнистый, мать-мачеха, багульник), кроссворд (на доске), гербарий (шиповник, крапива двудомная, брусника, малина, черника), ПК, мультимедийная установка.

    Ход урока

    1. Оргмомент

    Приветствие. Проверка готовности к уроку.

    Ученики сидят группами по 4 человека.

    2. Изучение нового материала.

    Учитель: Вам известно, что жизнь человека тесно связана с природой. Природа дает нам необходимые материалы для изготовления домов, машин, одежды, дает продукты питания и что очень важное, помогает продлевать нам жизнь. А каким образом это происходит, я предлагаю вам выяснить, мысленно переместившись на несколько веков назад, когда не было никаких следов цивилизации, а люди жили в пещерах. Как вы думаете, что тони делали, чтобы справится с различными заболеваниями?

    Ученики: Были колдуны. Они искали различные пути лечения болезней. Воздействовали на людей ритуальными танцами, заклинаниями и самое главное – применяли в качестве лекарств – различные травы.

    Учитель: Действительно. Ведь люди всегда болели, всегда получали травмы и, соответственно у них появлялась необходимость в медицинской помощи. Но больницы и аптеки были не всегда и не везде. И на помощь человеку пришла «Зелёная аптека»или растения, обладающие лекарственными свойствами. И сегодня на уроке мы поговорим о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

    Учитель: Сегодня мы занимаемся с вами группами. За каждый правильный ответ представителя той или иной группы, группа получает. В конце урока мы подсчитаем количество очков. Смотрим на доску. Что вы здесь видите?

    Ученики: Различные растения.

    Учитель: Я сейчас вам предлагаю разделить эти растения на группы. Какие у вас есть предложения?

    Ученики (1-2 у доски) распределяют у доски растения по признаку лекарственные – ядовитые:

    Учитель: Хорошо. Мы выяснили, что первая группа растений относится к лекарственным. Смотрим на экран. (Приложение 1. (слайд 2) ). Здесь представлены лекарственные растения и названия растений. Ваша задача – из данного списка растений выбрать название лекарственных растений и соотнести эти название с их изображениями.

    Ученики из списка растений выбирают нужные (те, что относятся с представленными лекарственными растениями) и располагают их в нужном порядке.

    Учитель: В каких целях мы используем эти растения?

    Ученики: Лечение ран, остановка кровотечения, снятие боли.

    Учитель: Где мы можем встретить эти растения? (Приложение 1. (слайд 3) )

    Ученики: Лес, луг, вдоль дорог.

    Учитель: Верно. Это лекарственные растения. Мы можем их собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Нужно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе.

    Учитель: У нас осталась вторая группа растений. Как мы их назвали?

    Ученики: Ядовитые растения.

    Учитель: Какие растения здесь изображены? (Приложение 1. (слайд 4) )

    Ученики из оставшегося списка растений выбирают те, что относятся к ядовитым растениям и располагают их в нужном порядке.

    Учитель: Как вы думаете, почему они называются ядовитыми?

    Ученики: Эти растения содержат вещества, которые, попадая в организм человека и животных, вызывают в нем болезненные изменения.

    Учитель: Вы совершенно правы. А тяжелое отравление может даже привести к смерти. Причем у одних растений яд содержится в листьях, у других – в семенах, у третьих – ядовиты все части растений. Необходимо их запомнить и уметь узнавать их среди других растений, чтобы не причинить себе вреда.

    Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

    Ученики: Лес.

    Учитель: Мы с вами выяснили, что эта группа относится к ядовитым растениям. Но я точно знаю, что эти растения можно разделить еще по одному признаку. Как вы думаете, по какому признаку?

    Ученики: Ядовиты лекарственные – нелекарственные.

    Учитель: Лекарственные – волчье лыко, ландыш, нелекарственные – вороний глаз.(Приложение 1. (слайд 5) ). Представляете, эти растения тоже лекарственные. Вещества, содержащиеся в них, являются ценными лечебными средствами, которые находят широкое применение в медицине. Поэтому, эти растения хотя и ядовитые, но считаются лекарственными. Но при их сборе нужно быть предельно осторожным, т. к. они могут нанести человеку вред.

    – Влияние волчьего лыка на дыхательные пути и кожу человека.

    Учитель: Все растения, о которых мы сегодня говорили, встречаются на территории Карелии. Но я каждую группу растений раздела бы еще на группы. Как вы думаете, по какому признаку?

    Ученики: Занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную книгу Карелии. (Приложение 1. (слайд 6) )

    Учитель: Верно. Вы знаете, что существует Красная книга Карелии, в которую занесены редкие, охраняемые виды растений, произрастающие на территории республики. Всвязи с этим, какие растения среди лекарственных растений войдут в число охраняемых?

    Ученики: Зверобой.

    Учитель: А среди ядовитых?

    Ученики: Ландыш, волчье лыко.

    Учитель: Скажите, пожалуйста, каково значение охраны этих растений?

    Ученики предлагают свои варианты.

    Учитель: Нужно запомнить, что эти растения являются охраняемыми, их ни в коем случае нельзя рвать для букетов, ломать. Ведь некоторые из них встречаются в небольших количествах и в определенных местах. А безразличие к жизни растений повлечет за собой серьёзные последствия: исчезновение растений не только в республике, но и на Земле.

    3. Физминутка (музыкальная).

    4. Практическая работа.

    Разъясняет план выполнения практической работы.

    План:

    1. Название растения.
    2. Место произрастания.
    3. Лекарственное или ядовитое.
    4. Занесено ли в Красную книгу.
    5. Использование в медицине.

    Напоминает о рациональном использовании времени.

    Ученики выполняют по группам практическую работу в течение 5 минут, используя гербарии и иллюстрации. После выполнения работы 1-2 ученика из каждой группы выступают перед классом.

    5. Закрепление изученного материала.

    Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам вспомнить изученный материал. Игра «Отгадай слово». Здесь спрятано слово, которое вам надо отгадать, ответив на вопросы.

    Почему мы дышим вольно
    И судьбой своей довольны.
    Хоть растем мы вдоль дорог
    И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

    И если, случится тебе простудиться
    Появится кашель, поднимется жар,
    Подвинь к себе кружку, в которой
    дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

    Была зелёной, маленькой,
    Потом я стала аленькой,
    На солнце почернела я,
    И вот теперь я спелая. (Смородина)

    Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой. (Вороний глаз)

    Красна, сладка, душиста
    Растет низко, к земле близко. (Земляника)

    Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)

    Ученики: Зашифровано слово «Правило».

    Учитель: А если мы вспомним наш разговор о лекарственных растениях, как мы можем связать это со словом «правило»?

    Ученики: Правило сбора лекарственных растений.

    Учитель: Как вы думаете, какие это будут правила?

    Ученики:

    1. Собирай только те растения, которые разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
    2. Узнай сроки сбора растений.
    3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
    4. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
    5. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.

    6. Обобщение изученного материала.

    Учитель проводит беседу, в ходе которой обобщаются знания о лекарственных и ядовитых растениях; классификации растений по признакам: лекарственные – ядовитые, занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную Карелии. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.

    Подсчитывается количество очков у каждой группы. Отмечаются те, у кого количество очков больше.

    Выставление отметок.

    7. Домашнее задание.

    1. Работа с учебником стр. 19–21.
    2. Составить правила сбора лекарственных растений в рабочей тетради.
    3. Сделать альбом «Лекарственные растения Карелии» с рисунками, фотографиями, необходимыми пояснениями.
  • Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...