Мыслительные операции, их характеристика. Основные виды мыслительных операций Операцией обратной обобщению является конкретизация

Умственные операции - действия, которые мы осуществляем в своем мышлении над материалом, реальным или воображаемым. Умственные операции это отдельные "кирпичики" или этапы нашего мышления. К основным видам умственных операций относят:

Сравнение,

Абстракцию,

Конкретизацию,

Индукцию,

Дедукцию.

Сравнение

Сравнение это умственная операция, состоящая в установлении сходства и различия между отдельными предметами или явлениями реального мира.

Когда человек наблюдает два предмета, волей или неволей он начинает замечать то, в чем эти предметы похожи или в чем они различаются. Внешне простая, эта операция включает в себя ряд сложных элементов. Не бывает "сравнения вообще", оно всегда зависит от того, какие именно свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными, что нас интересует. В зависимости от ситуации, от наших потребностей (порой весьма тонких) бывают разные основания сравнения.

Пример. Есть четыре человека. Трое из них интересуются книгами, четвертый нет. Первый интересуется книгами постольку, поскольку он интересуется, скажем, научной фантастикой. Встречая какую-нибудь книгу, он обращает внимание на те детали, которые могут показать, что она относится именно к научной фантастике. На обложке можно встретить фамилию знакомого автора, если автор неизвестен, тогда название произведения или характерное оформление обложки может выдать принадлежность книги к тому или иному жанру. Поэтому, встречая две книги, любитель фантастики будет сравнивать их между собой по авторам, названиям, оформлению. И, даже не заглядывая внутрь, может отдать предпочтение той или иной книги.

Другой человек тоже интересуется книгами, но интерес его профессиональный: он занимается издательской деятельностью. Такой человек, скорее всего, будет сравнивать книги между собой по другим основаниям: качеству бумаги, способам оформления обложки, размерам книги и еще каким-нибудь техническим характеристикам.

Четвертый человек совсем не интересуется книгами, по крайней мере их бумажными вариантами. Если он и читает книги, то только с экрана компьютера или мобильного устройства. Бумажные книги не занимают практически никакого места в жизни этого человека. И поэтому, что интересно и важно, основания для сравнения книг между собой временны и неустойчивы: сегодня две книги кажутся схожими/различными из-за цвета, завтра они сравниваются по размеру, послезавтра по году издания и т.д. .

Операция сравнения осуществляется или непосредственно, или опосредованно. Когда мы воспринимаем два предмета непосредственно, мы используем непосредственное сравнение. В противном случае мы используем опосредованное сравнение. При опосредованном сравнении мы можем использовать умозаключения, опирающееся на косвенные признаки.

Опосредованное сравнение вообще опирается на всю мощь нашего интеллекта, в качестве "посредника" при сравнении может быть использовано и, например, воображение, и наглядные действия. Ребенок не может узнать, стал ли он выше, сравнивая непосредственно себя настоящего и себя прежнего (например месяц назад). Однако он может воспользоваться наглядным трюком и отмечать свой рост на дверном косяке. И тогда по отметкам он сможет выяснить желаемую информацию.

Строго говоря, в природе вообще нет двух одинаковых предметов. Различаются между собой два любых камня, различаются небесные светила, нет двух абсолютно одинаковых птиц или насекомых. Надо полагать, даже двух одинаковых атомов или электронов не существует. Одинаковыми делает предметы наше мышление. Для этого, собственно, и существует операция сравнения.

Более того, человеческий разум придумал объекты, всегда одинаковые, при любых обстоятельствах. Речь, конечно, идет о математических - исключительно выдуманных - объектах. Так в математике все равносторонние треугольники с длиной стороны в 7 сантиметров всегда равны друг другу.

Операция сравнения исключительно важна для работы психики. И в любом сравнении, как мы уже говорили, лежит то или иное основание, те или иные существенные признаки. Интересно то, что в операции сравнения имеются индивидуальные отличия не только по основаниям, но и по алгоритму сравнения.

Пример. Имеется четыре человека (А, Б, В, Г) и два камня (Ъ и Ь). Перед испытуемыми ставится задача сравнить камни и вынести вердикт: одинаковые эти камни или разные. У всех испытуемых основной критерий сравнения - форма, но есть и второстепенные - цвет, размер. А и Б начали свои рассуждения так: "Предположим, Ъ и Ь одинаковы..." В и Г начали свои рассуждения иначе: "Предположим, Ъ и Ь разные..." Дальше они продолжили свои рассуждения. Испытуемый А установил: "Форма камней одинакова, значит гипотеза полностью подтвердилась". Испытуемый Б решил иначе: "Форма камней одинакова, но я еще не сравнивал по цвету и размеру; если окажется, что в чем-то они различны, то камни окажутся разными". Испытуемый В рассуждает иначе: "Форма Ъ и Ь одинакова, значит моя гипотеза не подтвердилась, и это значит, что камни не разные, а одинаковые". И последний испытуемый, Г: "Форма, конечно, одинакова, и это несколько противоречит моей гипотезе; надо будет сравнить еще по цвету и размеру; может быть, что они подтвердят мою гипотезу".

В отличие от абстрактных рассуждений в философии, формальной или математической логике в реальной жизни в большинстве случаев мы имеем несколько оснований для сравнения. При этом одни основания обычно несколько более важны, чем другие. Поэтому все четыре приведенных в примере алгоритма сравнения имеют под собой смысл. В зависимости от количества оснований, от их одинаковой или разной значимости бывает выгодно рассуждать так или иначе.

Операция сравнения нашим мышлением производится так часто и в большинстве случаев так быстро, что мы просто не успеваем отрефлексировать алгоритмы, по которым проводим сравнение. Алгоритмы бывают весьма разные и специфичные, не только такие простые логические, как в нашем примере. Сравнение может быть многокритериальным, когда в своей голове мы формулируем ряд критериев сравнения, а затем как бы выставляя в уме баллы сравниваемым объектам. Некоторые алгоритмы сравнения заложены в нас природой и до конца еще не изучены наукой.

Таково, например, слуховое восприятие, целиком построенное на сравнениях. Слушая очередной популярный мотивчик, мы сравнительно легко и не без удовольствия выискиваем в музыкальном опусе повторяющийся припев. Можем с уверенностью сказать, на какие другие опусы похож данный опус. Но четко расписать алгоритм сравнения двух музыкальных произведений между собой или хотя бы отдельных коротеньких участков мы не в состоянии, потому что сознанием этот интеллектуальный процесс сравнения мы контролируем очень слабо.

Операция сравнения присуща не только людям, но и животным, птицам. Самки многих животных, например, имея возможность сравнивать двух потенциальных брачных партнеров между собой, отдают предпочтение более крупному и физически развитому самцу. Гуси при встрече друг с другом встают на цыпочки и вытягивают вверх клюв, сравнивая свой рост и соревнуясь в этом показателе.

Операция сравнения - базовая для многих других мыслительных операций. Абстрагирование от одних свойств и обстоятельств, концентрация внимания на других предоставляет собой первичную структуризацию, упорядочение материала.

Анализ и синтез

Анализ - это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Суть данной операции состоит в том, что, воспринимая или представляя какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т.д.

С помощью анализа мы можем узнать, из каких частей состоит то, что мы воспринимаем. Анализ позволяет нам разложить целое на части, т.е. позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем. Не всегда, однако, имеется лишь один способ этого разложения целого на части. Если система весьма сложная, то этих способов может быть очень много. Поэтому, как и в случае операции сравнения, у анализа тоже могут быть основания.

Пример. Предположим, перед нами поставлена задача разбить город, в котором мы живем на несколько отдельных частей. В качестве основания разложения (анализа) мы можем взять уже сложившееся административно-территориальное деление (по районам). Можем разделить город на функциональные части: жилые районы, производственные, садово-парковые зоны. Можем выделить историческую часть (с домами, построенными, скажем, до 1917 года), современную часть и район новостроек. Можно разделить на правобережье и левобережье.

Анализировать можно не только те объекты, которые представлены нам наглядно. Можно анализировать, например, процессы. Если в какой-то организации была учреждена должность, например, экономиста-аналитика или маркетолога, то специалист, занявший ее, начнет свою работу с анализа: выяснит, какие вообще существуют структурные и функциональные подразделения в организации, какие конкретно задачи стоят перед организацией, кто ее партнеры и т.д. Без предварительного анализа в своей работе такой специалист будет тыкаться как слепой котенок.

При анализе наглядных предметов мы выделяем:

Существенные части предмета (структуру),

Цвет, форму, свойства материала и прочие свойства.

Анализ предметов, разумеется, может осуществляться не только в наглядном режиме, но и по памяти.

Синтез - это противоположная анализу операция, мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, мысленное сочетание отдельных их свойств.

Предположим, нам попался новый игрушечный автомобиль на радиоуправлении и нам очень хочется понять, как он работает. Мы сначала просто поиграем и понаблюдаем за поведением машинки. Затем можем разобрать ее вместе с пультом и провести анализ, то есть тщательно изучить структуру игрушки, понять из каких деталей она состоит. После этого мы можем собрать машинку (то есть провести синтез) и продолжить изучение поведения машинки. Можем опять разобрать машинку, изменить что-то в ее устройстве и собрать, посмотреть, что из этого выйдет.

Сам факт того, что нам удалось снова собрать машинку, уже показывает, что мы неплохо разобрались в ее устройстве.

Для синтеза, как и для анализа, характерно мысленное оперирование свойствами предмета. Однако нельзя утверждать, что синтез и анализ исключительно мыслительные (нематериальные) операции. Собирать и разбирать машинку, как в нашем примере, можно не только в уме, но и в смешанном виде: то есть на наглядном материале. Анализ и синтез это не какие-то "мистически непонятные" операции, это в буквальном смысле разложение и сборка того или иного объекта. И часто бывает более полезным разобрать машинку или что-то еще в буквальном смысле, нежели в уме. К слову сказать, рука человека представлена в коре головного мозга весьма большими участками и, манипулируя тем или иным предметом, "умная рука" может очень многое "объяснить".

На протяжении всей жизни человек постоянно, повседневно и даже ежечасно использует анализ и синтез. Придя, например, в новый супермаркет, покупатель в уме разбивает площадь магазина на отделы, анализирует ассортимент по производителям, выделяет сильные и слабые стороны в работе персонала, определяет, какие товары выгодно покупать, а какие нет.

Как анализ, так и синтез могут преследовать сугубо практические цели, а могут и теоретические. В последнем случае человека интересует лишь "истина ради истины", то есть он занимается вырабатыванием единой, научной картины (модели) мира.

Вне зависимости от практического или теоретического характера размышлений, анализ и синтез теснейшим образом связаны с другими умственными операциями, например сравнением. Сравнение двух объектов между собой может послужить толчком к анализу одного из этих объектов или обоих. Узнав, например, что не все продукты одинаково полезны, любопытный человек начнет допытываться почему и станет разбирать в своем уме продукты по компонентам. Внутри самой операции анализа может потребоваться сравнение: встретив в конструкции машинки две одинаковые шестеренки, человек может заинтересоваться, точно ли они одинаковые, а если разные, то насколько существенна эта разница.

Анализ и синтез между собой связаны очень тесно. В повседневной жизни мы обычно сами не замечаем того, как в своем уме сначала что-то "раскладываем по полочкам", а затем собираем в одно целое. Сами по себе анализ ради анализа и синтез ради синтеза практически не встречаются. Если мы что-то "разобрали по кирпичикам", то потом из этих "кирпичиков" хочется что-то сделать. А сделав что-то, хочется опять это разобрать.

Абстракция и конкретизация

Абстракция - мысленное отвлечение от каких-либо одних частей или свойств предмета в пользу других, более существенных признаков. Можно абстрагироваться от каких-угодно признаков или свойств объекта. Абстрагироваться от чего-то - значит не придавать этому значение, игнорировать это обстоятельство.

Можно абстрагироваться от возраста, пола и характера своих сослуживцев. Тогда можно будет оценивать коллег более объективно, по деловым качествам.

Можно отвлечься от того обстоятельства, что Земля круглая, и построить футбольное поле плоским, а не выпуклым.

Можно абстрагироваться от температуры мороженого и считать растаявшее мороженое тоже мороженым.

Абстракция бывает слабой и сильной. В первом случае мы абстрагируемся от одного-двух признаков, обстоятельств. Во втором случае мы абстрагируемся от всего прочего, кроме одного-двух признаков или обстоятельств.

Если абстрагироваться от всего, кроме возраста, пола и характера, то можно составить небольшой личностный портрет: "Пожилая сварливая женщина" или "Отважный, но самонадеянный молодой человек".

Если абстрагироваться от всех прочих обстоятельств кроме того, что Земля круглая, то можно сказать что планета Земля - это одно большое футбольное поле.

Если абстрагироваться от всего кроме температуры, то можно сказать, что все холодные предметы - есть мороженое.

Прелесть абстракции состоит не только в том, что мы можем рассуждать о таких понятиях, как "бесполый человек" или "плоская Земля", но и в том, что мы можем рассуждать о сильных абстракциях - признаках, отвлеченных от объектов-носителей. Мы можем судить о таких абстрактных вещах, как температура, пол человека, возраст, круглая форма, прямоугольная форма, форма, цвет, демократия, психология.

Что дает нам способность к абстракции? Например, она широко используется при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Сказав "стол", мы абстрагируемся от прочих, представляющихся второстепенными, признаков, таких как цвет, габариты, материал, функциональные возможности, и представляем некий образ целого класса предметов. В слове "стол" мы представляем лишь абстрактную характеристику: довольно большой предмет с плоской поверхностью, за которым можно сидеть и на котором можно выполнять те или иные ручные действия, высотой в треть или половину человеческого роста.

Далеко не каждый человек может дать определение столу, но все люди прекрасно знают это понятие и грамотно его используют. Некоторые абстрактные понятия вообще нельзя объяснить прямо, только косвенно. Так, например, без применения научного аппарата нельзя объяснить другому человеку, чем отличается зеленый цвет от красного. Можно лишь в примерах, через конкретизацию, сказать, что зеленый - цвет растений, а красный - цвет зрелых помидоров или кетчупа.

Еще сложнее объяснить смысл слов, обозначающих не наглядные предметы. Как дать определение любви? Или демократии? Чувство глубокой симпатии? А что такое симпатия? Глубокая привязанность к другому человеку или объекту? А как отличить глубокую привязанность от неглубокой? Власть народа? Над кем?

В этом состоит очень интересная особенность человеческой психики: мы можем часами изъясняться словами-абстракциями, но дать определение этим словам нам дается значительными усилиями.

Среди видов абстракции иногда выделяют:

Практическую (непосредственно включенную в процесс деятельности),

Чувственную (внешнюю),

Высшую (опосредованную, выраженную в понятиях).

Чистая абстракция, абстракция ради абстракции, может завести очень далеко в рассуждениях. В противовес ей существует конкретизация - представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

Если абстракция это разрывание связей между признаками, переход от рассмотрения единичных случаев к общим, то конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Конкретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем.

Примеры. Было абстрактное понятие "предмет мебели" - стало менее абстрактное (более конкретное) понятие "стол". Конкретизируя, можно перейти к "письменный стол", "мой домашний письменный стол", "мой домашний письменный стол, тот, которым он был десять лет назад".

"Деятельность" - "Профессиональная деятельность" - "Врачевание" - "Выдергивание зубов".

"Животное" - "Хищник" - "Представитель семейства кошачьих" - "Домашняя кошка" - "Моя кошка Муся".

Индукция и дедукция

Важная особенность нашей мыслительной деятельности заключается в том, что в результате ее мы получаем (можем получить) новое знание. Получению нового знания непосредственно предстоит умозаключение, которое тоже относят к мыслительным операциям. Обычно различают два основных вида умозаключений:

Индуктивные умозаключения (индукцию),

Дедуктивные умозаключения (дедукцию).

Индукция - переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи.

Примеры. Предположим, мы сделали ряд наблюдений. В нескольких зоопарках мы видели медведей. Все они были бурого цвета. Отсюда мы сделали вывод, что все медведи - бурые.

За свою жизнь мы видели очень много птиц. Все они имели перья, кроме тех, что продаются в магазине. Отсюда мы сделали вывод, что все живые птицы имеют перья.

Перебрали в уме много разных чисел. Оказалось, что какое бы большое не было число, всегда найдется еще больше. Отсюда сделали вывод, что не существует на свете самого большого числа.

Как и в любой мыслительной операции, в индукции мы можем допустить определенные ошибки, сделанное умозаключение может оказаться недостаточно достоверным или совсем ложным. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки предметов и явлений.

Умозаключения вида "Некоторые медведи - бурые" тоже относятся к индуктивным. И их делать совсем не сложно. Достаточно просто понаблюдать несколько бурых медведей. Значительно сложнее с сильными утверждениями вида "Все медведи - бурые". Даже понаблюдав тысячу медведей, среди которых все оказались бурыми, нельзя утверждать, что все медведи бурые, потому что мы не знаем, видели ли всех возможных медведей на свете.

Опросив 1200 респондентов в ходе социологического исследования можно выяснить, что все опрошенные поддерживают политика Васисуалия Лоханкина. Это будет истиной. Однако индуктивное умозаключение "Все жители нашего города (страны) поддерживают Васисуалия Лоханкина" останется предположительным и недоказанным. Доказанным будет лишь то, что некоторые жители поддерживают указанного политика. И от этого факта никуда не денешься.

Хотя в строгом, логическом смысле индуктивные умозаключения не точны, в повседневном обиходе они, разумеется, приносят огромную пользу. Купив несколько раз в одном и том же магазине испорченные продукты, можно прийти к индуктивному выводу, что все (многие) продукты из этого магазина - испорченные. Понаблюдав за тем, как часто врет какой-то человек, можно сделать индуктивный вывод, что он вообще обычно говорить неправду.

Умственной операцией, противоположной индукции, является дедукция - умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Например, зная то, что на три делятся все числа, сумма цифр которых кратна трем, мы можем утверждать, что число 412815 разделится на три без остатка. В то же время зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем быть уверены в том, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.

Индукция через обобщения разной степени точности и достоверности помогает нам обогащать свои знания об окружающем мире. Можно сказать, что картина (модель) мира и состоит из множества разных индуктивных выводов. В юные годы, когда человек учится, он значительно чаще использует операцию индукции. В зрелые же годы, когда наступает пора действовать чаще оказывается нужной дедукция, потому что именно она помогает в решении конкретных жизненных проблем.

Врач, поставив определенный диагноз пациенту, опираясь на знание общих закономерностей протекания данной болезни, делает вывод о том, как надо лечить конкретного пациента. Опытный автомеханик, зная типичные проблемы автомобилей данной модели и наблюдая определенные симптомы, делает вывод о предполагаемых неполадках. Покупатель, зная, что все зрелые бананы желтого цвета, не покупает зеленые.

Как и индукция, дедукция - довольно рискованное умозаключение. Зная, например, что среди инженеров большинство - мужчины, выпускница школы может передумать поступать в технический вуз, хотя в школе имела успехи по математике и физике.

Кроме индукции и дедукции в логике выделяется еще традукция - умозаключение, не сопровождающееся переходом от частного к общему или наоборот. Самый характерный пример традукции - аналогия. Имея довольно смутное представление (модель) рассматриваемого объекта, мы можем обратиться к аналогии, то есть взять другой объект, а точнее его модель, что-то подкорректировать в этой модели и использовать ее на текущем объекте. Если ученики, например, не очень понимают как устроена земная кора, то учитель может привести аналогию со слоеным пирогом.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. Рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления. Процедурой, обратной А., является синтез, с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Синтез состоит в том, что знание о предмете получается путем соединения его элементов и изучения их связи. Одна из логических операциймышления. Задания на С. предметов,изображений,понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Анализируются основания для С., которые использует человек, легкость перехода от одного из них к другому и т.д.

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация. С помощью этих операций мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности в нашем сознании, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда мыслительных операций.

Чтобы отразить с помощью мышления какие-либо связи и отношения между предметами или явлениями объективнога мира, необходимо, прежде всего, в восприятии или представлении выделить те явления, которые становятся объектом мышления. Вычленение предмета мысли является, таким образом, исходной мыслительной операцией, без которой не может осуществиться процесс мышления.

Например, чтобы понять причину неудачного выполнения спортсменом данного физического упражнения, необходимо сосредоточить свою мысль на этом упражнении и на тех условиях, при которых оно выполнялось. Выделение объекта из сенсорного поля имеет место и в процессах внимания и восприятия. Однако в процессе мышления это выделение всегда связано с осознанием задачи, которая стоит перед нами, оно предполагает всегда предварительную постановку вопроса, который и определяет собой выделение интересующих нас объектов.

Дальнейшей мыслительной операцией является сравнение выделенных объектов. Сравнивая явления друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определённых отношениях. Например, низкий и высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена.

Сравнение позволяет нам установить иногда не сходство или различие предметов, но их тождество или противоположность. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаём их и глубже проникаем в их своеобразие, чем в тех случаях, когда рассматриваем их без соотношения к другим явлениям.

Чтобы осуществилось сравнение, необходимо мысленно различать отдельные свойства предметов и мыслить эти свойства отвлечённо от самих предметов. Такая мыслительная операция называется абстракцией. Абстракция всегда соединяется с обобщением, потому что абстрагированные свойства предметов мы сейчас же начинаем мыслить в их обобщённом виде.

Например, разбираясь в характерных особенностях удара боксёра при нокауте, мы выделяем такое его свойство, как резкость; при этом мы мыслим это свойство в его обобщённой форме, пользуясь понятием резкости, сложившимся у нас на основании знакомства с этим явлением во многих других случаях (не только в боксе, но и в фехтовании; не только при ударе, но и при отбивании мяча и т. д.), т. е. как соединение силы с кратковременным прикосновением к поражаемому объекту.

Абстракция является умственной операцией, которая позволяет мыслить данное явление в его самых общих, а потому и наиболее существенных, характерных чертах. Уже одна эта умственная операция позволяет нам отразить в своём сознании сущность явления: поражающая сила удара при нокауте заключается именно в его резкости.

Однако абстракция всегда предполагает и противоположную ей мыслительную операцию - конкретизацию , т. е. переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности. В учебном процессе конкретизация часто выступает как приведение примера для установленного общего положения. В соединении с абстракцией конкретизация является важным условием правильного понимания действительности, так как она не позволяет нашему мышлению отрываться от действительности, от живого созерцания явлений. мышление психология абстракция

Благодаря конкретизации наши абстракции становятся жизненными, за ними всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. Лучше всего это достигается приведением не одного, а нескольких различных примеров, в которых данная абстракция находит своё конкретное выражение. Например, мы лучше поймём сущность абстрактного положения "жизнь есть форма существования белковых тел", если конкретизируем его на примерах и из растительного, и из животного мира, в отношении, как микроорганизмов, так и более совершенных существ. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми, оторванными от жизни, а потому и бесполезными абстракциями.

От абстракции и обобщения следует отличать такие мыслительные операции, как анализ и синтез . Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. Анализ часто применяется в практической деятельности, когда мы стремимся лучше овладеть тем или другим предметом в процессе труда. Здесь он приобретает форму фактического расчленения предмета на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на элементы.

Например, думая о сложной структуре прыжка, мы мысленно выделяем в нём следующие основные элементы, или части: разбег, толчок, фаза полёта, приземление. Этот мысленный анализ облегчается тем, что и в действительности мы можем выделить эти моменты и совершенствовать в процессе тренировки скорость разбега, силу толчка, правильность группировки в полёте и т. д. Синтезом называется обратный процесс мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его элементов, которые были познаны нами в процессе его анализа.

Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов. Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать так, что сперва должен быть произведён анализ, а потом синтез. Всякий анализ предполагает синтез, а синтез всегда предполагает анализ.

При анализе выделяются не всякие части, а лишь те, которые имеют для данного предмета существенное значение. Например, в таком физическом упражнении, как прыжок, можно отметить много разных элементов: движение рук, движение головы, мимику лица и т. д. Все эти элементы в той или другой степени связаны с данным упражнением, и мы их выделяем. Однако в процессе научного анализа мы опираемся не на эти, а на существенные части целого, без которых это целое не может существовать.

Существенными для прыжка являются не мимика лица или движения головы и рук, а разбег и толчок. Это выделение существенных элементов при анализе сложного явления происходит не механически, а в результате понимания значения отдельных частей для целого явления. Прежде чем мысленно выделить существенные признаки или части, мы должны иметь хотя бы смутное общее синтетическое понятие обо всём объекте в целом, в совокупности всех его частей. Такое понятие возникает в результате предварительного, образующегося ещё до детального анализа общего представления о предмете на основе практического знакомства с ним.

Таковы те сложные мыслительные операции, в результате которых мы получаем понятия об окружающих нас предметах и явлениях. Однако явления окружающего нас мира существуют не разобщённо, а всегда в связи друг с другом. Адекватное отражение объективных предметов в нашем мышлении требует, поэтому не только образования множества соответствующих понятий, но и их классификации и систематизации .

Классификацией называется подведение отдельных предметов или явлений - на основании присущих им общих признаков - под более общие понятия, обозначающие определённые классы тех или иных предметов или явлений. Например, для точного отражения объективной действительности недостаточно иметь отдельные понятия о берёзе, дубе, сосне, ели и т. д. Надо иметь понятие об определённых классах соответствующих предметов или явлений, а именно о классе хвойных деревьев.

Отнесение предмета к определённому классу не только позволяет отразить в нашем сознании многообразие явлений, но и уточняет наши познания об отдельных предметах. То, что при классификации химических элементов мы относим серу в группу металлоидов, а цинк - в класс металлов, углубляет наше понятие об этих химических элементах. Без отнесения в родственные классы на основании сходных признаков наши понятия о предметах были бы ограниченными, неполными.

Классификация будет ценной лишь тогда, когда она совершается не вообще по сходным признакам, а по тем сходным признакам, которые имеют существенное значение для данного ряда явлений. Там, где такая классификация затруднена или ещё не завершена, отсутствует и глубокое понимание сущности явлений. Примером может служить отсутствие адекватной классификации физических упражнений, которые часто распределяются по классам или в зависимости от времени года (зимние и летние виды спорта), или в связи с применением тех или иных предметов (гимнастические упражнения на снарядах, со снарядами, без снарядов, с палками, мячами и т. д.).

Все такие попытки классификации неудачны, поскольку опираются на случайные признаки. Нельзя правильно понять природу физических упражнений, пока они отражаются в нашем сознании как многообразие видов, ещё не объединённых в классы по существенным признакам.

Систематизацией называется расположение установленных нами классов предметов или явлений в определённом порядке, в соответствии с их общими законами. Благодаря систематизации явления объективного мира отражаются в нашем сознании не разобщённо, а в определённой системе, что позволяет глубже понять их взаимосвязь и правильнее использовать эти знания в нашей практической деятельности.

Примером плодотворной научной систематизации явлений может служить открытие Д.И. Менделеевым периодической системы элементов. Д.И. Менделеев не ограничился уточнённым распределением химических элементов на классы по их существенным признакам. Самые классы химических элементов он стремился понять не как случайные явления, а как определённую систему, вытекающую из общих законов природы. Это удалось ему сделать тогда, когда он открыл зависимость качественных особенностей химических элементов от их атомного веса.

Огромное значение систематизации для познания мира видно из того, что она помогает открытию новых явлений и уточнённому пониманию связей между ними. Без периодической системы Д.И. Менделеева открытие новых элементов осталось бы по-прежнему стихийным, каким оно было на стадии только классификации этих явлений. Только правильная систематизация позволила предвидеть качественные особенности ещё неизвестных элементов и направить научную мысль на их открытие.

Когда перед нами встаёт необходимость доказать истинность тех или других суждений, мы прибегаем к умственной операции, называемой умозаключением .

В ряде случаев истинность или ложность суждений устанавливается в результате непосредственного восприятия. Такими, например, являются суждения: "сегодня жаркий день", "Иванов пришёл первым к финишу", "пять больше трёх" и т. д., которые называются, поэтому непосредственно очевидными. Но в большинстве случаев истинность суждений нельзя вывести из непосредственного наблюдения. Например, истинность суждения "сумма углов треугольника равна двум прямым" не является очевидной, а должна быть доказана, что и осуществляется путём умственной операции, называемой умозаключением.

Всякое умозаключение представляет собой рассуждение, в котором истинность определённого суждения выводится из истинности других суждений. Правильно построенное умозаключение всегда создаёт уверенность в необходимости и обязательности выводов, к которым оно приводит. Для этого оно должно опираться на строго проверенные, вполне достоверные предварительные знания. Малейшая ошибка, допущенная в оценке первичных данных, на которых строится умозаключение, приводит к его ошибочности. Однако чтобы сделать правильные выводы из достоверных знаний, необходимо также, чтобы сами умозаключения подчинялись определённым правилам, рассматриваемым в специальной научной дисциплине - логике.

Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения (дедукцию и индукцию), а также и умозаключения по аналогии (на основании сходства предметов или явлений).

Дедукцией называется умозаключение, в котором из заранее известных общих положений делается вывод об определённых частных истинах. Этот вид умозаключения наиболее часто применяется в математике. Например, чтобы доказать, что данный угол в треугольнике больше другого, строят следующее дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в треугольнике против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух достоверных положений делается вывод: следовательно, данный угол больше другого.

Существует мнение, что дедуктивные умозаключения только уточняют наши знания, раскрывая в частном выводе то, что в скрытой форме уже содержалось в общем суждении. Однако в ряде случаев дедуктивные умозаключения могут приводить и к важным открытиям. Таким, например, было открытие планеты Нептун, а также и некоторых химических элементов.

Индукцией называется умозаключение, в котором из наблюдений над некоторыми частными случаями делается общее заключение, распространяемое на все, в том числе и на не наблюдавшиеся случаи. Этот вид умозаключения чаще всего применяется в естественных науках. Например, наблюдая в одном-двух случаях пользу яровизации растений, мы распространяем это положение на все случаи произрастания растений, хотя они и не наблюдались нами. Достоверность индуктивных умозаключений опирается на реально существующее и подтверждённое человеческой практикой единство и взаимосвязь объективных законов природы и общества.

Из этого вытекает, что раз наблюдённая существенная связь явлений должна повториться при сходных условиях. Для истинности индуктивных умозаключений необходим всесторонний учёт условий, при которых совершается явление. Без этого индуктивные выводы будут отличаться лишь известной степенью вероятности.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Например, усматривая некоторое сходство физических показателей, характерных для Земли и Марса, делают вывод о возможности жизни на Марсе. Легко видеть, что заключения по аналогии отличаются не достоверностью, а всего лишь большей или меньшей вероятностью и нуждаются в подтверждении другими доказательствами. Однако польза умозаключений по аналогии несомненна: она заключается в догадке, которая толкает научную мысль на дальнейшие исследования.

Страница 20 из 42

Мыслительные операции.

В психологии выделяют следующие операции мышления (см. рис.11): анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация. С помощью этих операций мышления осуществляется про­никновение в глубь той или иной сто­ящей перед человеком проблемы, рас­сматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познавае­мого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма и раз­бирает его на отдельные части. Так в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. В ходе анализа какого-либо предмета его свойства, являю­щиеся наиболее важными, значимыми, существенными, инте­ресными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вы­зывают активный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга) и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Таким образом, физио­логической основой психического процесса анализа будет оп­ределенное соотношение возбуждения и торможения в выс­ших отделах головного мозга.

Рис. 11. Мыслительные операции

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение эле­ментов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное един­ство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред­метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявле­нии таким образом общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются прежде всего путем сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е. начинается с синтеза. В ходе этого синтети­ческого акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. - выделение в них общего и раз­личного. Например, ребенок сравнивает между собой разных представителей класса млекопитающих и с помощьюучителя постепенно вычленяет наиболее общие признаки этих живот­ных. Так сравнение ведет к обобщению.

Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различ­ных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки.

На­пример, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами, в частности, можно объединить в одну группу, в один класс общности цвета вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака и т.д. Однако это сходство (общность) между ними еще никак не выражает действительно существенных свойств перечисленных предметов. В данном случае сходство основано на их чисто внешних, лишь очень поверхностных, несущественных признаках. Обобщения, ко­торые делаются в результате такого поверхностного, неглу­бокого анализа объектов, не имеют большой ценности и к тому же постоянно приводят к ошибкам. Обобщение, осно­ванное на поверхностном анализе чисто внешних свойств, например, кита, заставляет сделать глубоко ошибочный вывод о том, что кит - это не млекопитающее, а рыба. В данном случае сравнение этих объектов выделяет среди их общих признаков только сходные, но несущественные (внешний вид, рыбообразная форма тела). И наоборот, когда в результате анализа вычленяются общие свойства как существенные, ста­новится ясно, что кит относится не к рыбам, а к млекопитаю­щим. Следовательно, всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной группы однородных предме­тов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство явля­ется существенным для данной группы объектов. Общие суще­ственные признаки выделяются в ходе и в результате углуб­ленного анализа и синтеза.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие при­знаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из со­вокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений чело­века об определенной совокупности предметов или явлений. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвле­чении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция - отвлечен­ное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущест­венных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью вы­явления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отно­шения в некотором многообразии предметов и явлений, системати­зировать их и тем самым построить определенную классификацию. Классификация Категоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. –систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Одной из задач теоретического мышления является опре­деление способа выведения частных проявлений системного объ­екта из его всеобщего (существенного) основания, из определён­ного исходного отношения в системе. Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляетсяметодом “восхождения от абстрактного к конкретному”.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основ­ных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

1. Характеристика мышления

2. Стадиям развития мышления в онтогенезе

3.Основные логические операциями мышления

4. Характеристика речи

5. Функции речи

6. Виды речи

1. Характеристика мышления

Человеку доступны два вида познания чувственное и рациональное. Посредство ощущений и восприятия, осуществляемых с помощью органов чувствительности, человек воспринимает объективную действительность на уровне явлений и не может познать скрытые свойства объектов, вскрыть общие, закономерные связи и отношения между ними. На уровне чувственного познания невозможно выделить сущность вещей, их внутреннее строение.

Преодолеть границы непосредственного чувственного познания человеку позволил переход к мышлению. Именно мышление представляет собой более высокий и качественно новый уровень познания - рационального (лат. rationalis - разумный). С помощью мышления человек переходит от непосредственного отражения единичных предметов или явлений действительности к ее опосредствованному отражению. В качестве средств используются знаки, прежде всего речь.

Мышление не дано человеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием его деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных.

2. По стадиям развития в онтогенезе выделяются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность заключается в тесной связи с чувственным отображением действительности. Оно может иметь место только в том случае, если ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия. Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и сохранятся как специфический вид мышления в течение всей жизни человека.

Мышление может опираться не только на реальную ситуацию или реальный объект, представленный в восприятии, но и на образ данного предмета. Так у ребенка в дошкольном возрасте формируется наглядно-образное мышление. Ребенок уже способен представлять мир в образах, относительно независимых от действий. В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не с самим предметом, а с элементами его образа, которые могут быть представлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннего психического образа объекта. Наглядно-образное мышление также развивается и функционирует в течение всей жизни человека.

На третьей стадии происходит еще более глубокий отрыв мышления от реального объекта. Человек начинает оперировать понятиями и логическими конструкциями, функционирующими на базе языка. У него формируется словесно-логическое мышление - высший этап развития мыслительной деятельности.

3. Основные логические операциями мышления. К ним относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.

Анализ - процесс разделения предмета на основные части и изучение его отдельных частей, рассмотрение объекта с различных сторон.

Синтез - процесс соединения различных элементов, сторон в единое целое с целью изучения их связей и получения новых знаний о предмете.

Сравнение - выявление сходства и различий между предметами. Сравнение позволяет выявлять общие свойства предметов и определять существенные связи и отношения.

Обобщение - объединение предметов по какому-либо признаку. Обобщение по существенным признакам лежит в основе формирования понятий.

Абстрагирование - вычленение какого-либо признака в объекте и отвлечение от остальных, несущественных.

Конкретизация - применение общего признака к конкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретных вещах.

Операции мышления являются взаимозависимыми, обладают свойствами обратимости и дополнительности. Каждая из парных мыслительных операций имеет смысл только во взаимосвязи с другой: анализ с синтезом, сравнение с обобщением, абстрагирование с конкретизацией.

Посредством мышления человек решает различного рода задачи теоретические и практические . Соответственно выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление направлено на познание законов объективной реальности. Решение теоретических задач не предполагает быстрой реализации результатов на практике.

По степени развернутости и осознанности процесса решения задачи выделяют рациональное ( аналитическое) и интуитивное мышление . Первое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании. Интуитивное мышление основано на решении без логического анализа ситуации и без осознания пути нахождения решения.

В процесс мышления всегда включены эмоции, но они могут выполнять в нем различные функции. По этому критерию выделяют реалистическое и аутистическое мышление . Цель реалистического мышления - получение правильного познания окружающего мира и нахождение истины. При аутистическом мышлении ход и содержание мысли подчиняются желаниям и эмоциям, чувству удовольствия. Следствием является нечувствительность к противоречиям и ошибкам, нарушение процесса обобщения. Аутистическое мышление свойственно детям. У взрослых оно имеет место при сверхсильной мотивации или в состоянии аффекта.

Результаты, получаемые в процессе мышления, характеризуются различной степенью новизны. В зависимости от этого выделяют репродуктивное и творческое мышление. Существует подход, при котором критерием творческого мышления считается создание новых продуктов, обладающих общественной значимостью (объективная новизна). Некоторые учёные рассматривают новизну результата по отношению к самому мыслящему человеку (субъективная новизна). При репродуктивном мышлении человек использует заданные цели, шаблонные схемы и стереотипные способы решения.

4. Характеристика речи Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.

Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии. Речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

5. Функции речи. Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи - функция коммуникации, т.е. передачи информации. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

6.Виды речи. Речевая деятельность может осуществляться человеком как на основе воспроизведения речевых образов во внешнем, так и во внутреннем плане. В связи с этим принято различать внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь адресована к другим людям, внутренняя - к самому себе. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов. Устная речь может быть монологической, диалогической и эгоцентрической. Монологическая и диалогическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая - к самому себе. Монологическая речь является самым сложным видом устной речи.

Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении. Поскольку она обращена к самому себе, то нет надобности, в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет человек во внутренней речи, отличаются от слов внешней речи тем, что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.

Наряду с внешней и внутренней речью существует так называемая эгоцентрическая речь, которая занимает промежуточное место между ними. По форме своего существования ее можно отнести к внешней речи, так как она может проявляться или в форме устного высказывания, или в письменном виде, но в отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая речь проявляется и у детей, и у взрослых.

Дополнительные материалы

Взоимосвязь мышления и речи

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.

Поведенческая психология попыталась установить между ними тожество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как "деятельность речевого аппарата" (Дж.Уотсон). К.С.Лешли в своих опытах попытался обнаружить посредством специальной аппаратуры движения гортани, производящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные операции.

Такое сведение мышления к речи обозначает упразднение не только мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуцированию. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли; мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем; мы отбрасываем подвернувшееся нам слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она – интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, однако, что мысль всегда и сразу появляется в уже готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся. От этой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы. В процессе речевого оформления мысли работы над речевой формой и над мыслью, которая в ней оформляется, взаимно переходят друг в друга.

В самой мысли в момент ее зарождения в сознании индивида часто переживание ее смысла для данного индивида преобладает над оформленным значением ее объективного значения. Сформулировать свою мысль, т.е. выразить ее через обобщенные безличные значения языка, по существу означает как бы перевести ее в новый план объективного знания и, соотнеся свою индивидуальную личную мысль с фиксированными в языке формами общественной мысли, прийти к осознанию ее объективированного значения.

Как форма и содержание, речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика – структуру мышления; они не тожественны. Поскольку в речи отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в речи, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу этого нельзя непосредственно отожествлять мышление с речью, сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою "технику". Эта "техника" речи связана с логикой мысли, но не тожественна с ней.

Наличие единства и отсутствие тожества между мышлением и речью явственно выступают в процессе воспроизведения. Воспроизведение отвлеченных мыслей отливается обычно в словесную форму, которая оказывает, как установлено в ряде исследований, в том числе и проведенных нашими сотрудниками А. Г. Комм и Э.М.Гуревич, значительное, иногда положительное, иногда – при ошибочности первоначального воспроизведения – тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем запоминание мысли, смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы. Эксперимент показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное – так, что словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе еще не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить ее. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то положение, что единство мышления и речи не может быть истолковано как их тожество.

Утверждение о несводимости мышления к речи относится не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречающееся в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой, фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической – синтаксической и стилистической – структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.

Итак: 1) между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; 2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в "производящую причину" мышления; 3) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

В процессе эволюции взглядов на природу и сущность мыслительного процесса, особое внимание ученых привлекал вопрос формирования мыслительных операций. , в отличие от других физиологических процессов, совершается на основе определенной логики. Это позволяет выделить отдельные структурные элементы: абстрагирование, анализ и синтез, классификация и категоризация, конкретизация, обобщение, сравнение, — и охарактеризовать их. Закономерности функционирования названных операций мышления и есть по сути основными внутренними, специфическими основами мышления. Их изучение помогает получить детальное объяснение всех внешних проявлений мыслительной деятельности.

  • Абстрагирование
  • Анализ и синтез
  • Классификация и категоризация
  • Конкретизация
  • Обобщение
  • Сравнение

Абстрагирование

Абстрагирование (абстракция) – один из основных процессов умственной деятельности человека, познание на основе выделения существенных, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления, отвлечение от несущественных сторон. В повседневной жизни умение абстрагироваться чаще всего сопряжено с умением сосредоточиться на поиске и решении самого важного аспекта рассматриваемой проблемы.

В зависимости от целей абстрагирования существуют формальная и содержательная абстракции. Формальная абстракция – выделение свойств предмета, которые независимо от него не существуют (например, форма или цвет). Служит основой усвоения знаний детьми, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления. Содержательная абстракция – вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстракции развивает способность оперировать свойствами отдельно.

Анализ и синтез

В любом виде интеллектуального труда – в области математики, политологии, живописи и др.– широко применяются анализ и синтез. Речь идет не о научных методах, а о взаимосвязанных мыслительных операциях.

Этимология слова «анализ» восходит от древнегреческого «разбивать», «расчленять». Как мыслительная операция анализ подразумевает изучение вещи, свойства, процесса или отношения между предметами путем реального или мыслительного расчленения целого на составляющие. Данная операция – одна из базовых в процессе познания и предметно-практической деятельности человека.

Примером практического анализа может служить химический процесс расщепления молекулы кухонной соли на ионы Натрия и Хлора с целью изучения состава и молекулярных связей. Умственная операция анализа предполагает теоретическое умение оперировать составляющими частями предмета или явления и на основании этого делать определенные выводы. Например, благодаря умственному анализу ребенок учится различать геометрические фигуры как набор отдельных характеристик: квадрат состоит из четырех прямых линий, треугольник отличается от квадрата количеством углов и линий.

Синтез (от древнегреческого «соединение», «складывание») – изучение чего-либо через объединение вещей, понятий, суждений о явлении или предмете с целью получить комплексное и разностороннее представление о нем. Примером синтеза может быть случай, когда во время написания реферата по истории на тему «Общие черты экономических систем СССР и Китая», студент, опираясь на знания двух разных тем, определяет что было общего в развитии двух главных социалистических стран в заданный период.

Джон Локк в своем «Опыте о человеческом разуме» был уверен, что знания создаются путем комбинирования восприятия, представления и других видов знаний. Иммануил Кант в «Критике чистого разума» утверждал, что есть две взаимно дополняемые операции: анализ – понимание через изучение частей, синтез – понимание через связь, объединение составляющих, восхождение от единичного к множественному. Говоря обычным языком, анализ и синтез – две стороны одной медали.

Классификация и категоризация

С классификацией и категоризацией мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно, она насколько прочно вошла в нее, что большинство людей даже не задумываются, когда прибегают к такой мыслительной операции. На протяжении всей жизни, понятия и знания о предметах мы чуть ли не на подсознательном уровне относим их к той или иной категории, что приводит к удобству использования информации. Практически все вокруг нас подчиняется определенной логике: будь то отделы в супермаркете или дорожные знаки.

Большинство современных словарей используют термины «классификация» и «категоризация» как взаимозаменяемые. Существует и отличное мнение о том, что «категория» более широкое понятие чем «класс», но даже в таком случае определение самого термина остается прежним. Классификация – логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик. Пример – известная нам еще со школьной скамьи таблица:

Конкретизация

Конкретизация (от латинского «сложившийся») – прием познания, логическая операция, связанная с переносом некоего общего утверждения на конкретный предмет или явление. Например, известно, что коррозия металлов происходит в результате влияния окружающей среды, в частности кислорода, на металл. Следовательно, открыв новый металл, можно предположить, что и он будет коррозировать под влиянием кислорода.

Обобщение

Обобщение – логическая операция противоположная конкретизации. Подразумевает перенос частного утверждения, применимого в отношении одного или нескольких объектов, на другие объекты, в результате которого оно перестает быть конкретным, приобретая общий характер. Так, изучив фотосинтез на примере нескольких растений, можно сделать вывод о том, что процесс невозможен без солнечного света и у других растений.

Сравнение

Каждый человек хоть раз слышал умозаключение: «Все познается в сравнении». Действительно, определить что хорошо, а что лучше, сопоставить свойства двух объектов возможно только прибегнув к операции сравнения – процессе количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) объектов. Сравнение – важнейшая мыслительная категория на основе которой складывается наше представление об окружающем мире.

Все вышеперечисленные логические операции взаимно дополняются, помогают получать и преобразовывать информацию, быстро использовать ее в нужный момент.

Развитие способности совершать мыслительные операции

Мало кто из взрослых задумывается сегодня над тем, что много детских игр и предлагаемых в начальной школе задачек построены таким образом, чтоб развивать основные мыслительные операции. Логические цепочки, ребусы, загадки и головоломки преследуют цель развить навыки абстрактно-логического мышления с детства, научить выявлению сходства и различий в объектах, определению понятий, исключению лишнего. Вырастая, мы совершаем эти операции, не задумываясь, но порой сталкиваемся с трудностями при решении . Это как раз и связано с тем, что с годами занятий профессиональной деятельностью, наш мозг до автоматизма совершенствует выполнение тех или иных задач связанных с родом занятий. Но как только мы встречаемся с другой областью – возникают трудности. Чтоб этого не происходило, нужно постоянно совершенствоваться, развивая все основные мыслительные операции. Помогут в этом упражнения на умение понимать, идентифицировать и применять эти операции.

Классическими образцами таких игр являются шахматы, нарды, скрэббл. В советское время довольно популярными были головоломки со спичками, которые сегодня обрели новую жизнь благодаря популяризации в соцсетях. Попробовать свои силы в такого рода задачках вы можете с помощью .

Интересным и эффективным упражнением на развитие мыслительных операций может стать прохождение теста на IQ. Существует много его разновидностей, самый популярный из которых – тест Айзенка . С рекомендациями по прохождению таких тестов, которые в наше время также популярны при устройстве на работу, вы можете ознакомиться .

Детальная информация о развитии разных типов мышления, а также упражнения для их тренировки собраны в курсе . Пройдите его, если заинтересованы в развитии своего мышления!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...