Тема: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток различных организмов. Живые клетки Задачи на моногибридное скрещивание

Вопрос 1. Что является единицей строения живых существ? Как она называется и кто дал ей такое название?

Единицей строения, функционирования и развития живых существ является клетка. Такое название ей дал английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист Роберт Гук (1635 - 1703).

Вопрос 2. Как давно люди узнали, что тела живых существ состоят из клеток? Объясните, почему это не было известно раньше.

В 1665 г., рассматривая под усовершенствованным трёхлинзовым микроскопом в 40-кратном увеличении тончайший срез пробки, Роберт Гук открыл мельчайшие ячейки, похожие на такие же ячейки в мёде, и дал им название "клетки". В том же 1665 г. Роберт Гук впервые сообщил о существовании клеток.

Вопрос 3. Есть ли клетки, которые можно увидеть без микроскопа. Если да, приведите примеры.

Растительные клетки с крупными вакуолями: лук, апельсины, помело. Вы можете держать эти крупные клетки в руках. Есть еще организмы относящиеся к царству грибов с гигантскими многоядерными клетками образующие многоядерные шизонды.

Вопрос 4. Рассмотрите рисунок на странице 108 учебника. Назовите главные части живой клетки.

Каждая клетка имеет три главные части: наружную мембрану, которая одевает клетку, цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержимое клетки, и ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

Вопрос 5. Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

Клетки живые. Они дышат, питаются, расту и делятся. Из одной клетки получаются две. Затем из каждой новой, когда она вырастает, – ещё две. Благодаря этому растёт и развивается весь организм.

Вопрос 6. Человеческий организм берет начало от одной клетки, образующейся в результате слияния двух половых клеток. Взрослый организм состоит примерно из 100 триллионов клеток. Откуда появляется такое множество клеток?

Множество клеток появляется из-за того, что клеткам организма присуще постоянное деление путем митоза. Из одной клетки образуется две дочерние. Такими темпами в организме человека появляется большое количество клеток.

Вопрос 7. Рассмотрите на рисунке клетки различных частей животного. Как вы думаете, почему в одном организме так много разновидностей клеток? Попробуйте по их виду сказать о том, какую работу они выполняют.

В организме чаще всего бывает много разновидностей клеток. Они отличаются друг от друга по форме и размерам. Например, совсем по-разному выглядят клетки, образующие в теле человека мышцы, кости, нервную систему. Есть и особые клетки – половые. Они разные у мужчин и женщин. Женскую половую клетку называют яйцеклеткой, а мужские клетки – сперматозоидами. Эти клетки дают начало новому организму, проще говоря, благодаря им появляются дети. Чтобы это случилось, яйцеклетка и сперматозоид должны соединиться. Их слияние называют оплодотворением. Оплодотворённая яйцеклетка многократно делится, и из неё развивается зародыш.

Вопрос 8. Объясните, почему яйцеклетки намного крупнее большинства других клеток.

Одна эта клетка содержит в себе основу для развития абсолютно всех других клеток, целого организма, а также первоначальный запас для роста и питания. Пример тому не только клетки внутри млекопитающих, чьи дети развиваются и растут в утробе. Но к примеру яйца птиц и земноводных это ведь самая настоящая яйцеклетка. Только развивающаяся вне материнского организма. То есть в одной этой клетке содержаться все вещества из которых потом сформируются остальные.

1. Что является единицей строения живых существ? Как она называется и кто ей дал такое название?
Клетка является единицей строения живых.
клеточная теория была разработана немецкими учёными Т.Шванном и М.Шлейденом.

2. Как давно люди узнали, что тела живых существ состоят из клеток? Объясните, почему это не было известно раньше?

В 1665 г., рассматривая под усовершенствованным трёхлинзовым микроскопом в 40-кратном увеличении тончайший срез пробки, Роберт Гук открыл мельчайшие ячейки, похожие на такие же ячейки в мёде, и дал им название "клетки". В том же 1665 г. Роберт Гук впервые сообщил о существовании клеток.

3. Есть ли клетки, которые можно увидеть без микроскопа? Если да, приведите примеры.

Растительные клетки с крупными вакуолями: лук, апельсины, памелла. Вы можете держать эти крупные клетки в руках. Есть еще организмы относящиеся к царству грибов с гигантскими многоядерными клетками образующие многоядерные шизонды.

4. Рассмотрите рисунок на с. 30 учебника. Назовите главные части живой клетки.

Части клетки: цитоплазма(полужидкое вещество); ядро(хранение и передача наследственной информации); ядерная оболочка - отделяет ядро от цитоплазмы; рибосомы - синтезирование белка; митохондрии(вырабатывается энергия; клеточный центр - деление клетки.

5. Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

Клетки дышат растут питаются делятся.

6. Человеческий организм берет начало от одной клетки, образующейся в результате слияния двух половых клеток. Взрослый организм состоит примерно из 100 триллионов клеток. Откуда появляется такое множество клеток?

Множество клеток появляется из-за того, что клеткам организма присуще постоянное деление путем митоза. Из одной клетки образуется две дочерние. Такими темпами в организме человека появляется большое количество клеток.

7. Рассмотрите на рисунке клетки разных частей растения и тела человека. Как вы думаете, почему в одном организме так много разновидностей клеток? Попробуйте по их виду сказать о том, какую работу они выполняю.

Каждая группа клеток в организме выполняет определенную функцию (питание, дыхание, размножение и т.д.), т.к. необходимых для нормального функционирования процессов в организме множество, одна клетка не смогла бы с ними справиться, поэтому клетки в организме распределены по выполняемым функциям.
Клетки человека: многоядерные клетки - будут клетками поперечно-полосатой мышечной ткани; бесцветные клетки, имеющие амебоподобную форму - лейкоциты, функцией которых является фотосинтез; красные безъядерные клетки - эритроциты (переносчики кислорода и углекислого газа).
Клетки растения: мелкие, бесцветные, плотно прилегающие друг к другу клетки - это клетки кожицы; зеленые бобовидные клетки - замыкающие клетки устьица; зеленые клетки - клетки, осуществляющие фотосинтез.

8.* Объясните, почему яйцеклетка намного крупнее большинства других клеток.

Одна эта клетка содержит в себе основу для развития абсолютно всех других клеток, целого организма, а также первоначальный запас для роста и питания. Пример тому не только клетки внутри млекопитающих, чьи дети развиваются и растут в утробе. Но к примеру яйца птиц и земноводных это ведь самая настоящая яйцеклетка. Только развивающаяся вне материнского организма. То есть в одной этой клетке содержаться все вещества из которых потом сформируются остальные.

Текущая страница: 2 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

5. Живые клетки

Это произошло более 300 лет назад. Английский учёный Роберт Гук рассматривал под микроскопом тонкий срез бутылочной пробки, сделанной из коры пробкового дуба. То, что увидел Гук, стало великим открытием. Он обнаружил, что пробка состоит из множества маленьких полостей, камер, которые он назвал клетками . Вскоре было установлено, что и другие части растений состоят из клеток. Более того, было обнаружено, что из клеток построены тела животных и человека.


Микроскоп Гука. Срез пробки под микроскопом


Если бы мы сумели уменьшиться в миллион раз, перед нами открылись бы удивительные возможности. Мы смогли бы проникать внутрь клеток и исследовать их, как путешественники исследуют таинственные джунгли, пещеры или морские глубины. Если бы мы при этом были неутомимы и побывали внутри у самых разных организмов, нам удалось бы выяснить следующее.

Как ни разнообразны живые существа, населяющие нашу планету, все они имеют клеточное строение. Тела растений, животных, человека построены из клеток, словно дома из кирпичей. Поэтому клетки часто называют «кирпичиками» организма. Но это очень и очень приблизительное сравнение.

Во-первых, клетки сложно устроены, не то что вылепленные из глины кирпичи. Каждая клетка имеет три главные части: наружную мембрану , которая одевает клетку, цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержимое клетки, и ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

Во-вторых, наши «кирпичики» – живые. Они дышат, питаются, растут… и делятся. Из одной клетки получаются две. Затем из каждой новой, когда она вырастает, – ещё две. Благодаря этому растёт и развивается весь организм.


Так выглядит современный микроскоп


И наконец, в-третьих, в организме чаще всего бывает много разновидностей клеток. Они отличаются друг от друга по форме и размерам. Например, совсем по-разному выглядят клетки, образующие в теле человека мышцы, кости, нервную систему. Есть и особые клетки – половые . Они разные у мужчин и женщин. Женскую половую клетку называют яйцеклеткой , а мужские клетки – сперматозоидами . Эти клетки дают начало новому организму, проще говоря, благодаря им появляются дети. Чтобы это случилось, яйцеклетка и сперматозоид должны соединиться. Их слияние называют оплодотворением . Оплодотворённая яйцеклетка многократно делится, и из неё развивается зародыш. Развитие человека в теле матери длится 9 месяцев. Когда ребёнок рождается, трудно поверить, что жизнь ему дали всего лишь две маленькие клетки – мамина яйцеклетка и папин сперматозоид.

В организме человека примерно 200 разновидностей клеток. А их общее количество – около 100 трлн. Это число записывают так: 100 000 000 000 000.



Большой мир маленьких клеток*

Мы уже знаем, что в организме любого растения, животного, человека есть органы. Клетка тоже имеет «органы». Они располагаются в цитоплазме и называются органоиды , т. е. «подобные органам». Некоторые из них вы видите на рисунке. Митохондрии отвечают за дыхание клетки, лизосомы – за пищеварение. А сеть каналов напоминает кровеносные сосуды – по ним разные вещества попадают из одной части клетки в другую.

Почти все клетки очень малы. Их не увидишь без микроскопа. А яйцеклетку курицы все вы не раз видели: это желток яйца. Огромная клетка! Ещё больше она в яйце страуса: ведь в нём могло бы поместиться около 30 куриных яиц.

Яйцеклетки рыб и лягушек – икринки – гораздо меньше птичьих. Но и они намного крупней большинства других клеток.

Яйцеклетки такие крупные потому, что содержат большой запас питательных веществ, необходимый для развития зародыша.

Во многих клетках растения есть особые органоиды зелёного цвета – хлоропласты (от греч. «хлорос» – зелёный). Они-то и придают растению зелёный цвет. Хлоропласты очень важны для растений: именно в них на свету происходит образование питательных веществ.



Вопросы и задания

1. Что является единицей строения живых существ? Как она называется и кто ей дал такое название?

2. Как давно люди узнали, что тела живых существ состоят из клеток? Объясните, почему это не было известно раньше.

3. Есть ли клетки, которые можно увидеть без микроскопа? Если да, приведите примеры.

4. Рассмотрите рисунок. Назовите главные части живой клетки.

5. Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

6. Человеческий организм берёт начало от одной клетки, образующейся в результате слияния двух половых клеток. Взрослый организм состоит примерно из 100 триллионов клеток. Откуда появляется такое множество клеток?

7. Рассмотрите на рисунке клетки разных частей растения и тела человека. Как вы думаете, почему в одном организме так много разновидностей клеток? Попробуйте по их виду сказать о том, какую работу они выполняют.

8.* Объясните, почему яйцеклетки намного крупнее большинства других клеток.

Живые существа имеют клеточное строение. Главные части клетки – наружная мембрана, цитоплазма и ядро. Живые клетки дышат, питаются, растут, делятся. Они разнообразны по форме и размерам. Среди них есть половые клетки, которые дают начало новому организму.

6. Химический состав клетки

Вы уже знаете, что все живые организмы сходны по строению: они состоят из клеток. Но, оказывается, сходен и их химический состав – клетки всех организмов состоят из одних и тех же элементов. В настоящее время учёным удалось обнаружить в составе клетки более 80 химических элементов из 111 известных.



Элементы, встречающиеся в живой клетке, широко распространены и в неживой природе – атмосфере, воде, земной коре. Нет таких элементов, которые встречались бы только в живых организмах.

Большинство элементов находится в клетке в виде химических соединений – веществ . Различают неорганические и органические вещества.

Самое распространённое неорганическое вещество в живом организме – вода , её содержание в среднем составляет до 80 % массы тела. Даже в эмали зубов содержится 10 % воды, а в костях – до 20 %. Это объясняется той ролью, которую вода выполняет в клетке. Прежде всего она определяет физические свойства клетки, её объём, упругость. Многочисленные химические реакции проходят именно в водной среде, так как вода – хороший растворитель. Да и сама вода участвует во многих химических реакциях.


Раковины моллюсков состоят из солей кальция


Гемоглобин содержится в эритроцитах – красных клетках крови


Крахмал накапливается в клубнях картофеля


Вода помогает удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате обмена, способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ по организму.

Входят в состав живых организмов и минеральные соли , правда, в незначительных количествах: они составляют до 1 % массы клетки. Самые распространённые – это соли натрия и калия, они обеспечивают выполнение такой важной функции организма, как раздражимость. Соли кальция придают прочность костной ткани, раковинам многочисленных моллюсков.

Органические вещества содержатся только в живых организмах. Это белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Белки – это основные вещества клетки. Если из клетки удалить всю воду, то 50 % её сухой массы составят белки. Это очень сложные соединения. Белок гемоглобин переносит кислород, именно он придаёт крови красный цвет. Ни одно движение, связанное с сокращением мышц, не осуществляется без сократительных белков. Участвуют белки и в защите организма от инфекций, свёртывании крови и во многих других процессах.

Важную роль в организме играют и углеводы . Это хорошо известные всем глюкоза, сахароза (свекловичный сахар, который мы едим каждый день), клетчатка, крахмал. Основная функция углеводов – энергетическая. «Сжигая» глюкозу, организм получает энергию, необходимую для идущих в нём процессов. Живые организмы могут запасать углеводы в виде крахмала (растения) и гликогена (животные и грибы). В клубнях картофеля крахмал составляет до 80 % сухой массы. У животных особенно много углеводов в клетках печени, мышц – до 5 %.

Выполняют углеводы и другие функции, например опорную и защитную. Клетчатка входит в состав древесины, хитин образует наружный скелет насекомых и ракообразных.

Жиры выполняют в организме ряд функций. Они дают организму до 30 % необходимой ему энергии. У некоторых животных жиры накапливаются в больших количествах и предохраняют организм от потери тепла.

Большое значение имеют жиры и как внутренний резерв воды. В результате протекающего в клетках распада жиров из 1 кг жира образуется до 1,1 кг воды. Это очень важно для животных, впадающих в зимнюю спячку, – сусликов, сурков: благодаря своим жировым запасам они могут не пить до двух месяцев. Верблюды во время переходов по пустыне обходятся без питья до двух недель: необходимую организму воду они извлекают из своих горбов – вместилищ жира.


Подкожный жир предохраняет тело тюленя от переохлаждения


Нуклеиновые кислоты (от лат. «нуклеус» – ядро) ответственны за хранение и передачу наследственных признаков от родителей потомству. Они входят в состав хромосом – особых структур, расположенных в клеточном ядре.


Хромосомы передают наследственные признаки от родителей детям


Распределение веществ и отдельных химических элементов в природе неоднородно.

Некоторые организмы активно накапливают элементы, например бурые водоросли – иод, лютики – литий, ряска – радий, моллюски – медь.

Тело медузы состоит из воды на 95 %, клетки мозга человека – на 85 %, кровь – на 80 %. У млекопитающих потеря воды, превышающая 10 % массы тела, приводит к смерти.

Волосы, ногти, когти, шерсть, перья, копыта почти целиком состоят из белка. Яд змеи – это тоже белок.

У китов толщина подкожного жирового слоя достигает 1 м.






Бурая водоросль фукус


Диаграмма распространённости химических элементов на Земле


Застывшая лава


Кристаллы минералов


Разломы породы


Сталактитовые образования в пещере

Вопросы и задания

1. Перечислите элементы, составляющие основу живых организмов.

2. Какие вещества относят к неорганическим; органическим? Используя рисунок, составьте круговые диаграммы содержания в клетке (в %) неорганических и органических веществ.

3. Какова функция воды в живом организме?

4. Охарактеризуйте значение в организме минеральных солей.

5. В чём заключается роль белков в организме?

6. Назовите известные вам углеводы. Какие из них встречаются в растительных, а какие – в животных организмах? Охарактеризуйте значение этих органических веществ.

7. Охарактеризуйте роль жиров в организме.

8. Какие органические вещества клетки обеспечивают хранение и передачу наследственной информации? Где они располагаются в клетке?

9. Рассмотрите диаграммы. Чем различается химический состав тел живой и неживой природы? Существуют ли элементы, которые встречаются только в живых организмах?

10. Какие факты свидетельствуют о единстве происхождения всех живых организмов?

Изучение химического состава семян.

Обратитесь к электронному приложению

Изучите материал и выполните предложенные задания.

Наиболее распространённые элементы в живых организмах – кислород, углерод, азот, водород. В состав живых организмов входят органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) и неорганические вещества (вода, минеральные соли).

7. Вещества и явления в окружающем мире*
Вещества

Мир, который окружает человека, очень разнообразен. Вы изучили строение Солнечной системы и знаете, что её составляют Солнце, планеты, их спутники, астероиды, кометы, метеориты. Все они называются телами . Изучая строение Земли, вы тоже знакомитесь с телами – это куски горных пород, минералов. Растения, животные, человек – тоже тела.

Всё, что нас окружает, – тела живой и неживой природы, изделия – состоит из веществ . Железо, стекло, соль, вода, полиэтилен – это вещества. Их очень много. В настоящее время известно более 7 млн разных веществ, и каждый год люди синтезируют новые, ранее неизвестные. Учёные многих стран работают над созданием экологически чистого автомобильного топлива, высокоэффективных минеральных удобрений, лекарств от гриппа, СПИДа и многих других болезней.



В природе вещества находятся в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вещества могут переходить из одного состояния в другое.

В большинстве случаев вещества встречаются в виде смесей . Иногда это хорошо заметно даже невооружённым глазом. Например, глядя на кусочек гранита, можно увидеть, что он состоит из смеси веществ: кварца, слюды и полевого шпата, а вот в однородном на вид молоке только под микроскопом можно различить капельки жира и белки, плавающие в жидкости (воде).


Составные части гранита


Вещества без примесей называют чистыми . В природе таких веществ не существует. Их получение – одна из важных задач химической промышленности. Чистые вещества используют в электронике, атомной промышленности, при производстве лекарственных препаратов.

Примеси могут резко менять свойства веществ. Небольшая добавка соли или сахара изменит вкус воды, капля чернил – её цвет. Эту особенность заметили ещё очень давно. Древние металлурги получали сплавы (смеси металлов) – бронзу, латунь и другие, отличающиеся от исходного металла, меди, большей прочностью, стойкостью к воздействию воды и воздуха. При получении стали незначительная добавка металла хрома делает её нержавеющей, а добавка вольфрама придаёт ей способность выдерживать очень высокие температуры.

В смеси каждое вещество сохраняет свои свойства. Зная эти свойства, смеси можно разделять на составные части.


Разделение смеси


Вещества бывают простые и сложные . Для того чтобы ответить на вопрос, чем они отличаются, нужно знать особенности строения вещества. Не один век учёные пытались узнать, как же оно устроено.


Модели молекул простых и сложных веществ


В настоящее время известно, что все вещества состоят из мельчайших частиц: молекул, атомов или ионов. Они так малы, что увидеть их невооружённым глазом невозможно. Молекулы – это частицы, состоящие из атомов. Атомы одного вида называют элементами . В одной молекуле может быть два, три и даже сотни и тысячи атомов. Ионы – это видоизменённые атомы. В будущем вы узнаете о строении этих частиц более подробно.

Изучая строение атомов, учёные установили, что атомы отличаются друг от друга, т. е. в природе существуют разные виды атомов: один вид – атомы кислорода, другой – атомы углерода и т. д. Современной науке известно 111 видов атомов (элементов). Соединяясь между собой в различных комбинациях, они образуют то многообразие веществ, которое существует в природе.

Теперь мы сможем ответить на поставленный вопрос. Если в состав веществ входят атомы одного вида, то такие вещества называют простыми. Это хорошо известные вам металлы (железо, медь, золото, серебро) и неметаллы (сера, фосфор, графит и многие другие).


Нагревание смеси железа и серы. Получение сложного вещества сульфида железа. Железо + сера = сульфид железа


Жидкая вода


Водяной пар


Вещества, состоящие из частиц, образованных атомами разных видов, называют сложными. Например, вода, углекислый газ.

В результате реакции можно получить новое сложное вещество, например сульфид железа. В нём нет простых веществ – серы и железа. Они входят в его состав как атомы определённых видов (атомы серы и атомы железа).

Многообразие явлений природы

Окружающий нас мир постоянно изменяется: испаряется вода, тает снег, разрушаются скалы, горит дерево, ржавеет железо, гремит гром, сверкает молния. Такие изменения называют явлениями . Что у них общего и чем они отличаются? Проведём небольшое исследование.

Вы видите, что при нагревании форма тела (кусочка льда) изменилась, однако состав вещества (воды) остался прежним.

При прокаливании медной пластинки образовалось новое вещество – оксид меди.

Проведённые опыты показывают, что в одних случаях происходит образование новых веществ, в других – нет. На основании этого признака различают физические и химические явления.


При нагревании воды новые вещества не образуются


При прокаливании медной пластинки атомы меди взаимодействуют с атомами кислорода, и образуется новое вещество


К физическим относят тепловые, механические, световые, звуковые, электрические и магнитные явления. С ними мы постоянно встречаемся в повседневной жизни.


Стыки железных рельсов


Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел, называют тепловыми.

При нагревании длина и объём тел увеличиваются, а при охлаждении – уменьшаются. Это явление необходимо учитывать в строительстве и промышленном производстве. При прокладке железнодорожных и трамвайных путей на стыках рельсов оставляют небольшие промежутки, поэтому при нагревании и удлинении рельса путь не разрушается. При строительстве мостов один конец моста обычно устанавливают на специальных катках. Благодаря этому при тепловом расширении или сжатии мост не разрушается.


Установка моста на специальных катках


Изменение состояния воды


При изменении температуры вещество может переходить из одного состояния в другое, что хорошо видно на примере изменения состояния воды.

Примером механических явлений может служить изменение формы тела, например сжатие и распрямление пружины.

Движение живых организмов, небесных тел, транспорта, скатывание камней и снега с гор, подъём и спуск груза, вращение колёс – все перемещения тел в пространстве – это тоже механические явления.

Световые явления связаны с особенностями светового луча. Например, прямолинейность его распространения объясняет образование теней.


Солнечное затмение



Способность света отражаться от тел, на которые он падает, даёт нам возможность видеть их.

Удивительно красивы световые явления в природе, например радуга. Она образуется в результате разложения света в каплях дождя.

Это только некоторые примеры физических явлений. Основной признак всех этих явлений – сохранение веществ.

Теперь рассмотрим химические явления . По-другому эти явления называют химическими превращениями или химическими реакциями. В результате таких реакций образуются новые вещества, которые отличаются от исходных по ряду признаков.

Человек использует химические реакции для получения минеральных удобрений, лекарств, красок, моющих средств. Учёные создают новые вещества, каких в природе не существует.

Некоторые химические реакции протекают очень медленно, и мы их не замечаем, они длятся миллиарды лет. Например, твёрдый камень горных пород – известняк под действием воды и углекислого газа разрушается и превращается в другие вещества. Вода вымывает их – так в горах образуются пустоты, пещеры.

Другие реакции происходят очень быстро (горение, взрыв). Так сгорает топливо в двигателе автомобиля, газовой горелке. При горении выделяется много тепла, света.



Разложение света через стеклянную призму и каплю воды


Признаки химических реакций


При гниении отмерших частей растений тоже выделяется тепло, но оно рассеивается в окружающем пространстве. Это тепло мы обычно не замечаем, но учитывать его должны. Неправильно сложенный стог сена, нарушенные условия хранения соломы приводят к развитию процесса гниения. Это может вызвать даже самовозгорание материала.

Вопросы и задания

1. В каких состояниях в природе могут находиться вещества?

2. Приведите примеры твёрдых, жидких и газообразных смесей. Назовите самую распространённую на планете газообразную смесь.

3. Какие вещества называют чистыми?

4. Почему в промышленном производстве иногда требуется применение именно смесей, а не чистых веществ?

5. Чем сложные вещества отличаются от простых? Приведите примеры простых и сложных веществ.

6. Почему разных веществ в природе во много раз больше, чем видов атомов?

7. Чем физические явления отличаются от химических?

Лабораторные и практические работы

Описание и сравнение признаков различных веществ. Наблюдение признаков химической реакции. Исследование некоторых физических явлений.

Обратитесь к электронному приложению

Изучите материал и выполните предложенные задания.

Все тела состоят из веществ. В природе вещества могут находиться в твёрдом, жидком и газообразном состояниях. Различают смеси и чистые вещества, простые и сложные вещества.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Клетка - это

  • Ответ: Элементарная единица жизни на Земле.

40. Закончите предложения

  • Ответ: Из организмов, живущих на Земле, клеточное строение имеют все, кроме вирусов, а неклеточное — вирусы. Для клетки характерны следующие жизненные свойства: рост, питание, размножение, дыхание и так далее.

41. Выполните лабораторную работу "Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом".

42. Открытие клетки связано с именами великих ученых, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа (микроскопистов). Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток.

    1) Р. Гук (1635—1703) — впервые увидел клетку под микроскопом.

    2) А. Левенгук (1632—1723) — изобрел микроскоп, впервые наблюдал животные клетки.

    3) М. Шлейден (1804—1881) — выдвинул теорию об идентичности растительных клеток с точки зрения их развития.

    4)Т. Шванн (1810—1882) — окончательно сформулировал клеточную теорию.

    5) Р. Вирхов (1821 — 1902) — дополнил теорию клеток тем, что все живое происходит из клеток.

    6) С. Г. Навашин (1857—1930) — открыл двойное оплодотворение у растений.

43. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.

    Все живые существа состоят из клеток.

    Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным циклам.

    Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. могут питаться, расти, размножаться.

44 . Как вы думаете, какое значение имело открытие клеточной теории для развития современной биологии?

  • Ответ: Клеточная теория была дополнена Вирховом. Его утверждение, что всякое болезненное изменение связано с каким-то патологическим процессом в клетках, составляющих организм, внесло большой вклад в медицину.

45. Рассмотрите клетки организмов, представленные на рисунке. Установите, каким организмам принадлежат изображенные клетки. Впишите их номера в соответствующие строки.

    Клетки бактерий: 2,3.

    Клетки грибов: 6,11.

    Клетки растений: 7,1,5,4.

    Клетки животных: 10,8.

46. Как вы думаете, от чего зависит форма клеток?

  • Ответ: От выполняемых ими функций, от их специализации и происхождения.

47. Объясните, в чем заключается значение цитоплазмы.

  • Ответ: Она выполняет функцию объединения всех органоидов клетки, является средой для прохождения всех химико-биологических процессов в клетке, обеспечивает ее механические свойства.

48. Как вы думаете, к каким последствиям может привести удаление или нарушение целостности клеточной мембраны?

  • Ответ: Нарушение целостности мембраны, а тем более ее удаление, приведет к вытеканию внутреннего содержимого клетки и ее гибели.

49. На рисунке подпишите основные структурный компоненты клеточной мембраны.

50. Закончите прдложения.

    Рассмотреть строение клеточной мембраны возможно с помощью электронного микроскопа.

    Основу клеточной мембраны составляет билипидный слой, в котором расположены белки.

    Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают трансмембранный транспорт, являются также рецепторами и ферментами.

    Питательные вещества попадают в клетку путём пассивного и активного транспорта.

    Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в расщеплению под действием ферментов.

51. Рассмотрите в учебнике схематическое изображение процессов фагоцитоза и пиноцитоза. Вспомните из курса "Человек и его здоровье", что такое фагоциты и каково их значение в организме человека. Укажите, на каком из рисунков показан механизм действия данных клеток. Приведите еще примеры клеток, для которых характерны данные процессы.

  • Ответ: Кроме фагоцитов, путем фагоцитоза питаются некоторые простейшие (например, амеба обыкновенная).

52. Как вы думаете, возможен ли обратный транспорт веществ через мембрану клетки? Если да, приведите примеры, если нет, объясните почему.

  • Ответ: Обратный транспорт из клетки через мембрану происходит, когда клетка выделяет из себя ненужные продукты обмена, так же происходит синтез и выделение гормонов, ферментов.

53. Заполните таблицу "Строение и функции клеточных структур".

54. Дайте определения понятий.

    Ответ: Прокариоты — организмы, в клетках которых отсутствует оформленное ядро и органеллы (вместо органелл - мезосомы).

    Эукариоты — организмы, клетки которых имеют ядро с ядерной мембраной и все мембранные органоиды.

55. На рисунке подпишите основные структурный компоненты ядра.


56. Продолжите заполнение таблицы. Строение и функции клеточных структур.

57. Заполните таблицу. Строение и функции ядерных структур.

  • Структура Особенности строения Функции
    Ядерная оболочка Состоит из 2 мембран: внутренней гладкой и наружное шероховатой. Имеет поры Транспорт веществ из ядра в клетку и наоборот
    Кариоплезма Жидкое содержимое ядра Заполнение пространства ядра
    Хроматин Нити ДНК или хромосомы Хранение и передача настедственной информации, деление
    Ядрышки Плотное округлое тело, взвешенное в ядерном соке Синтез РНК и белков

58. Известно, что эритроициты человека, являющегося эукариотическим организмом, не содержат ядра. Как можно объяснить это явление?

  • Ответ: Это объясняется законами эволюции. В процессе развития животного мира человек стоит на высшей ступени, поэтому и кровеносная система у него наиболее развитая. Место ядра в эритроцитах человека заполнено гемоглобином. Поэтому они захватывают больше кислорода, чем, например, лягушки.

59. Закончите предложения.

  • Ответ: Несколько ядер может содержаться в клетках волокон поперечно-полосатых мышц. Внутреннее содержание ядра называют кариоплазма или ядерный сок, в нём расположены хроматин и ядрышки. В ядре содержатся молекулы ДНК, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации о клетке. Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки обеспечивают синтез РНК и белков.

60. Дайте определения понятий.

Хромосомы

  • Ответ: Нити ДНК хроматина, плотно накрученные спиралью на белки.

Хроматин

  • Ответ: Нити ДНК в ядре.

Хроматиды

  • Ответ: Половина удвоенной хромосомы.

Кариотип

  • Ответ: Набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида.

Соматические клетки

  • Ответ: Клетки, составляющие органы и ткани любого многоклеточноего организма.

Половые клетки (гаметы)

  • Ответ: Клетки, характерные для мужского и женского пола.

Гаплоидный набор хромосом

  • Ответ: Набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, но каждая хромосома представлена в единственном числе.

Диплоидный набор хромосом

  • Ответ: Набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, где каждой хромосомы по две.

Гомологичные хромосомы

  • Ответ: Парные хромосомы.

61. В таблице дано число хромосом, содержащихся в гаплоидном и диплоидном наборах различных организмов. Заполните пропуски.

  • Ответ: Наборы хромосом и различных организмов.

62. Продолжите заполнение таблицы.

  • Структура Особенности строения Функции
    Эндоплазматическая сеть (ЭПС) гладкая Не покрыта рибосомами Транспортная
    Эндоплазматическая сеть (ЭПС) шероховатая Покрыта рибосомами Синтез белков в рибосомах
    Рибосомы Шарообразные, состоят из нескольких частей, образованы РНК и белками Синтез белков
    Комплекс Гольджи Полости, ограниченные от цитоплазмы мембранами и уложенные в стопки Накопление и транспорт веществ, у растений - также синтез клетчатки.

63. Рассмотрите рисунок. Назовите органоиды, изображенные на нем и подпишите их основные части.


64.

  • Структура Особенности строения Функции
    Лизосомы Маленькие мембранные пузырьки, внутри содержат ферменты Переваривание питательных веществ
    Митохондрии Двумембранные органоиды, внутри имеются кристы, рибосомы и ДНК Синтез АТФ
    Пластиды: лейкопласты Все пластиды - двумембранные органоиды. Бесцветные Накопление крахмала
    Хлоропласты Зеленые Фотосинтез
    Хромопласты Красные, желтые, оранжевые Окраска плодов и цветков

65. Закончите предложения.

    Клеточный центр выполняет функции: построение веретена деления, образование микротрубочек, ресничек и жгутиков.

    Основой цитоскелета являются микротрубочки и микрофиламенты.

    У животных и низших растений клеточный центр образован центриолями, состоящими из микротрубочек, и центросферы.

    У высших растений клеточный центр

    Микротрубочки образуют такие органоиды движения клеток, как реснички и жгутики.

66. Продолжите заполнение таблицы "Строение и функции клеточных структур".

67. На рисунке представлена схема строения прокариотической клетки (цианобактерия). Подпишите ее основные части.


68. На рисунке изображены прокариотические и эукариотические клетки. Установите, к какой группе принадлежит каждая из них.


69. Заполните таблицу "Сравнение строения клеток эукариот и прокариот", поставив знаки + или - в соответствующие графы.

  • Органоид Содержится в клетках
    зукариот прокариот
    Ядро + -
    Клеточная мембрана + +
    Цитоплазма + +
    Рибосомы + +
    Митохондрии + -
    Эндоплазматическая сеть + -
    Комплекс Гольджи + -
    Пластиды + -

70. Дайте определения понятий.

    Ассимиляция - весь набор реакций биологического синтеза веществ в клетке, сопровождающийся тратой энергии.

    Диссимиляция - совокупность реакций распада веществ в клетке, сопровождающийся выделением энергии.

    Метаболизм - процесс обмена веществ, объединяющий ассимиляцию и диссимиляцию.

71. Ниже перечислены процессы, протекающие в клетках организмов:

    1. Испарение воды,

    2. Гликолиз,

    3. Расщепление жиров,

    4. Биосинтез белков,

    5. Фотосинтез,

    6. Расщепление полисахаридов,

    7. Брожение,

    8. Дыхание,

    9. Биосинтез жиров.

    Впишите номера, которыми они обозначены, в соответствии с принадлежностью их к ассимиляции и диссимиляции.

    Процессы ассимиляции: 4, 5, 9.

    Процессы диссимиляции: 1, 2, 3, 6, 7, 8.

72. Прочитайте материал учебника и заполните таблицу "Этапы энергетического обмена".

  • Этап Характеристика Описание результатов преобразования энергии
    Подготовительный этап энергетического обмена Ферменты распадаются на более мелкие Энергия выделяется мало и образуется тепло, но не АТФ
    Бискислородный этап энергетического обмена Не полное расщепление гликоиз преобразуется в спирт

    Расщепление ферментов гликоиз

    2АРФ (10%) - 2АТФ (60%)

    Кислородный этап энергетического обмена

73. Закончите предложения.

    Основной функцией митохондрий, называемых «силовыми станциями клетки», является синтез АТФ.

    Наиболее эффективно процессы синтеза АТФ идут у организмов, называемых аэробами, в отличие от анаэробов, которые больше всего среди прокариот.

74. Как вы думаете, клетки каких тканей животных и человека должны содержать большое количество митохондрий? Почему?

  • Ответ: Наибольшее количество митохондрий содержится в мышечной ткани, печени. В этих тканях и органах требуются большие затраты энергии.

75. Закончите схему "Классификация организмов по типу питания".

  • Организмы

    76. Закончите предложение.

    • Ответ: Способ питания организма зависит от того, способен ли он самостоятельно создавать необходимые для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических, или получает их из внешней среды. По способу питания зеленые растения являются автотрофами (фототрофами). Основной источник энергии на нашей планете - солнечный свет.
    • Ответ: Нельзя. Некоторые клетки зеленого растения питаются гетеротрофно: клетки камбия, корня. Клетки этих частей растения не способны к фотосинтезу и питаются за счет органических веществ, синтезированных зелеными частями растения.

    78. Заполните таблицу "Автотрофные и гетеротрофные организмы".

    79. Заполните таблицу "Классификация гетеротрофных организмов по способу получения органических веществ".

      80. Дайте определение понятия.

      Фотосинтез - это

      • Ответ: Процесс синтеза органических соединений из воды и углекислого газа при помощи энергии света.

      81. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза.

      • Ответ: 6СО2 + 6Н2О + энергия света = С6Н12О6 + 6О2

      82. Закончите предложения.

      • Фотосинтез происходит в клетках зеленых растений, в хлоропластах.

        Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется в результате фотолиза воды.

      83. Заполните таблицу "Сравнительная характеристика фаз фотосинтеза".

      84. Закончите схему, подписав названия веществ.

        2) Кислород

        4) Ионы водорода

        5) Углекислый газ

        6) Глюкоза

      85. Дайте определение понятия.

      • Ответ: Хемотрофы - организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке.

      86. Закончите предложения.

      • Ответ: Хемотрофами являются автотрофами. Хемосинтез открыл в 1887 году С. Н. Виноградский. Хемотрофы отличаются от фототрофов тем, что они синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке. Фототрофы же синтезируют необходимые вещества за счет энергии солнечного света.

      87. Заполните таблицу.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...