Как выговаривать букву Л – упражнения для детей. Постановка правильного звука «Л» у ребенка Ребенок говорит мягкую л а твердую нет

Довольно большой процент родителей сталкивается с проблемой, когда их подрастающий малыш не выговаривает слова и те или иные буквы. У некоторых это может пройти самостоятельно, как говорится, ребенок выговаривается. А другим деткам нужно поработать, чтобы научиться выговаривать тот или иной звук правильно.

Четкое произношение звуков очень важно, так как от этого во многом зависит успеваемость в школе, да и уверенность в себе и своих силах. Дефекты речи могут сыграть негативно уже во взрослой жизни и помешать самореализоваться и добиться успеха.

Среди всех букв в алфавите есть такие, которые большинству деток даются тяжело для произношения – это звук «р», например.

Если говорить о букве «л», то она считается легкой для произношения, и научить правильно ее выговаривать детей можно за несколько уроков. В этой статье мы расскажем, как научить малыша произносить букву «л».

Из этой статьи вы узнаете

Почему возникают дефекты речи

Перед тем, как научить детей проговаривать звук «л», важно понять, что привело к тому, что развился именно такой дефект речи. Есть несколько основных причин.

  • Как ни странно, одна из причин, по которым возникают проблемы с произношением, – это привычка сюсюкать со своим чадом. Если вы заметили, что малыш начал плохо выговаривать звуки, то проанализируйте свою речь, когда вы обращаетесь к ребенку.

Если вы неправильно произносите букву, то скорей всего ваш малыш будет говорить точно так же. Так как другого он просто не слышал и считает это нормальным. Постарайтесь разговаривать, четко произнося все звуки.

  • Вторая причина, по которой недоразвился звук «л», – это анатомические особенности развития ребенка. К ним относят слишком короткую уздечку, мягкое небо, заячья губа. Все эти аномалии развития мешают правильно двигаться языку и небному язычку, что делает невозможным выговаривать звук в словах, содержащих эту букву.
  • Еще одна причина, которая может повлиять на то, что ребенок начинает неправильно говорить, – это нарушения развития слухового аппарата. В этом случае, он просто неправильно слышит букву, что и приводит к формированию дефекта.

Определить истинную причину, повлекшую за собой формирование неправильного произношения, сможет логопед. К этому специалисту нужно обратиться, если дефекты у ребенка наблюдаются после 4,5 лет.

До этого возраста звук «л» может сам сформироваться. Считается, что после 4,5 лет у малыша полностью сформирован речевой аппарат, и любое неправильное произношение должно быть вовремя исправлено. Чем быстрее пробовать научить делать это правильно, тем лучше для ребенка.

Как должны располагаться артикуляционные органы, произнося «л»

Неправильно выговаривание слов, содержащих букву «л», у детей можно заметить также разное:

  • пропускание согласного при проговаривании слова (лошадь – ошадь);
  • замена звука «л» на «у» (лопата – уопата) или на звук «й» (ложка – йожка);

Неправильное произношение может быть замечено только, говоря слова, содержащие букву «л» в мягком или только твердом ее варианте.

Звук «л» произносится путем упирания кончика языка к верхним зубам, выталкиваемый воздух довольно сильный и проходит по боковым сторонам от языка. При этом они не упираются в боковые зубные ряды.

Интересно, что многочисленные исследования доказали, что у каждого взрослого человека, который умеет правильно говорить слова с «л», положение артикуляционных органов может немного меняться, но принцип их расположения одинаков.

Научить ребенка говорить букву «л» не вызывает особых затруднений. Сделать это можно легко и в домашних условиях, проведя несколько занятий с малышом, используя правильные логопедические упражнения.

Комплекс упражнения для постановки правильного произношения звука «л»

Перед любым логопедическим занятие необходимо провести разминку органов артикуляционного аппарата. Эта та же разогревающая гимнастика.

Для детей такие занятия проходят в игровой форме и очень нравятся. Попросите малыша показать вам язык, улыбнуться, покрутить губами, сложенными в трубочку, широко открыть и закрыть рот.

Проведите несколько дыхательных упражнений. Этого будет достаточно, чтобы настроить речевой аппарат ребенка для дальнейшей работы и научить детей правильно проговаривать слова.

  • Улыбка. Это упражнение очень веселое для детей. Попросите малыша, не размыкая губ, улыбнуться во весь рот и застыть в таком положении до десяти секунд. Делать это можно до 8 раз.
  • Вкусный медок. Немного открыв рот, кончиком языка попросите ребенка облизать губы, как после дегустации вкусного меда. Упражнение следует делать одну минуту минимум.
  • Ветерок. Выдувать воздух через чуть-чуть приоткрытый рот, прикусывая при этом кончик языка. Упражнение выполняется около трех минут.
  • Цоканье лошадки. Покажите картинки. Спросите у малыша, что это за животное и попросите только языком поцокать, как делает это лошадка. Для начала ускоряйте произношение звука, а после приглушайте его.
  • Покажи язык. Это упражнение также очень занимательно для детей, так как взрослые разрешают ему делать то, что раньше было запрещено. Попросите ребенка максимально выдвинуть язык вперед и попробовать достать им до подбородка. Следующий этап – достать до кончика носа.

Если перед родителями стоит задача научить ребенка выговаривать «л», то необходимо помнить, что процесс обучения должен быть интересным для детей. Для этого используйте яркие картинки, например, лошадки для одноименного упражнения.

Сами занятия должны длиться не более 5 минут, так как это именно то время, когда 4-х-летний малыш может сосредоточиться на выполнении одного задания.

Дети, которые имеют проблемы при выговаривании слова, содержащего букву «л», должны больше заниматься рисованием, аппликациями, то есть упражнениями на мелкую моторику. Это помогает не только развить речь и научить правильно проговаривать слова, но и способствует лучшему интеллектуальному развитию.

Как научить ребенка говорить буквы не "проглатывая" и правильно выговаривать буквы Р и Л? Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка ,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также - полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника - как научить ребенка выговаривать буквы правильно . Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать "заковыристые" буквы Р и Л . И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

"Сложная" буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться , на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л , важно правильно организовать занятия: Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме ;
Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем, как научить ребенка говорить буквы правильно ,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.
Делаем
массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя... » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем: «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик...» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем - в обратную сторону. Приговаривайте при этом: «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке! Рот наш роток, он совсем не молчунок! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям .

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза - на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки , то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов , одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения .

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух, при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры . Попросите ребенка показать свой язычок - пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование - кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом? Отличное упражнение - малыш двигает в разные стороны большим пальчиком ,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка "почистить" зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны . Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

- Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки . На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик - на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок "крепким" секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.
Выполнение упражнения заключается в следующем - малыш как бы "присасывается" поверхностью зыка к нёбу,а затем "отрывает" его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

Заключительное упражнение для укрепления мышц языка - малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от "физкультурных" упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге - ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами - др,тр.
Когда малыш закрепит эти навыки, переходите
к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р.

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её "зажевывает" или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками .

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи ,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом "оттачивания" артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки ,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками . Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно - сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки ,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и "сложную" букву Р:


Детские скороговорки для улучшения дикции, правильного произношения буквы Р и развития речи

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс - 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

Упражнение 2

"Оттачиваем" у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка.
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем - положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными - У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь,а не произносить.
После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать "сложные" буквы , в том числе - буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв: упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.

У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Самое распространенное среди них нарушение произношения звуков , которое нельзя считать безобидным дефектом, ведь оно может привести к негативным последствиям для развития ребенка: затруднения при обучении чтению и письму (это называется дислексией и дисграфией), а в дальнейшем и к снижению успеваемости по русскому языку. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы.

Первый шаг в предупреждении таких проблем в школе - это обращение к логопеду, который исправит речевые недостатки ребенка. Но, бывает, что родители очень заняты или они испытывают материальные затруднения, ведь логопедическая помощь стоит недешево.

Наша задача - помочь родителям, не имеющим педагогического образования, в формировании правильного произношения звуков, но при условии, что у вашего ребенка нет отклонений в строении речевых органов (неправильный прикус, короткая уздечка языка, отсутствие передних зубов, высокое твердое небо) и нет тяжелых речевых нарушений (алалия, дизартрия, заикание и др.).

Звук [Л ] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться,

что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, - не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут . Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится примерно месяц, а может и больше.

«Вампа» вместо «лампа», «ёшка», а не ложка), «ук», а как хочется услышать «лук». Это далеко не полный перечень замен и пропусков, которые допускают в своей речи малыши.

1. Искажение илипропуск звука [Л] называют«ламбдацизм» .

Вот самые распространённые:

Звук[Л] в словах вообще опускаются: «апата» (лопата), «ужа» (лужа);

Межзубный ламбдацизм: при произнесении звука [Л] в словах кончик языка прокладывается между зубами.

Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата).

Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

2. Замена звука [Л] на другие звуки, - это параламбдацизм:

Звук [Л] в словах заменяется звуком [В]: «вук» (лук), «гов» (гол);

Звук [Л] в словах заменяется звуком [Г]: «гапата» (лопата), «пагы» (полы), «стог» (стол), «дегага» (делала) и т.д.;

Звук [Л] заменяется в произношении звуком [Д]: «дошадь» (лошадь), «мадыш» (малыш), «гадава» (голова) и т.д.;

Звук [Л] заменяется звуком [j]: «ёшка» (ложка), «юя» (юла), «ёдка» (лодка);

Звук [Л] в словах заменяется мягким звуком [Л"]: «люк» (лук), «ляпата» (лопата), «деля» (дела), «дятель» (дятел) и т.д.

3. Артикуляционные упражнения, предваряющие постановку звука [Л].

Для постановки звука необходима длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата. Выработке нужных движений губ, языка. Работа начинается с ознакомления ребенка с органами артикуляции: - губы, верхняя и нижняя; за губами зубы, верхние и нижние; за верхними зубами - бугорок; за бугорком начинается твердое нёбо, которое переходит в мягкое нёбо и заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком;

Вот язык, у него подвижный кончик; спинка языка тоже может подниматься и опускаться. Под языком подъязычная связка (уздечка) и т.п.

В наших щеках, губах, языке есть мышцы, которые необходимо тренировать. И поможет нам специальная гимнастика - артикуляционная.

При всех видах ламбдацизма вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений, которые необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом под счет (от 1 до 5), в течение 6 -10 минут два раза в день:

1. «Улыбка» - удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

2. «Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед.

3. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».

4. «Почистим верхние зубы» (с внутренней стороны) - широким языком из стороны в сторону у верхних альвеол (бугорков).

5. «Парус» - кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.

6. «Кошка лакает молоко» - широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу.

7. «Индюк болтун» - движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».

8. «Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз - два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны).

ØЕсли язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение:

«Лошадка» - пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!

ØДля надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение:

«Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.

ØВышеперечисленные упражнения необходимо выполнять 2-4 недели. Главным требованием является выработка умения:

Удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение 5 сек.;

Точно выполнять движения;

Следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.

4. Способы постановки звука [Л]

Если звук вообще отсутствуют в речи ребёнка, то его проще всего поставить. В этом случае не придется убирать ложный стереотип звукопроизношения.

1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [Л]:

Губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы разомкнуты (расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец);

Широкий кончик языка поднят и прижат к альвеолам (к бугоркам над верхними передними зубами);

Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию).

Произносите звук [Л] и попросите ребенка повторить. Звук [Л] возникает в момент отрыва языка от альвеол.

2. Постановка от межзубного звука (нельзя проводить с ребёнком, у которо-го есть межзубный ламбдацизм):

ØЭтот способ постановки звука [Л] могут взять на вооружение с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма.

Расскажите ребёнку сказку «Как маленький пароходик научился гудеть»

Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он гудел что-то невнятное и тихое. Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.

Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.

3. Постановка звука [Л] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме

Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы, которые вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат). Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (чаще следствие крепкой дружбы с соской), будет давать о себе знать очень долго.

Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»:

губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты). Удерживать это положение под счёт как можно дольше.

Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослуш-ные» губы.

1. Постановка звука [Л] от правильного [Л"] (мягкого звука Ль)

Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы.

Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Постепенно пусть «прячет» язык за верхние зубки.

Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их

подушечками пальцев.

ØА ещё такие упражнения: «Лошадка фыркает» - с силой подуть на расслабленные губы, имитируя фырканье лошади.

«Рыбка» - пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.

«Устали» - с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.

5. Автоматизация звуков [Л] в речи ребёнка

Итак, месяц прошел в трудах. Если твёрдый звук [Л] пока не получается,закрепите мягкий [Л"] сначала в слогах: ЛЯ - ЛЮ - ЛЁ - ЛЕ - ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида.

Неплохо бы закрепить и в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ - зеленеют поля. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ - лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ - лещи плескались на мели. ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ - летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие!

Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли, Спят на ветках гули…

Детки в люльках видят сны. Все давно уснули!

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются, тогда самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ - ОЛЬ - УЛЬ - ЫЛЬ - ЕЛЬ - ЮЛЬ - ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ - СЛЮ - СЛЯ - СЛЁ - СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива…).

И другие звукосочетания и слова, только ссогласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква…)

ØПроговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролиро-вать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ - мы купили соль. УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ - мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - на улице метель. ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ - на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся!

Начните с прямых слогов: ЛА - ЛУ - ЛО - ЛЭ - ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА - наша Леночка мала. ЛУ-ЛУ-ЛУ - любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО - Лене в валенках тепло. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Лене валенки малы.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова, Сели птахи на шесток.

Большая голова. А котята - в уголок.

На колу сидела, Сели-посидели,

На луну глядела, Песенку запели.

Глазами блестела. Услыхали ложки, -

Глазоньки хлоп-хлоп, Вытянули ножки.

Лапочки топ-топ. Услыхали калачи, -

И - полетела! Поскакали все с печи!

Наши руки были в мыле. Луна лучится, как латунь,

Мы посуду сами мыли. Лягушкой лакомится лунь.

Мы посуду мыли сами, Летит весёлая пчела,

Помогали нашей маме. Легла на лес ночная мгла.

(В. Лифшиц) (В. Лунин)

Продолжим работу над звуком [Л] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ - ОЛ - УЛ - ЫЛ - ЕЛ - ЮЛ - ЯЛ - ЁЛ - ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА - КЛА - ВЛА - СЛА - ШЛА - ФЛА - БЛА - ГЛА и другие звукосочетания с гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ - наш малыш ещё мал. ОЛ-ОЛ-ОЛ - моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ - мы сломали стул. ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ - Павел полы мыл.

На первом этапе автоматизации звука [Л] ребенок повторяет за вами слоги, слова и фразы, а на заключительном - должен сам припоминать слова с этими звуками, вы лишь даёте задания:

Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуком [Л].

Назови продукты питания со звуком [Л].

Перечисли вещи со звуком [Л].

Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки:

Что за зверь зимой холодной Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Ходит по лесу голодный? (Волк) Колкую, зелёную в гости позовём. (Ёлка)

В сосне дупло, в дупле тепло. Этот комок с яблони - скок!

А кто в дупле живёт в тепле? (Белка) Упал, покатился, в листья забился. (Яблоко)

В завершение работы над звуком [Л] используйте скороговорки и тексты , насыщенные этими звуками:

Толкал лапой Полкан палку. Мама Милу мыла с мылом.

Полкан палку толкал лапой. Мила мыло не любила.

У елки иголки колки. В зимний холод всякий молод.

Иголки колки у елки. Всякий молод в зимний холод.

Кот молоко лакал, Котик ниток клубок укатил в уголок.

А Витя булку в молоко макал. Укатил в уголок котик ниток клубок.

Любая детская книжка содержит разнообразный речевой материал и поможет в автоматизации звука [Л].

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки.

Если после продолжительного времени работы результата нет, то при необходимости обратитесь за помощью к логопеду. И не медлите! При всех родительских талантах, помощь специалиста не помешает.

Учитель-логопед Пергунова М.Ю.

Список использованной литературы:

1. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Глазунова Е. Н., Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. - СПб.: ИД «Светлячок», 2001.

3. Епифанова О.В. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста.- Волгоград, 2004.

4. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. - М.: Айрис-пресс, 2008.

5. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. - М.: Айрис-пресс, 2007.

Можно ли бороться с проблемой в развитии речи у крохи в домашних условиях?

Редко кто из родителей не сталкивается с проблемой в развитии речи у крохи. Но не каждый из них имеет возможность заниматься у логопеда. В этом случае можно проводить занятия дома.

Как быстро научить ребенка говорить?

Как быстро научить ребенка говорить?
  1. Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш
  2. Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем
  3. Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия
  4. Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.
  5. Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен. Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.. После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект
  6. Разговариваем грамотным, взрослым языком . Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно. Не делая на этом сильный акцент
  7. Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание. Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение
  8. Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук
  9. Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога
  10. Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать. Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Как научить ребенка говорить без логопеда?


Как научить ребенка говорить без логопеда? Общие полезные правила при домашнем обучении ребенка:

  1. Глаза ребенка и мамы должны находится на одном уровне. Так малышу будет проще наблюдать за всеми проводимыми манипуляциями
  2. Занятия проводим каждый день, в игровой форме. От 10 до 15 минут
  3. Массаж лица, гимнастику проводим ежедневно. Проговаривание звуков и скороговорок проводим не реже 4 раз в неделю

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

  • Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Гимнастика для четкого и правильного произношения

  • По надутым, воздушным шариком, щекам, делаем массаж
  • Дудим как паровозик, губы тянем вперед. Крутим ими сначала в одну сторону, затем в другую
  • Улыбаемся вместе с малышом. Затем собираем губы бантиком. Делаем несколько раз
  • Целуемся с ребенком, напрягая губы трубочкой, а затем расслабляя
    Проводим по губам языком в одну и другую сторону
  • Вытягиваем язык к верхней губы, затем к нижней. Также в левую и правую стороны
  • В конце делаем подобие умывания на своем лице. Ребенок должен повторить

Переходим к произношению гласных звуков

С произношением этих букв у ребенка практически не бывает проблем. Но позаниматься все-таки нужно.

  • Без напряжения, не длинно и резко проговариваем - А – а – а
    Равномерно на выдохе длинно произносим - Аааааа – длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации. Повторяем таким же образом со всеми гласными.

Гимнастика с согласными

Проводим произнося парные слоги, как скороговорку. Лучше чередовать: сначала произносим слог, затем скороговорку с этой буквы.
П – Пу-по-па-пэ-пи-пы В – Ву-во-ва-вэ-ви-вы Ф – Фу-фо-фа-фэ-фи-фы Г – Гу-го-га-гэ-ги-бы К – Ку-ко-ка-кэ-ки-бы Д – Ду-до-да-дэ-ди-ды Т – Ту-то-та-тэ-ти-ты Ж – Жу-жо-жа-жэ-жи-жы Б – Бу-бо-ба-бэ-би-бы Ш –
Шу-шо-ша-шэ-ши-шы З – Зу-зо-за-зэ-зи-зы С – Су-со-са-сэ-си-сы

Преимущество таких занятий в том, что их можно проводить в любом месте: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

  • Для развития речи, очень важна мелкая моторика .
  • Массируем ладошки чада, руками и мягкими щеточками
  • Клеим аппликации, собираем крупы, нанизываем мелкий бисер на ниточку, лепим из пластилина, используем разнообразные потешки, например «Сорока-ворона»



Как научить ребенка говорить букву с?
  • Даем ребенку зажать зубами колпачок от ручки. После чего просим ребенка подуть
  • Просим малыша растянуть рот в улыбке и упереться язычком в нижние зубы. Кладем на кончик языка спичку и просим ребенка сильно подуть на ее основание. Образуется четкий звук «с». В последствии, при получении результата, можно делать это упражнение без спички

Видео: Постановка звука с. Как научить ребенка выговаривать звук с?

Как научить ребенка говорить букву ж?

  • Как можно чаще произносим слова содержащие такую трудную букву
  • Показываем малышу правильное положение губ и языка
  • Проговариваем специальные стишки и скороговорки
  • Слова проговариваем протяжно, имитируем жужжание жука

Видео: Как правильно выговаривать букву Ж?

Как научить ребенка говорить букву т?

  • губки расслаблены
  • зубы не сомкнуты
  • кончик язычка стучит по верхними зубкам
  • горлышко не двигается

Видео: Постановка звука Т в домашних условиях

Как научить ребенка говорить букву г?

  • Во время произношения малыша слога «да», чайной ложечкой постепенно отодвигаем язык надавливая на переднюю часть его спинки. При движении, языка сначала появится слог «дя», потом «тя», а вслед за ним «га»



Как научить ребенка говорить твердую букву л?
  • Обратить внимание на правильность произношения этой буквы следует не ранее 5-6 лет
  • Эту букву произносим улыбаясь. Кончик языка прижимаем к небу. Показываем малышу такое положение и одновременно просим погудеть. Со временем услышим, как ребенок произносит «л»
  • Если тяжело произносит малыш твердый звук «л», делаем упражнения языком. Показываем малышу как нужно облизывать губки, гладить небо и зубы языком. Пытаемся дотянутся до носа языком
  • Чтобы ребенок запомнил правильное произношение этого звука, при пропевании ла-ла-ла, просим его слега прикусить язык. Так малыш легко запомнит правильное положение языка

Видео: Постановка звука л. Как научить ребенка выговаривать звук л?



Как научить ребенка говорить букву ш?
  • Для правильного произношения буквы «ш», показываем малышу как расположить язык прижимая к нижней губе, при одновременном поднятии кончика и боков языка
  • Делаем упражнения, изображая улыбку на губах
  • Имитируем жевательные движения

Видео: Постановка звука ш. Как научить ребенка выговаривать звук ш?



Как научить ребенка говорить слово?
  1. Акцентируемся на артикуляции. Ясно, четко и правильно проговариваем слова, которые кроха не правильно произносит. Просим его произнести правильно
  2. При общении, сложные слова не заменяем простыми. Если говорим о разных предметах, например, морковь, помидор, капуста, не обобщаем, что это овощи. Обучаем чадо разным названиям предметов
  3. Пополняем словарный запас ребенка глаголами. Говорим не существительными, а короткими предложениями. Например, тигр рычит (идет, спит, играет)
  4. Употребляем в разговорной речи признаки предметов: арбуз - сладкий, сочный, большой
  5. Объясняем, что такое противопоставления. Пол твердый, а игрушка мягкая. Машина едет, а самолет летит
  6. Пополняем словарный запас ребенка, читаем сказки и стихи

Используя все методы перечисленные в статье, при регулярном занятии, можно с легкостью решить не большие проблемы развития речи.

При сильно больших отклонениях речи, без помощи специалиста не обойтись.

Видео: Как научить ребенка говорить?


Развитие речи ребенка – важная задача, стоящая перед родителями. Многие хотят как можно скорее научить ребенка правильно говорить букву Л. Точнее, звук [л] – один из самых проблемных для многих малышей. Помогут в этом специальные упражнения, разработанные логопедами. Данный звук не относится к числу сложных, и скорректировать ошибки в его произнесении можно, как правило, в домашних условиях, однако важно помнить, что работа должна вестись регулярно. Посещение логопеда поможет родителям определиться с теми основными упражнениями, которые нужно будет выполнять малышу.

Причины ошибок

Прежде всего следует разобраться, почему ребенок может допускать ошибку в произнесении звука [л]. Причин может быть несколько.

  • Нарушение слуха. Ребенок неправильно слышит звук и оттого начинает неправильно его выговаривать.
  • Нередко малыш копирует речевые ошибки старших, поэтому если один из родителей имеет дефект в произношении [л], то и ребенок может столкнуться с подобной проблемой.
  • Часто проблема с артикуляцией возникает в двуязычных семьях: слыша речь на разных языках, ребенок может запутаться и не сразу разобраться, где какой звук ему следует говорить.
  • Причина ошибки может быть и физиологической – если уздечка укорочена, то [л] верно произнести не получится – язык не достает до верхних зубов.

Какой бы ни была причина, ее в любом случае можно устранить – посредством особых упражнений или же с помощью специалиста. Чаще всего научиться верно произносить все звуки, в том числе [л], ребенок должен к 4-5 годам, поэтому если родители наблюдают обратное, следует немедленно посетить логопеда и приступить к корректировке.

Варианты ошибок

Малыш может допускать следующие ошибки при произнесении [л]:

  • пропускать эту букву в словах (вместо «лось» — говорить «ось»);
  • заменять согласный звук гласным [у] (уось);
  • употреблять вместо [л] [j] («колобок» будет звучать как «койобок»).

Также может наблюдаться ситуация, когда ребенок путает твердый и мягкий варианты Л, используя их в неверной форме, смягчает звук или, напротив, использует твердый вариант.

Как произносить букву?

Родителям важно самим понимать верное расположение органов речи, которое позволяет получать звук Л.

  • Кончик языка находится у корней верхних зубов, упираясь в них. Возможное положение – упор в щель между нижними и верхними зубами.
  • Воздух сильным воздушным потоком проходит по бокам языка.
  • Язык не должен упираться в зубы своими боковыми краями.

Чаще всего этот процесс у ребенка особых затруднений не вызовет и через несколько занятий он уже сможет правильно произносить звук. Но если изучать правила произношения вместе с малышом, результат будет лучше.

Верная организация обучения

При работе с ребенком важно учитывать особенности возраста, поэтому лучшая форма подобных тренировок – игровая. Родителям необходимо продумать программу занятий, которая должна постоянно быть разнообразной.

Дети еще не понимают важности упражнений для постановки произношения, поэтому занятие должно быть построена таким образом, чтобы вызывать заинтересованность, увлеченность. Новая игра каждый день – ключевой фактор успеха.

Какие игры можно использовать при выполнении упражнений?

  • В мяч.
  • С игрушками, которые будут «учиться» говорить слова или фразы.
  • Рисование.
  • Лепка из пластилина.
  • Магазин, товары которого — это слова с буквой Л.

Такое занятие станет веселым и полезным времяпровождением, малыш незаметно для себя будет учиться произносить звуки правильно.

Принципы работы

Если ребенок не выговаривает букву Л, необходимо регулярно работать над тем, чтобы он научился говорить правильно. Однако родителям важно придерживаться ряда правил.

  • Работа перед зеркалом поможет малышу контролировать свою мимику.
  • Тренировки не должны утомлять и надоедать, 1-2 упражнения, повторяемых несколько раз, для одного дня будет достаточно.
  • Похвала – важная часть процесса, рождающая желание заниматься тщательно и оправдать ожидания родителей, поэтому надо вместе с ребенком радоваться его малейшему успеху.

Эти несложные правила помогут сделать занятия максимально продуктивными.

Основные упражнения

Чтобы научить ребенка выговаривать букву Л, следует выполнять ряд упражнений, которые помогут верно поставить ребенку произношение.

  • «Улыбка». Наиболее простое в исполнении упражнение для детей, которое поможет приступить к занятиям и улучшит настроение малыша. Выполняется оно так: ребенку следует как можно шире улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Далее застыть в таком положении на несколько секунд. Сначала достаточно 3-5 секунд, постепенно время увеличивается до 10. Улыбка делается один раз, но в течение дня желательно повторить (оптимальное число – 8 раз за сутки).
  • «Ветерок». Рот слегка приоткрыть, чуть прикусить язык губами и как можно сильнее подуть. Такое упражнение также повторяется несколько раз за день, общая продолжительность должна быть примерно 3 минуты.

Родителям следует самостоятельно поработать перед зеркалом, наблюдая за собственной мимикой, и только после этого показывать пример ребенку.

  • «Цоканье». Ребенок имитирует цокот лошади. Важно при этом следить, чтобы нижняя челюсть оставалась полностью неподвижной. Темп выполнения следует постепенно ускорять, якобы лошадь начинает бежать быстрее. Далее – вносится еще одно изменение, цокать надо тише, словно лошадь идет очень тихо, крадучись.
  • «Вкусности». Малышу дается установка представить, что он облизывает нечто сладкое, вкусное (например, шоколадную пасту). Для этого необходимо вращать языком по кругу, облизывая губы. Выполняется по 1 минуте в сутки.
  • «Трубочка». Простое и веселое упражнение, которое придется по нраву самым маленьким. Губы складываются в трубочку, для этого следует вытянуть их максимально вперед.
  • «Длинный язык». Ребенок высовывает свой язык на максимальное расстояние. Можно предложить попробовать дотянуться языком до носа, подбородка.
  • «Звук [ы]». Кончик языка находится в глубине рта, спинка поднята к небу. В таком положении следует протянуть звук «ы», стараясь, чтобы он звучал как можно четче.

Подобный комплекс лучше сочетать с развитием мелкой моторики, это станет отличным способом развития речи, а также интеллектуального потенциала ребенка. Эти упражнения нравятся детям, не вызывают особых сложностей и выполняются с удовольствием.

Для наилучшего результата тренировки следует сочетать с артикуляционной гимнастикой, которая укрепит губную и язычную мускулатуру.

Постановка верного произношения

Чтобы научиться говорить твердый [л] правильно, следует работать над произношением каждый день. Занятие лучше всего начинать с разминки.

  1. Широко улыбнуться, показав зубы, далее кончиком языка надавить на передние зубы (можно сказать ребенку, что он словно нажимает на кнопку звонка), далее начать гудеть. Сначала звук будет получаться мягким, со временем малыш научится произносить твердое Л верно.
  2. Следующее упражнение направлено на смягчение звука. Необходимо улыбнуться, стараясь максимально показать зубы. Затем аккуратно прикусить зубами кончик языка. Теперь следует начать дышать ртом (словно пес, которому очень жарко). Чтобы избежать дыхания через нос, его можно на время зажать. Погудев с зажатым зубами языком, словно паровоз, необходимо сделать небольшую паузу, поместив язык на нижнюю губу и проговаривая звук [а]. Когда ребенок выучит этот несложный способ, можно разучить с ним песенку «ла-ла-ла».
  3. Следующий шаг – многократное произнесение слогов: ЛА-ЛО-ЛУ и так далее. Это поможет ребенку закрепить произнесение звука и не делать ошибок в его дальнейшем использовании.

После того, как все слоги малыш научился выговаривать четко, а звук [л] в его воспроизведении звучит верно, необходимо приступать к более сложному заданию – произнесению целых слов. Важно выбрать такие из них, которые содержат букву Л: сало, лампа, ложка, алоэ, пила, лошадь.

Если ребенок испытывает трудности с выговариванием, начать необходимо с межзубного произношения, а затем переходить к воспроизведению звука, держа язык за зубами. Мы учим ребенка тому, что пригодится ему в дальнейшей жизни, поэтому спешить нельзя.

Профессиональная помощь

Если после ряда занятий улучшение не наблюдается, обязательно необходимо посетить профессионального логопеда, который выявит проблему, вызвавшую затруднение, и предложит рекомендации по ее решению.

Также визит к специалисту обязателен в следующих случаях:

  • если один из членов семьи испытывает проблемы с дикцией и невольно подает ребенку плохой пример;
  • когда русский язык не является родным для семьи или дома разговаривают на разных языках либо с акцентом.

Узнав о проблеме и приступив к ее решению своевременно, можно помочь ребенку обрести правильную четкую речь и избавить его от множества проблем в дальнейшей жизни.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...