Как называется деревянная обувь в голландии. Традиционная японская обувь

Теперь в Японии редко носят кимоно и юката, поэтому неудивительно, что и такую традиционную обувь как гэта, дзори и варадзи увидишь нечасто. А всего каких-то 30-40 лет назад сандалии дзори и деревянные башмаки гэта были обычны. Давайте посмотрим на японскую обувь, с древнейших форм до современных уникальных моделей, которые отражают неизменные представления о том, что полезно для ног.

Автор Санада Кунико
Фото Коно Тосихико
Фотографии любезно предоставлены Японским музеем обуви.

У традиционной японской обуви два исторических корня. Один тип обязан своим происхождением Южному Китаю и Юго-Восточной Азии, для него характерен ремешок, идущий от передней части подошвы. Нога проходит под ремешком, а большой и средний палец ноги сжимают черенок. Такая открытая конструкция идеальна в тёплом и влажном климате, благодаря ей легко и надевать, и снимать сандалии. Другой тип обуви пришёл из Северного Китая и Корейского полуострова. Нога полностью закрыта, почти как при носке башмаков.

В эпоху Яёй, более 2 000 лет тому назад, японские крестьяне носили тагэта, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Делали тагэта из дощечек крупнее ступни. Верёвочки для ног продевали через отверстия в дощечках. Считают, что тагэта были предшественниками гэта (деревянных башмаков), которые появились позже.

В захоронениях VI века членов правящего класса обнаружены башмаки. Они были обиты металлическими пластинами, следуя дизайну, пришедшему с Корейского полуострова, отличаясь изысканностью украшения, и наверняка не предназначались для повседневной носки. Позже башмаки стали носить на церемониях при дворе, а также в буддийских храмах и синтоистских святилищах. Даже сегодня в традиционное церемониальное облачение членов Императорского двора входят изысканно украшенные вырезанные из дерева башмаки. В древности носили также тряпичную и кожаную обувь. Плетёная соломенная обувь пришла в VIII веке из Китая и вскоре превратилась в соломенные сандалии варадзи, которые лучше подходили к японскому климату и соответствовали традиции снимать обувь, входя в дом.
Тагэта носили на рисовых полях и после Второй мировой. Этот тип тагэта назывался о-аси.

Типичная сценка гравюр на дереве, на которой изображены простые люди где-то после 1750 года. За молодой женщиной в гэта на босу ногу идёт служанка в дзори. Эта гравюра называется Оги но Сэйран (Освежающий ветерок от складного веера); она взята из серии Дзасики Хаккэй, созданной Судзуки Харунобу.


Сэнгай: Обувь, вытканная из шёлка, которую носили во дворце придворные дамы.

Сандалии варадзи плетут из соломы. Длинные полоски соломы, закреплённые спереди, проходят через петли по бокам и на пятке и завязываются на лодыжке, удерживая ногу на подошве. Варадзи лёгкие, в них можно ловко и проворно ходить, и они недороги в изготовлении, так что в старые времена их носили младшие чины, строительные рабочие и простые люди во время поездок.

Соломенные дзори – усовершенствованная версия варадзи; их считают предками пляжных сандалий, которые теперь носят во всем мире. У них и ремешок, и овальная подошва сделаны из плетёной соломы. Большой и средний палец захватывают черенок ремешка. Одним из вариантов были асинака без каблуков, предназначавшиеся для средневековых полей сражения. Со временем люди стали носить дзори на сельскохозяйственных работах. В эпоху Эдо (1603 – 1867 гг.) башмачники обосновались в городских районах и вскоре стали изготовлять дзори различных видов. Одним из этих видов, который теперь и считается типичным дзори, были сандалии сэтта - верхнюю часть подошвы плели из бамбуковой оболочки, нижнюю покрывали кожей, а на каблук прикрепляли металлический элемент. У других дзори были причудливые формы и роскошный дизайн.

Фука-гуцу: Сапожки, сплетённые из ячменной соломы. Предназначены для предохранения от влаги и холода при ходьбе по снегу.


Варадзи: Некоторые рыбаки до сих пор носят их в горных ручьях, чтобы покрепче держаться на ногах.


Асинака: Пальцы и пятка выступают за подошву, что улучшает сцепление с землёй и облегчает работу ног.


Кандзики: Их носят под башмаками, чтобы не тонуть в глубоком снегу.


Вара-дзори: В течение веков менялась и форма сандалий дзори, и материалы, из которых их делали. Вот эта форма, пожалуй, близка к оригиналу.


Асагуцу: Башмаки, вырезанные из дерева и затем покрытые чёрным лаком. Эту пару носил какой-то синтоистский жрец XIX века.


Цурануки: Меховая обувь, которую надевали в Средние века военачальники, выступая в бой верхом на лошади.


Иппон-ха гэта: Когда-то их носили буддийские отшельники в горах, а теперь – некоторые мастера приготовления суси.

Гэта – это в принципе прямоугольная деревянная подошва на двух деревянных подпорках снизу и с ремешком сверху. Пальцы захватывают черенок, как и при носке дзори. На свитках с рисунками ещё X века изображены люди в гэта, то есть гэта носят уже давно. К началу XVIII века были разработаны усовершенствованные инструменты, что позволило перейти к массовому производству гэта, и в городе Эдо (современном Токио) они вошли в моду. Они становились всё более кричащими, и Сёгунат, наказывавший за излишнее внимание простолюдин к внешнему виду, запретил ношение лакированных гэта. Пока обычной обувью не стали туфли, лучшей обувью оставались гэта – пик их производства приходится на 1955 год, тогда он составил 93 миллиона пар, после чего последовал резкий спад.

Таби похожи на носки, но только рассчитаны на ношение с дзори или варадзи. Таби содержат ноги в тепле зимой и предотвращают воспаление там, где о ноги трётся ремешок. Неповторимое своеобразие этим “носкам” придаёт желобок под черенок ремешка между большим и средним пальцем.

У дзика-таби тоже есть выемка, как у таби, но у них резиновая подошва, и поэтому их можно носить на улице безо всякой другой обуви. Их изобрели в 1922 году два брата из семьи Исибаси, Токудзиро и Сёдзиро. Раньше семья Исибаси занималась изготовлением таби, а теперь эта компания стала корпорацией Бриджстоун, производителем резиновых покрышек. Новые ботинки дзика-таби сыграли важную роль при восстановлении разрушенного во время Токийского землетрясения 1923 года. В дзика-таби нельзя поскользнуться, выемка даёт пальцам лучшую опору в трудных местах, чем и объясняется тот факт, что их до сих пор используют на стройплощадках Японии.

Современная Япония многое переняла у Запада, и теперь на улице носят почти исключительно туфли. Но традиция снимать обувь в доме осталась, что привело к использованию в школах тапочек увабаки. Другие виды обуви, разработанные в современной Японии, призваны содействовать здоровью. Да и старинные гэта и дзори начинают возвращать себе утерянные было позиции, потому что ношение их без носков, говорят, улучшает кровообращение. И на ногах сидят хорошо, и выглядят модно

Развитие обуви в Японии определялось общественными обычаями и климатом. Эти образцы не сдавливают ног, позволяют им дышать. Их легко надеть и так же легко снять, и поэтому некоторые из них до сих пор носят в Японии.

Ниже показаны фотографии обуви, которую делают в настоящее время в Японии.
Выражаем искреннюю благодарность за сотрудничество следующим компаниям:
(1) Сукэроку (3-6 Кагурадзака, Синдзюку-ку, Токио; тел.: +81-3-3260-0015)
(2) Мусаси-я (тел.: +81-3-3351-7359)
(3) Идэа Кобо Асо-дзан (тел.: +81-467-33-0790)
(4) Сёдзи Рингё (тел.: +81-237-83-6771)


Гэта
При ходьбе издают характерное постукивание. Ещё лет 30 тому назад были распространены.
(1)


Яки-гэта
Поверхность прожигают и потом полируют, чтобы не было видно грязи и легче было ухаживать за обувью
. (1)


Сэтта
Верх подошвы раньше делали из бамбуковой оболочки, но теперь делают из того же материала, которым покрывают коврики татами, чтобы ноги были сухими. Ремешок, как правило, чёрный, хотя на некоторых последних моделях есть рисунок.
(1)

Поккури
Название звукоподражательное: такие звуки раздаются из-под полых подошв при ходьбе. Молодые девушки надевают их по особым случаям.
(1)
Гэта и окобо (по-другому поккури) делались из древесины павлонии - твердой и легкой. Окобо носили и носят ТОЛЬКО майко (будущие гейши). Окобо бывают разной высоты приблизительно от 7см до 11 см. Ложе для ноги может быть деревянным, без подкладки, может быть простелено плетеной соломенной стелькой или же вся сандалия покрывается лаком по дереву, старинные окобо могли обтягивать тканью и расписывать вручную, современные окобо выглядят проще.

Желательный отступ от пятки окобо до пятки хозяйки приблизительно 2 см. Ширина также варьируется. На передней части окобо располагали вмонтированный в сандалию бубенчик, поэтому каждый шаг сопровождался специфическим постукиванием и звоном. Неоднократно обсуждалось, для чего это было нужно, из всех версий показалась наиболее логичной такая: когда девушка становилась майко, для развития своей карьеры ей необходимо было как можно больше состоятельных поклонников, безусловно, новую майко представляли в чайных домах. Но насколько эффектно было пройти по улице, звеня окобо, привлекая внимание не только своим видом.

Если обратиться к различным сайтам он-лайн покупок в Японии, можно найти окобо в продаже. Но, к сожалению, цена на них очень высока, от 350 до 1200 доларов. К тому же средние размеры 23.5-24 см.

Гэта носили и носят люди различных прослоек и статусов. Существует огромное разнообразие их видов. Деревянные делают из цельного куска дерева павлонии. Как правило, левая и правая нога ничем не отличаются, разве что отступом для тесьмы. Кроме 2-х зубцевых, существуют однозубцевые и 3-ех зубцевые гэта. Трехзубцевые гэта носили японские куртизанки - ойран. Их гэта были очень высокими.

Такой вариант гэта создан специально для ведущих кукловодов театра Бунраку, чтобы сильно увеличить рост, для удобства управления куклой так как последняя составляет три четвертых человеческого роста.
.


Дзори
Роскошные сандалии для женщин. Подошва состоит из пяти слоёв и лакирована сверху. Женские дзори отличаются разнообразием дизайна и цветов.
(1)


Нива-гэта
Лакированные подошвы, кожаный ремешок. Их часто носят в саду.
(1)


Ама-гэта
Лакированные гэта на дождливые дни. К ним можно прикрепить цума-гакэ (щитки для пальцев), чтобы уберечься от воды и грязи.
(1)



Таби
Хлопчатобумажные “носки” таби для женщин обычно белые, а для мужчин – тёмно-синие (справа внизу). Хотя в наши дни по традиционным праздникам мужчины иногда выбирают другие цвета, которые походили бы к их кимоно. Таби слева, с верёвочками, – усовершенствованный вариант тех, какие носили в XVIII веке. У современных таби есть металлические застёжки в форме ногтей.
(2)


Дзика-таби
У них такая же форма, как и у таби, за исключением резиновой подошвы. Их носят на улице. Они крепкие, в них легко двигаться. Такие дзика-таби надевают те, кто помогает носить переносной алтарь во время празднеств.
(2)

“Диетические тапочки”
У них нет пятки, так что приходится ходить на цыпочках, а это поднимает тонус мышц и улучшает осанку. Сейчас пользуются огромной популярностью. Изобретены домохозяйкой, которая хотела помочь людям улучшить внешность и поправить здоровье.
(3)


“Сандалии, полезные для здоровья”
На верхней части подошвы есть множество маленьких колышков, которые стимулируют точки на ступнях, реагирующие на давление.


“Лечебные гэта”
Бугорки для свода стопы обеспечивают комфортность при ходьбе. Волокно кедрового дерева придаёт обуви ещё большую привлекательность.
(4)


Резиновые дзори
Японские дзори были прототипом тех тапочек, которые теперь можно увидеть на пляжах всего мира.


Увабаки
В большинстве японских школ, до старших и выпускных классов средней школы, учащиеся, входя в помещение, снимают обувь и надевают такие вот увабаки.



По материалам журнала "Ниппония"

На деревянной платформе с массивным каблуком. Являются элементом традиционного национального костюма в Европе. Исторически сабо полностью изготавливались из дерева, а клоги имели кожаный верх.

Варианты названия

В разных странах деревянную обувь называли по-разному. Во Франции – сабо (фр. sabot), в Нидерландах – кломпы (нидерл. klomp), в Литве – клумпес (лит. klumpės), в Великобритании – клоги (англ. сlog), в Швеции – траско (швед. träsko).

Виды

  • Классические

Классические клоги традиционно привозят из Нидерландов в качестве сувениров. В прошлом они были основной обувью крестьян, рабочих, ремесленников и фермеров в Европе. Особенно этот вид обуви был распространен в Нидерландах, Швеции, Бельгии, Литве, Кантабрии, Галисии. Сабо были предназначены как для женщин, так и для мужчин. Классические модели не имеют задника и каблука.

  • Современные

Современные клоги являются адаптированным вариантом классической модели. Они имеют платформу и массивный каблук, кроме того, часто декорируются металлическими клепками по периметру подошвы. Верх современных сабо может выполняться из кожи, замши, хлопка, льна, меха и т. д. Подошва модели изготавливается из дерева, пробки или имитирующих их синтетических материалов. украшают сабо молниями, пряжками, цепочками, клепками и пр. Большинство моделей дополняются меховой стелькой, предохраняющей от скольжения. Современные сабо являются преимущественно женской обувью.



История деревянной обуви

Древний Рим

История деревянной обуви началась задолго до возникновения современных европейских государств. В Древнем Риме пленникам насильно надевали на ноги деревянные , привязывая их к

ноге полосками ткани, что резко затрудняло побег.

Япония

Деревянную подошву в форме скамеечки имеют японские гэта, первые сведения о которых относятся еще к Х веку нашей эры. Гэта были основной обувью женщин и мужчин из разных слоев населения вплоть до середины ХХ века.

Арденны

Впервые клас

сические сабо появились в горных массивах Арденн, расположенных на территории Франции, Бельгии и Люксембурга. Они были наиболее популярны среди крестьян и ремесленников. Обувь могла быть выполнена как целиком из дерева, как французские сабо, так и иметь кожаный или замшевый верх, как голландские клоги. Вслед за Арденнами деревянная обувь распространилась по всей Европе, поскольку была очень прочной и защищала ноги от воды и грязи.

Нидерланды

В 70-х годах XVI века в Нидерландах сформировалась гильдия мастеров сапожных дел, изготавливающих деревянные сабо. Местное население называло их «клопфы». С того времени деревянная обувь стала популярна и доступна. Сабо выполнялись из ивы, березы, бука и других древесных пород, которые не раскалывались и не трескались при носке. Деревянные были удобными, прочными, непромокаемыми, а кроме того, дешевыми, поэтому их носили и в будни, и в праздники. В основном подобную обувь использовали жители равнинных стран: для горных областей требовались более гибкие башмаки, которые позволяли бы карабкаться и передвигаться по крутым и неровным поверхностям.

Франция

В период с XVI по XVIII век сабо носили французские модницы из высших слоев общества. Еще одно упоминание о сабо относится к 1793 году, когда деревянная обувь без задников на каблуке была изготовлена для французской армии. Высшие слои общества носили сабо только в промозглую и слякотную погоду, т. к. из-за своей громоздкости этот вид обуви не мог использоваться для выходов в свет. Французские сабо крепились на ноге с помощью металлических обручей.

Великобритания

В Англию сабо попали в XIX веке, намного позднее, чем в остальные европейские государства. Они были распространены среди работников сельских мельниц в северных районах страны.


США и Европа

В ХХ веке клоги возродил голландский дизайнер Ян Янсен (Jan Jansen). Он разработал современную модель в 1969 году. Деревянные башмачки носила легендарная рок-исполнительница Дженис Джоплин (Janis Joplin), а в 70-х годах на волне любви к этнике и стремлению к натуральности сабо стали обязательным атрибутом стиля . Тогда, помимо деревянных моделей, появились легкие клоги на пробковой подошве, а также на платформах из полиуретана, которые в СССР называли «манной кашей». В США были популярны «корки» — сабо производства компании Kork-Ease. Дизайнер (Betsey Johnson) имела около 30 моделей корков.




Швеция

В 2006 году в Стокгольме появились клоги под маркой Swedish Hasbeens. Согласно легенде, это случилось после того, как Эми Бликст (Emy Blixt) и Цилла Вингард Нойман (Cilla Wingård Neuman) открыли магазин second hand, куда попали несколько десятков пар клогов от модницы 70-х Аниты. Дизайн и удобство модели пришлись по вкусу покупателям, и Эми с Циллой решили самостоятельно производить клоги. В 2008 году на церемонии вручения премии Trend Award Gala в Стокгольме марка Swedish Hasbeens была названа года. В настоящее время компания имеет в 16 странах мира. В 2011 году была создана клогов Hasbeens for .

Мир моды

После бума 70-х клоги были надолго забыты миром моды. Модель из кожи пони появилась в конце 90-х в коллекции Marni, но триумфальное шествие по мировым подиумам сабо начали только в 2010-ом — после появления на показах , и . Новые клоги были декорированы заклепками, меховыми кисточками, цветами и камнями. Их стали носить знаменитости: Сабо в этой стране называются кломпены . В период Средневековья такую обувь делали вручную с помощью долота и ножа. В эти времена сабо имели самые разные расцветки, декорировались особыми росписями с изображением сюжетов местных преданий и легенд, а также бытовыми сценами. Неокрашенная обувь у простонародья использовалась в качестве рабочей и стоила очень дешево. Расписные же варианты надевали по праздникам и в выходные дни, а в белых сабо ходили в церковь. Зажиточные голландцы могли позволить себе резные модели сабо на все случаи жизни. Искусный узор украшал всю поверхность обуви, за исключением подошвы. Деревянную обувь в Средние века носили по всей Европе, но национальным достоянием и символом государства она стала только в Нидерландах. За неизменную привычку щеголять в тяжелых деревянных туфлях голландцев даже прозвали «кломпенами». В наши дни национальные голландские сабо не забыты и выпускаются в промышленных масштабах, как в качестве сувениров, так и для носки. Особенно они популярны среди сельских жителей северных районов Нидерландов. С 1988 года в городе Лаакдал существует музей национальных сабо . А для туристов в деревушке Зансе-Сханс организован музей под открытым небом, где представлены различные виды ремесел, в том числе и мастерская по изготовлению деревянных башмачков.

Преимущества сабо

Комфорт. Сабо имеетширокий устойчивый каблук и платформу, которая позволяет защитить ноги от неровностей дороги. Меховая стелька, присутствующая в большинстве моделей, предотвращает скольжение подошвы ног.

Визуальное увеличение роста. За счет достаточновысокой платформы клоги визуально увеличивают рост. Модели бежевых оттенков к тому же позволяют зрительно вытянуть фигуру.

Универсальность. Клоги можно надевать как в теплые периоды, так и в прохладное время года. В Средние Века европейские крестьяне носили деревянные башмаки зимой и летом, т. к. они одинаково защищали от жары и холода. В настоящее время дизайнеры выпускают клоги, предназначенные специально для зимнего, летнего или демисезонного периода.




Брюками

  • Клоггинг

На сегодняшний день существует танец «клоггинг», который танцуется исключительно в сабо. Клоггинг (clogging) – это фристайл-танец, зародившийся в горах Аппалачи (Северная Америка). Характеризуется двойным притопыванием и шагами, похожими на чечеточные. Тело остается выпрямленным и неподвижным. Постоянное шарканье одной ногой – основное, что отличает клоггинг от чечетки.

  • Саботаж

Сабо во Франции использовались не только по назначению, но и применялись в качестве символа политической борьбы на протяжении XIX и начала XX века. Исследователи считают, что слово французского происхождения «саботаж» по своей этимологии восходит именно к сабо. Саботажем называлась тактика профсоюзных деятелей, бросавших деревянные башмаки в механизмы фабричных станков, вызывая тем самым остановку работы.

  • Резиновые клоги

В 2009 году появилась новая модель – башмаки из цельного куска резины, внешним видом копирующие дизайн классических клогов. Они быстро завоевали популярность среди фермеров и дачников, т. к. отличаются гибкостью, устойчивостью, водонепроницаемостью и дополнены утепленной внутренней вкладкой.

кломпены.

Деревянная обувь раньше была популярна во многих странах, но сегодня мало кто сохранил традиции ее изготовления. Но в Голландии бережно оберегают башмаки, сделанные из дерева. Другое их название - кломпены. Они наряду с всемирно известными мельницами и тюльпанами стали одним из основных символов страны. И каждый турист, очутившись здесь, пытается обзавестись парой-другой этих замечательных башмаков.

В наши дни кломпены - это продукт в основном сувенирный, рассчитанный на многочисленных приезжих. Но есть и люди, верные традициям предков, по большей части это жители сельской местности. Но дело не только в историческом наследии, на самом деле кломпены - весьма удобная и прочная обувь: можно смело ходить хоть по гвоздям, хоть по стеклу. Башмаки быстро снимаются и надеваются, что очень удобно, если вы куда-нибудь не успеваете. Еще один плюс кломпенов: летом в них не жарко, а зимой не холодно, так что ногам будет комфортно в любое время года. Ну а если на улице лютые морозы, то для утепления в башмаки запихивают бумагу или солому.

Первые упоминания о кломпенах относятся к средневековью. В частности, башмаки можно увидеть на картинах, написанных в этот период. С течением временны производство кломпенов набирало обороты. Сначала ремесленники делали их вручную, но в XVIII веке были разработаны специальные механизмы, позволившие значительно ускорить процесс изготовления. XIX век - золотое время для кломпенов: во всех уголках Голландии деревянные башмаки становятся излюбленным видом обуви, а башмачное производство - очень выгодной отраслью промышленности. В XX веке положение усложняется. Последствия первой мировой войны и экономический кризис 30-х гг. сильно подкашивают все виды индустрии. Одна за другой исчезают фабрики, производящие кломпены. Во время второй мировой было, ясное дело, не до башмаков, но в послевоенные годы наблюдается стремительный, правда, кратковременный, рост производства. С тех пор кломпены практически не используются в качестве повседневной обуви. В середине 70-х в Голландии начитывалось около четырех сотен небольших производств, занимающихся выпуском деревянных башмаков. Сегодня ежегодно производится более 3 млн. пар этой старинной обуви.

Кломпены - это действительно неотъемлемая часть европейской культуры. В Конце 80-х годов в бельгийском городе Лаакдале был открыт музей кломпенов. Но велика вероятность, что в скором времени мы сможем их увидеть только на полотнах старинных мастеров или в качестве музейных экспонатов. Дело в том, что кломпены не соответствуют стандартам, предъявляемым к обуви в Европе. Поэтому фабрики, производящие деревянные башмаки могут быть принудительно закрыты, и нынешние три млн. пар ежегодно могут стать несколькими сотнями. Время покажет, смогут ли стандарты и нормы вынудить голландцев отречься от части своего культурного наследия.

А теперь давайте выясним, что необходимо, чтобы получить добротную пару знаменитых голландских кломпенов. Для начала нужен материал. Лучше всего для этих целей подходит тополь, возраст которого не менее двадцати лет - его древесина прочная и легкая, и в то же время легко поддается обработке.

Раньше для производства деревянных башмаков использовали в основном черный тополь, которые встречается в Голландии повсеместно. Позже кломпены стали изготавливать также из тополя, завезенного из Америки. Голландская земля прекрасно подошла для американского вида, и привозные деревья стали здесь выращивать. Был даже выведен гибрид двух сортов тополя, названный канадским. Последний становится пригодным к обработке в возрасте 35 лет, но в отличие от своих родственников обрабатывается плохо, поэтому в производстве компленов практически не применяется.

Чтобы изготовить полсотни пар башмаков, понадобится кубометр древесины. Соответственно, для вышеупомянутых 3 млн. пар нужно около 60 тыс. кубометров - цифра внушительная. Чтобы удовлетворить потребности индустрии в сырье, тополя специально высаживают и бережно ухаживают за ними.

После того, как ствол срублен, его распиливают на несколько частей. Мастер вручную с помощью стамески и топора придает заготовкам нужную форму. Для того, чтобы сделать башмак левым или правым, применяется специальный механизм. Затем из башмака удаляют внутреннюю часть, шлифовкой придают окончательную форму и помещают в сушилку, праздничные и сувенирные экземпляры, как правило, расписывают. Сегодня практически весь процесс производства автоматизирован, вручную только наносится рисунок.

Кломпены, предназначенные для повседневного ношения, росписью не украшаются. Чтобы они служили дольше, их каждую неделю следует натирать песком. По праздникам и воскресеньям надевают расписанные башмаки. В разных частях Голландии на кломпены наносят свои узоры, так что специалисты, разбирающиеся в кломпенах, могут определить по рисунку, откуда приехал человек.

В голландском языке существует множество поговорок и выражений, в которых фигурирует эта замечательная обувь. А это еще один факт в пользу того, что кломпен - неотъемлемая часть голландской культуры. Вот некоторые фразы:
. «Уносить кломпены» - уходить
. «Ходить в кломпенах по льду» - поступать неосторожно
. «Чувствовать кломпенами» - ясно понимать
. «Отбросить кломпены» - умереть
. «Умело играть на кломпенах» - делать что-либо профессионально

И это лишь малая часть устойчивых выражений. Причем приведенные примеры являются словарными, а в местных диалектах башмаки упоминаются настолько часто, что иногда сложно понять, что могла бы означать та или иная фраза.

Автор Андрей Гецевич

Путешествуя по Нидерландам, туристы даже не задумываются: что привезти своим близким в качестве сувенира из поездки? Конечно кломпы! Это национальная голландская обувь, которую местные крестьяне стали носить около 500 лет назад. Не всякие сапоги выдержат работу на вечно влажных полях, где почва очень заболочена, или в хлеву; а вот деревянная обувь на очень толстой подошве с приподнятыми вверх носками в таких случаях незаменима. Кломпы изготавливаются из цельного куска дерева. Обычно — это тополь, но встречаются и башмаки, изготовленные из осины, вербы, ветлы. Ранее, когда их носили повсеместно, в Голландии работали тысячи мастерских, где кломпы делали вручную. Сейчас, при помощи специальных станков, на производство одной пары уходит чуть больше 10 минут.

Родственники кломпов

По всей Европе крестьяне в прошлом носили деревянную обувь. Она была довольно дешевой и надежно защищала, хотя людям непривычным мягкой и удобной она не кажется. Тем не менее, в странах Европы это были:

  • Во Франции — сабо;
  • В Голландии — кломпы;
  • В Литве — клумпес;
  • В Англии — клоги.

Мужские и женские деревянные башмаки отличались только размерами. В них летом нога не потела, а зимой, добавив туда пучок соломы, крестьяне защищали таким образом свои ступни от холода.

Традиции — это прекрасно

Голландские кломпы — это обувь, которая была всегда с хозяевами в разные периоды их жизни. Когда в семье рождался ребенок, его уже ждала пара крошечных деревянных башмачков, которые родители изготовили или приобрели заранее.
Если влюбленный парень подарил девушке пару кломпов, считалось, что это почти предложение руки и сердца. Когда башмаки трескались и были уже не пригодны к носке, бережливые хозяева наполняли их землей, делая из них цветочные горшки, и вешали у входа в дом.
По средневековому обычаю в королевстве Нидерланды подданные, присутствующие при выходе своего монарха к народу, должны быть обутыми в кломпы, - этим демонстрируя свою лояльность по отношению к государю.

У каждого голландского крестьянина была пара деревянных башмаков на разные случаи жизни:

  • Рабочие — без особых изысков и украшений;
  • Праздничные — с вырезанным орнаментом или росписью, характерной именно для той местности, где жил их владелец;
  • Свадебные — потом вешались на гвоздик в доме молодоженов и были своеобразным оберегом семьи;
  • Зимние — с шипами или с лезвием на подошве для хождения или катания по льду.

Делали даже кломпы, предназначенные для игры в футбол. Многие жители Нидерландов уверены, что их высокий рост связан с ношением предыдущими поколениями этой традиционной обуви.

Музейная обувь

Сейчас, когда Нидерланды — это туристическая Мекка, кломпы, в большинстве своем, являются сувенирами. Так, в городке Лаакдал с 1988 года открыт национальный музей этих деревянных башмачков, удивляющий разнообразием своих деревянных экспонатов, фантазией и выдумкой, с которыми они изготовлены. Для тех, кто хочет иметь деревянные башмачки из Страны тюльпанов у себя дома, ежегодно производится целых 3млн пар кломпов. Только миллион пар используется как обувь, остальные — в качестве сувениров.

Деревянные башмачки в Европе – составная часть традиционного национального костюма. В зависимости от страны существует много разновидностей: это могут быть ботинки, сандалии или даже туфли на каблучке. Во Франции деревянную обувь называют сабо, клумпес – в Литве, а в Нидерландах – кломпы. Во многих европейских странах о моде носить такую обувь со временем забыли. А в Голландии кломпы и по нынешний день неотъемлемая часть национальной одежды, жители страны до сих пор сохраняют значимость и назначение башмаков.

Путешественник, желающий посетить страну у Северного моря, должен быть осведомлен о культуре местных жителей: ничего не знать про кломпы – значит ничего не знать о Нидерландах. Яркие деревянные башмачки , создание которых началось приблизительно пятьсот лет назад, являются символом Голландии так же, как и сказочные тюльпаны, ветряные мельницы и каналы.

Обычно кломпы использовали бедные слои населения как дешевую и удобную защитную одежду на шахтах, фабриках, фермах. Практическое предназначение деревянной обуви в настоящее время снижается – в повседневной жизни у большинства нидерландцев она уже не так популярна, однако их с удовольствием обувают фермеры, рыбаки, огородники, садоводы. Кроме всего упомянутого, кломпы продолжают приносить стране немалый доход, так как остаются самым важным сувениром для туристов, такие памятные подарки с ручной росписью нередко вручают высокопоставленным гостям и представителям иностранных государств.

Появление данного типа обуви связывают с влажным умеренно-морским климатом Голландии, когда есть высокая вероятность в любое время года промочить ноги. Исторически они были распространены среди более бедного населения – рыбаков и крестьян, которые не имели средств приобрести себе удобную, прочную и более дорогую обувь. Кломпы легко было изготовить, надежно защищали от влаги, толстая подошва, подбитая соломой или измельченной бумагой часто согревала в зимние холода.


Вырезают голландские башмаки из разных видов древесины : ивы, бука, березы, но чаще всего из тополя и осины, их в государстве растет в изобилии. К быстрому распространению такого ремесла в стране привел огромный спрос на деревянные башмаки.

В древности кломпы производили вручную , талантливые мастера придумывали и создавали свои специальные модели, затем украшали их различной росписью . В разных регионах был свой стиль, поэтому не сложно было по узору на башмаках определить из какой провинции житель. Особой популярностью пользовались специальные кломпы, предназначенные для определенных целей: на подошве с шипами – для хождения по льду, лезвия как на коньках – для катания на катке, для игры в футбол, были даже праздничные – для свадьбы.


Чтобы сделать башмачок вручную опытному мастеру надо потрудиться часа четыре, а в наше время на мини-фабрике с помощью станков эту работу выполнят за пять минут. Принцип изготовления кломпов такой же, как и для вытачивании копии дверного ключа. Древесина тополя легкая, но твердая и довольно легко поддается обработке. Для изготовления обуви используют форму-клише , а древесину перед обработкой хорошо вымачивают. Мастер «устанавливает» форму-клише и закрепляет заготовку-полено в станок, затем его запускает. В процессе обработки и клише, и заготовка вращаются, а резец на полене повторяет форму клише.

Для изготовления правого, левого или другого размера ботинка используют разнообразные формы-клише. После того как образец принял соответствующий внешний вид, на другом станке по тому же принципу автоматически выпиливают внутреннюю часть. Процесс заканчивается шлифованием. Башмаки готовы, только изрядно мокрые. Если на них подуть, то начнет капать вода. Теперь необходимо только высушить и раскрасить.

Вытачивать кломпы научились с помощью механизмов, а вот резьбу и роспись выполняют вручную. Пара красивых эксклюзивных голландских башмаков ручной работы стоит недешево . Надевать такую обувку советуют на шерстяной носок. Если носить каждый день, то хватит на один год. Размер подбирают так, чтобы вокруг стопы приблизительно на палец оставалось свободное место. Тогда носить кломпы будет комфортно.

Если ехать около полу часа от Амстердама в Заансе Сханс, то там располагается этнографический музей . В нем можно узнать историю уникальных деревянных башмачков и увидеть автоматизированный цикл производства. В домиках, расположенных на территории музея, познакомят с традициями культуры Королевства Нидерландов.


Все 12 провинций страны имеют собственный дизайн, свою особенность кломпов. На карте обозначены регионы и соответствующие им модели. В начале экспозиции представлены старинные экспонаты, целью которых была защита ноги человека от воздействия тяжелых предметов во время работы.

Кломпы в жизни Нидерландов занимали немаловажное место . Существовало положение, что всем жителям города, приветствующим выход короля, обязательно обувать кломпы, чтобы подчеркнуть его верховенство. Как только рождался ребенок, для него сразу же заготавливали первую пару деревянных башмачков. Влюбленный молодой человек по традиции дарил их девушке, что означало объяснение в любви и предложение руки и сердца.


Затем голландцы научились беречь лошадей, делали для них специальные насадки, чтобы они копытами не проваливались в мягкий грунт. Потом представлены кломпы для выходных, для спорта – древние коньки, праздничные – для свадьбы.

Существует древняя традиция под венец идти только в кломпах. Свадебные башмачки от обычных отличаются очень нарядной красивой резьбой и росписью ручной работы. После торжественного банкета молодожены украшают кломпами стену в жилище, вставляя внутрь цветы. В Голландии местные жители шутят, что о человеке хорошо рассказывает количество пар свадебной обуви, развешанные на стенах дома.

Также в музее представлена коллекция современных деревянных башмаков . Некоторые образцы, инкрустированные драгоценными металлами и камнями, можно назвать настоящими шедеврами, произведениями искусства.

В магазине при музее можно приобрести на свой выбор кломпы необходимых размеров и расцветок. Также большой ассортимент оригинальных сувенирных кломпов: копилки, брелоки, подставки обувных щеток. Голландские башмачки – любимый сувенир туристов . В стране за год их производится более четырех миллионов пар, только треть используют по назначению, остальные распродаются как сувениры.


Все деревянные кломпы официально аккредитованы как безопасная обувь со знаком СЕ, им свойственно выдерживать множество воздействий, в числе которых концентрированные кислоты и острые предметы. На практике они в некоторых случаях более безопасны, чем стандартная защитная обувь. В случае экстремальной ситуации, древесина трескается, а не деформируется, вмятины не давят на пальцы стального носа, что позволяет их легко снять.

Существует мнение, что ношение деревянных башмаков – это способ сохранить здоровые ноги. Они благоприятно воздействуют на тонус икроножных мышц, не сжимают пальцы. Некоторые ученые предполагают, что более высокий рост нидерландцев (если сравнивать со среднеевропейским) связан с ношением национальной обуви предыдущими поколениями.

Домой из Нидерландов ни один турист не возвращается без волшебного приобретения – деревянных башмачков. И если сувенир из тюльпанов может завянуть, то кломпы сохранятся долго.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...