Способности мозга человека: интересные факты и сверхвозможности. Возможности мозга: что делать, чтобы достичь совершенства


Исследования и книги о нашем мозге не могут объяснить его функциональные особенности. Ранее эксперты указывали на то, что мозг использует всего 5-10% своих возможностей, а люди с экстраординарными способностями владеют им на 100%. Однако первый факт уже опровергнут. Все отделы нашего мозга постоянно находятся в активности, даже во время сна, поэтому будет неправильным говорить о данных 10%. Второй вариант до сих пор не изучен и никак не объясняется.

Несмотря на недостаточность информации о данном органе, за последнее 10 лет было осуществлено множество открытий, однако, этого недостаточно, чтобы полностью понять всю его функциональность и на что способен мозг человека.

Еще природой было заложено обеспечить мозг всеми необходимыми защитными функциями. Он является центральным органом, без которого жизнь невозможна.

  • Вещества головного мозга находятся в черепной коробке, которая и обеспечивает их защиту
  • Волосы позволяют беречь его от холода
  • Сосудистые сплетения, которые обволакивают орган, обеспечивают его питание
  • Жидкость выступает в роли прослойки и значительно смягчает возможный механический удар

Центральный орган управляет функциями и действиями. Мы обязаны ему способностью к языковой речи, зрительной и слуховой функциональности, осязанию, логическому мышлению. Работа головного мозга человека осуществляется двумя полушариями. Левое, отвечает за логику, способность к техническому мышлению. Правое, обеспечивает визуализацию, способствует творческим проявлениям.

Если заставить функционировать оба полушария одновременно, то возможности к запоминанию увеличивается в несколько раз. Каждый участок мозга отвечает за определенные функции. Объем не превышает 2% от массы тела.

Развитие

Считается, что возможности головного мозга человека и тип его мышления задается еще в детстве воспитанием, что создает некий фундамент и интеллектуальное направление и не изменяется с возрастом.

Это ошибочное убеждение, так как каждый человек способен развить возможности мозга и повысить интеллект. Способности ограничиваются степенью осознанности и силой воли. Некоторые индивидуумы обладают высокой предрасположенностью к решению логических задач, другие справляются, значительно ее упростив. Важно, чтобы оба наших полушария развивались в равной степени.

С этой целью, для головного мозга и стимуляции расширения способностей, следует выполнять мероприятия:

  • Постоянно решайте логические и творческие задачи. Мозг должен нагружаться для активности в обоих полушариях
  • Регулярная смена деятельности. Необходимо чередовать работу/перерыв/полноценный отдых. Не рекомендуется заниматься одном видом деятельности более 6-8 лет. В процессе застоя и решения однообразных задач, мозг тормозит в развитии
  • Ведите активный образ жизни, чаще занимайте умственными и физическими упражнениями. Физическая нагрузка положительным образом сказывается на умственном развитии. Для этого достаточно выполнять простую зарядку, ежедневно
  • Старайтесь чаще менять обстановку
  • Правильно питайтесь и откажитесь от вредных привычек

Сверхвозможности мозга человека

Существуют люди, которые обладают достаточно удивительными способностями мозга, недоступными обычному человеку.

Исследования стимуляции развития сверхспособностей, до сих пор не увенчались успехом, и их природа до сих пор остается загадкой. Скрытые возможности мозга человека:

  • Способность выходить практически из любой критической ситуации в выигрыше
  • Развитая интуиция, которая зачастую принимает правильные решения

Однако, это в большей степени умственные способности человека, которые, возможно, передались генетически или вследствие раннего самообразования.

Сверх возможности:

  • Аномальная скорость счета и чтения
  • Прочитение и запоминание книги дословно
  • Возможность выучить целый язык буквально за неделю
  • Фотографическая память
  • Ясновидение

Уникальными способностями обладал Вольфганг Мессинг - читал мысли. Эти данные так и не были опровержены на момент его жизни. Считается, что йоги имеют некоторые сверх человека, однако они этому обучаются, а по врожденной природе.

Неординарные состояния

Исследования головного мозга указывают на довольно специфические аномалии развития органа. Специалисты выделяют случаи, которые достаточно тяжело объяснимы.

Известны удивительные аномалии:

«Человек, живущий с половиной мозга»

Зарегистрированный случай, который произошел с Карлосом Родригесом. Он попал в автомобильную аварию, вылетев через лобовое стекло и приземлившись прямо на голову. Была назначена необходимая операция, при которой удалено 60% мозга! Верхушка черепа приняла огромную вмятину.

Однако он до сих пор живет абсолютно нормально более 5 лет.

«Человек с дырой в голове»

Еще один зарегистрированный случай, произошедший в середине 18 века, пострадавшим в нем оказался мужчина - Финеас Гейдж. Человек получил тяжелейшую рану и лишился части мозга, которую проткнули насквозь металлическим ломом, так, что снесли пол головы. Полученную травму до сих пор не могут объяснить ученые.

Однако этот человек не умер, травмы была обработка раны и наложение повязки. Он умудрился прожить ещё более 10 лет, сохранив все способности мозга.

«Человек, который не спит»

Этот случай еще более удивительный. Яков Циперович за 30 лет ни разу не спал, практически не ел, а процессы старения полностью отсутствуют. Внешний вид человека абсолютно не изменился.

Данные «способности» Яков приобрел после сильнейшего отравления, после которого впал в кому. Выйдя из комы, пациент заметил, что у него полностью отсутствует возможность сна. Изучение мозга человека с данной аномалией не привело к результатам.

Возможности человеческого мозга до сих пор полностью не изучены, хотя, согласно библейскому учению, человек создан по образу и подобию Бога. В обыденной жизни люди практически не пользуются способностями, которые в каждого заложены генетически.

Как работает головной мозг

Сама Природа постаралась надежно защитить главный орган человека, без которого невозможна жизнь:

  • вещество головного мозга спрятано в прочную черепную коробку, кости которой могут выдержать достаточно сильный удар кулаком;
  • волосяной покров надежно оберегает от холода и зноя;
  • насыщенность кровяными сосудами обеспечивает питание мозга;
  • жидкостная прослойка защищает орган от колебаний во время движения.

Головной мозг человека обеспечивает возможность говорить, слышать, видеть, думать, осязать, двигаться. Человеческий орган, в отличие от животного, способен оперировать логическими, нравственными, моральными категориями. Управляет всеми мышцами тела сознательно и бессознательно. Левая часть мозга управляет движениями правой стороны тела, а правая управляет противоположной частью. Больше развитая левая сторона головного мозга задает человеку техническую форму мышления. Правое полушарие соответствует гуманитарной ориентации. Если добиться одновременной работы обоих полушарий, то способность запоминать информацию возрастет во много раз.

Кора головного органа занимает площадь 2000-2500 кв. см, если считать в расправленном от извилин состоянии. Каждый участок ее отвечает за определенные функции.

Объем головного мозга составляет всего 2% от тела человека, но без его управления организм не сможет работать и жить.

Как тренировать память

Обыкновенный человек использует возможности мозга всего на 5-10% заданного природой. Как любой другой орган человеческого тела, мозг снабжен защитным механизмом, позволяющим использовать свои возможности ровно на такую величину, которая требуется в настоящий момент. Люди, перестающие тренировать умственные способности после окончания учебы в школе, институте, постепенно деградируют.

Плохая память – первый признак мозговой усталости.

Научные эксперименты доказали, что лучше функционирует мозг при постоянных умственных нагрузках:

  • решение математических задач с повышающейся сложностью;
  • разгадывание кроссвордов;
  • изучение иностранных языков;
  • запоминание определенного количества информации;
  • чтение книг;
  • компьютерные игры и находчивость.

Регулярное напряжение умственных способностей даже в течение получаса в день способно продлить разумную жизнь человека до самой старости.

Тренировки обеспечивают всестороннее развитие головного мозга:

  • увеличивается масса органа;
  • лучше осуществляется капиллярное кровяное снабжение;
  • уменьшается риск поражения мозга возрастными заболеваниями.

Простейшие упражнения для тренировки головного мозга даются еще в школе:

  • заучивание наизусть больших кусков прозаического текста, лучше на иностранном языке;
  • многократное переписывание домашнего или классного задания, добиваясь оформления текста без ошибок и помарок;
  • устный счет вслух.

Такие несложные тренировки памяти образуют основу интеллектуального воспитания человека.

Как стимулировать мозговую деятельность

Отлично воздействует на мозг техника скорочтения:

  • регулярные занятия на протяжении 3-4 месяцев с соблюдением определенного эмоционального состояния;
  • понимание сути прочитанного текста;
  • расширение поля, обхватываемого взглядом;
  • аутогенные тренировки памяти благоприятно воздействуют на состояние головного органа.

Тренировать мозг можно так же, как мышцы, добиваясь хороших результатов практически в любом возрасте:

  • чтение книг любого жанра развивает логическое мышление, проработку жизненных ситуаций с различных точек зрения;
  • при занятиях спортом вырабатывается гормон эндорфин, способствующий стимуляции мозговой активности;
  • часовая передышка в середине дня, отведенная под сон, помогает мозгу расслабиться для лучшего усвоения информации;
  • искусственная стимуляция мозговой деятельности наркотиками, алкоголем, никотином ведет к отмиранию мозговых клеток;
  • гормон эстроген, в большом объеме выделяемый организмом при сексе, помогает справиться с нервными перегрузками и стрессом. Особенно это актуально для женщин.

Необходимо каждый день изучать что-то новое, чтобы ликвидировать застой мозговой активности, но в большинстве случаев люди практически не используют возможности мозга, так как гораздо проще жить, как все.

Как развить сверхспособности

М. С. Норбеков построил свою оздоровительную систему, на принципе, что мозг можно «убедить» в физическом здоровье одного или нескольких органов. Тогда организм сам инициирует восстановительную «перенастройку» всего тела, подобно компьютерной программе.

Однако заниматься изо дня в день, пусть и несложными, но регулярными упражнениями, многим просто лень.
Лучшим временем для восприятия и запоминания информации считается детский возраст с 2 до 11 лет. Именно этот период следует использовать для закладывания в головной мозг ребенка основ фундаментальных знаний.

Новейший метод обучения – суггестология – заключается в запоминании большого объема информации в короткое время. Ученик, находясь в расслабленном состоянии, воспринимает обучающую программу под звуки музыки. Не надо напрягаться, стараясь запомнить материал, организм сам откладывает услышанное в уголки памяти. Таким способом можно увеличить объем информации примерно на 50% в сравнении с обычными обучающими программами.

Все большее распространение получают профессиональные тренинги, способствующие обучению молодых специалистов таинству мастерства в кратчайшие сроки.

Повышенное внимание уделяется паранормальным способностям головного мозга. Ясновидящие, экстрасенсы, гипнотизеры, предсказатели всех мастей заполонили рекламой страницы СМИ. Развить интуицию или другие экстрасенсорные способности можно, совмещая трудолюбие с воображением. Однако следует при этом учесть, что такие знания и возможности не каждому придутся по душе.

Часто сверхвозможности проявляются во время опасности, стресса или под воздействием несчастного случая: удар электротоком, падение с высоты, травма головного мозга. Таким образом, мозг замещает потерянные качества другими. У людей, потерявших зрение, развивается слух, осязание. Люди, не смирившиеся со своим положением вечной темноты, изыскивают необычные способы ориентироваться в пространстве, которые не может объяснить сегодняшняя наука.

Метод плацебо или веру в чудо не могут объяснить современные ученые. Распространенные случаи мгновенного исцеления от опасных заболеваний, в том числе и рака, так и остаются без вразумительного ответа.

Человек будущего

Ученые предполагают, что в настоящее время происходит формирование человека будущего, обладающего супервозможностями:

  • ухудшающаяся экологическая обстановка приводит к мутации генов, благодаря которым в мозгу открываются ранее незадействованные каналы;
  • новый человек, ощущая единство с космической базой информации, перестанет лгать и ценить материальный достаток, возродятся новые приоритеты;
  • усилием воли будущее поколение научится воздействовать на организм, способствуя очищению его и оздоровлению.

Людям необходимо научиться пользоваться возможностями своего мозга, чтобы приносить в мир любовь к ближнему, сострадание, мудрость, взаимопонимание. Развивая свои таланты, надо стремиться расширить рамки своего восприятия окружающей действительности, чтобы соответствовать высокому званию Человека.
Человеческому мозгу можно, как компьютеру, задать любую программу, целью которой должно быть созидание, а не войны с себе подобными. Если человек искренне захочет изменить окружающий мир и себя самого к лучшему, у него это обязательно получится.

Головной мозг - сложное биологическое устройство, орган, состоящий из множества связанных между собой клеток и отростков. Если представить себе все связи в мозге в виде одной линии, то она была бы в 7-8 раз длиннее, чем расстояние от Земли до Луны. И в то же время это очень небольшой орган - у современного человека он весит от 1020 до 1970 грамм.

Два судьбоносных прорыва

Тайны и возможности человеческого мозга долгое время оставались для исследователей больным вопросом. До недавнего времени они могли только строить теории о его работе, а сам орган удавалось наблюдать лишь во время вскрытия. Первый большой прорыв произошел, когда врачи научились имплантировать электроды непосредственно в мозг. Примерно тогда же стало понятно, как работает нейрон и как происходит по нервам и от одного нейрона к другому.

Второй большой шаг вперед случился, когда появились методы электроэнцефалографии, магнитоэнцефалографии, позитронно-эмисионной и функциональной магниторезонанской томографии. Они дали возможность «заглянуть» внутрь живого, работающего мозга. С помощью этих средств врачи и исследователи способны «увидеть», какие части мозга активны во время сна, разговора, мышления, появилась возможность отличать нормальную работу органа от его патологии, обнаруживать нарушения и ставить более точные диагнозы.

Человеческий мозг: особенности и возможности

Этот относительно небольшой орган, который занимает лишь 2% от общей массы тела, тем не менее потребляет около 20% всего кислорода, который поступает в организм. С рождения и до смерти он никогда, ни на минуту, не прекращает своей деятельности.

Человеческий мозг, возможности и способности которого по-прежнему превосходят самые современные компьютеры, способен запомнить в 5 раз больше информации, чем содержится в Британской энциклопедии. По некоторым подсчетам, ему по силам вместить от 3 до 1000 терабайт. Это и близко не сравнимо с тем, что сейчас существует в технике: к концу 2015 года планируется достичь емкости всего 20 терабайт.

Раньше считалось, что у взрослого человека этот орган статичен - нейронные ткани остаются неизменными и могут только погибнуть, вырастить же новые организм не в состоянии. Однако к концу ХХ века благодаря исследованиям Элизабет Гуд стало понятно - на протяжении всей жизни организма продолжают вырастать новые нейроны и нервная ткань.

Впрочем, возможности не ограничиваются новыми нейронами. Бытовало мнение, что этот орган не способен восстанавливаться после повреждений и травм. Ученые из Каролинского университета и университета Лунда провели исследование, результаты которого могут перевернуть с ног на голову современные представления об этом. Согласно их исследованию, в местах, пораженных инсультом, организм может «выращивать» новые нейроны взамен поврежденных.

Способность обрабатывать информацию

Умение обрабатывать информацию и приспосабливаться к обстоятельствам - еще одно свойство, которым обладает этот орган. Причем подобная приспособляемость заставляет подозревать скрытые возможности человеческого мозга у многих «обычных» людей. Способность воспринять и хранить неограниченное количество информации у Кима Пика или сонарное зрение у таких людей, как Дэниел Киш и Бен Андервуд, - лишь два примера подобных загадок.

Дэниэл Киш и человеческая эхолокация

Можно ли поверить в то, что человек способен ориентироваться на слух, словно летучая мышь? Что совершенно слепой человек сможет ходить без поводыря, без трости, без современных технических ноу-хау? И не просто ходить - бегать, играть в игры, заниматься спортом, ездить на горном велосипеде? Человеческий мозг, особенности и возможности Дэниела Киша позволяют ему это - он один из тех, кто освоил сонарное зрение, или человеческую эхолокацию.

Дэниел потерял способность видеть в очень молодом возрасте, вскоре после того, как ему исполнился год. Чтобы ориентироваться в пространстве, он начал использовать звуки - щелчки языком, эхо от которых возвращалось к нему и позволяло «увидеть» окружающее. Постепенно он усовершенствовал свою способность настолько, что мог делать все то же, что и обычные дети - играть в игры, ездить на велосипеде и, разумеется, гулять без поводыря.

Из-за отсутствия зрения у многих слепых сильно развит слух. Однако здесь не просто отличный слух - Дэниел Киш, если так можно сказать, развил из него новое чувство, сумевшее заменить одно из пяти отсутствующих. С помощью щелчков языком он как бы посылает звук в пространство и по получаемому в ответ эху способен «увидеть» рельеф, расстояние до предметов, их форму и другие детали. Однако Дэниел Киш не остановился на достигнутом - он создал организацию World Access for the Blind и активно обучает сонарному зрению других слепых детей и взрослых.

Один из самых талантливых его учеников - Бен Андервуд, которому из-за рака удалили оба глаза в возрасте трех лет. Кроме него, невероятные результаты показывают и другие ученики Киша - Лукас Мюррей и Брайан Бушвей. Это ясно показывает, что далеко не полностью изучен человеческий мозг, особенности и возможности его выходят далеко за пределы тех навыков, которых большинству людей достаточно для повседневной жизни.

По предположениям ученых, в процессе эхолокации задействованы те участки мозга, которые у зрячих людей отвечают за преобразование сигналов глаз. В случае слепых они просто «перепрофилировались». Есть также теория, что сонарное зрение не является чем-то уникальным - подобные способности, просто совершенно не развитые, есть примерно у 5% человек. И научить им вполне можно и слепых, и зрячих.

Соревнование на сверхспособности

За исключением профессиональных официантов и мнемоников, немногие способны запомнить двадцать не связанных друг с другом слов подряд. А несколько сотен слов за 15 минут? Кажущиеся невероятными возможности человеческого мозга - обычное дело для участников чемпионата мира по памяти, который каждый год собирает несколько десятков человек.

Участники подобных соревнований используют мнемонику - совокупность различных приемов и техник запоминания, которая позволяет развить обычные возможности человеческого мозга и сохранять в памяти информацию любого типа и почти любого размера.

Эти люди соревнуются в запоминании большого количества лиц и имен, цифр, абстрактных картинок, карт, случайных слов за ограниченное время: например, нужно запомнить, в какой последовательности шли в течение 15 минут абстрактные картинки. Или как можно больше случайных цифр в течение часа. Среди чемпионов этого необычного вида спорта - Доминик О’Брайен, Саймон Райнхард, Йоханнес Маллоу и Йонас фон Эссен.

Большинство чемпионов получили подобные способности регулярными тренировками - как уверяет Бен Придман, трехкратный чемпион мира по этой дисциплине, этого может добиться каждый. Однако такие сверхвозможности человеческого мозга бывают и врожденными - например, у мнемониста С. В. Шерешевского и американца Кима Пика.

Ким Пик и Соломон Шерешевский

Соломон Шерешевский попал под наблюдение психолога А. Лурье, когда был достаточно молодым человеком - причем память его была феноменальной безо всяких тренировок. Его способ «сохранения» информации похож на известные сегодня приемы мнемоники. Создавалось впечатление, что объем его памяти не ограничен ничем. Единственной его проблемой было научиться забывать.

Этот человек обладал так называемой синестезией. Во всем остальном С. В. Шерешевский оставался вполне обычным. Не та ситуация с Кимом Пиком - он родился с определенными расстройствами, которые, впрочем, сами по себе не должны были сделать из него ни гения, ни больного. Однако уже в 16 месяцев ребенок научился читать, к трем годам освоил газеты, а к семи выучил Библию наизусть. Неплохо описывают возможности человеческого мозга книги (который так же, как и Ким Пик, "савант", однако куда более социален и, в отличие от других, может объяснить, как именно делает подсчеты).

Ким Пик держал в голове карты американских городов, сотни произведений классической музыки, помнил несколько тысяч прочитанных книг. Все это было не просто «мертвым грузом» - он понимал имеющуюся в его памяти информацию, мог интерпретировать и использовать ее.

В 2002 году он начал играть на фортепиано, озвучивая многие произведения по памяти. Именно он вдохновил снять ставший знаменитым фильм «Человек дождя».

Феномены науки

На протяжении человеческой истории случались многие вещи, которые сложно объяснить науке. Причем есть случаи, которые в буквальном смысле заставляют ученых почувствовать, что возможности человеческого мозга отнюдь не ограничиваются современными представлениями о нем.

Человек с половиной мозга

В 14 лет Карлос Родригес попал в автомобильную аварию: машина, которую он вел, врезалась в столб, а он сам вылетел через лобовое стекло и «приземлился» на голову. В результате этого после операции он потерял около 60% мозга. Самое удивительное - то, что Родригес по-прежнему жив. Сейчас ему уже больше четверти века, и он продолжает жить обычной жизнью.

Хотя медицина шагнула далеко вперед по сравнению с тем, что было во время Финеаса Гейджа, такие повреждения все еще считаются очень серьезными. Кроме того, считается, что без мозга, всех его частей, человек жить не может или же живет, как «овощ».

Родригес, Гейдж и многие другие люди, пережившие серьезные травмы и потерю части мозга, доказывают, что современные взгляды и теории все еще ошибочны.

Финеас Гейдж: «человек с дырой в голове»

В середине XIX века произошел случай, который до сих пор не смогли объяснить ученые и медики: строитель Финеас Гейдж выжил, получив тяжелую рану и лишившись части мозга, после того как металлический лом прошил его голову. На тот момент Гейджу было 25 лет.

Штырь вошел ниже левого глаза и вышел из тела, пролетев еще несколько метров, оставив молодого строителя без хорошей части мозга. Однако он не умер. Более того, вскоре пришел в сознание, и его отвезли к доктору в ближайшую больницу. Врач наложил повязку и очистил рану от осколков - это было все, что медицина того времени могла предложить. Люди были уверены, что Финеас Гейдж умрет.

Через некоторое время развилась бактериальная инфекция, а также разрослась плесень. Тем не менее спустя примерно 10 недель пациент выздоровел - он сохранил память, ясное сознание и свои профессиональные навыки. Умер Финеас Гейдж в 1860 году, а этот поразительный случай так и не нашел однозначного объяснения.

Феномен Циперовича

Однако упомянутые случаи - не самые удивительные. Есть явление, демонстрирующее еще более изумительные возможности человеческого мозга - феномен Цеперовича. Яков Цеперович - человек, который уже более тридцати лет не спит, мало ест и совершенно Время словно остановилось для него - он и сейчас выглядит так же, как на фотографиях 70-х годов.

История этого человека началась в 1979 году - после сильного отравления он находился в состоянии после чего впал в кому. Выйдя из нее спустя неделю, Яков обнаружил, что не может спать - даже лежать горизонтально у него не получалось. Врачи не могли ни объяснить, ни изменить это состояние - лишь через несколько лет, занявшись йогой и медитацией, Цеперович научился ненадолго принимать горизонтальное положение, но не для сна, а для полудремы.

До того случая Яков был обычным человеком - любил подраться, выпить, работал электриком. После начал интересоваться восточными практиками, разработал собственную систему упражнений. В последнее время живет в Германии.

Можно ли научиться сверхспособностям

Не только ученых, врачей и «обычных» людей также интересуют возможности человеческого мозга - документальный фильм от ВВС, Discovery, сюжеты других телеканалов и съемочных групп неизменно находят зрителей.

Всевозможные тренинги, направленные на развитие личности или каких-то ее аспектов, также пользуются все большей и большей популярностью. Не исключение и довольно нетрадиционные и несанкционированные официальной наукой обучающие материалы от Вячеслава Бронникова или Мирзакарима Норбекова.

Огромную популярность имеют разнообразные методы из вотчины практической психологии. К примеру, проект, также развивающий возможности человеческого мозга, - «5 сфер». Здесь, в отличие от, к примеру, метода Бронникова, речь идет о вполне традиционных и вписывающихся в теории современной психологии советах.

Вполне возможно, что дальнейшие исследования ученых докажут и реальность альтернативного зрения, и возможность излечивать собственные болезни без современных медицинских технологий, простым усилием воли, и другие, считающиеся пока сверхъестественными, возможности. Ясно одно - в будущем нас ждет множество интересных открытий.

Головной мозг человека – это не просто самый малоизученный орган тела. В настоящее время он представляет собой сплошную загадку для науки.

В среднем около полутора килограммов нервной ткани находится в черепе каждого из живущих в мире homo sapiens, и кило четыреста из них составляют «вес» загадки!

Науке известно, из чего состоит мозг. Наука даже частично выяснила уже примерное расположение большинства активных зон, отвечающих за тот или иной процесс. Вернее, она знает, где в основном сосредоточены нервные отростки, которые регулируют отдельные компоненты – поведение человека, его движения, мышление и речь. А вот собрать эти разрозненные кусочки мозаики в единую понятную картину ученым все никак не удается.

Например, такой элементарный вопрос: как вообще простая фактическая информация, поступающая от органов чувств, может превращаться в сложнейшее образование – психику? Ничего из того, что мы знаем об устройстве нервных клеток, не способно объяснить, каким образом они не только передают сигнал в обоих направлениях, но и «усваивают» его смысл.

Физиология клетки, все эти дендриты, аксоны и прочие подробности не имеют никакого касательства к процессу осознания самого значения импульсов. Импульсов, которые через них проходят. Это же совершенно разные вещи!

Или, к примеру, механизмы компенсации. Те самые, которые мозг задействует при восстановлении своей работы после травм. Правое полушарие может почти полностью взять на себя функции еще и левого, если последнее серьезно повреждено или погибло полностью. И наоборот, левое способно компенсировать большинство функций правого. А каким образом такое происходит, совершенно непонятно – ведь сами органы тела, если они не были травмированы, сигналов к подобным действиям не подают. И потом, из способности мозга менять естественное назначение каких-то своих участков следует, что ни один из этих участков изначально не создан выполнять одну функцию. Логично или нет? Пусть в процессе нормальной работы один конкретный участок мозга и отвечает за некий единственный процесс. Пусть каждый отдел мозга на протяжении жизни человека отвечает вообще за один рефлекс или действие. Более того, пусть даже у большинства людей одни и те же области мозга отвечают за одни и те же функции остального тела…

Эти знания мало чем могут помочь, поскольку на свете есть люди, у которых за два-три года то же самое «научились» делать совсем другие части того же органа.

Разумеется, вопросы еще и расстройств работы головного мозга выглядят чащей дремучего леса в самую глухую полночь. И это тоже логично. На фоне таких масштабных пробелов в определении нормы работы этого органа нет никакой возможности разобраться, где начинается патология. Эпилепсия, шизофрения, неврозы…

Да и большинство расстройств психики – чем их считать и как предотвратить, если неизвестно, откуда психика взялась?

Так ли уж правы врачи, когда относят все виды галлюцинаций к каким-либо заболеваниям или действию химических веществ?

Откуда у эпилептиков берется эта «аура» – последние перед началом припадка видения или запахи, которые сам больной помнит и которые повторяются из раза в раз?

В большинстве случаев видения эпилептической ауры носят довольно мрачный характер – причем даже у пациентов, не склонных к пессимизму или меланхолии.

Редко у кого признаком близкого припадка является эйфория…

А касательно шизофрении мнения вообще расходятся принципиальнее уже просто некуда. Что по поводу этого заболевания сказал бы Зигмунд Фрейд, может догадаться каждый – и пусть догадывается в меру изощренности собственной фантазии.

А вот остальная, не слишком подверженная влиянию фрейдизма, часть научного мира, «подозревает» в шизофрении даже инфекционное заболевание. Любопытный ход научной мысли? А почему бы нет, если такую симптоматику в былые времена вызывало, например, сифилитическое поражение мозга?

Да, это венерическое заболевание стало известно гораздо раньше, чем появились антибиотики для его лечения. А запущенная стадия этой болезни может проходить и с галлюцинациями, и с маниями, и с припадками – в зависимости от того, какая область мозга затронута инфекцией. Сифилис и с проказой путали частенько, так что факт почти полного отсутствия последних его стадий в наше время – это просто прекрасная новость…

Таким образом, с головным мозгом человека ситуация в современной науке складывается парадоксальная.

С одной стороны, его нормальная или ненормальная работа способна сказаться на работе абсолютно любого органа тела куда заметнее, чем даже очень обширная инфекция или травма. С другой стороны, медицине практически ничего не известно ни о механизме самонастройки мозга, ни о принципах регулирования им деятельности органов. Ни о методах, которыми он определяет, что и как нужно регулировать.

А между тем вопросы накапливаются. И меняющиеся чуть ли не ежедневно условия жизни диктуют новые ее правила – то есть ставят перед «начинкой» человеческого черепа все новые задачи и обнаруживают, естественно, новые проблемы.

В свете таких реалий хорошо бы, конечно, каждому человеку досконально знать, что науке про мозг уже известно, что было открыто лишь недавно и что только предполагается вскоре открыть. Загадки, которые таит в себе этот сгусток нервных волокон, могут содержать ключ и к грандиозным открытиям, и к феноменальным способностям. Тем, которые на данный момент считаются чем-то из области фантастики и вообще продукта не в меру развитого воображения.

Человеческий мозг нужно продолжать изучать – и нужно, пожалуй, даже больше, чем другие органы тела. Пускай мы в итоге и не станем все подряд телепатами, экстрасенсами или волшебниками. Зачем человеку волшебство, если он и безо всякой магии способен сделать столь много? Знания – это ведь тоже своего рода магия… В сверхспособностях можно усматривать определенное преимущество, только если ими не обладает более никто. А если все станут чародеями одновременно, ничего хорошего из этого точно не выйдет. Сколько на Земле сейчас живет миллиардов? А ведь среди них еще есть дети, сумасшедшие, люди с отклонениями в развитии и социопаты!..

Нет, раскрывать секреты собственного тела нужно не для развития телепатии. Но для того, чтобы стало меньше этих самых отклонений – разного рода, вида и ближайших последствий. Чтобы уменьшилось число парализованных после операций и несчастных случаев. Чтобы эпилепсия и шизофрения остались в прошлом подобно тому, как ушли из нашей жизни сифилис и закрытые для посторонних, густо населенные лепрозории… Вот причины, по которым действительно стоит этим заниматься.

Степень, в которой современный человек способен использовать свой мозг во благо себе же, – это необходимый минимум, и не более того. Во благо – то есть не для переделки мира по собственному хотению, а хотя бы для овладения элементарными процессами, проходящими в теле. В особенности теми, которые проходят отнюдь не лучшим образом.

Вопреки расхожему мнению, далеко не каждый человек хочет жить вечно. Хронически или тяжело больные люди редко этого хотят – и их желания понятны. Поэтому, возможно, слова о вечной жизни перестанут быть абстрактным понятием и обретут смысл лишь после того, как человек научится проживать полноценно хотя бы отпущенные ему пока 65–80 лет? Сейчас подобное удовольствие не доступно никому – даже самым влиятельным и богатым представителям человечества, которые болеют наравне со всеми и умирают ничуть не позже остальных людей. Разве не допустимо рассматривать подобное достижение как чудо, вполне сравнимое с переделкой мира? Вполне допустимо!

Для этого чуда нужно не столь уж много: научиться не конфликтовать с собственным организмом, а сотрудничать с ним. Граничащие с маниакальными желания обрести комплекцию мумии Тутанхамона, попробовать все торты на свете или нарастить сверхъестественные (в прямом смысле, ибо естественными они кажутся редко – обычно в темноте) формы там, где их просто быть не должно… Да, все это – очень распространенные виды борьбы против самого себя. Но есть и еще одна роскошная, хитро закрученная, выросшая на вековой путанице и обычных бытовых заблуждениях ветвь наступления по этому фронту. Зовется она недопониманием. В данном случае недопониманием истинных требований и нужд организма. А ведь они у него есть, и их немало. В том числе у головного мозга. Этот орган является в теле человека главнокомандующим, способным отдать любому другому органу приказ не только об активизации, но и об отказе. И орган ему беспрекословно подчинится. А мы не знаем о том, что нужно этому главнокомандующему, ровным счетом ничего. Это риск, и риск большой.

Хотелось бы сказать, что мы сейчас намерены осветить данный вопрос в полной мере, рассмотреть все, на что способно содержимое человеческого черепа, прояснить уйму спорных мест и самых распространенных заблуждений… Однако ничего подобного не произойдет.

Такого никто на данный момент сделать не может – ни ученые, ни публицисты, ни экстрасенсы.

Зато рассказать хотя бы о тех удивительных и одновременно доказанных механизмах, которые заложены и ежедневно работают прямо у каждого из людей под (то есть буквально над) носом, уже можно попытаться. Темных мест и провалов в знаниях о головном мозге от этого меньше, конечно же, не станет. Но, как было отмечено выше, даже просто лучше понять, что он такое и каким образом его обладатель мог бы выразить ему «признательность» за неустанные труды, будет немалым достижением.

Тем паче что при отсутствии единой научной концепции на данную тему единственным, кто хотя бы потенциально способен на такой диалог, остается действительно только сам человек.

Мозжечок: что мы можем потерять вместе с ним?

Состоит мозг из белого вещества и серого - это знают все. И одно и второе является нервной тканью. Только белое вещество образуется в основном нейронами, проводящими сигнал в одном направлении, а серое вещество состоит из нейронов мультиполярных. То есть способных пропускать множество сигналов в различных направлениях.

Полностью из серого вещества состоит кора головного мозга, а полностью из белого – внутренняя, как бы базовая часть полушарий.

На всех снимках этого органа нам первыми бросаются в глаза сами полушария. И если попросить любого человека навскидку, утрированно нарисовать мозг на бумаге по памяти, он обязательно нарисует – опять-таки их, родимых. На самом же деле при чисто внешнем осмотре невооруженным глазом можно увидеть сразу три большие части головного мозга – запоминающегося вида полушария, мозжечок (см. рис. 3, с. 36) и мозговой ствол (см. рис. 2, с. 25). Чтобы увидеть множество прочих деталей, мозг необходимо либо перевернуть, либо разрезать вдоль разделяющей полушария борозды, так как эти два самых крупных и самых развитых отдела накрывают собой остальные, словно шапка.

Рис. 1. Мозжечок (М) отвечает за координацию наших движений: I – кора больших полушарий; II – таламус; III – варолиев мост; IV – продолговатый мозг; V – спинной мозг

Мозжечок находится под «куполом» полушарий. Если говорить о его местонахождении, ориентируясь на собственную голову, то мозжечок расположен в области затылка. Он соединен тремя парами ножек с соответствующими отделами основного мозга и тоже состоит из двух полушарий (правда, выраженных чуть менее явно) и так называемого червя. Червь отвечает за поддержание нужного положения туловища, в то время как полушария больше «заняты» точными и плавными движениями конечностей.

Иными словами, мозжечок отвечает за координацию движений человеческого тела и соответствующую работу его мышц (см. рис. 1). А еще – за их общий тонус и поддержание равновесия туловища. Всего-то? Да, если учесть, что каждый шаг человека требует участия около 300 мышц… И это – на ровной поверхности, без учета нужды балансировать или приплясывать на ходу! И потом, есть ли необходимость напоминать, что говорим и смотрим мы тоже мышцами? То есть сама-то речь формируется, естественно, в другом «месте» головного мозга, да и обработка зрительных сигналов происходит не в мозжечке. Но для элементарной артикуляции – проговаривания того, что мы только что придумали сказать, – нужны мышцы рта и глотки, не правда ли? Равно как и для того, чтобы скосить глаза или подстроить хрусталик для рассмотрения ближних и дальних объектов…

Так что работенка у мозжечка совсем не из легких, особенно если учесть, что большинство процессов жизнедеятельности организма человека связано с механическими движениями.

Когда желудок переваривает пищу, он сокращается. Когда кишечник допереваривает оставшуюся часть, всасывает вещества и проталкивает неусвояемый остаток дальше, к прямому кишечнику, он тоже сокращается, и называется это перистальтикой. Сердце сокращается при работе – как и легкие, и диафрагма (эластичная перегородка, отделяющая полость желудка от грудной клетки)… И лабораторные опыты на вечных мученицах науки собаках неоднократно подтверждали наступление расстройств всех этих функций, стоило ученым только нарушить работу мозжечка или удалить его.

Нет, полное прекращение не наступит даже при полном его удалении, однако сформируется ряд комплексных нарушений. Прежде всего, в корне изменится работа желудочно-кишечного тракта – появится диарея, отсутствие аппетита и комплекс симптомов сахарного диабета. Возникнет затруднение дыхания, глотания, нарушится (станет как бы скандирующей по слогам) речь. Жестикуляция человека с поражениями мозжечка станет избыточной или, напротив, неполной – впрочем, обычно наблюдаются оба эффекта одновременно. Изменится до шатающейся походка, явятся головокружения, неспособность выполнить даже самую простую последовательность движений – и т. д. и т. п.

Говоря точнее, человек после полного удаления мозжечка все равно едва ли проживет дольше суток. Процессы-то не прекратятся, однако сила и масштабы дисбаланса будут наверняка таковы, что даже узконаправленная интенсивная терапия не поможет. Во всяком случае, подобных экспериментов на людях никто пока проводить не пробовал, и оценка выживаемости здесь выведена чисто математически. В то же время известно и доказано, что частичное удаление мозжечка провоцирует соответствующий «букет» симптомов, однако лишь в течение первых 7-10 дней. Впоследствии же они ослабевают и изредка исчезают полностью. Срабатывает компенсационный механизм головного мозга, и утраченные функции берет на себя кора лобных долей больших полушарий. Но для этого головному мозгу необходимо ощущать хотя бы частичную связь с мозжечком (или тем, что от него осталось).

Дело в том, что мозжечок служит своего рода переходным мостом, связывающим головной мозг со спинным. И связь этого узла именно со спинным мозгом даже гораздо более прочная, чем с головным. Именно поэтому полное разрушение такого моста приведет в лучшем случае к полному же параличу вплоть до невозможности моргнуть или пошевелить губами. А в худшем – прогрессирующая аритмия сердечной мышцы быстро спровоцирует летальный исход. От частичных же травм мозжечка сильнее всего страдает работа мышц-разгибателей.

В общем, жизнь без мозжечка покажется нелегкой даже самому оптимистически настроенному человеку. Есть такое заболевание – атаксия (от греч. «беспорядок», «путаница»), при котором не образуется или гибнет большинство необходимых для нормальной работы мозжечка нейронов. Чаще всего атаксия передается по наследству. И для таких больных элементарные движения составляют немалую сложность. Необходимость налить воду из чайника в стакан, подняться по лестнице, удерживать тело в вертикальном положении – все эти наполняющие наш ежедневный быт ритуалы для них составляют предмет специальных тренировок и упорного труда. Так что заболевание это крайне серьезное. Пусть оно не смертельно само по себе, зато в нем содержится зародыш массы смертельных несчастных случаев и бытовых травм в самых тривиальных для здорового человека обстоятельствах.

В итоге в определении роли мозжечка современная наука остановилась на взглядах Л. А. Орбели. Именно этот отечественный физиолог еще в 1949 году первым предположил, что мозжечок выполняет функцию как бы регулятора взаимоотношений между различными частями нервной системы. Просто на основе того факта, что большинство двигательных программ организма нарушается, однако не прекращается полностью. Из чего и был сделан вывод, что, выражаясь научно, мозжечок является интегративной системой головного мозга. То есть участвует в составлении программ движения организма для каждой конкретной ситуации. И регулирует активность тех или иных органов (тканей), которые должны быть задействованы в намеченном событии – будь то утренняя пробежка, прием пищи или научная лекция.

Впоследствии же данная теория была дополнена еще одним немаловажным наблюдением. А именно: травмы мозжечка провоцируют расстройство в том числе двигательных навыков, полученных человеком в результате специального обучения. То есть навыка, допустим, как у спортсменов или пациентов, занятых в отдельных сферах физического труда. Так и возникло предположение, что само обучение человека подобным специфичным, не свойственным большинству других людей, движениям проходило тоже с участием мозжечка.

В остальном же мозжечок считается одной из наиболее изученных частей головного мозга. Изученной настолько хорошо, что недавно был даже создан и продемонстрирован в действии первый простейший чип – компьютерный аналог естественного мозжечка.

Эксперимент был поставлен командой израильских ученых под руководством проф. М. Минца из университета Тель-Авива. Полностью парализованную белую крысу заново научили моргать с помощью электродов, вживленных на место разрушенного мозжечка. Импульсы от неповрежденных отделов мозга грызуна поступали в ходе опыта на микроскопический компьютерный чип. Тот, в свою очередь, расшифровывал их и передавал дальше – центральной нервной системе животного. Устройство, продемонстрированное в Израиле, представляет собой пока что самую примитивную из возможных конструкцию такого рода. Однако впоследствии проф. М. Минц предполагает «обучить» микрочип распознаванию и других сигналов мозга, чтобы расширить его функциональность.

Впрочем, исследователи из Тель-Авива – не первые, кто проводит эксперименты такого рода.

В журнале, издаваемом центром нейроинженерии (Centre of Neural Engineering) при университете Южной Калифорнии (University of Southern California) 1
Отчетную статью калифорнийской группы можно прочесть, соответственно, в Neural Engineering Journal: Berger Т. W., Hampson ft E., Song D., Goonawardena A., Marmarelis V. Z., Deadwyler S. A. A cortical neural prosthesis for restoring and enhancing memory//J. Neural Eng. 2011. Vol. 8. № 4

Д-р Т. У. Бергер с соавторами представил статью – отчет об уже проведенной работе. Она стала результатом опытов его группы по восполнению функций другой части мозга – гиппокампа. Эта область отвечает за перенос новой информации из краткосрочной в долгосрочную память – как у людей, так и у животных. Оборудование, разработанное в университете Калифорнии, представляет собой гораздо более сложную по функционалу конструкцию. Лабораторных мышей в этих опытах обучали нажимать две педали. При этом лишь нажатие одной из них сопровождалось вознаграждением. Без чипа и при «выключенном» анестезией гиппокампе мыши запоминали нужную педаль лишь на несколько минут. Зато с помощью компьютера и его способности правильно распознавать сигналы памяти ученым удалось выработать у мышей требуемый навык. Более того, оказалось, что вживление такого чипа в здоровый гиппокамп грызуна существенно улучшало и скорость запоминания им педалей, и общие свойства его памяти.

Если необходимо еще более наглядное сравнение роли мозжечка в деятельности центральной нервной системы, то ни для кого не секрет, что изначально по образу и подобию человеческого мозга создавался компьютер. Равно как и большинство программ, которыми оперирует современная цифровая техника. Так вот, одной из служебных программ любого компьютера является так называемый менеджер процессов. Он распределяет очередность выполнения основных программ, процессорное время и системные ресурсы, которые они могут задействовать. Более всего работа мозжечка напоминает функции такого менеджера процессов. Только его быстродействие неизмеримо превышает возможности любого самого мощного менеджера, установленного в разветвленной корпоративной сети. Высоким технологиям такой совершенный баланс точности и скорости пока даже «не снился»!

Ствол головного мозга – что он такое?

Мозговой ствол по сути исполняемых им функций близок к мозжечку. Более того, именно он напрямую соединяет полушария большого мозга с мозгом спинным. Как и мозжечок, он состоит из нескольких частей, имеющих свою специализацию. Обычно в нем выделяют продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг и промежуточный мозг (см. рис. 3, с. 36). Собственно, некоторые исследователи и склонны на основании сходства функций считать мозжечок не отдельной формацией, а еще одной частью мозгового ствола. Ну хоть так, хоть этак, а ствол тоже отвечает за координацию движений. Вернее, за положение тела в пространстве. Как это работает, нужно объяснять на примере.

Допустим, когда человек сидит с завязанными глазами на стуле, он тем не менее чувствует, какое положение занимает его тело в пространстве, верно? Он не видит ни стен, ни пола, ни самого стула. Однако, если его, не развязывая глаз, уложить на пол или, скажем, перевернуть вверх ногами несколько раз подряд, он после прекращения манипуляций все равно уверенно определит, стоит ли он сейчас или лежит, или вообще висит вниз головой… Вот за ощущение человеком положения своего тела даже при отсутствии зрительных ориентиров отвечает мозговой ствол.

Мозг человека. Казалось бы, практически каждая энциклопедия даст более или менее полное объяснение того, что он из себя представляет. Но почему же сотни, а возможно и тысячи ученых и исследователей по всему миру каждый день задают себе вопрос о том, на что способен наш мозг. Это происходит уже не одну сотню лет, и до сегодняшнего дня ответ так и не найден. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в повседневной жизни человек использует способности мозга лишь на 5-7 %, в то время как остальные возможности остаются не изученными.

Многие из нас слышали утверждение, что мы можем все, если наш мозг об этом знает. Яркое тому подтверждение - маленькие дети. Они учатся всему, наблюдая за взрослыми, копируя их поведение: сидеть, ходить и держать предметы. Хотя их мышечная система еще к этому не готова, но они уже показывают такие навыки.

Несмотря на то, что за последние десятилетия наука и медицина сделали множество открытий, в том числе и в сфере изучения головного мозга, однако еще рано говорить, что возможности человеческого мозга изучены достаточно для его понимания. Именно мозг создает и формирует человека . Благодаря процессам, которые протекают в нем, мы становимся теми, кто мы есть, приобретаем разные качества характера, интересы, привычки, навыки. Так почему мы такие разные, что скрывает наш мозг?

Чем больше открытий, тем больше вопросов возникает. Людям непонятно следующее:

  1. Почему одни лучше овладевают точными науками, а другим это кажется непосильной задачей?
  2. Одни рождаются гениями, а другие посредственностью или того хуже?
  3. Как развить способности человеческого мозга?
  4. На что способен наш мозг, если его постоянно тренировать?
  5. Можно ли развить сверхспособности мозга?
  6. Как правильно развивать свой мозг?

Как развить возможности мозга?

Ученые доказали, что развить способности мозга возможно. Для этого прекрасно подходят книги, некоторые, специально разработанные компьютерные программы. Это поможет накопить информацию, улучшить память. Но для того, чтобы развивать мышление, человек должен постоянно решать задачи, разгадывать ребусы, то есть тренировать мозг. Именно это развивает мышление и память.

Лучше всего тренировать способности мозга человека, занимаясь новыми видами деятельности, расширяя свои познания не только теоретически, но подкрепляя их практическими навыками.

А как же быть с новомодными теориями о том, что сознание может все, что именно правильно использованные возможности мозга открывают для нас двери в жизнь без ограничений, бедности, болезней? Или древние легенды о людях, способных делать многое благодаря скрытым особенностям человеческого мозга – это просто вымысел, игра человеческой фантазии? Задерживать дыхание на несколько часов, замедлять сердцебиение до 1-2 ударов в минуту, или отрываться от земли на несколько метров – это все мифы?

Последователи восточной мудрости до сих пор считают, что развить скрытые способности мозга под силу каждому. Основные требования, которые необходимо выполнить для развития способностей, являются следущими:

  1. Длительное время.
  2. Терпение.
  3. Усилия и настойчивость.
  4. Грамотный наставник.

Исследования по этой теории провести практически невозможно, а даже если они и проводились, то никогда не предавались широкой огласке. Но каждый из нас хоть раз в жизни раскрыл, пусть даже только для себя, возможности мозга. Это могло проявляться в несвойственной до интуиции или каких-то сверх возможностях, проявившихся в критической ситуации. У каждого это бывает по-разному.

Это является еще одним подтверждением того, что возможности человеческого мозга можно и нужно развивать. Существует несколько методик.

Кто-то предлагает обучение во сне методом начитывания информации. Другие же с энтузиазмом поддерживают сведение сна к минимуму для более рационального использования времени бодрствования.

Кто-то предлагает развивать скрытые способности мозга лишь в раннем детстве, а некоторые считают, что процесс можно начинать в любое время. Теорий великое множество.

В современной действительности мы встречаемся только с единичными случаями проявления экстраординарных особенностей нашего мозга. До сих пор ученые не разгадали тайну Вольфганга Мессинга, а способности и мудрость Далай Ламы ни у кого не вызывает сомнения. Многие йоги умеют управлять основными процессами жизнедеятельности и учатся этому искусству не один десяток лет. Да именно учатся. Возможно, каждый из нас может развить в себе какие-то способности, если поставит перед собой такую цель, или мы все настолько закостенели, обросли верованиями и принципами, которые нам внушают с ранних лет, что не способны, да и не хотим перемен? В детстве мы же верили, что чудеса возможны, что изменилось теперь?

Многие модные направления в психологии говорят о силе позитивного мышления и настроя. Это можно также воспринимать как еще одну скрытую особенность нашего мозга самому представлять и реализовывать свою прекрасную жизнь.

Для того чтобы развить мозг, нужно тренировать не только мозговую деятельность. Успешных результатов достигают люди, которые параллельно тренируют и мышечную систему, это помогает не только ускорить кровообращение, тем самым доставку в мозг кислорода и питательных веществ, но и улучшить память, координацию, развить внимание.

Сверх способности проявляются не только в предвиденье будущего, вещих снах, телекинезе и подобных вещах. Скорочтение, феноменальная память, знание десятков языков или тонкостей генетики и квантовой физики - многое из этого можно считать необычным, но все это представляет собой возможности человеческого мозга.

Связь анатомического строения и способностей

Многие ученые в своих трудах искали сходные анатомические особенности строения головного мозга у религиозных фанатиков или серийных убийц. Некоторые даже находили научное обоснование определенных склонностей. Считают, что каждое полушарие отвечает за тот или иной вид деятельности. Если человек получает травму мозга или переносит онкологическое заболевание, многие его способности и навыки теряются навсегда . Он, как правило, становится инвалидом и не способен полноценно жить. Но в медицине описано много случаев, когда после удаления части мозга пациент продолжает полноценно жить, а иногда у него появляются некоторые не свойственные ему до этого момента способности. В 40- х годах в США была прооперирована женщина, которая после травмы на производстве лишилась одного полушария. Она не только осталась полноценным членом социума, но и приобрела ряд художественных навыков, которым могли бы позавидовать профессионалы. Как это объяснить?

В 50-е годы 20 столетия ученые в программе НАССА проводили исследования, в основе которых лежали визуальные образы для космонавтов, то, что должно происходить в ходе полета. Их организм, в целом, реагировал адекватно при виде какого-то объекта, при этом сокращались необходимые группы мышц для выполнения определенной задачи, хотя действие проигрывалось только в мозге без тактильной поддержки.

Восточные мудрецы знают больше о сверхспособностях мозга, чем ученые, которые многие годы занимаются этой отраслью науки. Именно поэтому учения Востока применяются в подготовке военных, спортсменов, космонавтов.

Особенности мозга сиамских близнецов

Еще одно интересное проявление возможностей нашего мозга можно рассмотреть на примере сиамских близнецов. Несколько таких пар были сращены головами. В ходе обследования было выявлено, что их жизнедеятельность обеспечивает один головной мозг, но такие люди хоть и были во многом схожи, но имели разные способности, предрасположенности. Один из близнецов мог читать, в то время как другой говорил или занимался рукоделием. Стоит так же отметить, что в тех случаях, когда один близнец погибал и его хирургически отделяли от другого, второй вскоре так же умирал, несмотря на жизнеспособность большинства важных органов и систем. До сих пор подобные факты не имеют научного обоснования.

Способы влияния на наш разум

Как другие способны влиять и затуманивать наш разум? Уже научно доказано, что не все люди одинаково восприимчивы не только к лекарственным препаратам, но и к влиянию на психику . Кто-то более восприимчив к попыткам его загипнотизировать, ввести в измененную форму сознания, а для кого-то это совсем не свойственно. Ученые до сих пор пытаются выяснить, в чем же состоят отличия у таких людей, и не могут научно обосновать свои выводы.

Всего около 3% населения на планете рождается гениями, о некоторых широкая общественность даже никогда не слышала, но почему так? Что лежит в основе таких особенностей? Многие психологи и психиатры утверждают, что гениальность берет начало из рода психологических заболеваний, она идет рука об руку с шизофренией. Но так ли это на самом деле? Клинически доказано, что только 1% гениальных личностей имел в семейном анамнезе психиатрические патологии, или эти люди сами проявляли склонности к подобным заболеваниям.

Можно считать, что вопрос о способностях мозга человека по-прежнему остается открытым, и еще не одно поколение человечества будет стремиться разгадать все возможности человеческого мозга. Хотелось бы верить, что когда завесу тайны все же приоткроют, полученные знания будут использоваться только во благо человечеству.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...