Исследовательская работа "зож -это здорово". Опыт работы по ЗОЖ «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Каждый здравомыслящий человек хочет быть здоровым и прожить долгую и счастливую жизнь. Но в мире, где экологическая ситуация оставляет желать лучшего, где каждый день мы сталкиваемся со стрессовыми ситуациями, где на каждом углу нас подстерегают неизученные вирусные инфекции, сохранить здоровье не так уж и легко.

Мы едим некачественные продукты, пьём загрязнённую воду, болезни лечим лекарствами, побочные эффекты от которых разрушают наш организм. Единственным способом сохранить здоровье, молодость и хорошее самочувствие является здоровый образ жизни. Но просто так ничего не получается – нужно поработать. О том какая нужна работа по здоровому образу жизни для отменного здоровья мы с редакцией сайта www..

Итак, здоровый образ жизни - работа над собой, требующая упорства, дисциплины и заключающая в себе оптимальный режим работы и отдыха, правильное питание, отказ от вредных привычек, соблюдение правил гигиены, физические нагрузки и любовь к себе.

Как видите, это очень обширное понятие, ведь само слово "здоровье" заключает в себе и физическую, и психическую, и моральную стороны. Чтобы эти три составляющие здоровья привести в норму, нужно поработать, а кроме того:

1. Отказаться от вредных привычек. Каждый взрослый человек прекрасно осведомлён о вреде курения и чрезмерного употребления алкоголя. Не будем повторяться, просто пора сделать выбор между сигаретой и здоровыми лёгкими, между лишней бутылкой вина и нормально функционирующей печенью.

Людям, злоупотреблявшим алкоголем, рекомендуется попить отвар расторопши, который нормализует работу печени и очистит организм от токсинов. Также имейте вижу, что продвигаться к правильному образу жизни невозможен без отказа от этих маленьких "радостей", укорачивающих вашу жизнь.

2. Двигательная активность. Глупо надеяться на хороший обмен веществ, отсутствие лишних килограммов, здоровую сердечнососудистую систему, когда мы по полдня просиживаем в офисе, добираемся домой на машине, а вечера проводим на диване. Есть много возможностей добавить в свою жизнь двигательной активности, было бы желание.

Утренняя зарядка, специальные занятия физкультурой, танцы, подъём по лестнице пешком, а не на лифте, пешие прогулки в парке по часу, пробежки - выбирайте подходящий вам вариант, который быстро приведёт вас в норму.

3. Правильное питание. Еще великий древнегреческий философ Авиценна сказал: "Мы то, что мы едим". И был прав. Вспомните, что мы обычно едим на завтрак? Толстые бутерброды с колбасой, жареную картошку или котлеты? А ведь еда должна насыщать организм полезными веществами, витаминами и микроэлементами, а не просто набивать желудок.

Запомните, что главное составляющее правильного питания - это калорийный и питательный завтрак. Ведь именно от того, чем "зарядился" организм утром, зависит его состояние в течении целого дня.

Идеальным завтраком будет овсяная каша с фруктами, яишница или омлет, стакан свежевыжатого сока или молока. Не забывайте обедать, а на ужин лучше всего приготовить овощной салат, отварное мясо или рыбу. Последний приём пищи должен быть не позднее, чем за четыре часа до сна. Организм ночью должен отдыхать, а не переваривать Ваш ужин.

Больше овощей и фруктов, меньше жирного и жареного - и тогда исчезнет тяжесть, так хорошо знакомая нам после фаст-фуда и обильных поздних ужинов. Также Вы забудете о проблеме лишнего веса, появится энергия, улучшится настроение и сон.

4. Улучшить иммунитет, повысить общую сопротивляемость организма к простудным и вирусным заболеваниям Вам поможет закаливание. Ежедневное обливание или обтирание (на что у кого хватит духу) холодной водой укрепит и оздоровит Ваш организм. Начать можно с простого контрастного душа и со временем организм перестанет болезненно реагировать на холодную воду.

5. Добавьте в свою жизнь положительных эмоций, поднимите свою самооценку. Начинайте свой день с обращения к самому себе: "Я здоров, я красив, я умён! Я люблю себя, меня любят все. Жизнь прекрасна!" Такое небольшое самовнушение способно творить чудеса. Полюбите себя, ведь Вы - единственный в своём экземпляре, Вы неповторимы и уникальны! Вы, как никто другой, достойны быть здоровым и счастливым.

Дорога к здоровому образу жизни трудна и требует дисциплины, отказа от вредных привычек и много еще чего. Зато потом вести здоровый образ жизни легко и приятно. Стоит только начать следовать приведённым выше рекомендациям и вы будете приятно удивлены тем, как быстро откликнется на изменения ваш организм, как изменится самочувствие, настроение и внешний вид. Результаты превзойдут все ожидания… Стоит попробовать!

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию (декабрь, 2012 г.) говорится о том, «...что важнейшим направлением государственной политики в области образования является развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи». Далее президент отметил, что востребованы новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей младшего возраста, так как именно в этом возрасте на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые необходимо начинать формировать в школе.

Здоровьесбережение обучающихся является одной из самых важных задач в образовании, которую ставит национальный проект «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. В соответствии со Стандартом основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать программу формирования культуры здорового образа жизни, задачи которой - создание здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время резко ухудшилось. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования.

Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Необходимо проводить большую систематическую работу по формированию культуры здоровья у школьников, так как важность повышения уровня сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни.

Главная цель всей работы по здоровьесбережению – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.

Здоровьесбережение – система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков в сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.

Формирование навыков здорового образа жизни должно происходить не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.

Сегодня я хочу остановиться на особенностях формирования здорового образа жизни в рамках внеурочной деятельности, которая является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нём всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Поэтому внеурочная деятельность должна быть некой алтернативой для ребенка, не перегружать его дополнительными умственными нагрузками, а способствовать улучшению усвоения основного учебного процесса, учитывать интересы учащихся и развивать индивидуальные способности.

Внеурочная деятельность – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому именно начальная школа должна формировать культуру здоровья. Эта работа требует нетрадиционных подходов.

Одним из блоков воспитательной работы является спортивно-оздоровительное направление. Оно включает в себя различные формы внеурочной деятельности:

Проведение занятий кружка «Школа мяча»;

Организация и проведение спортивных соревнований;

Проведение экскурсий, походов;

Проведение занятий по программе внеурочной деятельности «Азбука здоровья»;

Организация проектной и исследовательской деятельности.

Работа с родителями.

  1. Проведение кружка «Школа мяча».
  2. Проведение спортивных конкурсов, соревнований. В течение года обучающиеся и их родители участвуют в спортивных соревнованиях, таких как «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья!». Один раз в год обязательно организуется общешкольный «День здоровья».

В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Чередование этих мероприятий с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, способствует снижению утомления учащихся и повышению эффективности учебной работы. Эти мероприятия повышают работоспособность, улучшают самочувствие, регулируют процесс развития детей и делают его гармоничным.

  1. Организация и проведение экскурсий, походов, целевых прогулок. Одним из самых важных направлений в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны. Это и экскурсии в природу, в музей, на выставки, в библиотеку, в театры. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на состояние его физического и психического здоровья.
  2. Работа кружка «Азбука здоровья». На этом кружке с истематически проводятся классные часы и беседы, в рамках которых обсуждаются следующие темы: «Как вырасти здоровым?», «Правила гигиены», «Спорт – моя жизнь!», «Что полезно для здоровья?», «Курить – здоровью вредить» и другие, проводятся различные внеклассные мероприятия.

Каждый год обязательно проводятся праздники, такие как «В гостях у доктора Айболита», «Здравствуй, друг наш Мойдодыр!», «Путешествие в город Будьте здоровы». При подготовке к данным мероприятиям ребята знакомятся с правилами личной гигиены, на материале художественных, фольклорных и музыкальных произведений им прививаются навыки здорового образа жизни.

Работа с детьми в рамках этой программы строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, творческий подход при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям учащихся, наполнены игровыми моментами. Играя, дети легко и с интересом овладевают навыками управления своим здоровьем, учатся понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические задания, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения. В рамках занятий проходит и создание проектов. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.

  1. Организация проектной и исследовательской деятельности. В течение года в рамках занятий внеурочной деятельности ребята под руководством учителя работают над проектами и проводят исследования по разным темам. Например, работа над темой «Народная мудрость о здоровье» позволяет учащимся узнать, что пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости, основа, фундамент воспитания, формирования основ здорового образа жизни; результатом проекта становится «Копилка народной мудрости» - сборник пословиц и поговорок о здоровье, проиллюстрированный детьми; кроме этого, ребята обязательно пишут сочинения «Как я понял данную пословицу о здоровье».
  2. Организуется работа с родителями , целью которой является формирование основ здорового образа жизни в каждой семье. Проводятся индивидуальные и групповые беседы с родителями, направленные на формирование знаний о необходимости положительной эмоциональной атмосферы в семье, о влиянии и преодолении вредных привычек, о необходимости соблюдения строго определенного режима дня.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности. Наибольшей эффективности по формированию здорового образа жизни можно достичь лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности учащихся удаётся :

  • обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;
  • увеличить объём двигательной активности детей;
  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
  • активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению здоровья детей .

Таким образом, основной задачей педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. Учитель должен помочь каждому учащемуся стать нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Жаном Жаком Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


Отчет о системе работы

в КГУ «Гимназия № 21» акимата города Рудного

по формированию здорового образа жизни.

Здоровье - ни с чем не сравнима ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действий окружающей среды, 100% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе. Девизом работы по формированию ЗОЖ в нашей гимназии можно взять слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы». Следовательно, основная цель для нас – формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщение к занятиям физической культурой и спортом, создание душевного комфорта и психологического благополучия.

Исходя из цели, в гимназии разработана система, включающая следующие направления по формированию ЗОЖ:

    Валеологизация учебного процесса,

    Психолого-педагогическое сопровождение,

    Санитарно-гигиеническое просвещение,

    Организация питания,

    Физкультурно-массовая, оздоровительная работа.


Реализация работы данных направлений осуществляется с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья. Определены задачи, приоритетные виды деятельности и ожидаемые результаты.

Здоровьесберегающие технологи предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

На протяжении последних лет в гимназии успешно внедряются здоровьесберегающие технологии, включающие в себя профилактические и оздоровительные технологии. Осуществление этих технологий в гимназии проводится комплексно с привлечением и активным участием администрации, медицинского персонала, педагогов, самих учащихся и их родителей.

Завучами гимназии изучено постановление Правительства РК от 30 декабря 2011 г №1684 об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков». Школьное расписание составлено согласно главе 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания, обучения». Учебная нагрузка в старших классах распределяется так, что наибольший объем приходится на вторник, а в младших – на вторник и четверг. При составлении расписания учитывалась таблица ранжирования предметов по трудности.

Здоровьесберегающее пространство гимназии включает две взаимосвязанные структуры: организация учебного процесса и организация воспитательного процесса. Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги гимназии используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно-ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН. Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональной разрядки, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, глаз, психологический климат. Посещение уроков учителей-предметников показало, что объем домашних заданий соответствует нормам, в основном связано только с пройденным материалом.





Рассадка учащихся в каждом классе осуществляется согласно рекомендации врача. Подвижные перемены для учащихся начальной школы способствуют укреплению здоровья детей. Учебно-воспитательный процесс в группах продленного дня осуществляется в соответствии с режимом: обязательны прогулка на свежем воздухе, горячее питание, занятия в кружках, выполнение домашнего задания. Все виды деятельности организуются при обязательном выполнении требований СанПиН.





Популяризации здорового образа жизни в гимназии уделяется большое внимание. На общешкольной линейке пропагандируются спортивные достижения наших учеников, что дает возможность каждому поверить в свои силы и достичь поставленных целей.

Одним из важнейших блоков является создание комфортных и безопасных условий для участников воспитательного процесса. В зимнее время ведется наблюдение за соблюдением температурного режима в учебных кабинетах.

В целях организации безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса ежегодно в гимназии проводятся испытания спортивного и учебного оборудования, с детьми неоднократно в течение года проводится инструктаж по соблюдению правил техники безопасности на уроках физкультуры, информатики, физики, химии, биологии, технологии. Для профилактики травматизма учителями начальных классов гимназии на переменах организовывается отдых детей с проведением подвижных игр. К дежурству на переменах активно привлекаются учителя, не имеющие классного руководства.





Психологом нашей гимназии ведётся постоянная работа по защите учащихся от физических и психических перегрузок в образовательном процессе. Постоянно проводится просветительская работа среди педагогов, родителей по вопросам психического развития учащихся, проводится мониторинг психического развития и саморазвития учащихся. Психологом гимназии разработаны программы психологического сопровождения ступеней взросления для профилактики психологических кризисов и девиантного поведения. В течение года ведется контроль по средствам анкетирования родителей по предотвращению перегрузки учащихся в учебно-воспитательном процессе (объем, нагрузка, выполнение домашних заданий). Проводится диагностика тревожности и адаптационности детей к школе, ведется наблюдение за детьми и последующее определение уровня психического здоровья.

С целью обучения основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, умению преодолевать стресс и выработки мотивации достижения успеха проведено тренинговое занятие «Доверься мне» с учащимися 7-х классов.

С целью информирования педагогов об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, приводящих к суицидам проведено тематическое выступление «Как избежать беды», а также психолого-педагогические консилиумы в 1-х и 5-х классах.

В гимназии большой процент учителей первой и высшей категории. Это профессионалы не только в преподавании предмета, но и в воспитательной работе. Классными руководителями ежемесячно проводятся классные часы и беседы с учащимися о здоровом образе жизни. Наиболее популярны – «Мой режим дня», «Профилактика простудных заболеваний», «Вредные и полезные продукты». Классные руководители совместно с родителями, начиная с первого класса, организуют экскурсии, туристические походы, что способствует формированию здорового образа жизни и в семье.



Работа по формированию ЗОЖ в гимназии всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здоровья закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизации родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.



В школьной библиотеке оформляются выставки литературы, пропагандирующей здоровый образ жизни.


Одним из направлений внеклассной работы по ЗОЖ является организация школьного оздоровительного лагеря во время летних каникул. Его посещают учащиеся начальной школы. За лето в школьном лагере в среднем отдыхает 48 детей. Старшеклассники посещают загородные оздоровительные лагеря.



В гимназии постоянно работает наркопост. Проводится комплексная профилактическая работа для выработки у учащихся навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственного психологического неприятия к злоупотреблению психоактивных веществ. Учащиеся гимназии участвовали в городском конкурсе проектов «Свой мир мы строим сами» - 1 место; проведен лекторий с участием валеолога с центра ЗОЖ в ходе месячника по профилактике ВИЧ-инфекции. С участием социального педагога в 9 классе проведен классный час по проблеме наркомании, а также даны рекомендации по теме «Как можно заподозрить, что ребенок принимает наркотики». В ходе проекта «Молодежи – да! Наркотикам –нет!» проведено анкетирование.





Одним из составляющих здоровьесберегающих технологий является медицинский блок, где главная роль отводится медицинскому работнику. В течение года медработником гимназии совместно со специалистами поликлинической службы проводятся профилактические осмотры и вакцинация учащихся. В 2013-14 году медосмотр прошли учащиеся 4, 6, 8-х классов. Определены 3 группы здоровья. Дети 1996-97 года рождения прошли медосмотр в поликлинике №1 города. Для профилактики гельминтоза учащиеся начальных классов были обследованы методом соскоба. Большая работа проводится по оздоровлению учащихся группы «риска», перенесших простудные заболевания и имеющие функциональные отклонения. Эти учащиеся систематически наблюдаются у узких специалистов и получают лечение.

Медработником гимназии ведутся медицинские карточки учащихся (паспорта здоровья), в классных журналах заполнены листы здоровья. В них вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре, показатели физического развития, а также социальные показатели. Ежемесячно на стенде «Здоровье» обновляется информация в соответствии с проходящим месячником по плану санитарно-просветительской работы. Для проведения лекций и бесед приглашаются врачи из разных поликлиник города. Медработником регулярно проводятся индивидуальные беседы о педикулезе, вредных привычках, профилактике гриппа и ОРВИ и др.

Контроль со стороны медработника за выполнением СанПиНа, организации учебного процесса, питанием школьников – действенная помощь администрации школы. Ежедневно анализируются причины пропусков уроков.




Система организации питания в гимназии ставит перед собой следующие задачи:

Обеспечить учащихся полноценным питанием.

Прививать учащимся навыки ЗОЖ,

Формировать культуру питания и навыки самообслуживания.

В гимназии охват горячим питанием в начальной школе составляет 100%. Учащиеся КПП, 1-х и 2-х классов обеспечены льготным питанием из средств местного бюджета. Пищеблок оснащен современным оборудованием, работают квалифицированные кадры.

С целью укрепления здоровья, профилактики пищевых отравлений, явлений гиповитаминозов медработником и бракеражной комиссией ведется постоянный контроль за организацией питания, ассортиментом и качеством продуктов, проведением витаминопрофилактики, витаминизации блюд.




Согласно классификации факторов, формирующих состояние здоровья, первое место занимают оптимальный двигательный режим и двигательная активность. Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию организма человека, формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки. В гимназии уроки физической культуры проводятся 3 раза в неделю. Учителем физической культуры принимаются тесты физической подготовленности учащихся, что позволяет правильно определить уровень развития детей. С целью оказания помощи учителям-предметникам разработаны комплексы утренней гимнастики, физкультминутки, собрана картотека игр для проведения подвижных перемен.

Для повышения двигательной активности учащихся проводится спортивно-массовая работа. Физкультурно-оздоровительные мероприятия для учащихся любой категории: младших или старших, мальчишек или девчонок – всегда интересны. Учащиеся школы всегда активно принимают участие в различных соревнованиях. Согласно календарю спортивно-массовой работы проведены следующие мероприятия: «Неделя здоровья», «Веселые старты», мини-футбол, «Мяч – капитану!», ручной мяч, неделя интеллектуальных игр, баскетбол, «Веселые старты с родителями», «Зимние забавы», пионербол, Президентские тесты и др.

Также проводились спортивные соревнования среди КПП и в ходе предметных недель. Учащиеся школы приняли участие в городских мероприятиях: Дне здоровья, соревнованиях по ОФП среди начальных классов.

Мониторинг проведения спортивных мероприятий.

Мониторинг количества учащихся, принявших участие в спортивных соревнованиях.

Наша цель – сохранение и укрепление здоровья учащихся, создание здоровья и безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса. А достигнуть ее можно работая в тесной связи администрации школы педагогического коллектива, техперсонала школы, родителей и самих учеников. Всем уже давно известно, что заботиться о здоровье необходимо смолоду. Намного проще предупредить заболевание, чем его лечить.

Незваннова Алина 7 "А" класс ГБОУ СОШ № 5 "ОЦ"ЛИДЕР" г.Кинель Руководитель- Дерябина М.А.

В данной работе ученица ииследует влияние здорового образа жизни на организм. Приводятся статистические данные о здоровье школьников, которые занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни и наоборот о часто болеющих детях, которые ничем не занимаются.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « ЗОЖ- ЭТО ЗДОРОВО»

НЕЗВАННОВА АЛИНА 7 А КЛАСС

РУКОВОДИТЕЛЬ-ДЕРЯБИНА

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КИНЕЛЬ 2017 год

1.Введение 3

2.Основная часть 4

  1. Определение ЗОЖ 4
  2. Исследование 4
  3. Физическое здоровье 5
  1. Заключение 10
  2. Приложения 12
  1. Введение

Цель проекта:

Задачи:

  1. Рассказать пример из жизни.

Актуальность.

  1. Основная часть
  1. Определение ЗОЖ

Аспекты ЗОЖ:

Ежедневное здоровое питание.

  1. Исследование

Опрос учащихся 7 «А» класса (24 человека).

Результаты анкетирования.

Это способ долголетия;

Занятия спортом.

Вывод:

  1. Физическое здоровье
  1. Правильное питание;
  2. Режим дня;
  3. Занятие спортом;
  4. Гигиена и закаливание;
  5. Отказ от вредных привычек

Спорт и здоровье подростка

  • быстрее развивается
  • становится крепче
  • меньше болеет

Рассмотрим всё по порядку.

Здоровое питание подростка

Правила правильного питания

масла.

  • Ожирение.
  • Хрупкость костей.
  • Быстрая утомляемость.
  • Сниженный иммунитет.
  • Болезни суставов.
  • Кариес.
  • Истощение.

Пример из жизни

Заключение

Список использованных источников и литературы

http://fb.ru/article/856/zdorovyiy-obraz-jizni-shkolnika - здоровый образ жизни школьника;

https://vedizozh.ru – здоровый образ жизни и его составляющие;

http://paidagogos.com/?p=7780 – спорт в жизни подростка;

http://www.o-krohe.ru/detskoe-pitanie/podrostki/ - особенности правильного питания подростков;

Приложения

Приложение 1

  1. Здоровый образ жизни – это….
  2. Завтракайте ли вы?

А. Не пропускаю

Б. Редко (раз в полугодие)

В. Часто (раз в месяц)

А. Смерть

Б. Зло

В. Ерунда


Предварительный просмотр:

VII НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЧЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «КИНЕЛЬСКИЙ ВЕКТОР»

СЕКЦИЯ: ЗДОРОВЬЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

ТЕМА: « ЗОЖ- ЭТО ЗДОРОВО»

ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА ГБОУ СОШ № 5

НЕЗВАННОВА АЛИНА 7 А КЛАСС

РУКОВОДИТЕЛЬ-ДЕРЯБИНА

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КИНЕЛЬ 2017 год

1.Введение 3

2.Основная часть 4

  1. Определение ЗОЖ 4
  2. Исследование 4
  3. Физическое здоровье 5
  1. Заключение 10
  2. Список использованных источников и литературы 11
  3. Приложения 12

«Здоровье - это единственное благо, которое каждый отнимает у себя сам» - Михаил Мамчич

  1. Введение

Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение правильного питания особенно актуально в детском возрасте. Правильный образ жизни школьника является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать его нужно еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает определенный образ жизни, который впоследствии уже очень сложно изменить.

К сожалению, большинство подростков не понимают, какие проблемы могут начаться из – за ведения неправильного образа жизни. Ребенок отдает предпочтение компьютеру, нежели прогулке на свежем воздухе. Вредному продукту, вместо полезного. Я считаю, что нужно рассказать и показать современному поколению, что такое здоровый образ жизни.

Цель проекта:

Рассказать о здоровом образе жизни одноклассникам и привлечь их этим.

Задачи:

  1. В энциклопедиях найти определение здорового образа жизни (ЗОЖ).
  2. Провести опрос учащихся 7 «А» класса о ЗОЖ
  3. Определить влияние спорта на здоровье подростка.
  4. Определить, что такое правильное питание.
  5. Составить примерный рацион питания для школьников.
  6. Узнать, к чему приводит неправильное питание.
  7. Рассказать пример из жизни.

Актуальность. Сейчас все мы находимся в группе риска различных заболеваний из-за массы причин. Важно понимать, как уменьшить этот риск и прожить здоровую и долгую жизнь.

  1. Основная часть
  1. Определение ЗОЖ

Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Аспекты ЗОЖ:

Здоровые привычки и навыки (привитие их с детства; отказ от губительного курения, употребления наркотиков и алкоголизма).

Ежедневное здоровое питание.

Активная жизнь (занятия спортом и физкультурой, активный отдых).

Эмоциональное самочувствие (контролируем свои эмоции).

Интеллектуальное самочувствие (восприятие новой полезной информации для дальнейшего ее применения; мотивация и мышление, наполненное позитивом).

Духовное самочувствие (заряжаемся оптимизмом и ставим перед собой цели).

Окружающая среда (изучаем влияние ее полезных и вредных факторов на наш организм).

  1. Исследование

Опрос учащихся 7 «А» класса (24 человека).

Мы с учителем физкультуры разработали вопросы. Мне захотелось узнать, какой образ жизни ведут мои сверстники. (приложение 1)

Результаты анкетирования.

На вопрос «Здоровый образ жизни – это…» ученики ответили:

Это способ поддержания здоровья;

Ведение распорядка дня, правильное питание;

Это способ долголетия;

Занятия спортом.

Среди факторов, способствующих укреплению здоровья, были названы: прогулки на свежем воздухе, физическая активность, здоровое питание, отказ от вредных привычек, закаливание и соблюдение личной гигиены, хорошее настроение, полноценный сон.

Среди факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье, были названы: длительное использование компьютера и просмотр телевизора, курение, употребление наркотиков и алкоголя, неправильное питание, плохой сон, сидячий образ жизни.

Больше половины моих одноклассников употребляют вредную пищу и газированные напитки практически каждый день.

Практически каждый учащийся занимается каким – либо спортом или выполняет упражнения дома. Среди подростков самыми популярными спортивными секциями являются – футбол, волейбол, танцы, бег, бокс.

Из всего класса только 6 человек не пропускает утренний прием пищи.

4 человека не пропускают занятия по болезни, 14 человек – редко пропускают (раз в полугодие), 6 человек – часто (раз в месяц).

При анализе ответов на вопросы об отношении к употреблению наркотиков мы видим, что все знают, что такое наркотики. Радует то, что их никто не пробовал и ни одному ученику их не предлагали. Все считают, что наркотики – это смерть и зло.

Вывод: в целом, мои одноклассники понимают, что такое здоровый образ жизни и из чего он состоит. Стоит провести беседу с ребятами и рассказать, как правильно питаться.

  1. Физическое здоровье

Основные принципы здорового образа жизни:

  1. Правильное питание;
  2. Режим дня;
  3. Занятие спортом;
  4. Гигиена и закаливание;
  5. Отказ от вредных привычек
  6. Гармония в отношениях с семьей, друзьями и с самим собой.

Спорт и здоровье подростка

Положительное значение спорта в жизни подростков огромно. Занимаясь спортом, подросток:

  • быстрее развивается
  • лучше ориентируется в пространстве
  • становится крепче
  • лучше ощущает собственное тело
  • меньше болеет
  • становится более эмоционально устойчивым.

Рассмотрим всё по порядку.

Укрепляем здоровье. Занимаясь физической активностью, в первую очередь подросток укрепляет здоровье. Во всех системах организма и органах лучше циркулирует кислород и кровь. Все мышцы тела тренируются регулярно, отлично функционируют. Самая обычная утренняя зарядка будет полезна, так как приведёт в тонус весь организм. Занятия спортом позволяют подростку стать более выносливым, а это весьма важно при современном ритме жизни.

Формируем характер и силу воли. Спорт формирует волевой характер подростка, меняя его в лучшую сторону. Развивается воля, стремление к победе, выдержка, умение преодолевать препятствия, не бояться поражений. Сила воли, сформировавшаяся в процессе спортивных занятий, может преодолеть все негативные привычки и черты, а также создать из подростка сильную личность, способную добиться многого.

Закладываем установку на успех. Обратите внимание на то, что практические все известные персоны, достигшие большого успеха, в детстве занимались спортом, и продолжают занятия по сей день. Спорт и успех – понятия, взаимосвязанные между собой. Если тинэйджер хочет научиться ставить цели и достигать их – спорт научит этому.

Дисциплинируем. Дети, которые занимаются спортом, более собраны и дисциплинированы. А это – немаловажные качества для достижения успехов в учёбе и других сферах жизни. И во взрослой жизни они точно пригодятся.

Создаём правильный досуг. Родители не будут отрицать что, приучив ребёнка к спорту, его не потянет в дурную компанию. У юных спортсменов обычно много друзей, общением с которыми он и будет наслаждаться.

Здоровое питание подростка

О том, что правильное питание – это один из основных фундаментов, на котором строится здоровье, известно если не каждому, то многим. Правильное употребление «хорошей» пищи способно предотвратить множество проблем и решить существующие. Постоянное соблюдение принципов правильного питания позволит поддерживать оптимальный вес, укрепить иммунитет, нормализовать метаболизм, функции пищеварительной и других систем. Также это поможет продлить молодость и сохранить, а иногда, даже, и вернуть здоровье организма.

Правила правильного питания

Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

  1. Завтрак обязательная составляющая здорового питания (детально о здоровом питании детей читайте здесь). Ребёнок не должен идти на обучение голодным. Завтракать нужно обязательно. Однако в меню нельзя включать сладости и жирную пищу для завтрака лучше всего подойдут фрукты, йогурты, сыр, овсянка.
  2. Сбалансированное питание. Ежедневно подросток должен потреблять достаточное количество белков, углеводов, полезных жиров, минеральных веществ и витаминов. Нужно обязательно включать в рацион ребёнка нежирное мясо, яйца, рыбу. Данные продукты богатые белком, который очень нужен для роста ребёнка. В ежедневный рацион нужно включать различные блюда из овощей и фруктов, а также молочные продукты, каши, орехи.
  3. Нужно следить за количеством потребляемой пищи. Негативно влияет на детский организм как голодание, так и переедания. Поэтому желательно не есть перед телевизором и не нужно пропускать основные приёмы пищи. Это поможет спасти ребёнка от ожирения и проблем со здоровьем.
  4. Необходимо включать продукты богатые железом и кальцием. В подростковом возрасте данные минеральные вещества играют важную роль. Недостаток железа в организме подростка может привести к быстрой утомляемости и ослабления иммунитета. Поэтому нужно включать в рацион злаки, мясо, горох, фасоль, гречку, капусту, морепродукты, рыбу. Кальций нужен для укрепления зубов и костей. Недостаточное его потребление в подростковом возрасте приводит к плохим последствиям во взрослом возрасте. Больше всего кальция содержится в молочных продуктах.
  5. Полезные и вредные напитки. Преимущественно подростки любят пить газированные сладкие напитки, которые очень вредны из-за высокого содержания красителей, сахара и кофеина. Они достаточно негативно влияют на детский организм. Кофеин отрицательно влияет на содержание калия в организме. В подростковом возрасте нужно пить много воды.
  1. Необходимо включать в меню продукты богатые на полезные жиры. Жиры необходимы для нормального развития ребёнка, они влияют на состояние волос, кожи. К тому же жиры выделяют большое количество энергии, которая так нужна для подростка. Поэтому в ежедневный рацион нужно включать морскую рыбу, орехи, не рафинированные

масла.

Примерный рацион питания для школьников

Завтрак. С утра надо съесть что – нибудь легкое, но калорийное, чтобы энергии хватило до обеда. Для этого отлично подойдет, например, овсяная или другая каша, яйца, сыр, фрукты, творог.

1 перекус. Можно скушать фрукты, овощи, кефир или орехи.

Обед. На обед обязательно нужно съесть что – то мясное: рыба, свинина, говядина или курица. Не забываем про гарнир: гречка, рис, макароны из твердых сортов пшеницы, а также салаты.

2 перекус. Через час – два после обеда обязательно захочется перекусить, тут нас спасут кефир, йогурт, орехи, сухофрукты.

Ужин. Этот прием пищи не должен быть тяжелым. Лучше всего приготовить немного мяса и овощной салат.

Пагубное влияние неправильного питания

Вследствие однообразного и бедного нутриентами меню у подростка могут появиться такие проблемы:

  • Ожирение.
  • Хрупкость костей.
  • Быстрая утомляемость.
  • Сниженный иммунитет.
  • Болезни суставов.
  • Головокружения и низкое давление.
  • Проблемы с гормональным фоном.
  • Кариес.
  • Истощение.

Пример из жизни

Я могу рассказать наглядный пример того, как человек поменял себя. Я расскажу о своей маме – Юле. В детстве у мамы были проблемы со здоровьем и ей пришлось принимать гормональные препараты, из – за которых мама поправилась.

Этой осенью мама решила начать сбрасывать лишний вес, так как у нее начались проблемы с сердцем (тахикардия), ей все труднее становилось преодолевать большие расстояния. Мамочка обратилась к помощи диетолога, сдала анализы и начала процесс похудения. Сначала правила были очень жесткие, пришлось отказаться от сладкого, вредного, жирного, мучного. Постепенно она училась правильно питаться, начала заменять вредные продукты полезными. На сегодняшний день маме удалось сбросить 16 килограмм, восстановить здоровье и стать более уверенной в себе. Я горжусь тем, что мамины друзья ставят ее в пример. Для меня мама очень большая мотивация. Сейчас мы вместе придерживаемся здорового питания, занимаемся спортом. Для меня мама является примером того, как можно побороть проблему и поправить свое здоровье.

Заключение

Итак, все поставленные задачи решены.

  1. Найдено определение здорового образа жизни: это – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
  2. Проведен опрос учащихся 7 «А» класса. Я выяснила, что ребята не знают, как нужно правильно питаться и провела с ними разговор об этом.
  3. Определила, что спорт должен являться неотъемлемой частью жизни каждого подростка, ведь он воспитывает полезные качества и прививает правильные привычки с самого детства.
  4. Определила, что такое правильное питание. Оно помогает улучшить здоровье, насытить организм полезными компонентами и предупредить развитие болезней.
  5. Был составлен правильный рацион питания.
  6. Узнала, к чему приводит соблюдение неправильного питания и поняла, что это очень важно в погоне за долгой жизнью.
  7. Поделилась историей своей мамы, которая является для меня живым примером и идеалом, на которую я равняюсь.

Цель работы достигнута – я смогла рассказать, что же такое здоровый образ жизни. Я думаю, что моим одноклассникам было интересно послушать об этом. Очень надеюсь, что они примут правильное решение и позаботятся о себе и своем здоровье, чтобы не страдать в будущем.

Федорищева Татьяна «Все, что нужно для создания здорового и красивого тела своей мечты»

Приложения

Приложение 1

Анкетирование учащихся 7 «А» класса

  1. Здоровый образ жизни – это….
  2. Перечислите 5 – 10 факторов, которые способствуют укреплению здоровья.
  3. Перечислите 5 – 10 факторов, которые оказывают негативное влияние на здоровье.
  4. Едите ли вы вредные продукты (чипсы, фастфуд, сладости)? Если да, то сколько раз в неделю?
  5. Занимаетесь ли вы спортом? Каким?
  6. Завтракайте ли вы?
  7. Как часто вы пропускаете занятия по болезни?

А. Не пропускаю

Б. Редко (раз в полугодие)

В. Часто (раз в месяц)

  1. Как ты думаешь, многие из твоего класса пробовали употреблять алкоголь?
  2. Как ты думаешь, многие из твоего класса пробовали употреблять наркотики?
  3. Считаешь ли ты, что наркотики – это:

А. Смерть

Б. Зло

Абстракт

Актуальность.

Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Оптимальный режим двигательной активности - важное условие формирования ЗОЖ.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Тема работы: «Роль здорового образа жизни в жизни моих

одноклассников»

Цель: выяснить, какую роль играет ЗОЖ в жизни моих одноклассников, способствовать формированию у них ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщению к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи:

    изучить литературу по выбранной теме;

    провести анкетирование среди одноклассников с целью определения роли основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля их жизни;

    установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья, формирование основ здорового образа жизни современных школьников и успеваемость по школьным предметам.

Объект исследования: здоровый образ жизни одноклассников.

Гипотеза исследования: процесс формирования представлений учащихся о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:

      возрастные и индивидуальные особенности детей;

    организацию учебно-методической работы по содержанию здорового образа жизни;

    систематическую и целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.

Научная новизна: заключается в том, что: получены объективные данные о взаимосвязи здоровья, физического развития и двигательной активности человека, теоретически и экспериментально обоснована значимость двигательной активности, для формирования навыков и умений здорового образа жизни.

Методы исследования:

    теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);

    эмпирические (наблюдение, анкетирование, эксперимент);

    аналитические.

Срок проведения: 2 года.

Этапы исследования:

I . Теоретическая часть.

II . Исследовательская.

III . Заключение.

Степень самостоятельности: в работе прослеживается самостоятельность авторского взгляда на проблему, умение анализировать, применять методы исследования, делать выводы.

Выводы: достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности, формирования навыков и умений здорового образа жизни моих одноклассников.

Предложение: разработать новую технологию П овышения Д вигательной А ктивности (технология ПДА), позволяющую:

Учитывать индивидуальные особенности школьников, связанные с характером их режима дня, особенностями организации их вне учебного времени;

Выбирать виды двигательно-активных действий на основе интересов детей.

Увеличение численности и стабилизации состава групп, занимающихся в спортивных секциях и кружках (в 3,0 раза);

Повышение активности участия школьников в спортивно-массовых мероприятиях.

Область практического применения результатов: наработанный материал можно использовать на уроках физической культуры, в спортивных секциях, при проведении внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий и в других видах пропаганды здорового образа жизни.

Актуальность стр.

I . Теоретические аспекты исследования. ……………………. 4,5

Введение ………………………………………………………….4

1.Физическая активность и её тесная связь

со здоровьем человека ……………………………………………..4,5

2.Влияние оздоровительной физической

культуры на организм……………………………………………. 5

II . Организация исследования………………………………. 6-13

Этапы:

А) Диагностический…………………………………………………… 6-10

В) Прогностический……………………………………………………. 11

С) Организационный……………………………………………………. 11,12.

Д) Практический……………………………………………………… 12,13

Е) Обобщающий………………………………………………………… .14

III . Заключение………………………………………………….. 14,15

Список литературы…………………………………………………16

Рецензия

I . Теоретическая часть.

Введение.

Здоровье.… Как часто мы произносим это слово. Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

Здоровье – это сила, хорошее настроение, бодрость, богатство, красота и счастье. И эту ценность надо беречь. Мало одного желания быть здоровым. О своем здоровье надо заботиться с детства.

1.Физическая активность и её тесная связь со здоровьем человека.

Важным условием формирования ЗОЖ является оптимальный режим двигательной активности.

Тесную взаимосвязь здоровья человека и его двигательной активности обнаружили учёные и врачи ещё в глубокой древности. Древнегреческий философ Платон, историк Плутарх, врач Авиценна в своих трудах указывали на необходимость рациональной двигательной активности и ежедневных занятий физическими упражнениями. В XVIII веке великий французский мыслитель К. Ж. Тиссо утверждал, что движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.

Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия всё больше сближаются. Теперь уже никто не говорит, что самое верное лекарство – абсолютный покой. Чем больше движений, тем больше головной мозг получает питательных веществ и кислорода.

Движение для человека – это, конечно же, физические нагрузки. Постоянная физическая нагрузка необходима и полезна, она делает организм выносливее и крепче, повышает его сопротивляемость болезням.
Одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц. В раннем детском возрасте физические упражнения не только учат младенца ходить, но и развивают речь, способность говорить, в школе и в ВУЗе способствуют умственной работоспособности и психическому здоровью.

2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

В кабинетах здоровья и восстановительных центрах широко применяется комплексная программа оздоровления с физкультурными упражнениями на тренажёрах, гидропроцедурами и т.д.

Тех, кто остался в выходные дни в городе, следует привлекать для участия в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях на стадионах, катках, водных, гребных и лыжных станциях, в парках и других местах массового отдыха трудящихся. Огромное значение в оздоровлении населения, в преодолении гиподинамии (низкой двигательной активности) должна иметь домашняя тренировка каждого человека: утренняя гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба, тренировочная ходьба по ступенькам лестницы.

II . Исследовательская часть.

Диагностический этап.

Оптимальный режим двигательной активности - важное условие формирования ЗОЖ.

Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.

Уровень сохранения и укрепления здоровья школьников находится в тесной взаимосвязи от оптимального режима двигательной активности.

Сравнительный анализ уровня здоровья учащихся школы за три года показал, что уровень высокого физического развития учащихся вырос. Однако уровень низкого физического развития школьников растет параллельно росту высокого. Это видно из таблицы 1

Таблица 1

Уровень физического развития

Уровень физического развития учащихся

Высокий %

Средний %

От чего же зависит здоровье человека? Наукой выяснено, что если принять условно уровень здоровье за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% – от условий внешней среды (т.е. от экологии), 10% – от деятельности здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Диаграмма1.

Диаграмма 1.

И я решила провести исследование с целью – выяснить, какую роль играет ЗОЖ в жизни моих одноклассников. Для этого подготовила и провела ряд социологических опросов.

Опрос своих одноклассников на тему: «Как ты проводишь своё свободное время?» помог установить, что время бодрствования учащихся моего возраста составляет 15 часов 30 минут (с 7 час. 30 мин. до 22 час.), из которых подавляющее большинство времени уходит на ментальные (малоподвижные, сидячие) , а не на физические занятия. Структура режима дня, присущая большинству школьников, характеризуется следующими показателями:

Занятия в школе занимают 5,5 часов в день;

42,9% респондентов затрачивают на подготовку уроков до 2 часов в день;

39,4% учащихся посвящают от 2,5 до 3 часов в день просмотру телевизионных программ;

47,6% одноклассников отводят до 2 - 3 часа в день компьютерным играм;

62,9% подростков, до получаса в день занимается работой по дому;

52,3% школьников, посвящают до получаса в день прогулкам.

Смотрите диаграмму 2.

Диаграмма 2.

А вот что они включают в понятие «здоровье».

Этот вопрос мы задавали впервые. Что же такое «здоровье», по каким критериям его нужно оценивать, от каких факторов оно зависит? Мы предложили восемь основных понятий, которые, по нашему мнению, характеризуют хорошее здоровье человека. Ученикам можно было выбирать любое количество ответов, какое они сочтут необходимым. Результаты опроса в % от числа опрошенных представлены в таблице 3 и диаграмме 3.

Таблица 3

Что Вы вкладываете в понятие «здоровье»?

Физическая активность, сила и выносливость

Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту)

Отсутствие болезней

Хорошее психическое состояние (хорошее расположение духа, отсутствие депрессий и т.п.); положительное эмоциональное состояние

Отсутствие вредных привычек

Хорошая фигура, осанка, внешность

Нравственность, хорошие душевные качества

Комфортные взаимоотношения в семье, ученическом коллективе, среди друзей

Диаграмма 3.

Самая значимая составляющая здоровья, по мнению современной молодежи, это «физическая активность, сила и выносливость», этот вариант отметили 79% респондентов. В тройку лидеров вошли также позиции «нормальное развитие организма» - 62% и «отсутствие болезней» -58% процентов голосов, соответственно.

Здоровье человека в представлении опрошенных старшеклассников, это, прежде всего, здоровье физическое.

На мой вопрос «Как Вы оцениваете свое здоровье?»

подавляющее число старшеклассников – 31% - оценили свое здоровье на «отлично» , 54 % «хорошо», «удовлетворительное здоровье» - 11%, а слабых, часто болеющих детей, имеющих хронические заболевания – 4% от участвовавших в исследовании. Все данные занесены в таблицу 4 и построены в диаграмме 4

Таблица 4

Как Вы оцениваете свое здоровье?

Отличное – болею очень редко

Хорошее – изредка испытываю некоторые недомогания

Удовлетворительное – нередки различные недомогания, требующие амбулаторного лечения

Слабое – болею достаточно часто, имею хронические заболевания

Диаграмма 4.

Заметим, что полученные данные не позволяют зафиксировать информацию о реальном состоянии организма ребенка. Они отражают лишь субъективное отношение респондентов к своему здоровью на основе особенностей социальных условий, в которых они находятся в настоящее время.

Отвечая на вопрос о том, стараются ли учащиеся вести здоровый образ жизни, три четверти респондентов, дают положительный вариант ответа. Пятая часть участников опроса затруднились ответить на этот вопрос. Лишь 5% школьников отмечают, что не стараются вести здоровый образ жизни.

На основе полученных данных составлена диаграмма 5.

Диаграмма 5.


На основе диагностического материала я могу сказать, что

человек в суете своей повседневной жизни часто забывает о себе и своем здоровье. Он с головой погружен в решение насущных проблем. К сожалению, в современном мире забота о здоровье начинается только тогда, когда вы почувствуете, что этого самого здоровья становится всё меньше - болезнь валит с ног или начинают развиваться какие-либо болезни. Вот тогда у нас и появляется ещё одна насущная проблема - наше здоровье. Хотя забота о нём как раз не должна быть проблемой, она должна быть образом жизни - здоровым образом жизни!

Важнейшим условием здорового образа жизни является оптимальный двигательный режим.Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно ре­шающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Прогностический этап.

Наш классный коллектив существует вместе вот уже восьмой год. И все эти годы большое внимание мы уделяем формированию навыков здорового образа жизни. Девизом нашего класса стали слова Томаса Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы».

Самая значимая составляющая здоровья, по мнению современной молодежи, это «физическая активность, сила и выносливость».

Я предложила одноклассникам провести эксперимент с целью показать им, что оптимальная двигательная активность влияет на здоровье человека.

Организационный этап.

Ещё Гиппократ сказал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» .

1). На базе нашего класса мы создали две группы для участия в эксперименте: экспериментальную и контрольную.

В контрольную группу вошли учащиеся, которых не привлекает спорт и любые проявления двигательной активности, а участниками экспериментальной группы стали ребята, с высокой двигательной активностью, занимающиеся спортом, участвующие во всех спортивных мероприятиях.

2). Создали индивидуальные программы для экспериментальной и контрольной групп в виде таблицы 6.

Таблица 6

Экспериментальная группа

Мероприятия

Сроки выполнения

Утренняя гимнастика

ежедневно

по расписанию

Участие в спортивных внеклассных мероприятиях

по воспит. Плану

Посещение спортивной секции

по расписанию

Прогулки на свежем воздухе (ходьба, подвижные игры: футбол, волейбол, броски по кольцу, вечерняя пробежка и др.)

ежедневно

Индивидуальные занятия

по желанию

Контрольная группа

Мероприятия

Сроки выполнения

Утренняя гимнастика

ежедневно

Посещение уроков физкультуры без пропусков

по расписанию

Участие во внеклассных мероприятиях

по воспит. плану

Работа за компьютером

по желанию

Прогулки на свежем воздухе

ежедневно

Просмотр телевизионных программ

ежедневно

3).Разработали контрольную таблицу 7 для отслеживания результатов эксперимента.

Параметры контроля

Контрольная

Эксперимент.

Физические показатели

Таблица контроля 7 по социально-педагогическим показателям

4).Создание «Индивидуального календаря ЗОЖ»

Практический этап.

Своё исследование я начала в октябре 2009 – 2010 учебного года, а закончила в марте 2010 – 2011 учебного года. Всего в эксперименте участвовало 19 человек.

Ежедневно они вели «Индивидуальный календарь ЗОЖ», в котором отмечали контрольные параметры и делали свои пометки. Полученные данные за 2 года я вывела в контрольную таблицу 9 социально-педагогических показателей.

Контрольная таблица 9

Параметры контроля

Контрольная группа

Эксперимент.

Посещаемость учебных занятий % от общего количества занятий за год

Количество пропущенных по болезни занятий за год

Успеваемость по предмету «Физическая культура», средний балл по принятой системе оценок

Успеваемость по общеобразовательным предметам, средний балл по принятой системе оценок

Участие в спортивно-массовых мероприятиях, % от общего количества

Количество занимающихся в школьных секциях

Физические показатели

Из таблицы 9 видно, что у ребят из экспериментальной группы исследуемые параметры выше, чем в контрольной группе. Все свои наблюдения занесла в итоговую таблицу 10.

Таблица10

Итоговая таблица

Основные параметры

Контрольн. гр.

Эксперим. гр.

Количество школьников с уровнем физической работоспособности ниже среднего

Количество школьников со средним уровнем физической работоспособности

Количество школьников с хорошим уровнем физической работоспособности

Обобщающий этап.

В условиях жизни современного общества особенно высокую эффективность в поддержании и укреплении здоровья человека играет физическая культура.

Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма.

Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.

III . Заключение.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности и формирования навыков и умений здорового образа жизни. Взаимосвязь здоровья, физического развития и двигательной активности человека, теоретически и экспериментально обосновывает целесообразность двигательной активности, для формирования навыков и умений здорового образа жизни.

Выводы:

    здоровый образ жизни играет очень важную роль в жизни моих одноклассников;

      дети, занимающиеся спортом, становятся намного собраннее, организованнее, внимательнее, ответственнее. Отсюда и другое отношение к учёбе. Поэтому спортсменов среди «хорошистов» и «отличников» большинство.

      двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

      необходимы принципиальные преобразования в системе школьного физического воспитания, направленные на укрепление здоровья, оптимизацию двигательной активности, повышение показателей физического развития и физической подготовленности.

Список литературы:

1.Байер К., Штейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997

2.Биология: Большой справочник для школьников/ А.С. Батуев, М.А.

3.Гуленкова. – 2 – е изд. – М.: Дрофа, 1999.

4.Зайцев С.М. Питание ребенка. М.: Махаон; Минск: Книжный дом, 2003.

5.Коровкин М.А., «Почему дети болеют?» М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

6.Родионов В. Я. Ступицкая М.А. «Полезные привычки. Личная гигиена» - Ярославль, 2002.

7.«Энциклопедия для детей. Том 18. Человек Ч.1. Происхождение и природа.

8.Как работает тело./ Глав. Ред. В.А. Володин. – М., Аванта+, 2001

9.Современные представления об организации школьного физического воспитания, сформулированные В. А. Баландиным (2001), Ю. А. Янсоном

10. Бикмухаметов, Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования / Р. К. Бикмухаметов // Теория и практика физической культуры. 2003. № 7. С. 45 - 50.

11. Алифанова, J1. А. Роль двигательной активности в развитии потенциалов организма / J1. А. Алифанова // Педиатрия.- 2002. № 6. С.9-12 .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...