Имидж ислама и мусульман в западных сми. Имидж ислама и мусульман в западных сми Каковы же особенности Ислама как объекта PR? Об этом пойдет речь далее

Какая она, современная мусульманка ?

Испокон веков сложилось так, что роли мужчины и женщины в обществе были строго разграничены. При этом, если перед мужчиной открывался целый горизонт возможностей реализовать себя в этом мире, то женским призванием было лишь создание и сохранение семейного очага, рождение и воспитание детей. Современная жизнь постепенно вносит свои коррективы в эти устоявшиеся взгляды. Перед женщиной теперь стоят и другие, не менее важные задачи, которые выходят уже далеко за рамки домашнего очага. Это также справедливо и по отношению к женщинам-мусульманкам.

Согласитесь, что суметь соблюсти тонкую грань между требованиями религии и открывающимися навстречу возможностями жить интересной, насыщенной жизнью – задача не из легких, но наши современницы-мусульманки очень хорошо с этим справляются.

Прежде всего, это касается образования. Все мы понимаем, что именно образование – первая ступенька к самореализации в обществе. Если раньше образование мусульманских девочек и девушек подразумевало лишь получение самых элементарных знаний по чтению, письму и счету, то сегодня перед мусульманками открыты двери самых престижных университетов всего мира. Наши сестры по вере получают высшее образование, выбирают себе , осваивают различные специальности. Также они занимаются активной трудовой деятельностью.

Современные мусульманки не живут обособленной жизнью – они умеют гармонично влиться в общество, не потеряв осознания того, что они выбрали ислам своей религией. Они не выделяются в толпе своими черными покрывалами – ведь так они еще больше привлекут к себе внимание окружающих, и могут даже порой произвести на них устрашающее впечатление. Ведь одним из постулатов ислама для женщины является то, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания, когда находишься вне дома. Поэтому среди обычных городских жителей, привыкших одеваться по-разному, нужно уметь не оказаться «белой» вороной, вернее даже сказать – «черной». – черные одежды, которые словно колокол окутывают фигуру женщины с головы до ног, при этом полностью закрывая лицо, будут, конечно же, неуместны. Женщины-мусульманки умеют красиво одеваться, следуя утонченному вкусу и веяниям моды.


Красиво повязанные платки, длинные платья и юбки всех цветов радуги, свободные туники с брюками, легкий неброский макияж – вот образ современной мусульманки .

Современные мусульманки умеют одеваться стильно, модно и красиво, чувствуя и соблюдая грань между дозволенным и запретным. Например, ни для кого не будет удивительным даже тот факт, что мусульманка носит джинсы. Но тут есть свои тонкости. Обычно подразумеваются две крайности – либо обтягивающие джинсы на девушке с безупречными формами, либо некрасиво сидящие сзади джинсы на бесформенной барышне.

Мусульманка же наденет джинсы и обязательно сверху будет длиной до середины бедра, колен или даже чуть ниже. Это и есть главный гимн красоте – уметь подчеркнуть свою женственность, и при этом не выглядеть вульгарно и вызывающе, как большинство современных жительниц мегаполисов и городов. Современные мусульманки следят за новинками исламской моды – предлагают широкий выбор нарядов и аксессуаров на каждый день и для особых случаев.

Современные мусульманки знают каким должен быть и как нужно краситься перед мужем, родственниками и вне дома. Все знают о вреде современной косметики на кожу и на здоровье человека. Благо появился большой выбор халяльной косметики, которая состоит только из натуральных ингредиентов и соответствует шариату не являясь запретной для мусульман. Именно такой и пользуются современные мусульманки.

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

С 20 по 22 июля 2018 года в Москве состоялся шестой Всероссийский съезд женских мусульманских организаций на тему: «».

В съезде приняли участие представительницы и руководители женских мусульманских организаций из 34 регионов России и ближнего зарубежья: Астраханская область, Владимирская область, Красноярский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Липецкая область, г. Москва и Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Ростов-на-Дону, Рязанская область, Саратовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Челябинская область, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Крым, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Республика Карелия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Узбекистан.

По уже сложившейся традиции открытие съезда начали с чтения Куръана.

С приветственным словом выступили исполнительный директор НПЦ «Аль-Васатыя-умеренность » - Зязин С.Ю. и координатор проекта МЖК «Аиша » Муслимова К.И.

Во время работы съезда поднимались и обсуждались вопросы социального положения мусульманки в обществе, возможности самореализации, личностного, профессионального и духовного развития современных женщин.

Особое внимание уделялось вопросам общественной деятельности и роли мусульманки, занимающейся социальными проектами, благотворительностью, ее участия в жизни страны и уммы. Вместе с этим отмечалось, что деятельность подобного рода направлена на созидание, улучшение условий жизни окружающих, решение психологических и социальных проблем, оказание помощи незащищенным слоям населения.

Участницы съезда единогласны в том, что активная жизненная позиция современной мусульманки должна основываться на Куръане и Сунне Пророка)Да благословит его Аллах и приветствует), а также согласны с тем, что современная мусульманка является неотъемлемой частью Российского общества и способна влиять на его социальное, экономическое, политическое развитие.

На основании вышеизложенного, сформулированы следующие предложения для включения в итоговую резолюцию Шестого Всероссийского съезда женских мусульманских организаций на тему: «Социальное положение мусульманки в обществе »:

1. Основная социальная роль женщины – это сохранение семьи, семейного имущества, воспитание детей, следование и поддержание правильного мужа. Передает Абу Хурайра: «Посланник Аллах)Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшие женщины – это те, глядя на которых радуешься, повелевая которым видишь послушание, которые в твое отсутствие хранят себя и твое имущество ». Сказав это Посланник Аллаха)Да благословит его Аллах и приветствует) прочитал 34 аят суры «Женщины »: «Мужчины стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то. Что они расходуют из своего имущества ».

2. Женщина, ровно как и мужчина, как и каждый мусульманин, при возможности, помимо своих близких родственников, должна оказывать помощь сиротам, беднякам, близким и дальним соседям, людям, которые по разным причинам оказались на чужбине или в сложной жизненной ситуации. В суре «Женщины » в аятах 36-67 Всевышний говорит: «...Делайте добро родителям, родственникам. Сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости».

3. Мусульманка обладает правом принимать участие в политической жизни страны, активно участвовать в свободных выборах, оказывать влияние на политику государства и исполнительную власть, Вместе с тем мусульманка обязана слушаться правителей и повиноваться им, если только ей не велят совершать грехи. Абдуллах ибн Умар рассказывал, что Пророк)Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин обязан слушаться правителей и повиноваться им независимо от того, нравится это ему или нет, если только ему не велят совершать грехи. Если же ему приказывают совершать грехи, то он не должен слушаться им в этом » (аль-Бухари и Муслим). Имам аль-Бухари рассказывал, что Пророк)Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если назначат правителем над вами как изюм чернокожего эфиопа, слушайте его, повинуйтесь ему ».

4. Мусульманка имеет право на получение образования и повышение своего социального положения в обществе, что в равной степени обязательно для мужчины и женщины. Женщина вправе не только получать образование, но и обязана передавать знания, посредством обучения своих близких, работы в религиозных организациях, а также заниматься научной деятельностью на благо уммы. В изречении Пророка)Да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и мусульманки » - передано от ат-Тбрани, ибн Маджа и аль-Байхакый.

5. Мусульманке, также как и каждому мусульманину, необходимо оказывать помощь мусульманам-мигрантам или переселенцам, находящихся в сложной жизненной ситуации, в том числе психологической и социальной. Так в суре «Собрание » в 9 аяте Аллах воздал хвалу ансарам, помогавшим мухаджирам: «Те, которые жили в Медине, приняв веру до прихода мухаджиров, любят переселившихся к ним. В сердцах своих они не должны испытывать к ним никакой зависти за то, что им дается (из добычи), и дают им предпочтение над собою, хотя и сами нуждаются. Те, кто остережет себя от скупости, те счастливы ».

6. Женским мусульманским организациям, участвующих в данном съезде необходимо продолжить трансляцию положительного опыта работы и способствовать распространению итоговой резолюции шестого всероссийского съезда женским мусульманских организаций на тему «Социальное положение мусульманки в обществе » через средства массовой информации и сайты женских мусульманских организаций.

7. Женским мусульманским организациям направить свою деятельность на развитие и актуализацию социальной роли мусульманки и женской мусульманской организации в России.

От лица участников съезда и от себя лично выражаю благодарность «Фонду поддержки исламской культуры, науки и образования, научно-просветительскому центру «Аль-Васатыя-умеренность », международному клубу «Аиша » за организацию и всестороннюю поддержку в проведении шестого Всероссийского съезда женских мусульманских организаций. А также всем участницам принявшим участие в работе данного съезда выразить свою признательность по поддержанию позитивного образа мусульманки в России.

С уважением участница съезда

Якубина Реися, июль 2018 год

УДК 28:316.346.2- 055.2:28 ББК 60.542.21 Ф 91

Фролова Л.Н.

Статус женщины в исламе

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается специфика социального положения женщины в исламе. Рассматриваются основные права и обязанности исламской женщины в соответствии с мусульманским законодательством. Представлена статусно-ролевая модель женщины в рамках института семьи.

Ключевые слова:

Статусно-ролевая модель мусульманской женщины, функциональная дифференциация, женщина-мать, женщина-супруга, женщина-дочь.

The status of the woman in an Islam

The paper discusses specificity of a social status of the woman in an Islam. Fundamental laws and duties of the Islamic woman according to the Muslim legislation are examined. The status-role model of the woman is presented within the framework of the family institute.

Status-role model of the Muslim woman, functional differentiation, woman - mother, the woman - spouse, the woman - daughter.

В современном общественном сознании доминирует, к сожалению, искаженный образ «закрепощенной» оковами ислама мусульманской женщины. Несмотря на довольно высокий уровень научного исламоведения, в российском обществе явно не хватает объективных знаний об исламе и достижениях исламской культуры. Особенно остро ощущается недостаток знаний о мусульманской социально-правовой культуре, о месте и роли женщины в ней. Здесь преобладают поверхностные, часто искаженные представления, которые не способствуют пониманию реального положения мусульманской женщины в исламском обществе, как самими мусульманами, так и представителями других конфессий.

В настоящее время в России мусульманская женщина, выражающая внешне свою принадлежность к исламской культуре (ношение хиджаба) в общественных местах, вызывает неадекватную реакцию россиян . И главная причина - незнание культуры ислама массой населения либо доминирование созданного в СМИ образа мусульманки-шахидки. Недостаток знаний в области исламской социально-правовой культуры приводит к тому, что под видом соблюдения норм шариата в самой мусульманской среде легализуются обычаи и традиции, не имеющие с социально-правовой культурой ислама ничего общего, принимаются на этой основе неправовые законы, уничижающие положение женщины. Например, как отмечает Л.В. Иванова , в сомалийском обществе существует «мужская» трактовка исламских законов, которая нарушает юридические права женщин: когда ответственность за «воспитание детей и сохранение домашнего очага и традиций» вплоть до материального обеспечения семьи зачастую возлагается на «хрупкие» женские плечи. В то время как сомалийские мужчины рассматривают любой вид работы с точки зрения ее достойности для «гордого» сомалийца.

Если сомалийские мужчины готовы добровольно уступить женщине некоторые «обременяющие» их позиции, то в западном обществе традиционный родовой баланс «мужчина-женщина» подвергается постепенному разрушению при активном содействии самой женщины, которая активно захватывает позиции, традиционно рассматривавшиеся как мужские. К сожалению, нарушение родового баланса приводит к тому, что институт семьи перестает быть в России фундаментальной ценностью для определенной части населения. Мы переживаем некий период своеобразного семейного распада, когда

ежегодно в России появляется до 300 тыс. внебрачных детей, и эта тенденция нарастает. Все больше россиян - мужчин, и женщин - делают выбор в пользу «свободной» интимной жизни, не отягощенной супружескими обязательствами . Более того ухудшается в целом демографическая ситуация. В этом контексте социальное значение имеет опыт российских мусульман. Надо отметить, что у мусульман России, хотя и у них рождаемость падает, положение несколько лучше: рождаемость превышает смертность, увеличивается плотность населения, а также процент мусульман на их традиционных территориях. Мусульманские семьи в среднем крупнее, прочнее и здоровее, чем русские (особенно в селах). Лучше всего демографические показатели у мусульман Северного Кавказа . Это объясняется, на наш взгляд, строгостью и требовательностью как традиционной культуры, так и ислама в отношении некоторых аспектов нравственности женщины в отличие от современных обществ, где сохраняется тенденция признания крайней свободы женщины в некоторых сферах общественной жизни. В этой связи проблема изучения социально-правовой основы положения женщины в исламе имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение.

Мусульманскую женщину следует изучать как реального участника исламского общества. Это, на наш взгляд, позволяет глубже понять социальное положение женщины в исламе. Поэтому, прежде чем говорить о положении женщины в исламе, необходимо подчеркнуть типичные особенности ислама как целостной социальной системы. Кораническая концепция содержит и определяет следующую особенность ислама -потенциальную необходимость реализации определенной «идеальной» модели общества в конкретной социально-исторической ситуации. Для нормативной системы ислама характерна взаимосвязь моральных, религиозных и правовых норм, они являются институциальными. Как институализированные регуляторы поведения, они закреплены в документальных формах, нормативных актах, что составляет особый механизм правового регулирования (фикх). Например, наказание за употребление алкоголя, внебрачные сексуальные отношения и т.п. требует применения юридической санкции. Религиозная мотивация социальной деятельности, базирующаяся на понятии «Единобожия», предполагает следование в социальной реальности религиозным нормам ислама как способ выражения «поклонения Единому Богу». Ислам обуславливает господство монотеизма во всех сферах жизни общества, определяя содержание мировоззрения, мировосприятия и поведения каждого его члена. Социальным идеалом является «исламский образ жизни», полноценная реализация которого возможна лишь в исламском государстве. Вот почему принятие единой религии, ее внедрение, распространение и, с другой стороны, установление государственной власти взаимосвязаны.

Так, специфика религиозной системы ислама предполагает создание интегрированной системы, которая служит легитимизации и институционализации религиозных норм и ценностей на уровне всех социетальных подсистем общества. В этой связи специального внимания заслуживает так называемый личный статус - отрасль мусульманского права, регулирующая важнейшую сторону правового положения мусульман. Предметом данной отрасли являются брачные, семейные и наследственные отношения, взаимные обязанности родственников, опека, попечительство и некоторые другие примыкающие к ним вопросы. Большинство норм по личному статусу содержатся в основополагающих источниках ислама - Коране и Сунне, которые касаются также статуса женщины как в обществе в целом, так и в рамках института семьи в частности.

Мусульманскую женщину необходимо рассматривать, в первую очередь, как субъект, исповедующий ислам и являющийся субстанциональной единицей религиозной общности. В этом отношении религиозной общностью являются мусульманская община -социальная единица исламского общества, и мусульманская семья - базовая ячейка мусульманской общины. Так, на уровне религиозной общности она уравнивается с мужчиной как тождественным субъектом по своим правам и обязанностям: «О люди! Будьте послушны вашему Господу, Который от одной души сотворил человека и от него

сотворил подобную ему супругу, а от них двоих размножив мужчин и женщин, расселил их по Земле» (4:1).

Равноправие на общественном уровне, проявляется в первую очередь в соблюдении религиозных обязанностей, которые определяют базовые социальные качества женщины. Религиозные указания обуславливаются вероисповеданием Единого Бога и должны реализовываться в практической религиозной деятельности:

Соблюдение молитвы (намаза); женщина освобождается от намаза каждый месяц в определенные дни, посещение мечети во время Пятничной молитвы необязательно для женщины;

Соблюдение поста; беременная женщина освобождается от поста, но она должна поститься в другое удобное для нее время;

Соблюдение паломничества (хаджа); но есть ритуалы, от которых она освобождается по физиологическим причинам;

В выплате налога (закята) она уравнивается с мужчиной.

Как видим, уравнивая ее в религиозных обязанностях с мужчиной, ислам не оставляет без внимания ее физиологические и психологические особенности.

В схеме внутренних социальных связей женщина на личностном уровне как субъект религиозной общности вступает в социальные взаимодействия, руководствуясь вне зависимости от предмета связи едиными критериями нравственных ценностей, обладая четким знанием существующей регламентации позитивных (дозволенное) и негативных (запрещенное) норм. При этом конкретное содержание поведения женщины, как и остальных субъектов мусульманского общества во многом определяется выработанной на основе Корана системой норм и ценностей. Целесообразно обратится к классификации запрещающих норм, данной Г.М. Керимовым , поскольку сказано «все, что не запрещено - разрешено»: 1) Запреты по религиозным вопросам. 2) Запреты, относящиеся к пище, азартным играм. Запрещены алкоголь, азартные игры, запретная пища, колдовство. Запретной пищей считается мертвечина, кровь, свинина и то, над чем призывалось имя не Аллаха. 3) Запреты, относящиеся к морали и нравственности: неповиновение родителям, проявление бесстыдства, мошенничество, жульничание, оскорбление, клевета, зависть, злоба, гордыня, подозрительность, лицемерие, все то, что считается безнравственным. 4) Запреты правового порядка. Главным здесь является неприкосновенность человеческой жизни, имущества

Что касается прав мусульманской женщины, то они широчайшим образом проявляются в вопросах собственности . В соответствии с мусульманским законодательством женщина имеет абсолютные права на свою собственность. Женщина имеет равные права с мужчиной в вопросах приобретения собственности. Права женщины на наследство подробно описываются в Коране (4:7-12; 4:176) и поэтому не должны указываться в завещании, они получают свою долю автоматически. Помимо этого в дополнение к отдельным имущественным правам она имеет право на содержание (пищу, одежду, жилье и т.д.), и мусульманский закон обязывает ее отца, мужа и др. обеспечивать ее женские потребности.

Но как показывает практика, несмотря на то, что многие исламские страны в настоящее время признают равенство мужчин и женщин, закрепленное исламской традицией, как, например, в Пакистане, женщины все еще страдают от социального угнетения . Его причина кроется в классовом делении, когда существуют высший и средний классы, представительницы которых обладают всеми привилегиями равноправных граждан, в то время как женщины низших классов не имеют этих привилегий. С одной стороны, вероятно, мусульманскими женщинами в полной мере не осознаны возможности, предоставленные исламом. С другой стороны, угнетенное положение женщин способствует консолидации образованной части женщин в конкретные феминистские движения (например, «Пакистанская женская ассоциация») и

развитию различных организаций для защиты женских интересов от несправедливого отношения.

В исламском обществе духовность предполагает как индивидуальную, так и коллективную ответственность перед Аллахом, которая должна иметь конкретные проявления (последствия) в социальной реальности мусульманского общества. Исходя из нормативной обязательности нравственности как фактора, ограничивающего социальное поведение, и следует рассматривать социальный статус женщины в исламе. Социальный статус женщины предписывает определенные роли, а те предполагают совокупность прав и обязанностей, которые закрепляются мусульманским законодательством за данной позицией. Роль женщины в обществе, так же как и мужчины, определяется мусульманской концепцией мирового устройства. Согласно «социокультурному проекту» Всевышнего, все созданные им творения существуют в парах, и только Аллах Един, и нет Ему равных. Подобное устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Мусульманские ученые говорят: «учишь мужчину - учишь одного человека, учишь женщину - учишь нацию» . Функция воспроизводства предполагается как первоочередная задача и может быть реализована лишь в рамках института семьи. Подобное положение значительно способствует, в первую очередь, росту социальной ценности семьи, и во вторую очередь, - повышению социальной значимости статуса замужней женщины. В связи с тем, что воспитание детей является фундаментальной задачей, ислам закрепляет за женщиной статус матери как наиважнейший: «Даже Рай лежит у ног твоей матери». Он включает в себя как основную роль воспитательницы детей в духе ислама. Воспитательный процесс, безусловно, требует от женщины определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни в сугубо исламской трактовке, т.е. женщина должна знать ислам, а это немало в плане образования, моральнонравственного развития, обладания четким мировоззрением и мировосприятием.

Следующий статус женщины - это статус женщины-супруги. В рамках исламской семьи женщина, в первую очередь, - это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Составляющие элементы женщины-супруги определяются следующим концептом - «она является другой половиной религии мужа». Мусульманская женщина обладает определенным набором ролей, в частности: религиозный соратник, социальный партнер, сексуальный партнер, воспитательница детей, организатор семейного быта и досуга и т.п. Отношения «мужчина-женщина» существуют лишь в рамках брака. Понятия «любовь», «секс» и «деторождение» не разделяются. Статус женщины-дочери (сестры) ставит мусульманку под покровительство мужской половины своей семьи до ее замужества. В этом отношении четко определено главенство мужчины в семье: «Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него» (хадис) .

К примеру, как показывают социологические опросы, проведенные среди мусульман г. Москвы , главенство мужчины признается большинством приоритетной семейной ценностью. 78% опрошенных на вопрос: «Кто является главным у вас в семье?» ответили: «Муж/Отец». В свою очередь это проявляется и в ролевых отношениях, и в семейных обязанностях. Мусульманскими респондентами признается нормой, что глава семейства обычно занимается материальным обеспечением семьи, а женщина - домашним хозяйством. Более того в мусульманской семье, как полагает большинство опрошенных (54,4%), женщина не может ослушаться мужа.

Социальная роль женщины не ограничивается семейными обязанностями, которые с точки зрения ислама рассматриваются как естественная сфера для применения природных особенностей женской натуры. Профессиональная деятельность также позволительна для женщины-мусульманки при условии выполнения всех необходимых требований: согласие супруга или родственника, сохранение норм исламский морали,

выбор приемлемой сферы деятельности (медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария и т.п.).

Специфическая статусно-ролевая модель женщины-мусульманки во многом формируется исходя из принципа функциональной дифференциации мужчины и женщины, которая учитывает духовные, биологические, психологические и социальные качества двух полов. На женщину возлагается великая, с точки зрения ислама, функция сохранения религиозности семьи; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Если женщина воспроизводит и воспитывает следующее поколение мусульман, то на мужчину возложена забота о материальной, психологической, духовной стабильности семьи. Одним из главных принципов, способствующих сохранению стабильности и эффективности данного социально-ролевого стандарта, является правильность выполнения и религиозная ответственность подхода к тем функциям, которые возложены на них, как на мужчин, так и на женщин: «Мужчинам - доля из того, что они приобрели, а женщинам - доля из того, что они приобрели. Просите у Всевышнего Его милости. Поистине, Аллах знает все» (4:32).

Уровень социальной стратификации мусульманской женщины осуществляется строго в рамках института семьи. Схематично горизонтальную мобильность мусульманской женщины можно представить следующим образом:

дочь (сестра) ==> супруга ==> мать

замужество рождение ребенка

Даже в случае профессиональной деятельности (вертикальная мобильность) и при изменении социальной стратификационной позиции, она находится под патронажем мужской половины своей семьи в соответствии с ролью дочери (сестры), или супруги, или матери конкретного мужчины (главы семейства). Данные факторы «навязывают» женщине-мусульманке всеобщий мусульманский тип социального поведения, т.е. формируют типологические, социально предсказуемые, стандартные элементы социального поведения в исламском обществе. Но типичными чертами социальный портрет мусульманской женщины не ограничивается. Специфически выраженное отличие мусульманской женщины проявляется также в стандартизации внешнего вида - ношении хиджаба, закрывающего тело от посторонних. В соответствии с моральными нормами ислама женщина должна быть защищена от излишнего мужского внимания. Ее задача состоит в том, чтобы говорить своим внешним видом о своей приверженности исламским моральным ценностям (скромности, целомудрии, достоинстве).

Таким образом, на основе проведенного анализа, мы можем утверждать, что для социально-ролевой модели мусульманской женщины характерны: мусульманский тип регламентации социального поведения, четкое распределение функций, прав и ее обязанностей как субъекта религиозного общества, ролевая и функциональная дифференциация в семье. Именно институциональный, т.е. религиозный, отлаженный, ценностно-рациональный и нормативный аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень включенности женщины-мусульманки в социальную реальность исламского общества. Ролевое стандартизированное поведение гарантирует женщине социальную, материальную, физическую и даже психологическую защищенность. В этом отношении полное равноправие между мужчиной и женщиной в привычном европейском смысле, что обеспечивается за счет некоторой обезличенности социальных требований, невозможно, поскольку ислам рассматривает женщину как социальную единицу и духовную субстанцию с определенными физиологическими и психическими особенностями, которые отличают ее от мужчины.

Исследуя любую проблему, касающуюся ислама, следует иметь в виду, что социальное объективно организуется по законам, имеющим «трансцендентное» происхождение. Выполнение статусно-ролевых указаний, разработанных шариатом и

подкрепленных санкциями, имеет силу при условии искренней религиозной мотивации, т.е. достигается эффект предпочтений зависимого от сознания конкретной личности, данного поколения людей. Таким образом, мусульманская женщина есть та отдельная личность, от степени религиозности и религиозных знаний которой зависит уровень ее включенности в социальную объективность и ее конкретный вклад в воспитание молодого поколения в духе ислама.

Примечания:

1. Иванова Л.В. Сомалийцы как часть мусульманской общины Москвы // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. С. 131.

2. Там же. С. 129.

3. Егорин А. Российская женщина: портрет в евразийском интерьере (Размышления об одном из постулатов Корана) // Россия и мусульманский мир. 2003. № 6. С. 177.

4. Кобищанов Ю.М. Мусульмане России, коренные мусульмане и русские-мусульмане // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. С. 105.

5. Керимов Г.М. Шариат: запретное и дозволенное // Диспут. 1992. № 2. С. 206-208.

6. Ислам / сост. В.В. Юрчук. 2-е изд. Минск, 2006. С. 158-161.

7. Basharat Tayyab. Islam // A Companion to Feminist Philosophy / еd. by A.M. Jaggar and I.M. Young. Maiden, 1998. Р. 236-244.

8. Нуруллина Г. Женщина в исламе. М., 2004. С. 16.

9. Там же. С. 15.

10. Портрет московского мусульманина по материалам социоантропологического опроса в мечетях г. Москвы // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. С. 135.

1. Ivanova L.V. Somalis as a part of a Muslim community of Moscow // Moslems of changing Russia. M., 2002. P. 131.

2. Ivanova L.V. Somalis as a part of a Muslim community of Moscow // Moslems of changing Russia. M., 2002. P. 129.

3. Egorin A. The Russian woman: a portrait in the Euroasian interior (Speculations about one of postulates of the Koran) // Russia and the Muslim world. 2003. No. 6. P. 177.

4. Kobishchanov Yu.M. Moslems of Russia, radical Moslems and Russian Moslems // Moslems of changing Russia. M., 2002. P. 105.

5. Kerimov G.M. Sheriyat: forbidden and legal // Debate. 1992.No. 2. P. 206-208.

6. An Islam / Compiled by V.V.Yurchuk. 2nd ed. Minsk, 2006. P. 158-161.

7. Basharat Tayyab. Islam. In: A Companion to Feminist Philosophy \ Ed. by A.M. Jaggar and I.M. Young. Maiden, Massachusetts USA: Blackwell Publishers Ltd. Oxford, 1998, p. 236-244.

8. Nurullina G. The woman in an Islam. M., 2004. P. 16.

9. Nurullina G. The woman in an Islam. M., 2004. P. 15.

10. A portrait of the Moscow Moslem as shown by materials social and anthropological interrogation in mosques of Moscow // Moslems of changing Russia. M., 2002. P. 135.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль PR технологий в формировании имиджа Ислама

Р.Ф. Ишматов

Введение

Ислам является самой молодой, самой крупной по числу последователей и самой неоднозначной в восприятии западного общества монотеистической религией. Отношение Запада к Исламу резко менялось на протяжении последних столетий. От восприятия исламского халифата как царства просвещения и благоденствия в эпохи Возрождения и Просвещения, до образа мусульманских стран как образца отсталости в середине ХХ века. Однако в последние десятилетия наблюдается устрашающая тенденция - Ислам все чаще ассоциируют с терроризмом, насилием, бесправием и агрессией. Религия, провозглашающая величайшую ценность человеческой жизни, в умах миллионов связана только с образом террористов самоубийц. Религия, ставящая ученых между ангелами и людьми, все чаще представляется иррациональной идеологией войны и невежества. Несмотря на открытость достоверной информации об Исламе и мусульманах, миллионы не имеют даже поверхностного представления об Исламе как религиозной, этической, социальной и правовой концепции. Следствием непонимания и неприятия Ислама на Западе становятся такие явления как национализм (и обратный национализм), появление радикальных убеждений, молчаливое одобрение прямой агрессии в отношении, как отдельных мусульман, так и целых организаций и государств.

Не вдаваясь в политические причины проведения подобной PR политики, все же стоит отметить, что объективное освещение Ислама как реальной альтернативы современным социальным концепциям Запада не выгодно большинству элит. С одной стороны, создание образа врага отвлекает массы от истинных причин политических и социально-экономических проблем, с другой, насаждение страха перед «угрозой с Востока» способствует лигитимизации политики властей, как это уже было в период Холодной войны. На пути к достижению этой цели применяются различные технологии «черного» PR. Однако ответом мусульман на подобные нападки не должны становится акты агрессии и неповиновения. В первую очередь, должен вестись джихад знаниями и словом, убеждающий общественность в гуманистической природе Ислама, его миролюбивых основах, превозносящих человеческую жизнь и достоинство, разум и интеллект, семейные ценности.

В связи с обозначенными тенденциями, особый интерес приобретает анализ PR технологий, применяемых для формирования как негативного, так и позитивного образа Ислама.

Целью данной работы является анализ PR технологий как инструмента формирования имиджа Ислама, его образа в умах западной, и не только, общественности.

1. Особенности PR технологий и объекта PR при формировании имиджа Ислама

1.1 Анализ PR технологий

Взаимосвязь и взаимоотношения PR и религии неоднозначны. С одной стороны такие привычные явления как проповеди, миссионерство, просветительская деятельность религиозных организаций можно смело отнести к PR технологиям. Но с другой, вера в PR является одной из технологий, в то время как для религии это конечный продукт, цель деятельности. В данной же работе нашей целью является анализ роли PR в продвижении такого продукта как имидж Ислама.

Для начала рассмотрим особенности коммуникативных технологий в общем и PR в частности.

В качестве особенностей коммуникативной технологии в работе Д.П. Гавра выделяет следующие признаки и критерии:

1. искусственность и сознательное управление коммуникационными ресурсами ? специальное изменение естественного (стихийно возникшего) коммуникационного процесса в формировании управляемого (и поэтому искусственного) коммуникативного пространства;

2. наличие социально значимой цели, целенаправленность и целесообразность ? реализация коммуникативного воздействия с четко сформулированной и явно обозначенной целью по изменению сознания и поведения социальных общностей, изменению социальных структур и регулированию социальных отношений;

3. социальный характер коммуникационного процесса, подвергающегося технологизации ? если коммуникация не ориентирована на социальные общности, то управление может быть связано не с социально-коммуникативной технологией, а с иными технологиями, например, межличностной коммуникации;

4. системность ? коммуникативная технология должна представлять собой упорядоченную совокупность процедур и операций, имеющих устойчивую структуру;

5. планомерность ? коммуникативная технология реализуется в соответствии с разработанным планом, как правило, имеющим материальный носитель и подготовленным в соответствии с требованиями специальных процедур;

6. технологичность ? структурированная цепочка последовательности соответствующих плану операций и процедур по достижению цели коммуникации;

7. формальная организация и функциональное разделение труда ? организация коммуникативного воздействия группой исполнителей с закреплением тех или иных функций по разработке и реализации коммуникативной технологии за отдельными исполнителями;

8. оптимизация и обратная связь ? оптимизация представляет собой такую организацию коммуникативного воздействия, которая позволяет добиваться максимального результата при заданных ресурсах или использовать минимальное количество ресурсов для получения требуемого результата, тогда как обратная связь позволяет оценивать эффективность коммуникативной технологии;

9. дискретность, наличие начала и конца ? это означает, что если технология разработана и реализована правильно, то ее использование приводит к достижению поставленной цели и тем самым завершению функционирования технологии, так как потребность в ней отпадает;

10. креативность и стандартизация ? коммуникативная технология является синтезом нестандартных и унифицированных компонентов, так как с одной стороны, стандартизация является необходимым признаком любой технологии (при этом, чем в большей степени стандартизована технология, тем проще ее использовать и удобнее ее тиражировать), а с другой стороны, коммуникативная технология в силу специфики управляемого объекта предполагают наличие творческого компонента на всех этапах технологии (при разработке, первичной реализации, тиражировании);

11. цикличность и возможность тиражирования ? коммуникативная технология имеет свой внутренний цикл, заданную последовательность этапов, что следует из рассмотренных выше признаков и критериев, а также обладает способностью к воспроизводству применительно к подобным задачам в иных условиях.

Таким образом, коммуникативная технология служит для подстройки или полной перестройки общественного мнения в отношении того или иного продукта, явления, личности или организации. Анализируя современное информационное поле, мы можем утверждать, что образ Ислама, как и прочих религий и идеологий, подвергается специализированному воздействию. Заинтересованные стороны, формально не переходя границу достоверности, могут изменять «оттенки», акцентируя внимание на аспектах, которые слоно понять людям иного толка. При этом, отдельные постулаты приводятся вырванными из контекста, без объяснения причин их возникновения и истинного их назначения.

Каковы же особенности Ислама как объекта PR? Об этом пойдет речь далее.

1.2 Особенности Ислама как объекта PR

Ислам, по своей сути, выходит за обычное определение религии. Для миллионов людей по всему миру это скорее социальная модальность, совокупность культа, политических и социальных установок, правовых отношений и этических представлений. Следствие подобного отношения к Исламу становится и то, что происходит его позиционирование не только как блага в «жизни вечной», но и как потенциально более эффективной и справедливой политической, правовой и социально-экономической системы. Свидетельством данной тенденции являются курс на исламизацию законодательства в ряде стран, появление отрасли исламских финансовых услуг, развитияе исламских политических партий и общественных движений как в мусульманских странах, так и за их пределами. Таким образом, создание негативного образа Ислама и мусульман - не более чем технология по дискредитации политического и идеологического аппонента. В этом смысле нападки на Ислам в современном западном обществе очень напоминают нападки на представителей «левых» движений в период Холодной войны. Мы можем утверждать, что особенностью Ислама как объекта «черного» PR является альтернативный характер данной системы ценностей, которая способна ослабить политическую и идеологическую гегемонию западных ценностей.

Особенности PR Ислама со стороны мусульман лежат в таком термине как дава"ат (призыв к Исламу). Дава"ат вменяется в обязанность всем мусульманам, его целью является привлечение большего числа людей к Истиной вере. Канонически обязанность ведения дава"ат закреплено в Священном Коране. Об обязанности мусульман заниматься дава"атом, всей своей жизнью и усердием являться примером, образцом и воплощением мусульманской религии, Аллах Всевышний говорит: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143) .

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди диспут с ними наилучшим образом» (16:125). Данный аят свидетельствует, что необходимо применять технологии позитивного продвижения образа Ислама, которое, посредством выстраивания эффективной коммуникации и взаимодействия, должно убедить общество в ценности мусульманских жизненных установок.

Таким образом, особенностью Ислама как объекта продвижения является с одной стороны заинтересованность в формировании негативного образа со стороны представителей западных политических элит, а с другой - обязанность мусульман противодействовать очернению их религии, личным примером, словом и делом демонстрируя положительные стороны Ислама.

2. Анализ роли PR в формировании образа Ислама

2.1 Т енденции формировани я имиджа Ислама

Анализ тенденций формирования имиджа Ислама необходимо начинать с анализа роли Ислама в современном обществе.

Согласно мнению Доктора Лоуей Сафи: «Кампания против Ислама - сознательное и намеренное усилие, предпринимаемое власть имущими людьми для того, чтобы дискредитировать мировую религию, представляющую собой достойную альтернативу западному атеизму, и подорвать историческое движение, которое, по мнению критиков, имеет достаточный потенциал для того, чтобы стать политической силой мирового масштаба. Не так давно, в середине 70-х, западное общество прониклось к Исламу оживленным интересом, а образ жизни, предлагаемый Кораном, стал целью для возрастающего количества людей, возвращающихся в лоно родной религии или открывающих для себя новый путь знания. Возрождение Исламских идей и духовных ценностей отразилось во всех слоях общества, не обойдя буржуазную элиту, и приняло множество форм, включая влияние на науку и политику».

К связи с этой тенденцией интересно проанализировать слова Даниеля Лернера, который в своей работе "Интеграция традиционного общества" дал следующую оценку позиции Ислама на Ближнем Востоке:

"...независимо от того, на востоке или на западе, модернизация диктует подчинение аргументам "рационального и позитивистского мышления", против которого, по единодушному мнению ученых, "ислам остается абсолютно безоружным". Однако, уже в минувшем десятилетии фаза и модальность этого процесса существенно изменились. Если европеизация поначалу вторглась в верхушку ближневосточного общества, влияя, в основном, на пассивных подражателей новых веяний моды, сегодня голос современности распространился среди более широких слоев населения, затронув в одинаковой степени своим беспокойным "духом позитивизма" и общественные институты, и личностные устремления."

Господин Лернер явно опоздал с подобной постановкой вопроса. Всего через 2 десятилетия большинство ученых заговорит о явлении «Исламского возрождения». Падение значения Ислама как социальной концепции началось несколько раньше и протекало по иному сценарию. В период Османского халифата началась активная рецепция европейского права, так как фикх перестал отвечать потребностям современности, параллельно в мусульманское общество вторгались жизненные установки Запада, которые, на тот момент, оказались более эффективными, выгодными в политическом и экономическом отношениях. Однако этот процесс переломился в середине ХХ века.

В 80-ых, восприятие Ислама как социальной концепции современным обществом приняло абсолютно иную форму. К определенному моменту западные ученые и политики перестали рассматривать Ислам в качестве отсталой и реакционной силы, а стали воспринимать его в качестве равного идейного оппонента. Это связано с активным распространением идей и ценностей Ислама как на Востоке, так и на западе, с явлением, получившим название «Исламский ренессанс»

Подобное мнение разделяет и Збигниев Брзежински, государственный деятель и стратег внешней политики США. В книге "Вне контроля", увидевшей свет вскоре после распада Советского Союза, Брзежински высказывает тревогу, предупреждая об экспансии Ислама в Центральную Азию, который, по его мнению, может удачно воспользоваться вакуумом власти, возникнувшим вследствие краха Советской империи:

"...Так как природа не терпит вакуума, очевидно, что внешнеполитические силы, в частности, Исламские государства, соседствующие с бывшими советскими республиками, будут прилагать максимум усилий для того, чтобы заполнить геополитическую пустоту, созданную в Центральной Азии крахом Российского советского империализма. Турция, Иран, и Пакистан уже начали маневры по усилению и расширению сферы своего влияния, в то время как более отдаленная Саудовская Аравия готова обильно финансировать возрождение культурного и религиозного мусульманского наследия в этом регионе. Итак, Ислам ползет на север, впервые меняя за последние два столетия геополитический курс своего влияния."

В то время как Брзежински не отрицает способности Ислама произвести социополитические преобразования в мировых масштабах, он справедливо упоминает современные ограничения этой религии, выраженные в отсутствии конкретной модели трансформации исламских идей в социальную реальность.

На протяжении последних 10 лет СМИ представляют ислам как архаичную религиозную систему, непременными чертами, которой являются агрессивный фанатизм и прочее. Критика догматической и обрядовой сторон ислама в газетах и на телевидении перемежается репортерскими кадрами, изображающих коленопреклоненных мусульман во время коллективной молитвы или гигантские толпы паломников в Мекке. Предвзятость в отношении приверженцев Аллаха оборачивается избирательностью ракурсов и искажением визуальных образов: массовые скоплении я мусульман воспринимаются исключительно в виде зловещей стихии, несущей в себе потенциальную угрозу. Неудивительно, что многомиллионная аудитория уже свыклась с мыслью об органичной связи духовной традиции мусульман с идеологией современного терроризма.

2.2 Анализ формирования негативного образа Ислама

К сожалению, в последнее время участились случаи нагнетания негативного отношения к исламу и его представителям в мировых СМИ. Большую озабоченность вызывает появление подобных тенденций в российских СМИ. Какова истинная суть ислама и как ее видит общество - зависит от того, как это подносят обществу журналисты. Роль СМИ в формировании образа врага носит двойственный характер. Они не только улавливают доминирующие в обществе настроения, но и одновременно формируют стереотипы массового сознания. Обладая колоссальным манипуляторским потенциалом, массмедиа способны «впечатать» в сознание любого фобийные установки. имидж ислам информационный стихийный

В большинстве случаев СМИ стремятся оправдать агрессию западных элит против мусульманского мира, используя технологии черного «PR»:

1. тактику искажения представлений об исламском мировоззрении;

Данная тактика, прежде всего, подразумевает публичную неверную трактовку СМИ наиболее часто употребляемых религиозных терминов (джихад, шахид, Аллах Акбар, моджахед). К сожалению, эффект усиливается ещё и полное невежество террористов, прикрывающих свои злодеяния Исламом. Возьмем «Норд-Ост» и полное религиозное невежество главы террористов, захвативших заложников в Москве, Мовсара Бараева, который гордо называл себя шахидом, а это при том, что шахидом по определению может считаться только мертвый.

После освещения СМИ теракта “Норд-Ост” Духовное Управление мусульман Республики Карелия обратило внимание на высказывания журналистов в отношении террористов-смертников и поясов с взрывчаткой, с использованием при этом таких терминов, как «шахид», «пояс шахида», «моджахед», «воины Аллаха». В тексте заявления сказано:

«…мы требуем…прекратить употреблять по отношению к людям, обвиняемым в терроризме и убийствах, религиозные исламские термины… Употребление данных терминов является оскорбительным для нас. Кроме того, публичное использование этих понятий разжигает меконфессиональную ненависть в российском обществе, т.к. вызывает у немусульман недоверие к согражданам другого вероисповедания, а у мусульман - недовольство сложившимся положением».

2. тактика привязки Ислама к радикальным лидерам и группировкам;

Это относится, опять же, к вопросу о лексической и текстовой аккуратности. Так, зачастую, мы можем слышать об «исламском фундаментализме», «радикальном Исламе», «исламском терроризме». Сообщения о боевых действиях на ближнем востоке или, в недавнем прошлом, на Северном Кавказе, перемежались демонстрацией мусульманской символики, приводились ссылки на высказывания отдельных религиозных деятелях.

3. повсеместная привязка понятия «исламский» ко всему, что потенциально несет смерть;

К примеру, американские СМИ, описывая взрыв автомобиля возле здания федеральных властей в Оклахоме в апреле 1995 года, применяют аналогичный прием. В номере за 20 апреля 1995 года, сиэтлский «Почтовый Курьер» процитировал Роберта Хейбела, бывшего начальника отдела по борьбе с терроризмом ФБР, сказавшего: «Я считаю, если птица выглядит, как утка, крякает, как утка и плавает, как утка, то это - утка... Взрыв машин - дело рук исламских фундаменталистов».

На удивление общественности, мусульманской крякающей уткой оказался христианин Тимоти Маквей.

4. смешивание образа ислама с образом явлений, потенциально вызывающих антипатию;

Массовые миграции в крупные города из южных регионов привели к всплеску мигрантофобии (особенно кавказофобии) в среде местного населения. Наиболее резкое неприятие у столичных жителей вызывают рыночные торговцы и работники сферы торговли услуг, то есть представители преимущественно публичных профессий. Поскольку подавляющая их масса принадлежит к мусульманской конфессии, именно они оказываются объектами исламофобии. Антагонизм в отношении мусульман, хотя и уступает масштабам мигрантофобии и кавказофобии, все же сохраняет устойчивую тенденцию к росту, постепенно обретая еще и расовый оттенок. Расхожий лексикон в отношении «чужих» (зачастую и немусульман) включает определения типа «азеры», «мамеды», «чурки», «элкаэны» («лица кавказской национальности»), «черные», «муслы» и т.д. Заметим: появление расового оттенка - это в первую очередь реакция на этническую составляющую и только потом - на религиозную.

5. тактику поддерания сложившихся мифов и стереотипов о мусульманской общине

Так, в своем докладе Путфие Зудиева отмечает следующие мифы, которые активно поддериваются СМИ:

«Мусульманку принуждают носить платок и джильбаб, и на самом деле она чувствует себя в нем крайне неуютно. Этот пропагандистский миф активно использовали власти Франции, пытаясь обосновать запрет на хиджаб в школах как «защиту прав девочек, которых родители заставляют покрывать голову».

Еще один расхожий и столь же не соответствующий действительности миф заключается в том, что девушка, надевшая шариатское одеяние просто-напросто старается таким образом привлечь внимание к собственной персоне. Подобный аргумент был приведен социологом Шерил Бенард и опубликован корпорацией RAND Corporation в 2004 году. Бенард отказывается видеть в мусульманском головном платке проявление религиозной традиции, и предпочитает толковать его как вызов западной демократии. Она настаивает на том, что «они хотят привлечь внимание или провокационным образом заявить о себе в школах, колледжах или на рабочих местах».

А вот еще один не менее известный миф. Мусульманку выдают замуж насильно, а она не имеет права сопротивляться. Её муж тиран, деспот и, в довесок, многоженец. Периодически выходят передачи о гаремах, в которых жены-рабыни, попавшие туда исключительно волею обстоятельств (особенно если речь идет о наших соотечественницах), скрывая лица под покрывалом, жалуются на свою судьбу».

Таким образом, мы видим, что технологии, применяемые при создании негативного образа Ислама разнообразны. Теперь попробуем проанализировать, какие задачи стоят перед происламскими силами, и какими технологиями располагают они.

6. обострение противоречий во внутриисламских направления теолого-правовой мысли;

«По мере разворачивания религии во времени те или иные вопросы веры получали разную трактовку, создавая тем самым определенные внутренние разногласия по тем или иным вопросам вероучения. Если внутри Ислама эти разногласия всегда в той или иной степени уживались, то ради достижения целей контроля при помощи техники "разделяй и властвуй" на разногласиях были заданы деструктивные векторы с целью разорвать, размежевать исламское сообщество, Умму. И Умма разрывается во внутреннем конфликте. Противостояние "традиционный Ислам" и "ваххабизм" манифестируется начиная с горячих конфликтов на сетевых форумах, заканчивая фактическими убийствами».

2 . 3 Происламские силы и их роль в формировании позитивного образа Ислама

В настоящее время существует необходимость изменения сложившегося в массовом сознании как всего западного мира в целом, так и россиян в частности, образа ислама и его приверженцев. Того, что называется имиджем. Можно выделить такую структуру формирования этого имиджа:

1) мусульмане как некий объект, образ которого формируется;

2) адресаты информационного воздействия - население;

3) те, кто этот имидж, пользуясь определенными информационными технологиями, формирует. К этой третьей группе относятся: во-первых, работники СМИ; во-вторых, экспертное сообщество; в-третьих, исламские религиозные деятели.

Сегодня образ мусульман формирует прежде всего телевидение, печатные СМИ и комментарии текущих событий. С этим связаны и описанные выше проблемы. Известно, что большое видится на расстоянии. Развивавшаяся почти полтора тысячелетия культура ислама требует ознакомления с собой для понимания актуального положения дел и политиками, и журналистами, а также для осознания мусульманами своего места и миссии в нашей стране. Народам России требуются учебники, а ее электронным СМИ - большие увлекательные сериалы по истории ислама, по шариату, образу жизни мусульман. Большая грамотность наших мусульман в отношении собственных корней, ознакомление наших немусульман с сокровищницей богатейшей, без сомнения, культуры ислама пойдет всем на пользу.

Таким образом, очевидно, что формирование позитивного имиджа Ислама - это миссия, которая ложится на мусульманские СМИ. Что же мешает им в её реализации? Каково состояние мусульманской журналистики на сегодняшний день?

К сожалению, самые востребованные темы, касающиеся экономики, общества, политики, требующие осмысления через призму исламских ценностей, редко встречаются на страницах исламских изданий. Ксенофобская проблема хитрым образом совмещена с межконфессиональной. Люди не любят инородцев и автоматом приравнивают к мусульманам. Преодолевать и то, и другое - задача мусульман-журналистов. Но для этого они должны писать так, чтобы их было интересно читать не только мусульманам, но и всем остальным.

По словам Абдул-Вахед Ниязова, депутата Госдумы, председателя политсовета Евразийской партии - Союза патриотов России, мусульманская журналистика носит больше прикладной характер, а не аналитический. Она не вызывает резонанса в обществе, не освещает вопросы, стоящие на повестке дня в обществе. А особенно отстают региональные СМИ от федеральных. По его мнению, мусульманская журналистика не может парировать явно некомплиментарно настроенным к Исламу изданиям, которые пытаются очернить религию.

Советник Администрации Президента РФ по религиозным вопросам Алексей Гришин, который оценил уровень мусульманских СМИ России, как крайне слабый, отметил при этом, что в информационном пространстве имеется большое количество и печатных, и электронных изданий. На его взгляд, в СМИ сейчас почти нет глубоких, аналитических статей, материалов, написанных молодыми исламскими авторами для молодежной же аудитории. "И вот такие беззубые исламские СМИ дискредитируют саму идею идеологической работы", - считает А.Гришин. Он также подчеркнул важность просветительской работы, напомнив, что представителям мусульманской уммы неоднократно предлагалось подготовить небольшие брошюры для разового чтения, например, в автобусе или электричке, по типу "прочитал - передал другому", где были бы ответы на многие вопросы по исламу: как читать намаз, что такое джихад, и другие.

Формируют имидж мусульман также люди интеллектуального труда. Это прежде всего мусульманские богословы - они убеждают власть, что ислам "хороший". Но мусульманские ученые, востоковеды, - это всего лишь образованная прослойка. А рядовые мусульмане, как правило, не занимаются этими вопросами. Они живут своей жизнью, как живут все люди.

Значительную роль в формировании имиджа мусульман играет то, что в первую очередь обществу непонятно, кто же в среде мусульман берет на себя ответственность за формирование этого имиджа. А без контрагента невозможно говорить оп построении гражданского диалога. То есть:

Во-первых, российское общество только оформляется и еще не осознает себя как общество. Не осмыслив себя, свое место в истории и на карте, свой интерес, не с чем идти к другому. Нечего ему предложить и невозможно оценить встречное предложение.

Во-вторых, российское общество незнакомо с исламским миром. Формирующиеся российские элиты должны взять на себя труд представить друг другу общество России и общество исламского мира. Говоря конструктивно, новой России в первую очередь нужен проект России, который бы включал в себя отношение к различным мирам, в том числе к исламскому миру. Новой России нужен промоушн в исламском мире. Россию, включая российских мусульман, необходимо знакомить с историей ислама, нормами права и экономики мусульманских стран. Только после этого можно обсуждать взаимодействие и будущее гражданского диалога.

Радикальные деятели и организации на пути PR

Особого внимания заслуживает тот факт, что в последнее время значительные усилия в сфере PR предпринимают различные радикально настроенные группировки и их лидеры. Несомненно это вызвано осознанием с их стороны ваности контроля информационного пространства, а также поиска и привлечения новых сторонников.

Показателен в этом отношении жест лидера движения «Талибан». «Талибан» вновь пошел в наступление. Теперь на новом фронте: информационном. Чтобы улучшить свой имидж, добиться поддержки населения Афганистана и противостоять новой американской кампании за умы и сердца афганцев, талибы прибегли к помощи современных медиаприемов в сочетании со старыми, проверенными методами. Прошлой весной духовный лидер «Талибана» мулла Мухаммед Омар выпустил длинный список новых правил поведения членов движения. Согласно ему, талибам теперь запрещено совершать теракты против гражданских лиц, поджигать школы, а также отрезать пленным уши, губы и языки.

Интересно и то, на каких аспектах делает акцент амир кавказских моджахедов Докка Умаров в своем интервью порталу Prague Watchdog.

«Везде, где есть люди, как мы знаем, действуют законы. Закон - это диктатура. Те, кто должен быть при оружии, будут при нем, кто должен его сложить - сложат. Созиданием займутся одни, кому карать - будут карать. Это называется Дар ус-Салам. Не надо низводить исламский порядок до образа пещерной жизни. В исламском государстве будут и гражданские, и силовые структуры. Никто не будет ограничен в своих талантах, дарованных Всевышним».

Все чаще обращения лидеров радикально настроенных групп в Центральной Азии и на Ближнем Востоке нацелены не на разжигание эмоций сторонников, а на обращение к разуму оппонентов, противников и тех, кто еще не определился в своем отношении к тем, или иным деяниям. Все эти шаги, на наш взгляд, являются следствие осознания данными деятелями важности контроля над информационным полем.

Заключение

Таким образом, мы проанализировали роль PR технологий в формировании образа Ислама в сознании западного мира. Нами были выявлены основные предпосылки формирования негативного образа, основой которых является восприятие Ислама в качестве идейного оппонента западной цивилизации. Мы рассмотрели тенденции в формировании имиджа и убедились, что особенно активно борьба с Исламом на ниве СМИ началась в период, когда эта религия перешла в фазу возрождения и бурного роста, когда её ценностная «система координат» стала превалировать (в отдельных регионах) над казавшейся еще недавно абсолютной западной системой. Мы выявили, какие именно технологии PR применяются в формировании негативного образа, а изобличение дынных технологий - первый шаг к тому, чтобы дать им достойный ответ. И, наконец, мы проанализировали состояние мусульманских СМИ в частности, и происламских сил в общем, как субъектов формирования позитивного образа Ислама и выяснили что на данном этапе, к сожалению, их силы несопоставимо малы.

Обозначая меры, которые необходимо предпринять происламским силам, чтобы приступить к эффективному формированию позитивного имиджа их религии, необходимо выделить следующее:

1. Подготовка специалистов по журналистике и связям с общественностью уровня, сопоставимого со специалистами, выступающими на стороне оппонентов;

2. Интеграцию движений, представляющих Ислам и четкое обозначение группы лиц, которые ответственны за формирование данного имиджа;

3. Формирование позитивного образа Ислама путем каждодневной демонстрации его приверженцами высоких этических и культурных стандартов;

4. Проведение политики диалога, а не обособления, активизация интеграции в культуры тех регионов, где проживают мусульмане, с демонстрацией позитивных аспектов Ислама.

Образ ислама в данный момент формируется как целенаправленно (идеологическими оппонентами), так и стихийно. Первоочередной задачей является взятие под контроль происламскими СМИ той части информационного поля, которая подвержена влиянию стихийных факторов.

Источники

Гавра Д.П. Социально-коммуникативные технологии: сегодня и завтра // PR-диалог. 2003. № 2-3.

Лоуей С. Как бороться со СМИ, распространяющими об Исламе ложную информацию // http://ahlisunna.moy.su/news/2009-06-06-26/ 14/12/2010

Лернер Даниель. Интеграция традиционного общества // Free Press, 1958.

Zbigniew_Brzezinski. Out of Control: Global Turmoil on the Eve of the 21st Century // New York: Collier 1993

Ислам в медийном пространстве: сборник материалов / под ред. Кузнецовой-Моренко И.Б. и Салахатдиновой Л.Н. - Казань: Открытое Общество. - 2004. - 89с.

Шеремет Виталий. Волны вторжений // Родина. - 2006. - №6. - С. 22-26.

Цориева С. Формирование отрицательного имиджа Ислама средствами PR // www.inci.ru/science/conference/102--pr. 20/12/2010

Зорин Владимир. Российский ислам // Отечественные записки. - 2003. - №5. - С.75-82

Зудиева Путфие. Доклад: «Роль СМИ в формировании негативного образа Ислама и мусульманки» 17/07/2010 //

Далид Искандер. Почему у Ислама в России нет будущего? 25.01.2010 // http://www.watchdog.cz/?show=000000-000024-000004-000025&lang=2 21/01/2011

[ 11] Исламские СМИ должны активнее бороться с экстремизмом, - советник президента РФ. 24/09/2010 // http://www.znanie-islam.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=59:smi&catid=34:articles&Itemid=58 15/01/2010

Рубин Алисса. «Талибан» выходит на тропу PR-войны. 03.02.2010 // http://www.novayagazeta.ru/data/2010/the_new_york_times03/09.html 20/12/2010

"Наши возможности неиссякаемы…" (интервью с Д. Умаровым) 04.07.2009 // http://www.watchdog.cz/?show=000000-000024-000007-000002&lang=2 20/01/2011

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сравнение зарубежных и отечественных технологий формирования имиджа организации. Анализ возможности использования западных инструментов в Кыргызстане. Роль деятельности компании "Silk Road Media" в формирование позитивного имиджа стран Центральной Азии.

    дипломная работа , добавлен 04.01.2016

    Основные задачи связи с общественностью и их соотнесенность с формированием имиджа. Разработка PR-мероприятий на основе критериев эффективности и результативности формирования корпоративного имиджа компании "Связной", использование интернет-технологий.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2015

    Социальный имидж компании: понятие, сущность, специфика формирования. Характеристика маркетинговых технологий. Потенциал культурно-досуговых технологий в формировании социального имиджа компании. Анализ уровня сформированности социального имиджа компании.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Выбор образовательного учреждения родителями. Условия и факторы формирования позитивного имиджа современного учебного заведения. Возможности и влияние PR-технологий на изменение репутации школы как один из способов разрешения обозначенной проблемы.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Понятие, сущность и функции имиджа для организации. Пример удачного формирования и развития позитивного имиджа - деятельность индийского миллиардера Лакша Миттала. Прикладные аспекты исследования технологий продвижения имиджа организации средствами PR.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Понятие, типы и функции имиджа. Роль рекламы и ее особенности для социально-культурных учреждений. Использование рекламных технологий и компаний для развития имиджа. Анализ практики использования рекламных инструментов для развития положительного образа.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

    Особенности формирования позитивного имиджа организации и корпоративных отношений в ней. Основные тенденции в создании имиджа туристической фирмы. Оформление и работа офиса как элементы имиджа туристической фирмы. Продвижение имиджа и коррекция репутации.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Использование PR-технологий в создании положительного имиджа телевизионных программ. PR-технологии и их роль в создании положительного имиджа. Планирование проведения PR-кампании для укрепления и развития существующего имиджа программы "Домой!".

    дипломная работа , добавлен 22.11.2008

    Определение политического имиджа. Выявление технологии создания и управления имиджем. Описание механизмов формирования имиджа лидера на примере бизнесмена и политика Михаила Прохорова. Рассмотрение основ создания образа олигарха с человеческим лицом.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2015

    Использование PR-технологий для развития имиджа. Анализ существующего имиджа детского эстрадного ансамбля "Садко" и практики использования инструментов PR для развития его положительного образа. Рекомендации по организации планирования PR-кампании.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...