Что делает человека человеком биология. Что делает человека человеком? Интересная и краткая информация



Отличие человека от других живых существ

На данном уроке рассмотрим ключевое понятие курса обществознания «человек» . Основной вопрос урока, в чем заключается отличие человека от животных. Человек прежде всего биологическое существо , относящееся к виду Homo Sapiens (человек разумный). С животным человека роднит то, что у него тоже есть инстинкты и потребности в воздухе, пище, сне. Биологическая сущность человека выражается в его анатомии и физиологии. Главным же признаком человека, выделившим его из всего биологического разнообразия животных, является то, что он существо общественное или социальное . Только в социуме (обществе) человек учиться мыслить, говорить, трудиться и становится человеком. Сравните детёнышей животных и новорожденного ребёнка. Человеческое дитя – самое неприспособленное к жизни существо. Оно не выживет без ухода взрослых, семьи, в которой его обучают правилам жизни, дают знания об окружающем мире и формируют трудовые умения. Наверняка вы слышали о детях – маугли. Так называют детей, выросших среди зверей. Они попадали к животным по самым разным жизненным обстоятельствам. Их судьбы трагичны. Они не умели говорить, есть из ложки, передвигались на четвереньках, не мыслили, как люди. Попадая в среду людей вели себя как пойманные зверушки.
Социальное и биологическое едины в человеке. Каждый ребенок имеет мозг и голосовой аппарат,но думать и говорить он учиться только в обществе. Каждый ребёнок имеет пальцы, которыми он управляет: может взять кисть, краски и рисовать. Но живописцем он становится только в обществе. Таким образом, человек – это биосоциальное существо .

Мышление и речь

В жизни человека велика роль мышления и речи. Способность мыслить позволяет человеку не просто приспосабливается к природным условиям, а преобразовывать их. С помощью знаний он создаёт то, чего не производит природа: дома, дороги, мосты, машины, технику, средства связи и многое другое. Прежде чем что – либо создать человек обдумывает в голове модель будущего предмета, представляет себе цель, которой хочет достичь, а затем приступает к воплощению задуманного. Животные тоже создают что-то необходимое для себя: пчелы строят соты, ласточки вьют гнезда, пауки плетут паутины. Но этому их никто не учит, в пчелах, ласточках и пауках срабатывает врожденный инстинкт. Пауки плетут одинаковые паутины, гнезда ласточек тоже все одинаковые, то есть животные не создают чего-либо необычного. А посмотрите на дома людей, какие они разные. Это говорит о том, что деятельность человека носит творческий характер, потому что человек создает что-либо новое, непохожее на то, что есть.
Коллективный труд невозможен без общения, поэтому потребность в общении привела к появлению речи, с помощью которой он делится с окружающими своими мыслями, чувствами, желаниями. Конечно, многое можно объяснить и с помощью жестов, но глубокие знания человек может получить только с помощью слов. Речь бывает письменной и устной. Но есть ещё и внутренняя речь, беззвучный разговор человека с самим собой.
Мышление и речь не существуют отдельно друг от друга. С помощью специальных занятий учёные пытались научить говорить обезьян, но эти попытки оказались безуспешными, из – за отсутствия у обезьян способности мыслить. Таким образом, только человек обладает великим даром мыслить и говорить, с помощью которого он реализует свои способности в какой – либо деятельности.

Как человек реализует себя


Человек самореализуется, достигает целей, развивается в таких видах деятельности как, игра, учёба, труд. Первый опыт человеческой деятельности приобретается в игре. В ней ребенок учиться намечать цели, планировать действия и находить подходящие средства. Наступает время, когда наряду с игрой осуществляется учеба, в которой человек приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни в обществе. Затем наступает трудовая деятельность, в процессе которого создаются практические результаты. Трудовая деятельность очень разнообразна. Она бывает производственной (строительство дома), государственной (издание законов), политической (проведение выборов), военной (победа в ВОВ), интеллектуальной (изобретение парового двигателя), художественной (балет).
Создание общественно полезных результатов деятельности приносит человеку уважение и признание со стороны окружающих людей, происходит его самоутверждение как личности.
Подведем итоги.

Чаще всего учащимся приходится писать эссе именно по этому предмету. На досуге написал эссе по обществознанию, может кому-то этот пример будет полезен.

Эссе по обществознанию:

По мнению Л.Фейербаха, человек является частью природы, биологическим, чувственно-телесным существом. Нельзя не согласиться с его мнением. Человек, процесс развития которого — антропогенез начался более 2 млн. лет назад, действительно соединяет в себе биологическое и духовное начало.

Существуют различные теории его появления. Наибольшее количество приверженцев имеет эволюционная. В соответствии с этой теорией, развитой естествоиспытателем Ч.Дарвином, современные люди происходят от человекообразных обезьян. Некоторые придерживаются мнения, что жизнь попала на планету из космоса. По теологической теории человек был создан Богом, а основой для этого стал прах земной. После его появления начинается антропогенез.

Этот процесс объединяет в себе становление социума и человека как индивида и личности. Все эти понятия характеризуют его с разных позиций, но доказывают сочетание в нем природных и духовных черт. Человек – биологическое существо, прежде всего, потому что является частью природы. Кроме того, он обладает инстинктами, низменными потребностями. Продуктами деятельности природы в организме человека считаются тело и мозг. Все эти характеристики подтверждают мысль Фейербаха о биологических чертах.

Как духовное существо человека характеризует наличие возможности подавлять и управлять инстинктами. Многие качества, такие как умение общаться, речь, мышление и ряд других навыков появляются только среди людей. Человек не представляет себя вне общества. Об этом свидетельствует понятие Н.М.Карамзина личность. Оно включает в себя определение человека как общественного существа. Иными словами, личность формируется только в обществе и там же функционирует наиболее эффективно. Не случайно люди, выросшие вне социума среди животных, качественно отличаются от индивидов, воспитывавшихся среди себе подобных.

Способность контролироваться инстинкты – наиболее яркий аргумент, подтверждающий, что человек – существо чувственно-телесное. Социальные нормы, воспитание, мораль – все это не позволяет индивидам поступать, ориентируясь исключительно на свои желания. Важную роль в поступках людей играют чувства. Доказательством этого является поведение людей в сложных ситуациях. Милосердие к раненым, сострадание, например, становилось сильнее чувства самосохранения у медицинских сестер, которые под пулями спасали солдат во время Великой Отечественной войны.

В заключение стоит отметить, что Фейербах абсолютно прав, характеризуя человека как одновременно природное и чувственно-телесное существо. От рождения обладая исключительно биологическими чертами, индивид в процессе социализации становится личностью, в чем проявляется его духовное начало.

Вопрос 1. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?

Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо. Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.

Вопрос 2. Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?

Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

Вопрос 3. Сделай вывод о важнейшем качестве человека.

Умение мыслить – самое лучшее человеческое качество.

Вопрос 4. Как ты думаешь, может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой человек делать историю? Если да, то каким образом?

Мы можем делать историю, но для этого нужна смелость, мужество и принципиальность.

Вопрос 5. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?

ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

Вопрос 6. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук - всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения.

Вопрос 7. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Вопрос 8. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.

Вопрос 9. Как проявляются способности человека?

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека - профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы - всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты - результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства - следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. - результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева - продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников - воплощение художественной деятельности.

Вопрос 10. Что такое самореализация человека?

В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

Вопрос 11. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты

самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

Вопрос 12. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра.

Инстинкт и разум.

У бобра, как и у пчёл, пауков, птиц – инстинкт. Как строили они свои «сооружения» поколение за поколением, так и будут строить, не лучше и не хуже. В отличие от человека.

Вот что пишет об этом, например, Лев Успенский в книге «Слово о словах»:

Появившись на свет, я не умел ни вязать рыболовные снасти, ни лепить из глины кринки для молока. Но если мне это понадобится, я, как Робинзон Крузо, научусь и тому и другому. Сначала я буду, конечно, работать хуже моих учителей, потом могу сравняться с ними и, может быть, даже перегнать их. Кто знает: возможно, я даже усовершенствую их мастерство!

А вот паук-дитя, вчера появившись на свет, уже умеет плести сети не хуже самого опытного паучища, съевшего на своем веку множество мух. Пчела, выйдя из куколки, начинает лепить ячейки или приготовлять воск не менее искусно, нежели престарелые крылатые мастерицы ее улья.

Но сколько бы они ни прожили на свете, юная пчелка и начинающий паучонок, никогда они не перегонят старших. Никогда ни один из них не придумает в своей работе ничего существенно нового.

Вопрос 13. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.

Для человека мысль - венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя.

Если человек не будет мыслить, то он будет равносилен зверю, человек должен мыслить и думать, потому что он человек, а не зверь. У зверей одна мысль: поесть, найти добычу, а человек должен создавать и привносить в жизнь что-то новое.

Вопрос 14. Объясни, чем различаются два утверждения:

а) человек - существо биологическое и социальное;

б) человек - существо биосоциальное.

а) Биологическое, потому что возник в ходе эволюции. Социальное, потому что всю жизнь его окружают другие люди.

б) Проявляет деятельность индивида, которая является следствием взаимодействия биологического и социального.

Вопрос 15. Укажи, что в человеке заложено природой, а что - обществом.

Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д. а общество развивает в человеке личность, культуру.

Урок 2 ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ?

28.10.2013 24270 0

Эпиграф к уроку:

У природы нет другого мозга, кроме того, что она с таким трудом втиснула человеку в голову.

Бернард Шоу

Цель: сформировать у учащихся представление о происхож­дении человека и его отличиях от животных.

Учащиеся должны знать, что:

1)самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное;

2)в процессе общения происходит формирование таких чело­веческих качеств, как язык, способность мыслить и т. д.;

3)социальное и биологическое слиты в человеке воедино;

4)наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животного является способность мыслить;

5)в игровой, учебной и трудовой деятельности, развиваются многообразные человеческие качества.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1)человек;

2)человек - существо биосоциальное;

3)мышление;

4)потребность;

5)общение;

6)игровая деятельность;

7)учебная деятельность;

8)трудовая деятельность;

9)производственная деятельность;

10)государственная деятельность;

11)политическая деятельность;

12)интеллектуальная деятельность;

13)художественная деятельность;

14)самореализация;

15)способности.

Учащиеся должны уметь:

1)объяснять смысл понятий;

2)характеризовать качества человека;

3)проследить способность человека к творческой деятельности.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

ПЛАН

1.Отличие человека от других живых существ.

2.Мышление и речь.

3.Как человек реализует себя?

Данный урок представляет собой изучение нового материала, но это не урок- лекция, так как учащиеся имеют сведения об отличии человека от животного еще из курса истории древнего мира.

1.Всту пител ьная беседа.

-Вспомните, что вам известно о происхождении человека.

-Почему человек выделился из мира животных? Что этому способствовало?

-Чем человек отличается от других живых существ? (Соста­вить кластер.)


Результаты деятельности групп записываются втаблицу:

За

Против

1.Выполнение заданий.

Задание 1. Проанализируйте высказывания. Выскажите свои собственные суждения. Согласитесь или опровергните данные точ­ки зрения.

1)«Сущность человека неизменна и «нового человека» создать не удастся, надо только идти к тому - в том и подлинный смысл прогресса - чтобы человечество жило собственно человеческой, а не животной своей сущностью». (Александр Круглов.)

2)«Человек - самое больное и уродливое среди животных, он опасно отклонился от своих инстинктов жизни». (Фридрих Ницше.)

3)«Человек крепко стоял на своих ногах до тех пор, пока у него их было четыре». (Срба Павлович.)

4)«Поскольку человек произошел из царства животных, то яс­но, что он никогда не избавится от звериных элементов». (Фридрих Энгельс.)

5)«Человек - единственное животное, обладающее способно­стью смеяться и заслуживающее того, чтобы смеялись над ним». (Поль Валери.)

6)«Из того, что человек - животное, еще вовсе не следует, что для него обязательно было бы быть скотом». (Николай Михайлов­ский.)

-Что значит: человек - существо социальное? Человек - суще­ство биологическое? (Ответить на этот вопрос ученикам помо­жет текст параграфа.)

-Как вы понимаете слова российского ученого-конструктора, журналиста Александра Локтева: «Из всего животного мира только человек думает, что он думает».

После высказываний учащихся необходимо обратить их вни­мание на то, что наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способ­ность мыслить.

Задание 2. Приведите примеры о необходимости мысли­тельной деятельности.

Задание 3. Проанализируйте следующие высказывания о человеке. Какое из них ближе вашей точке зрения? Почему?

1)«Человек становится человеком только через язык». (В. Гум­больдт.)

2)«Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться». (Д. Аддисон.)

3)«Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных - нет. (Э. Берн.)

4)«Человек - это знание, которое познает самое себя». (Е. Ев­тушенко.)

5)«Человек - это существо, способное на деятельность, на ко­торую не способно никакое другое существо». (Восточный философ.)

6)«Человек - единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью». (Дж. Каллингвуд.)

Учащиеся высказывают свои мысли, в данном случае возможна дискуссия.

-Но почему философы постоянно обращались к человеку, ана­лизировали и анализируют различные стороны его материального и духовного бытия?

Н. Бердяев сказал: «Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке - значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скры­та в самом человеке».

Человек живет среди других людей, он развивается в человече­ской среде, формируется как личность.

-Вспомните сказку Р. Киплинга про смелого индийского маль­чика Маугли.

-Что происходит с детьми, которые живут вне человеческого общества?

-Чего был лишен Маугли?

Задание 4. Приведите примеры, когда человек жил и воспи­тывался в иной среде.

Жизнь человека направлена на то, чтобы оставить после себя добрую память.

Задание 5. Назовите людей, жизнь которых не прошла бес­следно. Что было ими сделано?

Философы заметили, что человеку свойственно желание стать знаменитым, чем-то выделиться, заслужить признание.

-Назовите, что помогает человеку достичь этого?

Вильгельм Швёбель - немецкий ученый, публицист написал: «Человеку постоянно нужно нечто, что помогало бы ему жить, что мешало бы ему жить и что он мог бы преодолевать».

То есть человек в своей жизни делает что-то благодаря своим способностям, в деятельности он раскрывает себя, свои таланты.

Задание 6. Используя текст параграфа «Как человек реали­зует себя?», определите, какие виды деятельности присущи человеку.


Деятельность способствует самореализации личности.

-Как вы понимаете, что такое самореализация? Запишите сло­ва, которые приходят на ум, когда вы слышите слово «самореали­зация».

«Человек непременно должен израсходовать адаптационную энергию - наследственно определенный ограниченный запас жиз­неспособности, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении». (Ганс Селъе - канадский физиолог.)

И. Закрепление.

Вопросы:

1.Как вы понимаете слова: «Человек - существо биологиче­ское», «Человек - существо социальное»?

2.Приведите примеры биологического и социального в человеке.

3.Как человек может проявить свои способности?

4.Что такое самореализация?

Домашнее задание: § 1.

  • Чем человек отличается от других живых существ?
  • Каким образом проявляются человеческие качества?

Отличие человека от других живых существ . Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек - это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что отличает людей от животных? Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных?

Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает «общественный»). (Вспомните из курсов истории и биологии, что вам известно о происхождении человека.) Итак, человек - это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое не приспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться.

Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.

Но, будучи общественным (социальным) существом, человек не перестает быть существом природы. Природа создала тело человека. Бестелесны только призраки в страшных сказках. Результатом длительного развития природы является человеческий мозг. Человек - чудесное создание природы. Он имеет многие биологические потребности: дышать, питаться, спать; он нуждается в определенной тепловой среде. Наше тело, кровь, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек - существо биологическое. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в человеческом организме.

Социальное и биологическое слиты в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук - все это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребенок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения. Значит, в человеке биологическое и социальное начала органически связаны между собой, и только в таком единстве существует человек. Это неразрывное единство позволяет сказать: человек - существо биосоциальное.

Мышление и речь. Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить. Мыслительная деятельность развивалась вместе с развитием мозга. Даже самое высокоорганизованное современное животное - человекообразная обезьяна - не имеет столь высокоразвитого мозга. Попытки научить обезьяну мыслить, подобно человеку, путем многолетних занятий с ней не увенчались успехом.

Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создает то, что природа не производит. Ведь природа не строит машины, дома, железные дороги. А человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами. Для этого он использует накопленные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Но для создания техники, транспорта, средств связи необходима не только способность накапливать знания, но и способность с помощью этих знаний создавать мысленные модели тех предметов, которые нужны человеку и которые он хочет сделать, произвести. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетет сеть паутины, пчела строит соты. Но этому их никто не учит, в них срабатывает врожденный инстинкт. И ничего более серьезного, сложного ни один из названных (как, впрочем, и других) представителей живой природы делать не может. К. Маркс писал, что «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». Следовательно, деятельность человека имеет творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем практическими действиями.

Потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов (т. е. языка). Постепенно развивалась человеческая речь, помогавшая людям обмениваться мыслями. Можно, конечно, передавать какие-то сигналы друг другу и с помощью жестов (например, мы киваем головой в знак согласия), рисунков, чертежей и других знаков. Однако словесный язык - самое развитое, универсальное (всеобщее) средство выражения мысли. Когда человек читает книгу, он приобщается к самым высоким достижениям человеческой мысли, получает глубокие знания, воспринимает выраженные словом чувства автора. Когда человек думает что-либо про себя, это сопровождается внутренним «немым разговором» - незаметными движениями мышц языка в полости рта. Таким образом, кроме письменной и устной речи, бывает еще и внутренняя речь, беззвучная, не видимая и не слышимая другими.

Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

Обезьяны, которых пытались путем специальных занятий научить говорить, оказались неспособными овладеть речью. И не только потому, что голосовой аппарат человека формировался миллионы лет, но и потому, что высокоорганизованный мозг, способный мыслить, тоже является результатом длительного исторического развития.

Как человек реализует себя? Вероятно, каждый человек хотел бы, чтобы жизнь его не прошла напрасно. Когда человек уходит из жизни, на надгробии пишут: родился в таком-то году, умер в таком-то. Между двумя датами - черточка. Что стоит за этой черточкой? Пил, ел, ходил по земле - и все? Или оставил после себя добрую память?

Вспомним А. С. Пушкина: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит...» Что остается людям? Созданное творчеством поэта - его стихи, поэмы, повести. Архитекторы и строители оставляют людям города и села, ученые и писатели - книги, садовники - парки и сады. Но не всем же быть строителями и садовниками, скажете вы. И верно. Однако философы заметили: человеку свойственно желание чем-то выделиться, чем-то отличиться, стать замеченным, известным, заслужить признание, которое сохранилось бы и после того, как он уйдет из жизни. Однако такое желание иногда принимает уродливую форму. Так, грек из города Эфеса Герострат в IV в. до н. э., чтобы обессмертить свое имя, сжег храм Артемиды - одно из семи чудес света.

Сейчас в нашей жизни все большее внимание уделяется приобретению материальных благ. Обладание вещами само по себе не характеризует человека: тот, кто имеет вещи, может быть и достойным и ничтожным человеком. Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм (1900-1980) писал: «...Большинство людей считает, что отказаться от своей ориентации на обладание слишком трудно: любая попытка сделать это вызывает у них сильное беспокойство, будто они лишились всего, что давало им ощущение безопасности, будто их, не умеюших плавать, бросили в пучину волн. Им невдомек, что, отбросив костыль, которым служит для них их собственность, они начнут полагаться на свои собственные силы и ходить на собственных ногах». Как это понимать? Человек, как считает Э. Фромм, должен быть активным. А это значит «дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми - хотя и в разной степени - наделен каждый человек».

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребенок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в летчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребенка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней* шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учебой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека - профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремленности, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы - все это плоды производственной деятельности. «Русская Правда», Судебник 1497 г., другие законодательные акты - результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства - следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г.-результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева - продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников - воплощение художественной деятельности.

В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

Жизненные цели могут быть самые разные: кто-то хочет посвятить свою жизнь науке, кто-то - бизнесу, иной видит себя военным или мечтает иметь большую семью и воспитывать детей. При этом важно, чтобы цели каждого не расходились с интересами общества. Поэтому, например, не случайно в наше время большую озабоченность повсюду вызывает деятельность хакеров - компьютерщиков, проникающих в чужие информационные системы с целью овладения информацией или введения в них ложных данных.

Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности, человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

И мы надеемся, что вы разделяете мысли, высказанные Антоном Павловичем Чеховым: «...хочется жить независимо от будущих поколений, и не только для них. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благоразумную роль, хочется делать историю, чтобы те же поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество или еще хуже того...».

Подведем итог. Каковы же отличия человека от животных? Во-первых, человек способен производить орудия труда, использовать их. Во-вторых, он обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. В-третьих, человек способен к целенаправленной творческой деятельности.

Человек - биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле.

    Основные понятия

  • Человек, самореализация.

    Термины

  • Социальное, биологическое, мышление, речь.

Вопросы для самопроверки

  1. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?
  2. Какие свойства человека являются биологическими?
  3. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?
  4. В чем проявляется творческий характер деятельности человека?
  5. В чем заключается взаимосвязь между мышлением и речью?
  6. Как проявляются способности человека?
  7. Что такое самореализация человека?
  8. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Задания

  1. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясните, чем деятельность человека отличается от действий бобра.
  2. Паук искусно плетет паутину - сеть, с помощью которой добывает пищу. Человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. Он использует сеть в решете, в ракетке для тенниса и бадминтона. Тюлевая занавеска на окне, сделанная человеком, тоже представляет собой сеть. Подумайте, чем производство сетей человеком отличается от плетения паутины пауком.
  3. Прочитайте стихотворение и выскажите ваше отношение к словам автора.

      Для человека мысль - венец всего живого.
      А чистота души есть бытия основа.
      По этим признакам находим человека:
      Всех тварей на земле превыше он от века.
      А если он живет не мысля и не веря,
      То человек не отличается от зверя.

      / Анвари /

  4. Объясните, чем различаются два утверждения:
    1. человек - существо биологическое и социальное;
    2. человек - существо биосоциальное.
  5. Укажите, что в человеке заложено природой, а что - обществом.
  6. Охарактеризуйте, в чем заключается социальная (общественная) сущность человека.
  7. Назовите, какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените более всего.
  8. Обратитесь к приведенным выше словам А. П. Чехова и подумайте: может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой из вас делать историю? Если да, то каким образом?
  9. Выскажите ваше отношение к утверждению французского историка Марка Блока: «Истории... присущи ее собственные эстетические радости, непохожие на радости никакой иной науки. Зрелище человеческой деятельности, составляющее ее особый предмет, более всякого другого способно покорять человеческое воображение».
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...