Причины и условия формирования патологического прикуса. Функция дыхания

Инфантильное глотание

Воронина Лариса Павловна


МДОУ№152 Г. Мурманск

Червякова Наталья Алексеевна

Учитель-логопед I квалификационной категории
МДОУ№18 Г. Мурманск
Оригинал статьи в формате MS Word (624Kb) Скачать

Глотание - сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба.

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного . Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания , при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой . Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический . Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

Причины инфантильного глотания:

Сохранение инфантильного типа глотания может быть обусловлено:

Длительным сосанием соски,

Поздним включением в рацион твердой пищи,

Поздним прорезыванием временных зубов,

Короткой уздечкой языка,

Ротовым дыханием.

К неправильному типу глотания также может привести:

Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.

Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка регулирующего поток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.

Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Лечение:

При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глотать.

Упражнения для нормализации функции глотания.

Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 10 до 15 раз ежедневно.

1. Жуём твёрдую пищу.

Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки....

2. Оближем губки.

Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому

3. Качели.

Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок.

4. Маляр.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

5. Чистим верхние зубы.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

6. Посчитай верхние зубы.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

7. Лошадка.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кон кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

8. Мёд или хлебный шарик.

Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «часики» или делать движения языком вперёд-назад.

9. Поэтапное полоскание.

Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

10. Зеваем, жуём, глотаем.

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

11. Футбол.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

12. Карандаш.

Применяют упражнение с карандашом - располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

13. Учимся глотать.

а. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй - 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни - 3 раза в день по 10-12 раз.

б. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

в. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

Уважаемые родители помните, что отрегулярного выполнения Вашим ребенкомпредложенных упражнений, зависит благоприятный исход лечения.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер. Язычок аппарата при каждом глотательном движении рефлекторно напоминает ребёнку о правильном положении кончика языка, что закрепляется во время ночного ношения и способствует перестройке инфантильного типа глотания в соматическое (проконсультироваться у логопедов детских поликлиник).

Предложенные методы достаточно эффективны для лечения нарушений глотания.

Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективен трейнер.

Пластинка MUPPY®с бусинкой

7431 0

Функция дыхания

Во всех возрастных периодах нормой является носовое дыхание. При этом создается целый ряд благоприятных условий для формирования прикуса:
. сомкнутые губы уравновешивают давление, оказываемое на челюсти мышцами языка;
. рот закрыт, и нижняя челюсть зафиксирована в положении, соответствующем нормальному прикусу;
. поток воздуха, проходящий через носоглотку, увлекает с собой воздух из полости рта, в результате чего здесь создается отрицательное давление, которое оказывает равномерное стимулирующее воздействие на все участки альвеолярных отростков и неба;
. язык прилежит к небу и уравновешивает давление, оказываемое на него воздушной струей, проходящей через носовые ходы.

Ротовое дыхание считают патологическим главным образом из-за того, что в этом случае воздух не проходит через очищающие, согревающие и увлажняющие «фильтры» носовой полости, не вентилирует пазухи черепа. С точки зрения стоматолога, дыхание через рот является вредным еще и потому, что резко изменяет нагрузку на растущие кости и неизбежно приводит к серьезным деформациям челюстно-лицевой области.

В связи с тем, что при привычном ротовом дыхании рот остается приоткрытым, нижняя челюсть смещается книзу и кзади, диафрагма дна полости рта расслабляется, из-за чего страдает эстетика (увеличивается нижняя треть лица, возникает «второй подбородок») и изменяется соотношение челюстей (нижняя челюсть занимает дистальное положение). Разомкнутые губы не могут уравновесить то давление, которое оказывается на фронтальные зубы языком, поэтому зубы выдвигаются вперед и формируется протрузия.

При ротовом дыхании язык, освобождая путь потоку воздуха в ротоглотку, выдвигается вперед и располагается на дне полости рта. Челюсти не получают необходимых механических стимулов роста, что и приводит к деформации зубных рядов. Поток воздуха, проходя через полость рта, оказывает положительное давление главным образом на твердое небо и поэтому стимулирует избыточный рост формирующих его костей. Такое небо выгибается в полость носа и имеет вид высокого, резко сужающегося кверху купола, и поэтому называется «готическим». Поскольку положительное давление потока воздуха практически не воздействует на альвеолярные дуги, они остаются недоразвитыми, а зубные ряды — суженными, со скученностью зубов (рис. 7.5).


Рис. 7.5. Патология прикуса при ротовом дыхании.


Причины ротового дыхания могут быть различными. Во-первых, дыхание через рот может быть затруднено временно, в результате острого ринита и других острых респираторных заболеваний. Если эпизоды ОРЗ не повторяются слишком часто, то формирование прикуса не нарушается. Хроническое ротовое дыхание чаще всего связано с нарушением проходимости носовых ходов (искривление носовой перегородки, хронический ринит, полипы и т.д.) и патологией носоглотки (гиперплазия аденоидов). Еще одной причиной привычного ротового дыхания является снижение тонуса мышц, поднимающих нижнюю челюсть и замыкающих ротовую щель, т.е. нейромышечный стереотип открытого рта, формирующийся на фоне ЛОР-патологии и часто сохраняющийся после восстановления проходимости носовых ходов или возникающий самостоятельно.

Для предупреждения формирования патологического стереотипа ротового дыхания родители должны обеспечивать и контролировать характер дыхания ребенка с самого раннего возраста. Носовые ходы должны быть всегда свободны, поэтому необходимо регулярно прочищать их от слизи. Рот младенца должен быть закрыт как во время сна, так и в период бодрствования. Нужно следить за тем, чтобы во время сна голова ребенка не была запрокинута. Если у спящего ребенка мышцы, закрывающие рот, расслабляются, нужно легко прикоснуться к подбородку ребенка и, не тревожа его сон, закрыть рот; можно подвязывать нижнюю челюсть косынкой. При первых признаках стойкого нарушения проходимости носовых ходов ребенка следует показать ЛОР-врачу.

Диагностика патологии функции дыхания проводится в ходе клинического стоматологического обследования.

Приоткрытый рот и иссушенная красная кайма губ свидетельствуют о ротовом дыхании. Следует выяснить из анамнеза, какой характер — острый или хронический — имеет данное нарушение функции. О продолжительности нарушения функции дыхания можно более или менее объективно судить по состоянию прикуса пациента (см. выше) и некоторым лицевым признакам.

При длительном, многолетнем ротовом дыхании, сформированном с раннего детства, ноздри остаются «неразработанными», плоскими, с щелевидными входами, а переносица расширяется (это объясняют компенсаторным увеличением размеров недостаточно вентилируемой при ротовом дыхании лобной пазухи).

Чтобы определить стратегию лечения, выясняют, существуют ли объективные возможности для дыхания через нос. Пациента просят плотно закрыть рот на 10—15 с (или набрать в рот воды) и попробовать при этом дышать; для контроля движения воздуха к ноздрям пациента подносят рыхлый ватный фитиль или сухое стоматологическое зеркало. Если дыхание через нос возможно, то единственной причиной привычного ротового дыхания считают снижение тонуса мышц, закрывающих рот, что следует лечить при помощи специальной миогимнастики (см. далее) и контролирующих мер.

Если обнаруживается непроходимость носовых ходов, пациента направляют на лечение к терапевту, педиатру (в случае ОРЗ) или к оториноларингологу (при хронической патологии). После ЛОР-санации пациента приглашают на повторное обследование и, если обнаруживают, что функция дыхания не нормализовалась, организуют для него курс миогимнастики.

Функция глотания

Акт глотания является сложным действием, которое становится возможным при хорошей координации работы многочисленных мышц. С точки зрения влияния на формирование прикуса, самое важное место в этом комплексе занимает язык.

Существенное значение имеют размеры языка. При макроглоссии язык занимает всю полость рта, продвигается в прилежащие зоны и деформирует там органы и ткани: прокладывается между зубами и формирует открытый прикус, уменьшает размеры надгортанника. Контуры увеличенного языка обычно фестончатые, с отпечатками зубов, кончик языка при его высовывании свободно достигает подбородка, что помогает клинической диагностике макроглоссии. Эта аномалия часто имеет место при микседеме, кретинизме, гипофизарном нанизме, болезни Дауна.

В случае истинной макроглоссии, подтвержденной данными цефалометрии, для предупреждения (или лечения) открытого прикуса проводят операцию резекции языка. При микроглоссии язык занимает лишь небольшую часть полости рта, в покое не прикасается к зубам, а при высовывании с трудом достигает нижних резцов. Дно полости рта приподнято, его свободные участки видны по обе стороны языка. Зубная дуга не испытывает центробежного давления языка и поэтому не достигает нормальных размеров. В результате премоляры прорезываются скученно, третьи моляры располагаются в углах нижней челюсти, зубы боковых сегментов смещаются и наклоняются к центральной линии, нижние резцы наклоняются в оральном направлении, верхние резцы — в лабиальном. Наличие у ребенка гипоглоссии диктует необходимость его постоянного наблюдения у ортодонта.

Давление, оказываемое мышцами языка на опорные зоны во время глотания, достигает 300—800 г/см2, поэтому патология глотания рассматривается в ортодонтии как очень важный управляемый фактор риска. Глотание является врожденной функцией, но, как было отмечено ранее, с возрастом норма глотания должна изменяться в соответствии с изменяющимися условиями в полости рта и таким образом благоприятствовать правильному формированию прикуса.

Ребенок рождается с уже сформированным инфантильным типом глотания, приспособленным к беззубым челюстям и к основному способу добычи пищи ребенком до шестимесячного возраста — к сосанию. При нормальном развитии после прорезывания зубов язык подвергается функциональным и позиционным перестройкам: он постепенно перемещается кзади, приучается контактировать во время глотания с фронтальными зубами (смешанный тип нормального глотания), а позже — с небно-альвеолярной зоной (соматический тип). Переходный период «созревания» смешанного глотания до уровня соматического в норме заканчивается к 4—5 годам жизни ребенка.

Цикл соматического глотания состоит их четырех фаз

I фаза. Передняя треть верхней поверхности языка остается плоской или вогнутой. Пищевой комок собирается на плоскости передней трети языка или в подъязычной зоне, впереди от смещенного кзади языка. Задняя часть спинки языка изогнута, плотно контактирует с мягким небом (пища не проглатывается!). В этой фазе губы и зубы чаще не сомкнуты.

II фаза. Спинка языка сворачивается желобком или прогибается в средней трети. Кончик языка движется вверх. Мягкое небо поднимается и смещается кзади, при этом образуются две щели: небно-язычная и небно-глоточная. Пищевой комок продвигается кзади. Наблюдается легкое смыкание губ и передних зубов.

III фаза. Передняя часть языка прижимается к твердому небу. Задняя треть спинки языка снижается, открывая пищевому комку вход в глотку. Начинает сокращаться верхний глоточный констриктор, мягкое небо изгибается — формируется небно-глоточное смыкание, т.е. разобщение носоглотки и ротоглотки. Зубы и губы сомкнуты.

IV фаза. Спинка языка выгибается вверх и передвигается кзади. Ткани глотки и мягкого неба смещаются вниз и кзади. В результате пищевой комок продавливается за пределы ротоглотки подобно тому, как зубная паста выдавливается из тубы.
Однако, своевременное созревание функции глотания происходит далеко не во всех случаях: инфантильное глотание сохраняется у 90% трехлетних детей и у 3% двенадцатилетних.

Патологическое инфантильное глотание отличается от соматического во второй и третьей фазе: язык не смещается кзади, а наоборот, вытягивается вперед, прокладывается между зубами и замыкает собою губную щель (при этом губы и зубы не имеют нормального контакта). Язык отталкивается от губ, периоральные мышцы — круговая мышца рта, щечная, подбородочная — напряжены. Часто при патологическом инфантильном глотании наблюдается, так называемый симптом наперстка или мяча для гольфа:

Если в кожу вплетаются волокна подбородочной мышцы, то при ее сокращении на подбородке образуются втяжения, ямки. При таком глотании язык оказывает вертикальное давление на фронтальные участки зубных дуг верхней и нижней челюстей, в результате чего альвеолярные отростки выгибаются, соответственно, вверх и вниз, образуя вертикальную щель и формируя открытый прикус. Из-за дискоординации мышц, участвующих в акте глотания, дистальные участки зубных дуг не получают должных стимулов к развитию и остаются суженными.

Причиной патологического инфантильного глотания может быть вынужденное переднее положение языка (рис. 7.6): при ротовом дыхании таким образом инстинктивно увеличивается пространство для прохождения воздуха, при гипертрофии глоточных миндалин — облегчается продвижение пищевого комка в глотку. Среди других причин недоразвитости функции глотания называют макроглоссию, нарушение тонуса мышц языка, длительное кормление из бутылочки, привычное сосание языка, отсутствие адаптации к твердой пище, предшествующие аномалии прикуса, патологию ЦНС.



Рис. 7.6. Деформация прикуса при патологическом инфантильном глотании.


Диагностика инфантильного глотания заключается в определении переднего положения кончика языка во время глотания при клиническом исследовании. Врач пальцами разводит и удерживает губы ребенка, просит его проглотить слюну, наблюдая при этом, не прокладывает ли ребенок язык между зубами. Другим важным признаком патологии глотания является симптом наперстка. Более достоверную информацию можно получить, используя методы миографии, палатографии (получение на небе отпечатков языка, покрытого краской или оттискным материалом), рентгенографии и т.д.

При смешанном патологическом глотании нарушения функции и их причины практически совпадают с таковыми при инфантильном глотании, с тем отличием, что в III фазе язык не прокладывается между зубами, а упирается в них.

Следствием постоянного давления на зубы становится избыточный рост фронтальных участков челюстей, вестибулярный наклон зубов, наличие между ними трем. При клиническом исследовании в III и IV фазах глотания видно, что зубы верней и нижней челюстей плотно сжаты, а язык внедряется в широкие межзубные промежутки.

Стоматолог должен внушить родителям, что формирование правильного глотания у здорового ребенка во многом зависит от организации его вскармливания. Родители должны своевременно (на 4—5-м месяцах жизни) вводить в рацион ребенка плотные по консистенции виды прикорма, не вкладывать ложку в рот ребенка, но приучать его снимать пищу с ложечки губами, не допускать запивания пищи, пресекать избирательное отношение ребенка к твердой и жидкой еде и т.д.

Для нормализации глотания следует выявить и по возможности устранить все объективные предпосылки недоразвития этой функции: нормализовать дыхание, устранить имеющиеся зубочелюстные аномалии, при помощи специальных комплексов миогимнастики (см. далее) повысить тонус мышц языка и таким образом создать стереотип правильного глотания. В ряде случаев для коррекции глотания необходимо применять специальные ортодонтические аппараты, препятствующие выдвижению языка вперед.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

В некоторых случаях после перенесенного инсульта могут сохраняться расстройства глотания (дисфагия ), в значительной степени затрудняющие самостоятельное функционирование пациентов. Тем не менее, при регулярных занятиях лечебной физкультурой, направленной на укрепление мышц, задействованных в акте глотание, пациенты могут восстановить самостоятельное глотание, не нуждаясь в посторонней помощи или назогастральном зонде.

  1. Имитировать знакомые движения:

— покашливать « кхе-кхе»

— зевать, широко раскрывая рот

— изображать свист без звука, напрягая ротовую полость

— полоскать горло

— храпеть

— глотать манную кашу- «ням, ням, ням и глоток»

  1. Твердо, произносить звуки «а» и «э» (как бы тужась) — 3-5 раз
  2. Высунув язык, говорить звук «г»
  3. Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть
  4. Глотать капли воды из пипетки
  5. На сколько хватает выдоха тянуть звук «м», сомкнув губы
  6. Постукивая пальцами по гортани на одном выдохе тянуть звук «и» то низко, то высоко
  1. Принимать пищу и пить можно только сидя, при невозможности поднять головной конец кровати как минимум на 30 градусов
  2. После еды необходимо сохранять вертикальное (или близкое к нему) положение в течение 20-25 минут перед тем, как лечь
  3. Принимать пищу необходимо медленно и маленькими порциями, несколько опуская подбородок к груди – это облегчает глоток.
  4. Основу рациона должны составлять густые напитки и еда (кисломолочные продукты, кисель, пюре, желе, суфле, котлеты, суфле и проч.)
  5. Запрещен прием всех крошащихся продуктов (печенья, продукты со злаками, орехи и проч.) – ими легко поперхнуться.
  6. Также не желательно есть мясо кусками и цитрусовые — волокна очень тяжело пережевываются
  7. Не рекомендуется смешивать пищу и напитки за один прием: пить желательно до или после еды.
  8. После еды следить, чтобы во рту не оставались кусочки пищи: необходимо прополоскать рот или очистить ротовую полость салфеткой. Если пациент поперхнулся нужно дать возможность откашляться, поить при этом не следует, так как жидкость легко проникает в дыхательные пути.

Часто задаваемые вопросы:

  • Мешает ли назогастральный зонд нормальному глотанию?

Все зависит от типа и качества назогастрального зонда: они бывают различных диаметров, ригидные или со спадающимися стенками. Таким образом, если использовать современные материалы дискомфорт от использования зонда будет минимальным. От этого также зависит, как часто Вам прослужит конкретный зонд: несколько недель (некачественные зонды со временем становятся твердыми, гибкость их снижается) или месяцев.

  • Как плавно переходить от назогастрального зонда к нормальному питанию?

Как правило, параллельно со стоящим зондом начинают кормление через рот небольшими порциями несколько раз в день в приподнятом положении головы. При этом принципиальным является использование кремообразной пищи. Такая консистенция позволит облегчить запуск рефлекторного акта глотания за счет стимуляции рецепторов ротоглотки, в отличие от жидкой пищи, которая, растекаясь в полости рта, не успевает запустить эти механизмы. Также не следует использовать твердую или крошащуюся пищу, твердые и мелкие кусочки которой очень легко вдохнуть. Первое время кормление с чайной ложки должно быть очень медленным и неспешным, пациенту будет очень трудно. Используйте маленькие порции, следите за тем, когда произойдет глоток (это видно на передней поверхности шеи по движениям гортани). Будьте готовы к тому, что пациент будет долго держать пищу во рту. Проявите максимальное терпение.
Главным критерием эффективности глотания является отсутствие кашля: если пациент начал кашлять — это верный признак, что пища попадает в дыхательные пути и риск инфекции и асфиксии очень велики. В таком случае необходимо дать пациенту время откашляться и возобновить попытки кормления через рот спустя несколько дней. Если удается принять небольшое количество пищи через рот без появления кашля, можно плавно наращивать кратность и/или объем получаемой через рот пищи, соответственно уменьшая количество питания через зонд до тех пор, пока от зонда не получится полностью уйти. Не забывайте, что для нормального функционирования организма, необходимо получение порядка 1,5-2 литров жидкой пищи в сутки.

  • Сколько раз в день кормить и чем чтобы Быстрей поуправиться?

Основной рекомендацией является частое кормление малыми порциями. Если исходить из суточной потребности в 2 литрах пищи в сутки и выборе 4-х кратного питания, то приблизительно режим питания будет выглядеть следующим образом:

8:00 — 9:00 — Завтрак (600 мл)
12:00 — 13:00 — Обед (500 мл)
16:00 — 17:00 — Полдник(500 мл)
20:00 — 21:00 — Ужин(400 мл)

При выборе 5-и кратного питания:

8:00 — 9:00 — Завтрак (500 мл)
11:00 — 12:00 — Второй завтрак (400 мл)
15:00 — 16:00 — Обед (400 мл)
18:00 — 19:00 — Полдник(400 мл)
21:00 — 22:00 — Ужин(300 мл)

Составляя распорядок питания Вы не должны забывать о собственном удобстве и прочих личных делах. Оптимальным будет кормление 4-5 раз в день в часы удобные для Вас, но с приблизительно равными временными интервалами: организм пациента постепенно привыкнет к Вашему распорядку. Многие думают, что они должны посвящать близкому человеку, нуждающемуся в уходе, все свое время и отдавать все силы, пока усталость буквально не свалит их с ног. Но это не правильно! Необходимо полноценно отдыхать! Тогда Вы значительно более эффективно будете справляться с таким тяжелым физически и психологически делом, как уход за больным человеком.

Примерный набор продуктов для зондового кормления Вы можете найти в ЭТОЙ статье . Если же тратить время на приготовление питательных смесей у Вас нет и материальное положение позволяет, можете воспользоваться готовыми специализированными сбалансированными смесями, продающимися в аптеках города. Они содержать весь набор питательных веществ, витаминов, микроэлементов и обладают оптимальной консистенцией. Следует обратить внимание, что если пациент страдает сахарным диабетом или другой патологией ограничивающей перечень возможных для питания продуктов, это стоит учитывать и не добавлять их в рацион.

Вконтакте


Недавно в обсуждении твердой пищи и детей мы коснулись важного вопроса – развития лицевого скелета у детей и особенностей их питания. Ведь это связано в очень важными аспектами здоровья: привлекательности лица, красивой речи, прикуса, здоровья зубов и множества других важный для будущего особенностей. По сути, речь идет о трех важных аспектах: носовое дыхание, достаточная жевательная нагрузка, отсутствие вредных сосательных привычек. Больше о здоровом питании, включая детское, на онлайн-курсе .

Формирование лица у детей.

Развитие лицевого скелета у детей очень чувствительно к формированию правильного прикуса, положения языка, тонуса мышц. Ученые говорят об «орофасциальном» комплексе, все части которого влияют друг на друга. В течение всей жизни лицевой череп непрерывно изменяется: меняются его форма, строение, прочность и эластичность. Наиболее изменчива при этом нижняя треть лица, внешние границы которой практически совпадают с границами полости рта, где центральное место занимает непарный мышечный орган – язык, который, располагаясь в замкнутом пространстве и выполняя свои функции, непосредственно влияет на зубочелюстную систему, в том числе формируя ее патологическое состояние.

Например, привычно открытый рот в состоянии покоя (несомкнутые губы, слабость круговой мышцы рта) часто приводит к неправильному развитию формы зубных дуг и лицевых структур. Со временем у некоторых пациентов это приводит к нарушениям прикуса, косметическим проблемам и неправильному росту и положению челюстей. Примеры изменений, происходящих по причине постоянно открытого рта в состоянии покоя – это вертикальный рост лица, скошенный внутрь подбородок, рост нижней трети лица вниз и кзади (а не вперед и вниз) и вялые, атоничные губы. Важно понимать, что сомкнуты губы и язык в куполе нёба в состоянии покоя – чрезвычайно важны для обеспечения нормального роста и развития челюстно-лицевых структур.

Рост лицевого скелета происходит в ответ на функциональные потребности и регулируется мягкими тканями, окружающими костную систему. Таким образом, работа жевательных мышц и мышц языка и объем воздуха, проходящего через полость носа, играют важную роль в развитии костных структур и прикуса!

Орофациальные миофункциональные нарушения.

Влияние сосательных привычке на формирование прикуса и лицевого скелета. В настоящее время доказано, что патологические сосательные привычки могут негативно влиять на структуры полости рта и лица. Орофасциальные проблемы, т.е. “оро”- связанные со ртом, а “фасциальные” – связанные с лицом. Патологические сосательные привычки влияют на изменение прикуса и морфологию лица. (Relationship between facial morphology, anterior open bite and non-nutritive sucking habits during the primary dentition stage 2014 Dental Press J Orthod. 2014 May-June;19(3):108-13.)

Орофациальные миофункциональные нарушения (OMН) включают в себя неправильные мышечные паттерны и вредные привычки, затрагивающие движения языка, губ и нижней челюсти. Они включают: неправильное положение языка и губ в покое заключается в том, что рот открыт, губы не смыкаются, язык находится в нижнем переднем положении, упираясь в зубы или находясь между ними. Неправильный паттерн глотания заключается в том, что язык располагается и функционирует неправильно, прокладываясь между зубами или сбоку.

Обращаю ваше внимание, что лишь избыточные, патологические привычки сосания приведут к реальным проблемам. Это либо слишком длительное закусывание губ, многочасовой палец во рту, сосание после трех лет и так далее. Единичные эпизоды не влияют на развитие лицевого скелета!

Вредные оральные привычки.

1. Сосание: сосание большого и других пальцев, пустышки, предметов. Подсасывание губы или щеки

2. Губные привычки: сосание губ, закусывание, зажевывание губ.

3. Грызть ногти и закусывать предметы.

4. Отсутствие нормального смыкания губ

5. Язык: неправильное положение языка, прокладывание языка между зубами, инфантильное глотание.

6. Ротовое дыхание.

7. Ленивое жевание.

Подобные привычки могут приводить к следующим нарушениям развития зубочелюстной системы относятся следующие: открытый прикус (как следствие вредных привычек сосания); сагиттальная щель на фоне протрузии резцов; сагиттальная щель при сужении верхней челюсти и дистальном прикусе; локальная деформация зубного ряда вследствие вредных привычек; перекрестный прикус в переднем или боковых отделах; преждевременная потеря молочных зубов.

Не все так плохо.

Важно отличать физиологические сосательные привычки и патологические. Cосание пальца максимум к 7 месяцам, а затем идет на спад. К 3 годам должно полностью прекращаться. Также важные частота и интенсивность. Различайте эпизоды и постоянное сосание. Очень часто наблюдается компульсивное сосание, связанное со стрессом и самоуспокоением.

Исследования показали, что от привычки сосать пустышку малыша нужно отучить до 1 года. В случае, если функция сосания не была своевременно «погашена» - она может проявляться у ребенка! вплоть до периодов дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста.

Но в период сменного прикуса (7-13 лет), практически к самому его завершению, отмечался значительный процент самокоррекции прикуса. Эти случаи были выявлены при диагностировании открытого прикуса в переднем отделе, сагиттальных аномалиях (когда зубы верхней челюсти наклонены и выпирают вперед), при некоторых видах перекрестного прикуса.

В этот же период, при сохранении привычки сосать палец, у детей формировались и другие патологии прикуса, причем, именно в период активного прорезывания постоянных зубов. К числу этих патологий относится формирование следующих патологий: глубокий прикус, когда жевательные зубы у детей образуют супер-контакт, а передние резцы верхней челюсти практически полностью перекрывают нижние с формированием травмы в области десневых сосочков; смещение контактов зубов — состояние, на грани перекрестного прикуса.

Ротовое дыхание.

Если ребенок вынужден долгое время дышать ртом из-за заложенного носа, то он выглядит слегка глуповатым. Это заметили английские врачи еще в 19 веке. А вот хирург Уильям Уотсон заметил, что когда при удалении гландов восстанавливалость носовое дыхание, то и ребенок начинал выглядеть умнее! Это послужило причиной моды удалять гланды для увеличения интеллекта ребенка. Конечно, это не так, но тем не менее, ротовое дыхание- это серьезная проблема.

Проблемы с носовым дыханием возникают по причине увеличенных миндалин или аденоидов, искривления носовой перегородки, гипертрофированных носовых раковин и аллергии или анатомических дефектов носовой полости или глотки; вредных привычек, например, сосания большого пальца или других пальцев, языка, губ, закусывания щек, кусания ногтей, скрежетания зубами или стискивания зубов; слабости соединительных тканей и гипотонуса мускулатуры челюстно-лицевой области; структурных или физиологических деформаций, укороченной уздечки языка и ряда других причин.

Ротовое дыхание может возникать и при ослабленной лицевой мускулатуре, чаще всего – ослабленной круговой мышцей рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различные аномалии прикуса, характерные скученностью зубов.

Привычки, связанные с языком.

Прокладывание языка – привычное положение языка между зубами. Конечно, прокладывание языка не может сдвинуть зубы, поскольку длительность силового воздействия языка на зубы во время глотания (доли секунды) недостаточна, чтобы их сдвинуть. Требуется более длительный период (шесть часов или более) легкого, постоянного давления на зубные ряды, чтобы вызвать их сдвиг.

Ротовое дыхание.

При ротовом дыхании правильное положение языка невозможно - он располагается на дне полости рта, в области нижней челюсти. При этом свод верхней челюсти языком не поддерживается и соответственно, не обеспечивается возможность правильного развития её апикального базиса. Часто формируется высокое или «готическое» нёбо, забирая объём пространства нижних носовых ходов. Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы

При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ухудшает ситуацию.

Инфантильное глотание.

Инфантильное глотание характерно для детей до 2-х лет и характеризуется низким положением языка и пассивным протеканием жидкости к глотке. Соматическое глотание характерно для детей с 2 лет.Язык поднимает и прижимает пищу спереди назад к твердому и мягкому небу. Этим движением пища оттесняется в глотку. Многие дети при глотании воды надувают щеки. Некоторые делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается силовое воздействие, причем в определенном направлении. Это может привести к деформации зубных рядов и нарушению положения отдельных зубов.

При инфантильном глотании язык упирается в губы и щеки. По мере прорезывания молочных зубов, сосание заменяется жеванием, и у ребенка происходит перестройка типа глотания с инфантильного на соматический. При соматическом глотании язык располагается в передней трети твердого неба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Но если ребенок потребляет только жидкую или полужидкую пищу, то, несмотря на наличие у него зубов, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твёрдого нёба, естественно формирует и поддерживает правильную форму зубных рядов. У детей же с инфантильным типом глотания язык в покое и при глотании располагается между верхним и нижним зубными рядами, и поэтому в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щёк и круговая мышца рта, что создаёт избыточное внешнее давление на зубные ряды при каждом глотательном движении.

В результате преобладания внешнего давления периоральной мускулатуры над давлением языка изнутри возникают деформации зубных рядов, ведущие к нарушению артикуляции и неправильному произношению звуков - упираясь в верхние резцы, язык толкает их наружу, формируя открытый прикус.

Ленивое жевание.

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как «ленивое жевание». Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса.

Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания. Эту функцию нужно разделять на функцию откусывания и функцию пережевывания. Если ребенок откусывает пищу боковыми зубами, то формируется глубокий прикус. На положение зуба влияют по вертикали две группы сил: одна — сила выталкивания — связь с прорезыванием зуба и формированием корня этого зуба. Другая — это сила жевательного давления, связанная со смыканием зубов. Если эта нагрузка действует только на боковые зубы, то боковые зубы внедряются вследствие того, что нагрузка на них оказывается чрезмерной.

Передние зубы удлиняются, так как давление на них отсутствует, возникает глубокий прикус. Одностороннее жевание приводит к образованию перекрестного прикуса. Вялое жевание, то есть отказ от жесткой пищи, приводит к тому, что нарушается естественное стирание зубов. В наибольшей степени это касается клыков и моляров. Это приводит к мезиальному прикусу, когда нижние клыки блокируют верхние, или перекрестному прикусу в боковых отделах.

Внешние признаки инфантильного типа глотания: язык ребёнка в покое и при глотании располагается между зубами верхней и нижней челюстей; рот приоткрыт; в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щёк и круговой мышцы рта, создавая избыточное давление на зубные ряды при каждом глотательном движении. В результате формируется мышечный дисбаланс – внешнее давление приоральной мускулатуры преобладает над давлением языка изнутри. В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твёрдого нёба, обеспечивает и поддерживает правильную форму зубных рядов.

Заключение.

1. Вредные орофасциальные привычки негативно влияют на развитие лицевого скелета и привлекательность. Это действительно так, поэтому родителям важно контролировать эти привычки и понимать их важность. Очень важно обеспечить носовое дыхание и отсутствие вредных сосательных привычек. Eur J Paediatr Dent. 2013 Dec;14(4):299-302. Oral habits as risk factors for anterior open bite in the deciduous and mixed dentition - cross-sectional study.

2. Важно различать физиологические и патологические привычки. Незначительные, редкие эпизоды сосания или закусывания не являются проблемой. Но длительное их сохранение, постоянная выраженность, частота и высокая интенсивность – опасны и требуют искоренения.

3. Психологические методы эффективны. Установлено, что контроль, наказания и положительное подкрепления хорошо работают. Ведь это всего лишь привычки и их можно изменить, как и любые другие привычки. Научите детей правильно справляться со стрессом и негативными эмоциями. Cochrane Database Syst Rev. 2015 Mar 31;(3):CD008694. doi: 10.1002/14651858.CD008694.pub2. Interventions for the cessation of non-nutritive sucking habits in children.

4. Очень важна для развития и тренировки зубов и мышц адекватная нагрузка твердой пищей. Жевательные упражнения и твердая пища заметно усиливают эффективность жевания и укрепляют жевательные мышцы. Int J Paediatr Dent. 2012 Mar;22(2):146-53. The effect of chewing exercise in preschool children on maximum bite force and masticatory performance.

5. Для коррекции нарушений можно использовать разные устройства. Существуют различные миофасциальные тренажеры, которые могут быть полезны для тренировки мышц. Трейнеры, вестибулярная пластинка с бусинкой и другие. Трейнеры особенно эффективны в возрасте 3-9 лет и подбираются согласно возрасту ребёнка: для детей 3-5 лет – модель Infant, для детей 6-10 лет – модель T4K.

6. Жевание является фактором насыщения и способствует съедению меньшего количества пищи и лучшему контролю сытости. Тщательное жевания приводит к снижению количества потребляемых калорий на 13%. PLoS One. 2014 Apr 2;9(4):e93370. doi: 10.1371/journal.pone.0093370. eCollection 2014. Slow food: sustained impact of harder foods on the reduction in energy intake over the course of the day.

Литература.

Использованы иллюстрации и часть информации с сайта http://www.apkpro.ru/

Опыт восстановительного обучения при дисфагии получен в совместной работе логопедов в отделении неврологии. Обследование акта глотания адаптировано для качественного использования логопедами в работе.

Дисфагия — это нарушение акта глотания. Проявляется затруднением или невозможностью глотания, болями в момент глотания, попаданием пищи или жидкости в нос, гортань, трахею.

Причины дисфагии - воспалительные процессы полости рта, глотки, пищевода, гортани, средостения, инородные тела, рубцовые сужения и опухоли, диффузный спазм пищевода, некоторые нервные заболевания.

В отделении неврологии нарушение акта глотания пациент преодолевает при помощи логопеда.

В первые сутки после перевода или поступления больного в отделение мы оцениваем качество глотания. Для этого мы используем шкалу оценки дисфагии, протокол, тест трех глотков. В которых подробно описываем качество работы мимико-артикуляторной мускулатуры, голоса и дыхания, мягкого неба.

Представляем вашему вниманию программу коррекционного воздействия для пациентов с нарушенным актом глотания.

Осмотр логопеда

  • По кормлению.
  • По характеру пищи.
  • Мимическая гимнастика для самостоятельных занятий.

Б) Занятия логопеда.

  • Проведение логопедических занятий – 20 мин.
  • Логопедический массаж – 10 мин.

Шкала для оценки симптоматики у пациента:

0 - дисфагии нет (нормальная диета без ограничений).
1 - затруднение с проглатыванием твёрдой пищи, жидкая пища не вызывает затруднений.
2 - возможность глотать только жидкость.
3 - трудности с проглатыванием жидкости или слюны.
4 - полная дисфагия.

1. Подготовка оборудования.

  • Подходящий стол и стул.
  • Поддерживающие предметы, например подушки.
  • Специальные кружки, ножи, тарелки, нескользящие коврики.
  • Салфетки.

2. Создание соответствующей атмосферы.

  • Хочет ли пациент есть вместе с другими.
  • Обеспечение изолированности пациента, если это необходимо.
  • Ограничение отвлекающих моментов до минимума (выключить телевизор, радио, установить ширму/задернуть занавеси вокруг пациента).
  • Создание спокойной, положительной, ненапряженной атмосферы.

3. Подготовка пациента.

  • Очищение ротовой полости.
  • Правильное позиционирование.
  • Логопед определяет подходящую консистенцию пищи.
  • Старайтесь, чтобы еда выглядела аппетитной.
  • Постарайтесь, чтобы она была достаточно теплой, так как пациентам с дисфагией требуется длительное время для приема пищи.
  • Если пациент не чувствует теплую пищу во рту или у него повышенная чувствительность, кормите его пищей комнатной температуры.
  • Предлагайте твердую и жидкую пищу в разное время. Таким образом, жидкости не будут проталкивать твердую пищу вниз по глотке, и пациент не будет глотать плохо прожеванную пищу или поперхиваться жидкостью. Обе эти предосторожности снижают риск аспирации.

Упражнения для восстановления глотания:

  • Имитировать знакомые движения:

– покашливать «кхе-кхе».
– зевать, широко раскрывая рот.
– изображать свист без звука, напрягая ротовую полость.
– полоскать горло.
– храпеть.
– глотать манную кашу – «ням, ням и глоток».

  • Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» 3-5 раз.
  • Высунув язык, говорить звук «г».
  • Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть.
  • Глотать капли воды из пипетки.
  • Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, то есть выдоха).
  • Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани.

Специальные упражнения для мимических мышц:

  • поднимать брови вверх;
  • морщить брови («хмуриться»);
  • закрывать глаза (последовательность выполнения этого упражнения: посмотреть вниз; закрыть глаза, придерживая веко пальцами на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение минуты; открывать и закрывать глаза 3 раза подряд);
  • улыбаться с закрытым ртом;
  • щуриться;
  • опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» («вибрировать» губами);
  • свистеть;
  • расширять ноздри;
  • поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы;
  • опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы;
  • улыбаться с открытым ртом;
  • погасить зажженную спичку;
  • набрать в рот воду, закрыть рот и полоскать его, стараясь не выливать воду;
  • надувать щеки;
  • перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно;
  • опускать углы рта вниз при закрытом рте;
  • высовывать язык и делать его узким;
  • открыв рот, двигать языком вперед-назад;
  • открыв рот, двигать языком вправо-влево;
  • выпячивать вперед губы «трубочкой»;
  • следить глазами за двигающимся по кругу пальцем;
  • втягивать щеки при закрытом рте;
  • опускать верхнюю губу на нижнюю;
  • кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте, прижимая язык с разной степенью усилия.

Упражнения для улучшения артикуляции:

  • произносить звуки [о], [и], [у];
  • произносить звуки [п], [ф], [в], подводя нижнюю губу под верхние зубы;
  • произносить сочетание этих звуков: [ой], [фу], [фи] и т. д.;
  • произносить слова, содержащие эти звуки, по слогам (о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, пу-фик, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га и др.).

Протокол оценки функции глотания

1) Малеева Ирина Ивановна,
логопед отделения опухолей головы и шеи
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва

2) Волошина Елена Владимировна,
логопед отделения нейрохирургии
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...