Финансирование социальной сферы. Управление финансовыми ресурсами в социальной работе Основные источники и принципы финансирования социальной работы

Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).

За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.

Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с 1992 года. Основная функция фонда – обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.

Средства фонда расходуются на:

1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;

2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;

3. оплату коммунальных услуг;

4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

6. создание дополнительных рабочих мест.

7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей мере из местных бюджетов.

Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти.

Федеральные органы власти:

1. устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;

2. формируют внебюджетные государственные фонды;

3. финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;

4. определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Региональные и местные органы власти:

1. разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;

2. обеспечивают социальную поддержку гражданам;

3. создают условия для деятельности благотворительных фондов;

4. финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.

Из Фонда финансовой поддержки регионов (создан в 1994 г.) финансовые средства направляются для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов (переносить, переводить) - денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций (приходить на помощь) – на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально- экономического развития регионов.

Трансферты передаются органам власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так как трансферты не имеют целевого назначения.

При формировании трансфертов ссылаются на формулу «выравнивания». Для подтягивания текущих доходов субъектов до 95% среднедушевых доходов по РФ используют поправочный коэффициент: Кв=Бо/Бс*100%, что означает отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому расходу на 1 человека по всем регионам.

Существует два основных способа финансирования социальной работы.

Первый способ – прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).

Второй способ – косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).

Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.

Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

1. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;

2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;

3. негосударственные, профессиональные системы – размер выплат зависит от страхового вклада граждан.

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций.

- 36.50 Кб

5.1. Источники и способы финансирования социальной работы

Система финансов определяется социально-экономическим типом государства и сама оказывает на него существенное влияние.

Государственные финансы - это денежные средства, которыми распоряжаются государственные (федеральные), республиканские и местные органы.

Финансы предприятий используются ими для производственно- предпринимательской хозяйственной деятельности.

Финансы населения - это личные средства граждан.

Исходя из общей схемы финансовых взаимодействий в экономике, следует выделить наиболее типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:

Государство - предприятие и предприятие - государство;

Государство - население и население - государство;

Государство - государство;

Предприятие - население и население - предприятие;

Предприятие - предприятие и население - население.

Связь «государство - государство» характеризует перераспределение денежных средств из одних каналов бюджета в другие. Связь «предприятие - предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями. А связь «население - население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения, семьями, гражданами.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие:

распределительная,

стимулирующая

и контролирующая.

Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе, принципов:

1)Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.

2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.

3) Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения).

6) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

7) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.

Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

I. Государственный бюджет, в том числе:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);

Муниципальные бюджеты.

II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд занятости;

Республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).

Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.

Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.)

Бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, - государство, территория, предприятие, семья. Кроме того, бюджет - это роспись доходов и расходов на определенный срок (год, квартал, месяц).

Выделение средств производится по направлениям (табл. 12) и в рамках федеральных и региональных программ.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями.

За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.

Так, федеральные органы власти:

Устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

Формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;

Финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;

Определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Финансирование системы социальной защиты населения осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В последнее время укреплена ее правовая база. Приняты законы: «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и др. Эти нормативные документы используются при разработке прогнозов развития, подготовке проектов бюджетов и их реализации.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в качестве дотаций на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату специальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.


1 Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России //Экономист. 1996. № 10.


Описание работы

Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру.
Финансовые отношения - составная часть экономических отношений, выражающая взаимодействие в денежной форме между субъектами экономической системы, в том числе и социальной сферы, на различных уровнях.
Выделяются три категории

Ресурсы социальной работы - это источники средств и возможностей, к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удовлетворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материальные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал управленческих структур и т.д.

С помощью ресурсов совершаются целесообразные действия, прежде всего, на микроуровне деятельности, в конкретных ситуациях социальной работы. Они позволяют людям успешно адаптироваться во внешней среде.

С точки зрения средств деятельности, помощь специалиста может касаться как создания новых ресурсов, так и активизации уже имеющихся, с целью их более эффективного использования. Оценивая ресурсы, социальный работник принимает во внимание возможности общества, собственные профессиональные возможности и возможности самих клиентов.

Классифицировать ресурсы социальной работы можно по целому ряду оснований:

По отношению к субъектам и объектам социальной работы - это внутренние и внешние ресурсы;

По форме реализации - это официальные и неофициальные ресурсы;

По возможности применения - это реально существующие и потенциальные ресурсы;

С точки зрения управления системой - это управляемые и неуправляемые ресурсы;

Человек в ситуации социальной работы воспринимается как система и комплекс ресурсов, используемых для достижения поставленных целей. Нормальное функционирование личности связано с достижением гармонии между ее собственными ресурсами и ресурсами среды. Возможность обеспечения ресурсами, для превращения их в конкретное благо для человека, связана в социальной работе с оптимальными взаимодействиями специалиста и клиента, с продуктивным обменом их потенциальными возможностями. Следовательно, социальный работник в каждой проблемной ситуации должен направлять процесс, ведущий к ее изменению, выявляя причины, по которым те или иные ресурсы не в состоянии обеспечить потребности людей.



Существует такая организационная составляющая в использовании ресурсов, как их мобилизация. Мобилизация ресурсов - меры, направленные на максимальное удовлетворение потребностей клиента в конкретных ресурсах. Главная задача специалистов - мобилизовать ресурсы клиента на самостоятельное решение социальных проблем, чтобы в трудной жизненной ситуации они использовались непосредственно самим субъектом, благодаря чему им преодолевались бы жизненные кризисы. В случае невозможности самостоятельного разрешения проблемы социальный работник должен увеличить ресурсы клиента. Для этого он, прежде всего, должен обладать ресурсами, черпая их, в частности, из возможностей профессиональной деятельности.

Существует два варианта увеличения ресурсов в социальной работе - это, во-первых, дополнение ресурсов клиента (например, предоставление ему необходимых и легитимных льгот и услуг); во-вторых, возмещение отсутствующих ресурсов (например, трудоустройство, предоставление жилья и пр.). Однако выделяют и трудности, связанные с увеличением ресурсов социальной работы. Эти ресурсы могут быть недостаточными, неизвестными субъекту и (или) объекту, неприемлемыми в конкретной ситуации социальной работы, они могут быть плохо организованными, недоступными с точки зрения стоимости и пр., поэтому необходимо изыскивать и создавать новые формы и способы выявления ресурсов, способствовать взаимодействиям между людьми и ресурсными системами. Это может заключаться в привлечении новых субъектов социальной работы, в реализации изменяющих программ, в освоении новых технологий социальной помощи, в пропаганде идей социальной работы в обществе и пр. (88).

Можно выделить четыре основных этапа выявления ресурсов в социальной работе. Это выяснение обстановки, составление плана действий, мобилизация ресурсов, координация ресурсов. По завершению последнего этапа создается благоприятная обстановка для влияния с помощью ресурсов социальной работы, индивидуальные и групповые участники получают возможность действовать в интересах решения проблемы. Следовательно, ресурсы социальной работы обеспечивают преобразовательную деятельность в соответствии с потребностями клиентов и позволяют разрешать трудности в их жизненных ситуациях.

* Для того, чтобы перевести ресурс из пассивного состояние в действующее, очень важно употребить силу. Она может быть как внутренней, так и внешней. Конечно, в первую очередь ее характер зависит именно от особенностей и основных характерных черт самих ресурсов, но также от направленности в деятельности социальных работников, социальных служб и организаций; от обстоятельств, в связи с которыми человеку потребовалась социальная помощь и защита, а также в зависимости от степени трудности жизненной ситуации человека.

Внутренними ресурсами социальной работы принято называть конкретные ресурсы клиента, который оказался в трудной жизненной ситуации, и нуждается в помощи извне. Такие ресурсы рассматриваются, в первую очередь, с точки зрения природы их возникновения, ключевых источников и степени пользы в той или иной ситуации.

Внутренние ресурсы человека или отдельной социальной группы включают в себя такие элементы, как: возможности индивида, его индивидуальные способности, уровень развития (причем, как физического, так и интеллектуального). Также к внутренним ресурсам принято относить: жизненную позицию человека, его мировоззрение, приобретенные в ходе жизнедеятельности, социальный опыт, материальный уровень и возможности, временной потенциал. Такие ресурсы можно измерить физическими возможностями человека (так называемый «физический ресурс»), то есть уровень его состояния здоровья, наличие заболеваний, врожденных или приобретенных увечий, врожденных травм. Очень важную роль играет выносливость человека, причем она касается не только его физического состояния: немаловажным выступает еще и эмоциональный фон. Безусловно, как физический ресурс важен уровень физической силы индивида.

Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).

За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.

Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с 1992 года. Основная функция фонда – обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.

Средства фонда расходуются на:

1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;

2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;

3. оплату коммунальных услуг;

4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

6. создание дополнительных рабочих мест.

7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей мере из местных бюджетов.

Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти.

Федеральные органы власти:

1. устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;

2. формируют внебюджетные государственные фонды;

3. финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;

4. определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Региональные и местные органы власти:

1. разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;

2. обеспечивают социальную поддержку гражданам;

3. создают условия для деятельности благотворительных фондов;

4. финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.

Из Фонда финансовой поддержки регионов (создан в 1994 г.) финансовые средства направляются для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов (переносить, переводить) - денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций (приходить на помощь) – на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально- экономического развития регионов.

Трансферты передаются органам власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так как трансферты не имеют целевого назначения.

При формировании трансфертов ссылаются на формулу «выравнивания». Для подтягивания текущих доходов субъектов до 95% среднедушевых доходов по РФ используют поправочный коэффициент: Кв=Бо/Бс*100%, что означает отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому расходу на 1 человека по всем регионам.

Существует два основных способа финансирования социальной работы.

Первый способ – прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).

Второй способ – косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).

Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.

Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет

трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

1. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения,

поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;

2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;

3. негосударственные, профессиональные системы – размер выплат зависит от страхового вклада граждан.

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций.

Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.

Недостатки финансирования социальной сферы:

1. финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;

2. не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;

3. не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;

4. статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите и раскройте звенья государственных финансов.

2. Что представляет собой государственный бюджет?

3. Перечислите направления расходования бюджетных средств.

4. Приведите понятие, элементы и основные принципы формирования налогов

5. Раскройте функции налогов.

6. Что представляет собой «кривая Лаффера»?

7. Что является основой финансирования социальной работы?

8. Перечислите источники финансирования социальной работы.

9. Какие способы финансирования социальной работы вам известны?

10. Опишите основные функции внебюджетных социальных фондов.

11. Перечислите полномочия органов власти различных уровней в вопросах финансирования социальной работы.

12. Приведите понятие трансфертов и ориентир при их формировании.

13. Что собой представляет финансирование и ресурсное обеспечение социальной защиты?

14. Назовите недостатки финансирования системы социальной защиты.

Трудности переходного периода негативно воздействуют на попытки государства осуществить быстрый переход к рынку и рыночным отношениям. Разрабатывая и осуществляя экономическую политику, государство должно вести ее настолько умно, чтобы, не допуская бесконтрольного роста инфляции, не нарушать связи внутри развивающегося рыночного механизма директивным планированием, натуральным распределением производственных ресурсов, административным контролем за ценами и т. д.

Не допуская административного вмешательства в конкурентную систему рынка, государство в то же время призвано влиять на нее экономическими методами. При этом самими экономическими регуляторами следует пользоваться очень аккуратно, не подменяя и не ослабляя рыночные стимулы (например, методами налоговой политики, системы льготного кредитования и т.п.). Иначе говоря, не политизировать экономику, а осуществлять постоянный гибкий контроль методами экономического регулирования.

Социальная ориентация экономики выражается, в первую очередь, в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.

Влияние экономических факторов на социальное благополучие, удовлетворение потребностей членов общества в условиях перехода к рыночным отношениям чрезвычайно возрастает. Степень удовлетворения потребностей человека различных слоев общества, как известно, является основным критерием экономической эффективности социальной работы. Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется противоречием между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением возможностей для их удовлетворения .

На общественные потребности влияют объем и структура производства, численность и половозрастной состав населения; его социальная структура и культурный уровень; климатические, географические и национально-исторические условия жизни; изменения физиологических особенностей человека.

Платежеспособный спрос населения зависит от величины и распределения национального дохода, денежных доходов населения и их распределения между социальными группами, цен на товары и услуги, товарных фондов, размеров общественных фондов потребления.

Анализ изменения этих факторов в переходный период выявляет причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров народного потребления особенно; неблагополучная демографическая обстановка и старение общества как ее следствие; структурные изменения в экономике и сокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы; инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости энергоносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.

Государство как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики. К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования.

Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру. Понятие “финансы” означает “денежные средства”, охватывающие совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Или понятие “финансы” можно определить как денежные средства и фонды в разнообразных видах и формах их существования и движения (деньги, ценные бумаги, валюта и пр.).

Денежные средства могут принадлежать государству и его органам, территориям и местным органам, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.

Финансовые отношения - составная часть экономических отношений, выражающая взаимодействие в денежной форме между субъектами экономической системы, в том числе и социальной сферы, на различных уровнях.

Выделяются три категории экономических субъектов: государство, предприятия и работодатели, население. Система финансов определяется социально-экономическим типом государства и сама оказывает на него существенное влияние. Таким образом, под финансами наряду со средствами денежного обращения понимаются системы образования, формирования, распределения, движения, использования денег. В экономике под финансами подразумевается денежная система, включающая как все виды денежных средств, так и те трансформации, которые с ними происходят в процессе применения .

Финансы воздействуют на все элементы экономической системы государства. Конкретные формы финансовых отношений - это мощный инструмент влияния государства на процессы, средство взаимодействия и согласования экономических интересов отраслей, регионов, социальных слоев, групп населения и отдельных граждан.

Финансы призваны способствовать регулированию экономических и социальных процессов. Государственные финансы - это денежные средства, которыми распоряжаются государственные (федеральные), республиканские и местные органы. Финансы предприятий используются ими для производственно-предпринимательской хозяйственной деятельности. Финансы населения - это личные средства граждан.

Исходя из общей схемы финансовых взаимодействий в экономике, следует выделить наиболее типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:

Государство - предприятие и предприятие - государство;

Государство - население и население - государство;

Государство - государство;

Предприятие - население и население - предприятие;

Предприятие - предприятие и население - население.

Связь “государство - государство” характеризует перераспределение денежных средств из одних каналов бюджета в другие. Связь “предприятие - предприятие” отражает финансовые потоки между предприятиями. А связь “население - население” определяет движение денежных средств между отдельными группами населения, семьями, гражданами.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере. Основные функции финансирования следующие: распределительная; стимулирующая; контролирующая.

Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе принципов:

1) Принцип использования всех финансово-экономическихфакторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.

2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.

3) Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения).

6) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

7) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат .

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

I. Государственный бюджет, в том числе:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);

Муниципальные бюджеты.

II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд занятости;

Республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.) .

Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.

Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.).

Бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, - государство, территория, предприятие, семья. Кроме того, бюджет - это роспись доходов и расходов на определенный срок (год, квартал, месяц).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...