Проанализируйте свойства психического отражения. Формы психического отражения

Предмет и задачи психологии.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Объектом психологии выступает психика. Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие явления. С помощью таких явлений как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.

Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание).

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение

Задачи психологии:

1. Качественное изучение всех психических явлений.

2. Анализ всех психических явлений.

3. Изучение психологических механизмов психических явлений.

4. Внедрение психологических знаний в жизнь и деятельность людей.

Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии связано с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы.

Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании психических функций человека важнейшую роль сыграли главные исторические достижения - орудия труда и знаковые системы.

Человек - биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества. Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим психология связана и с социологией.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в процессе индивидуального развития, в процессе воспитания и образования. Поэтому психология связана также с педагогикой.



Выделяют следующие отрасли психологии:

1)Общая психология- изучает познавательную и практическую деятельность.

2)Социальная психология- изучает взаимодействия личности и социума

3)Возрастная психология- исследует развитие психики от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

4)Психология труда -рассматривает психику в условиях трудовой деятельности.

5)Психолингвистика -занимается изучением речи как вида психики.

6)Специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

7)Дифференциальная психология -исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. 8)Психометрия -постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

9)Психофизиология -изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Методы психологии.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными - самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

Самонаблюдение – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

Также существуют различные тесты.Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности.

4. Понятие о психике и ее функциях .

Психика - это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

Можно выделить 3 основные функции психики:

Отражение воздействий окружающего мира

Осознание человеком своего места в окружающем мире

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию человека в мире.С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в отношениях, Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

Регуляция поведения и деятельности

Блаодаря этой функции человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования.

5. Структура психики (психические процессы, состояния, свойства и новообразования).

Психика - это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией

Обычно в стр-ре психики выделяются следующие основные компоненты: психические процессы; психические новообразования; психические состояния;психические свойства.

Психические процессы - это компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и различными желаниями,разнообразными потребностями.

Все психические процессы подразделяются на познавательные. к которым относятся ощущения, представления, внимание, память; эмоциональные, которые могут быть связаны с позитивными или негативными переживаниями, волевые, которые обеспечивают принятие решений и их исполнение.

Результатом психических процессов является формирование в структуре личности психических образований.

Психические новообразования - это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в холе обучения, те или иные знания, умения и навыки.

Психические состояния - это явления бодрости или подавленности, работоспособности или усталости. спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают из-за различных факторов,таких как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми.

На основе психических процессов и психических состояний постепенно формируются свойства (качества) личности.

Характеристика психического отражения.

Психическое отражение-это правильное,верное отражение.

Особенности психического отражения:

Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

Психическое отражение углубляется и совершенствуется;

Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

Носит опережающий характер

Разное для каждого человека

Психическое отражение имеет ряд свойств:

– Активность.Психическое отражение это активный процесс.

Субъективность. Это выражается в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

Объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира.

Динамичность. То есть психич отражение имеет свойство изменяться.

Опережающий характер. Это позволяет принимать решения с определенным опережением будущего

Закономерности внутренней психической деятельности

2.1. Понятие о психике

2.1.1. Особенности психического отражения

2.1.2. Структура и функции психики

2.1.3. Психика и особенности строения мозга

Для того чтобы ру­ководитель мог успешно влиять на психику своих сотрудников с це­лью ее развития, ему необходимо опираться на индивидуальный опыт (эмпирически приобретенные знания о психике) и на знания пси­хологии. Психология как наука изучает психику человека.

Психика - это субъективное отражение человеком предметов и явлений объективной действительности, представляющее со­бой функцию мозга.

Психология руководствуется следующими положениями:

· психика человека - высший продукт развития материи, функция мозга;

· психические процессы - это субъективные образы объек­тивной реальности;

· личность и деятельность человека находятся в единстве, пси­хика проявляется и формируется в деятельности;

· важнейшие стороны психики человека социально обуслов­лены;

· внешние воздействия влияют на человека через его внут­ренний мир (психические состояния, опыт, качества и т.д.).

Эти положения вытекают из теории отражения, составляющей ядро современной теории познания.

Психическое отражение не является зеркальным, механичес­ким, пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором. Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с какой-то необходимостью, потребностями. Психическое отражение является субъективным, так как принад­лежит субъекту и зависит от его субъективных особенностей.

Однако психику нельзя свести просто к свойствам нервной системы. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которо­го обусловлена психика, но содержание этой психики произво­дится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга. Преобразование сигналов, совершаю­щееся в мозге, воспринимается человеком как совокупность собы­тий внешнего пространства и мира в целом. Великий русский фи­зиолог И. М. Сеченов доказал, что в основе всего психического лежит рефлекторный акт.

Великий русский ученый-физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности (ВНД), выделил четыре типа ВНД и обосновал это экспериментально. Он разработал новые принципы физиологических исследований, обеспечившие познание деятельности организма как единого целого, находящего­ся в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей средой.

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с мо­мента рождения и не развивается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия человека с другими людьми, в процес­се усвоения им культуры, созданной предшествующими поколе­ниями, у него формируется человеческая психика и специфичес­ки человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.). В против­ном случае ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли).



Психика включает в себя по меньшей мере три составляющих:

· внешний мир, природа, ее отражение;

· полноценная деятельность мозга;

· активная передача новым поколениям человеческой куль­туры, человеческих способностей.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основных достижения человечества:

1) изобретение орудий труда;

2) производство предметов материальной и духовной культу­ры;

3) возникновение языка и речи.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

· оно дает возможность правильно отражать окружающую дей­ствительность, причем правильность отражения подтверж­дается практикой;

· сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

· психическое отражение углубляется и совершенствуется;

· обеспечивает целостность поведения и деятельности;

· преломляется через индивидуальность человека;

· носит опережающий характер.

Появление собственной активности живого существа (в том числе ответной, т.е. реактивной) открывает новые возможности для взаимодействия с окружающими объектами, представленными субъекту активности предметами поля его действия (полезными или вредными). Теперь живое существо может стремиться обеспечить намеренный физический контакт с некоторыми объектами (например, пищей) или избегать физического контакта с объектами опасности для живого. Возникает возможность перехода от случайной встречи с объектом к намеренному поиску объекта или уходу от физического контакта с ним. Эта поисковая активность вызывается не внешними, а внутренними причинами живого существа, его жизненными задачами (потребностями).

Другими словами, возникает задача определения наличия и местоположения в пространстве нужного объекта и различения его как отличного от других предметов.

Помочь в решении этой задачи может способность объектов непосредственно вступать в физический контакт с живыми объектами, самостоятельно излучать некоторую энергию либо отражать внешние излучения, т.е. энергию какого-либо посредника (например, излучение Солнца и других светящихся объектов, звуковые и ультразвуковые излучения и т.д.). При этом живое существо часто само генерирует энергетические потоки (ультразвук, электромагнитное поле и т.д.). Эти излучения, отражаясь от объектов, начинают нести в себе признаки этих объектов и могут вступать в контакт с органами чувств живых существ до реального физического контакта объектов и живого существа, т.е. дистантно. Но биологическое отражение, способное создать лишь сигнал воздействия на живое существо, дает информацию только о наличии в среде источника физического (химического) воздействия. Оно часто не может указать ни направление, ни месторасположение воздействующего объекта в поле действия живого существа, ни форму и размер объекта. Нужна новая форма отражения. Возможность ее появления задается способностью нервной ткани к трансформации биологических сигналов (биотоков) в субъективные чувствования (переживания или состояния). Необходимо предположить, что нервные импульсы, благодаря особенностям нервных клеток, могут быть трансформированы в субъективные состояния самого живого существа, т.е. в световые, звуковые, тепловые и другие чувствования (переживания).

Теперь нам предстоит понять следующее.

  • 1. Каким образом происходит эта трансформация нервных импульсов в субъективные переживания и какими особенностями отличаются нервные клетки, чтобы давать субъективные состояния (переживания)?
  • 2. Остается ли субъективное переживание только состоянием живого существа или оно способно разделять носителя переживания и внешний мир? Если субъективное переживание (состояние) изначально неспособно разделять субъекта и внешний мир, то каков механизм такого разделения и как он формируется?
  • 3. Каково участие субъективных чувствований (результат трансформации нервных импульсов) в обеспечении локализации нужного сконструированного субъектом предмета в пространстве? Как создается это субъективное пространство? Как определяются направление и месторасположение в нем предмета? Как вообще строится образ объекта, т.е. предмет как представитель объекта, на основе субъективного чувствования?

Не все ответы нам сегодня видны, но без них ценность представлений о трансформации биологических сигналов в субъективные состояния (чувствования) оказывается небольшой. Мы знаем, что возникшая в эволюции способность к субъективным переживаниям (состояниям) как чувствованиям каким-то образом участвует в обеспечении живого существа информацией о форме, размерах и местоположении нужного объекта в пространстве, его передвижениях и других свойствах. Для объяснения этих процессов мы вынуждены вступить в область предположений, имеющих лишь частичные основания для их подтверждения либо не имеющих их совсем.

Сегодня мы достаточно определенно знаем, как образуются первичные следы взаимодействия в органах чувств. Более или менее подробно известно, как происходит вторичная трансформация первичных следов в биологические импульсы (например, в нервные импульсы от органов слуха, зрения, температурных и тактильных рецепторов и т.д.). Но мы не знаем механизма перевода (трансформации) нервных импульсов в субъективное состояние. Мы не знаем, каков механизм разделения в порождаемых образах состояния живого существа и информации о внешнем мире.

С другой стороны, мы понимаем, что субъективное чувствование (звук, например) и колебание воздуха – это не одно и то же. Первое остается сигналом внешнего события, хотя и изоморфным ему. Но мы также понимаем, что за способностью объекта устойчиво отражать свет зеленого спектра (или красного, желтого и др.) скрывается постоянное объективное качество самого объекта. Поэтому хотя субъективное переживание цвета воздействующей на организм волны электромагнитного излучения есть лишь сигнал, значок внешнего воздействия, ощущение цвета предмета есть отражение объективного свойства объекта. И когда мы получаем от одного и того же предмета три разных субъективных переживания – блеск при освещении, скользкость при тактильном ощупывании и холод при температурном ощущении, – то понимаем, что это три разных описания одного и того же качества предмета – его гладкости. Здесь чувствования начинают выполнять функции языка описания реальности, существующей вне нас, становятся чувственным языком, на котором мы (живые существа) пытаемся описать для себя внешний мир. А это означает, что субъективные переживания и ощущения есть результат двух различных процессов: первые возникают как трансформация биоимпульсов, а вторые строятся субъектом восприятия как простейшие образы объектов.

При этом мы должны помнить еще про одну функцию субъективных переживаний – на их основе и с их помощью живое существо открывает для себя расположенные в пространстве объекты, т.е. предметное поле, в котором оно действует. Как строится этот процесс, мы сегодня можем описать лишь в самом общем виде или, наоборот, в отдельных мелких деталях, не дающих общей картины формирования того, что называется образом объекта, образом ситуации и образом мира, т.е. того, что называется психическим образом.

Давайте в общем виде посмотрим, как формируется зрительный образ объектов, чтобы увидеть те нерешенные проблемы, которые до сих пор существуют при анализе психического отражения. Вспомним нашу схему отражения (рис. 2.4).

Рис. 2.4.

Первый этап – физическое отражение. Но теперь объект А и объект Б взаимодействуют не прямо, непосредственно, а через посредника. Появляется посредник С – источник света. Свет взаимодействует с объектом А (столом) и, отражаясь от него уже измененным (С + а), падает на глаз человека. Структуры глаза взаимодействуют со светом, и мы получаем первичные следы света (С + а) на сетчатке глаза (1). Далее эти первичные следы трансформируются в спайки нервных импульсов (2), идущих по зрительному нерву через подкорковые ядра к затылочным отделам коры головного мозга. Достигая первичных зрительных полей головного мозга, нервные импульсы трансформируются в световое чувствование (3). Но в норме, как известно, в этой ситуации мы видим не свет, а стол А (4), занимающий определенное место в пространстве. Возникает естественный вопрос: "Откуда взялся стол, если глаз взаимодействовал только со светом и в мозгу трансформировались следы света, а не стола? Где искать решение этой загадки – глаз имеет дело со светом, а мы видим стол?!"

Первое, на что обратили внимание пытливые читатели: глаз имеет дело не просто со светом, а со следами взаимодействия света со столом. После такого взаимодействия отраженный от стола свет меняется: по своему спектру, по направлению и расположению лучей в пространстве и другим показателям. Так что объективно – в следах взаимодействия света и стола присутствует информация о столе. Но по законам трансформации следов изображение стола как объемного предмета, расположенного в пространстве, возникнуть не может. Может образоваться картинка цветовых пятен с определенным контуром, но не образ стола, т.е. видение предмета, занимающего свое место в пространстве. Что же делает трансформированную субъективно переживаемую картинку видимым пространством с объемными предметами? Другими словами, мы должны задать себе вопрос: "Каким образом, через какие механизмы и способы зрительное субъективное чувствование (как субъективное состояние, как зрительная картинка) в очередной раз трансформируется в видимое предметное пространство, где расположены объекты желательные и нежелательные?" Ответ может быть только одним – никаким образом и никаким способом эта субъективная картинка не может превратиться в образ объекта. На сегодня единственно похожим на правду ответом является признание таким механизмом собственной направленной активности живого существа, строящего образы предметных условий своего поведенческого пространства, т.е. представляющего субъекту видимый внешний мир; активности, "растягивающей" зрительную чувственную картинку в видимое пространственное поле приспособительной деятельности и создающей в нем образы физических объектов как предметов потребностей или ориентиров. Задача порождения образов объектов возникает перед субъектом активности только тогда, когда приспособительное поведение создает необходимость открытия для субъекта деятельности предметных условий его поведенческого пространства. Другими словами, психика как открытие для субъекта его ноля действий изначально включена в деятельность живого существа как необходимое звено, как составная часть приспособительного поведения, на что обращали внимание И. М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев.

Поскольку наряду с ответной активностью на взаимодействие с объектами мира живое существо обладает способностью к поисковой инициативной, т.е. идущей от него самого активности, мы можем предположить, что эта поисковая активность и специальная дополнительная активность обеспечивают создание образов объектов пространственного поля действия живого существа. Каким-то образом в построении образа ситуации участвует и ответная активность живого существа – его поведение, учитывающее наличие реального объекта и его свойства. Другими словами, для формирования образца предметного пространственного поля действия требуется особая активность живого существа, т.е. особое взаимодействие с окружающей средой. Мы еще плохо знаем, как происходит этот процесс психического отражения, но имеем множество свидетельств, что без собственной активности живого существа, направленной на построение образа ситуации (т.е. предметного поля действия субъекта), открытие поведенческого пространства с предметами не формируется. Психическому отражению, как мы видим, соответствует свой вид взаимодействия с миром.

Это положение остается верным не только для простой ситуации построения пространственного образа предмета, но и для более сложных случаев приобретения готовых знаний (обучение) и построения картины мира (наука). Без собственной активной работы ученика или ученого успеха не будет. Возникает естественный вопрос о природе этой особой активности. Пока ответ на этот вопрос только предположительный.

Живое существо – это существо активное. Оно поддерживает свое существование без всяких внешних поводов, обладая программой возобновления самого себя (т.е. программой самостроительства), для реализации которой нужны соответствующие внешние и внутренние условия. Эта изначально существующая активность живого существа в эволюции трансформируется во внешнюю двигательную активность и в активность во внутреннем плане, порождаемом на основе субъективных состояний как чувствований и образов предметных условий поведенческого пространства. Активность проявляется, прежде всего, в ответных адаптивных реакциях, в исследовательском инициативном поведении и в приспособительном поведении по удовлетворению различных потребностей (жизненных задач) живого существа.

Поскольку, как мы видим, образ объектов и ситуации в целом невозможен без самостоятельной активности живого существа, то надо предполагать, что первичная активность проникает и в сферу субъективных переживаний. Она проявляется не только в движениях всего тела, конечностей и органов чувств, "ощупывающих" предмет, но и в особой активности в плане субъективных явлений. Именно такую активность великий Г. Гельмгольц мог обозначить при анализе восприятий как "бессознательное умозаключение". Оценивая результаты своего направленного взаимодействия с объектом, живое существо строит на основе субъективных состояний (чувствований) определенных модальностей образ объекта своего поля действия.

При таком понимании психического отражения возникает серьезный вопрос о содержании понятия "психика". Что считать психикой? Субъективное состояние (переживание как чувствование), образ объекта или все вместе?

Ответ дать непросто, и он не может быть однозначным.

Мы установили, что на основе психического отражения совершается уже не ответная реакция, а поведение – сложно построенная, отсроченная по времени от первичного взаимодействия активность живого существа, решающего свои жизненные проблемы, часто инициируемые самим живым существом.

Биологическое отражение обслуживает реакции живого существа, а сложное, длящееся во времени поведение, с достижением промежуточных результатов, может основываться только на психическом отражении, обеспечивающем знания об условиях поведения и регулирующем поведение.

Понимание психики как одной из форм отражения позволяет говорить о том, что психика не появляется в мире неожиданно, как нечто неясное по природе и происхождению, но является одной из форм отражения и имеет свои аналоги в живом и неживом мире (физическое и биологическое отражение). Психическое отражение можно рассматривать как трансформацию вторичных следов в субъективное состояние (переживание), а на его основе построение субъектом активности предметного пространственного образа поля действия. Мы видим, что в основе психического отражения лежит первичное взаимодействие с окружающим миром, но для психического отражения нужна особая дополнительная активность живого существа по построению образов объектов в ноле поведения субъекта.

Мы уже говорили о том, как над первичными следами взаимодействия объектов (энергетических потоков и объектов), которые мы можем рассматривать как физическое отражение, надстраивается биологическое отражение в виде трансформированных в собственные процессы живого существа первичных следов взаимодействия с внешним миром и в виде адекватных ответных реакций организма.

Трансформированные в нервные импульсы следы первичного взаимодействия далее трансформируются в субъективные состояния (чувственные переживания) внешних воздействий. Эта субъективная форма отражения становится основой для открытия предметного поля действия живого существа, адекватно действующего в этом предметном пространстве с учетом свойств объектов, или, скажем другими словами, на основе субъективных образов объектов и ситуации в целом.

Понятно, что образы объектов и ситуации можно отнести к психическому отражению. Но возникает вопрос о самом субъективном переживании как чувствовании. Можно ли отнести его к психическому отражению или надо выделить особую форму – субъективное отражение (переживание), которое не есть психика? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть понятие психики более подробно.

  • Спиноза Б. (1632–1677) – нидерландский философ-материалист.
  • Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 429.
  • Там же.
  • Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 423.
Дарина Катаева

Еще в древности психологами, учеными и философами было замечено, что жизнь представляет собой не только объективный и вещественный мир. Люди испытывают чувства, желания, способны мыслить, переживать, анализировать. Такая жизнь в философии называется психической. Психика имеет уникальную способность отражать действительность. Главное свойство психики заключается в тесной взаимосвязи между поведением индивидуума и отражением объективной реальности в сознании.

Психическое отражение: что это?

Понятие психическое отражение – философское. Оно включает в себя общее и фундаментальное явление, которое выражается в воспроизведении прошедших через сознание образов, признаков и свойств объекта.

Начальная форма психики – чувствительность. Благодаря этому свойству мы способны воспринимать информацию извне и перерабатывать ее в мозге. Органы чувств, координация – это способствует более яркому проявлению психического отражения.

Сознание и самосознание – форма психологического отражения. В поступает информация, осуществляется влияние извне, а в сознании имеющиеся образы обрабатываются и проявляются в виде отблеска случившегося. Причем сознание способно и отражать мир, и творить его. Благодаря психике человек может умственно оперировать своей деятельностью, речью и даже эмоциями. Самосознание – это личностное понимание своего места в обществе и в отношениях с другими людьми.

Характеристика психического отражения

Человек способен воспринимать окружающий мир, находить себя в деятельности, развиваться и расти в духовном отношении, только благодаря психическому отражению. Однако далеко не все люди правильно отражают окружающие явления. Это происходит в том случае, если у них есть проблемы с психикой. Однако у психически здорового человека наблюдаются следующие характеристики психического отражения:

Динамичность.

В процессе жизни у людей меняются обстоятельства, мнения и условия. Поэтому психологическое отражение может измениться под влиянием внешних факторов.

Активность.

Психологическое отражение – это активный процесс, он никак не ассоциируется с пассивностью или зеркальностью. Благодаря этому свойству психики человек, сам того не осознавая, занимается поиском адекватных для себя условий.

Объективность.

Человек постоянно совершенствуется, поэтому и психика претерпевает различные изменения. Так как мы познаем мир в практической деятельности, то психологическое отражение объективно и обосновано.

Субъективность.

Хотя психологическое отражение объективно, на него влияет прошлое человека, окружающие люди. Поэтому к характеристикам относят и субъективность. Все люди видят один и тот же мир, одни и те же обстоятельства, однако видим и воспринимаем мы их по-разному.

Скорость.

Благодаря психике мы способны с большой скоростью . Отражение можно назвать опережающим действительность.

К особенностям психического отражения относится:

— отражает действительность на практике;

— опережающий характер;

— прояление индивидуальности личности;

— формируется только на основании активной деятельности человека;

— контролирует поведение индивидуума.

Уровни психического отражения

Хотя психическое отражение предстает перед нами и воспринимается как цельный образ, на самом деле, оно имеет несколько уровней:

Чувственный или сенсорный. На данном этапе осуществляется формирование и построение психических образов на основе того, что мы воспринимаем через органы чувств. Это и способствует дальнейшей переработке информации в нужном русле. Благодаря стимуляции зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания сведения об объекте расширяются и оказывают еще большее влияние на субъект. Когда в жизни человека происходит нечто подобное, всплывают в памяти из подсознания отложившиеся воспоминания и оказывают влияние на дальнейшее отражение. Такая способность человека позволяет ему независимо от времени создавать реальные картины в своем сознании.
Представление. Этот уровень характеризуется активной работой подсознания человека. То, что уже отложилось в памяти, всплывает в воображении. Осуществляться этот процесс может без непосредственного участия органов чувств. Важную роль играет значимость событий, некоторое из произошедшего отсеивается, остается лишь то, что крайне важно. Человек благодаря мышлению составляет эталоны, планирует, контролирует сознание. Таким образом и строится собственный опыт.
. Реальные события на этом уровне вообще не играют никакой роли. Личность пользуется уже теми знаниями, что имеются в сознании. Значение имеет и общечеловеческий опыт, о котором известно индивиду.

Уровни психического отражения гармонично переплетаются и вытекают один из другого. Это обусловлено единой работой чувственной и рациональной деятельностью человека.

17 марта 2014

2. Характеристики отражения

3. Уровни психического отражения

1. Понятие психическое отражение . Категория отражения является фундаментальным философским понятием, под ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них – отражаемый , – сохраняя свою качественную определенность, создает во втором – отражающем специфический продукт: отраженное
Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. (По книге ЛЕОНТЬЕВА« Деятельность. Сознание. Личность" )

В неживой природе взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение , которое выступает в виде простой механической деформации.

Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость - отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихической формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.

Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства – чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.

Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств – способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа этой действительности.

Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия.

2. Характеристики отражения . Особенности процесса Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями: – Активность. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс.

- Субъективность. Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

- Объективность . В то же время психическое отражение дает возможность строить "внутреннюю картину мира", адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического - его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.

- Динамичность. Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям. Неповторимость Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию.

- Опережающий характер . Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.

Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.

3. Уровни психического отражения. Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Б. Ф. Ломов выделял уровни психического отражения:

1. Сенсорно-перцептивный - это базовый уровень построения психических образов, в процессе развития возникающий в первую очередь, однако не теряющий актуальности в последующей деятельности. Субъект, основываясь на информации, поступающей благодаря стимуляции органов чувств реальными объектами, выстраивает собственную тактику поведения. Проще говоря, стимул вызывает реакцию: событие, происходящее в реальном времени, влияет на последующее действие субъекта, обуславливает его.

2. Уровень представлений. Образ может возникнуть без непосредственного влияния объекта на органы чувств субъекта, т.е это воображение, память, образное мышление. За счет многократного появления объекта в зоне восприятия субъекта, некоторые наиболее важные особенности первого запоминаются, отсеиваются от второстепенных, отчего возникает образ, независимый от непосредственного наличия раздражителя. Основная функция этого уровня психического отражения: планирование, контроль и коррекция действий во внутреннем плане, составления эталонов.

3. Вербально логическое мышление или речемыслительный уровень. Операции этого уровня еще менее связаны с событийным рядом актуального времени. Индивид оперирует логическими понятиями и приемами, сложившимися в ходе культурно-исторического развития человечества. Абстрагируясь от собственного непосредственного опыта, от воображения и памяти о событиях, имевших место в его жизни, он ориентируется и строит деятельность, опираясь на опыт человечества в целом. Тех понятий, определений и умозаключений, что были произведены не им. Это предоставляет возможность планировать и регулировать события различной направленности и временной удаленности, вплоть до планирования жизненного пути личности. Несмотря на значительную разницу между третьим и первым, начальным уровнем: процессы чувственной и рациональной регуляции деятельности непрестанно перетекают из одного в другой, формируя психическое отражение в многообразии его уровней и образов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...