Стиляги в ссср. Одежда стиляги: яркий образ из прошлого Блузки и топы

60-е годы прошлого века стали настоящей революцией в мире моды. Именно в это десятилетие возникло такое понятие, как «молодежная мода», которая кардинальным образом отличалась от манеры одеваться более старшего поколения. О том, чем примечательна такая мода, можно узнать из этой статьи.

Особенности моды 60-х годов

Одним из главных событий 60-х годов можно считать перенос столицы моды из Парижа с его утонченностью и изысканностью в Лондон, где царили бунтарские и дерзкие настроения. Мода резко поменяла свое направление и теперь одежда шилась преимущественно для молодого поколения.

Стандарты красоты также изменились: пышное телосложение отошло на второй план, уступив место образу щуплой девочки-подростка с угловатой фигурой.

Существенное влияние на молодежную моду начала 60-х годов оказали музыкальные исполнители Элвис Пресли, Мик Джагер и, разумеется, самая популярная группа всех времен «Битлз». Молодые люди, подражая своим кумирам, предпочитали носить строгие костюмы и простые рубашки.

Появился стиль «унисекс». Женщины носили брюки и мужские сорочки, отдавали предпочтение коротким стрижкам.

В 1962 году британский дизайнер Мэри Квант произвела настоящий переворот в общественном создании, выпустив коллекцию платьев мини с завышенной талией и туфли на низком каблуке.

Благодаря дешевизне и практичности широкую популярность в этот период получили искусственные материалы. Одежда шилась преимущественно из синтетических тканей: нейлона, полиэстера, кримплена и т.д.

Простой крой нарядов компенсировался яркими расцветками, сложным декором и объемными рисунками. Актуальные цвета: черный, белый, зеленый, салатовый, ярко-желтый, оранжевый, синий, голубой, розовый, блестящие золотые и серебряные оттенки.

Из принтов предпочтение отдавалось традиционному гороху, клетке и полосам, а также различным геометрическим узорам.

В моде были парики, шиньоны, накладные ресницы, яркая бижутерия из пластика.

В середине 60-х годов в СССР возникло молодежное течение под названием «стиляги», которое затронуло не только модную индустрию, но и все сферы жизни молодого поколения. Сочетание несочетаемого и буйство красок в одежде – вот основные черты образа стиляг.

Ближе к концу 60-х массовое распространение получила субкультура «хиппи», которая выступала за мир во всем мире, пропагандировала любовь и ненасилие, демонстрировала уход от действительности. Хиппи привнесли в моду этнические мотивы, яркие психоделические принты, украшения из бисера и, конечно же, джинсы.

Платья 60-х годов

  • Платья силуэта трапеция

Простое, но элегантное платье трапеция было излюбленной моделью модниц 60-х годов. Длина варьировалась от мини до миди. Благодаря свободному крою, акцент делался на стройных ногах, а не на талии. Часто образ дополнялся носочками-гольфами, колготками и чулками в сочетании с обувью на невысоком каблуке.

  • Пышные платья

Широкое распространение этот фасон получил именно в 60-е годы. Короткие и длинные модели шились из многослойной ткани, дополнительный объем достигался при помощи складок. Особенность платья – ярко выраженная талия. Верх мог быть самым разнообразным: закрытым с короткими и длинными рукавами, совсем без них, открытым с декольте.

  • Стиляги

Отличительными чертами платьев стиляг можно считать пышный фасон длины миди, наличие нескольких подъюбников, зачастую контрастных тонов, простой принт типа гороха и обязательное наличие яркого пояса, подчеркивающего талию.

  • Вечерние платья

Основной целью вечерних нарядов 60-х годов было подчеркнуть женственность и чувственность представительницы прекрасного пола. Дизайнеры того времени разработали пышные модели длиной в пол с воротником и широким поясом. Этот фасон и сейчас не теряет своей актуальности.

  • Свадебные платья

Свадебные платья 60-х годов отличает простота фасона и минимализм. Наиболее актуальными были наряды А-силуэта с кружевными рукавами, а также пышные платья длиной до колена. Основное внимание при создании стильного образа невесты уделялось аксессуарам: аккуратные шляпки, короткая фата, элегантная сумочка, перчатки и скромные украшения.

Юбки в моде 60-х годов

  • Мини-юбки

Эта модель одежды произвела эффект разорвавшейся бомбы. Стильная мини-юбка прямого кроя или силуэта трапеция помогла создать женственный и сексуальный, при этом абсолютно не вульгарный образ смелой уверенной в себе девушки.

  • Юбка трапеция длиной миди

Эта модель пользовалась наибольшим спросом. Свободный крой и длина до колена скрывала широкие бедра, а завышенная талия прекрасно подчеркивала эту часть женского тела. Некоторые модели дополнялись лаконичными складками, что придавало образу особый шарм.

Женские брюки в стиле ретро

Женские брюки являлись одной из культовых деталей гардероба модницы того периода. Популярностью пользовались расклешенные модели и капри.

Для деловых женщин дизайнеры представили брючные костюмы с укороченными жакетами и смокинги. Обязательным элементом являлись стрелки на брюках, придававшие образу утонченность и строгость.

Прически 60-х годов

Новый стиль в одежде повлек за собой появление нестандартных причесок. В моде были короткие мужские стрижки, например, укладка боб.

Те женщины, которые были не готовы расстаться с длинными волосами, делали себе сложные прически. Особую популярность имела укладка «Бабетта» – высокий начес, который формировался сзади в форме валика.

Среди других модных причесок можно выделить кудри и локоны, конский хвост, высокий пучок и распущенные волосы в стиле хиппи.

Макияж 60-х годов

В 60-е годы главный акцент в макияже делался на глазах. Выразительный взгляд достигался путем нанесения аккуратных черных стрелок и черной же туши в несколько слоев. Не пренебрегали модницы и накладными ресницами. В моде были перламутровые тени различных оттенков.

Загар не считался актуальным, поэтому цвет лица должен быть бледно бежевым. Помаду подбирали светлых розовых и персиковых оттенков, многие модницы обходились и вовсе без нее, довольствуясь гигиеническим бальзамом для губ.

Мужская мода

Мужская мода 60-х годов была более консервативной, но и она претерпела значительные изменения. Актуальны были узкие брюки-дудочки, а сам стиль стал более спортивным. Пиджаки стали длиннее и уже, часто они шились из отличных от брюк тканей.

К середине десятилетия жакеты заменили свитерами с ромбовидным рисунком или в полоску и однотонными кардиганами.

К концу 60-х в моду вошли свитера и водолазки под названием «лапша», рубашки ярких расцветок и брюки-клеш.

Большое влияние на мужской стиль 60-х годов оказывали различные субкультуры.

  1. Моды

Это молодежное течение возникло в 1959 году. Девиз модов – умеренность и аккуратность в одежде. Этот стиль предпочитали многие поп-звезды того времени, что и повлекло его массовое распространение среди молодых людей. Поклонники модов носили строгие костюмы, белые рубашки с узким воротником, тонкие галстуки в тон костюму, узконосые ботинки.

  1. Стиляги

Это явление характерно для СССР. Стиляги пропагандировали отказ от обыденности бытия и скучных будней. Главным предметом мужского гардероба поклонников этого направления были узкие брюки длиной до щиколотки в комплекте с цветными носками и узкими туфлями.

Немаловажную роль играл пиджак, часто в крупную клетку или полоску. Довершали образ яркая рубашка и узкий галстук.

Как на этом фото:

Видео по теме статьи: Мода 60-х годов

В 1950-е годы – время "застоя" в советской моде: западные журналы были запрещены, а отечественные производители продолжали выпускать однообразную некачественную одежду. Однако во время "оттепели" европейские фасоны постепенно начали проникать и в СССР, а в 1959 году в Москве состоялся первый с 1911 года западный показ мод – из Парижа приехали манекенщицы Дома Dior. Но запомнились 1950-е как главное время советских стиляг, которые стали обычным явлением и в столицах, и в небольших советских городах…

"Застойные" годы советской моды

В начале 1950-х годов советские женщины выглядели практически так же, как и в послевоенное время: в моде были широкие плечи и платья, надетые с пиджаком или жакетом. В условиях "холодной войны" и при запрете на все заграничное, в том числе моду, стиль советских женщин не соответствовал европейским нововведениям – в СССР культивировался образ труженицы, а фабрики в основном занимались пошивом простой одежды.

Семья отправляется в путешествие на теплоходе "Георгий Седов" с Северного (Химкинского) речного вокзала Москвы, лето 1954 года.

Костюмы с широкими плечами в Европе перестали носить еще в 1949 году, однако в Советском Союзе такая модель была распространена вплоть до 1959-го. На Западе же в это время господствовал диоровский “new look”. Появившийся в 1947 году, женственный стиль, предложенный Кристианом Диором, за несколько лет завоевал всю Европу, но в Советский Союз пришел с сильным опозданием.

Элегантность и утонченность Диора никак не вписывались в гардероб советской женщины – ни по стилю, ни по идеологии. К тому же, пышные многослойные юбки требовали большого расхода ткани, а производство подобных нарядов для ослабленной войной страны было непосильной задачей. Введенный Диором в 1949 году узкий силуэт женского платья, требовавший гораздо меньше материала, также был настороженно встречен в СССР – буржуазный развязный стиль считался неподходящим для тружениц, восстанавливавших страну.

Ситуация немного изменилась после смерти Иосифа Сталина в 1953 году, однако окончательно “new look” проник в СССР в 1956 году, когда на экраны вышел знаменитый фильм Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", где Людмила Гурченко исполняла песню "Пять минут" в платье от Диора.

Людмила Гурченко в фильме "Карнавальная ночь".

Стандарты пошива одежды для фабрик в 1950-е годы соответствовали экономической ситуации в стране: приветствовалось производство одежды из недорогих тканей, с минимумом деталей и максимально простого кроя.

В то время как французские журналы мод были запрещены, модельеры могли копировать эскизы с модных журналов Болгарии, Польши, Латвии, которые пользовались огромной популярностью.

В Москве и Ленинграде также издавались журналы с фасонами одежды, однако в то время в Советском Союзе не существовало культуры модной фотографии – манекенщицы самостоятельно делали макияж и укладывали волосы, а снимки напоминали скорее любительские, чем профессиональные.

Надежда Румянцева, Юрий Белов, Алексей Кожевников

Мужчины в первой половине десятилетия одевались так же, как и в конце 1940-х. Однако в 50-х в Москве и Ленинграде появилось много мужских портных, принимавших заказы. У таких мастеров в клиентах состояла вся партийная элита, а самым "престижным" портным считался Алик Зингер, который, до того как эмигрировать в США, шил костюмы для советских государственных деятелей и звезд эстрады.

Несмотря на то что мужская мода менялась куда медленнее, чем женская, западные фасоны проникали и сюда – в конце десятилетия это чувствовалось в крое пиджаков. Также мужчины стали носить рубашки без галстуков, с мягкими воротниками.

Из-за отсутствия в магазинах качественных товаров некоторые представители элиты предпочитали не только одежду, но и обувь на заказ – после войны в СССР из Сирии и Ливана вернулись многие обувщики.

Фарцовщики и стиляги, брюки-"дудочки" и галстуки-"селедочки"

В 1950-х артисты и спортсмены начали выезжать за границу на гастроли и соревнования. Из заграничных поездок они привозили, помимо прочего, и модные новинки, которые для советских граждан стали первыми образцами заграничного стиля со времен "трофейной моды".

Но настоящую свежую струю в советскую моду привнес VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве летом 1957 года.

Девушки - делегатки VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Именно благодаря фестивалю и приехавшим в советскую столицу студентам со всего мира появились первые "фарцовщики" - само слово образовалось от английского "for sale" - на продажу. Фарцовщиками в основном были студенты и таксисты, которые зачастую за иностранную "фирму" выдавали товары отечественного производства.

Несмотря на то что предприимчивых молодых людей часто судили за спекуляцию и валютные махинации, для многих такая торговля стала единственным и сравнительно неплохим источником дохода. Основными клиентами фарцовщиков были стиляги – представители первой советской молодежной субкультуры, своим внешним видом, поведением и предпочтениями выделявшиеся из массы и вызывавшие насмешки, а то и возмущение советских граждан и власти.

Изначально стилягами становились дети партийной элиты, однако постепенно модную и броскую заграничную одежду стали носить и обычные молодые люди – считается, что для них стиляжничество было своеобразной самозащитой от нищеты и разрухи послевоенной реальности.

"В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши.

Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки".

Такими были самые первые стиляги в конце 1940-х. В следующем десятилетии внешний вид молодых людей изменился: теперь они носили узкие брюки-"дудочки", пиджаки с широкими плечами, галстуки-"селедочки" и зонты-трости.

В теплое время года самым модным предметом гардероба у стиляг считалась яркая гавайская рубашка, а обувалась молодежь в полуботинки на толстой каучуковой подошве. Парни взбивали волосы на голове – такая прическа называлась "кок", - а девушки завивали длинные пряди и укладывали их вокруг головы.

Также они делали яркий макияж, а самой модной моделью считалась узкая юбка длиной по колено, обтягивающая бедра. Стиляги подражали американским актерам и старались копировать их стиль, с которым их знакомили голливудские фильмы. Особой популярностью пользовались свитеры с оленями, похожие на тот, что носил герой Джона Пейна в картине "Серенада Солнечной долины".

Образ стиляг, вызывавших насмешки у большинства советских граждан, в последующие годы активно использовался в искусстве, в частности, кинематографе, где они сначала представали недалекими франтами, а позже – отчаянными бунтарями, протестующими против серости и обыденности.

Показ Dior и мода в период "оттепели"

Самым главным модным событием, пришедшемся на 1950-е годы, пожалуй, можно назвать , который в 1959 году стал настоящим шоком для москвичей, которые прямо на центральных улицах города встречали одетых по последней парижской моде манекенщиц. Показ стал второй по счету демонстрацией западной модной одежды после приезда Поля Пуаре в 1911 году.

На закрытое дефиле в ДК "Труд" были приглашены 1100 человек – практически все из числа партийной элиты. Однако представители модного Дома, которые привезли с собой манекенщиц-француженок, нашли способ показать моду народу – девушки продефилировали сначала по ГУМу, а потом вышли на Красную площадь.

Также манекенщицы прогулялись по Тишинскому рынку – "барахолке", где торговцы продавали старые вещи. На сохранившихся с 1959 года фотографиях виден огромный контраст между одетыми с иголочки моделями и советскими женщинами, с авоськами и в косынках пришедшими в ГУМ.

На снимках француженки в костюмах new look, с идеальными прическами, макияжем и аксессуарами, будто сошедшие с западных журналов мод, приветливо разговаривают с людьми, улыбаясь, ходят по серым улицам, а лица граждан выражают смесь недоверия и изумления.

Приезд манекенщиц Dior стал для советских женщин первой возможностью наглядно увидеть образцы западной моды, однако рассчитывать на подобные наряды мало кто из них мог.

Постепенное проникновения западного стиля в Советский Союз хоть и со значительным опозданием, но все же повлияло на развитие отечественной моды: именно в 1950-х в СССР стало приличным носить декольте и элегантную обувь на каблуке.

После показа Dior в Москве советские модельеры стали адаптировать стиль new look к отечественной действительности: в моду вошли удлиненные платья с осиной талией и пышной юбкой, а также узкие платья, прикрывающие колени, с басками и поясами. Женственные и элегантные модели пользовались огромным спросом, несмотря даже на то, что требовали полного обновления гардероба.

К платью в стиле new look нужно было покупать нижние юбки, специальное белье, чулки и туфли. Женщины шли на такие траты еще и потому, что внешний вид мог сыграть решающую роль в судьбе советской девушки, ведь после войны в стране был еще и острый дефицит мужчин.

Несмотря на появление новых силуэтов, качество одежды, производившейся для массового потребителя, оставляло желать лучшего, поэтому женщины, имевшие возможность платить больше, обращались к частным портным. "Самопошив" в конце десятилетия стал настолько массовым, что власти, обеспокоенные снижением торгового оборота, выступили против мастеров, принимавших заказы на дому.

Вишняков Олег - «Швея» 1952.

"Отставание в деле организации бытового обслуживания населения вынуждает трудящихся прибегать к услугам частных лиц, переплачивать им, чем наносится большой ущерб интересам населения и государства", -говорилось в постановлении ЦК КПСС и Совета министров от 6 марта 1959 года.

Выход, впрочем, вскоре был найден: в школах были введены уроки шитья, а в киосках и магазинах стали продавать готовые выкройки – советским женщинам рекомендовалось шить самостоятельно, а не платить портнихам.

В 1950-е начали проходить и показы советских Домов моды, которые в то время стали шить специальную "рабочую" одежду – для штукатуров, птичниц, доярок. Демонстрация таких костюмов в 1955 году прошла даже в Будапеште, где вызвала восторг местной публики.

Однако заграничные журналисты не догадывались, что красивая "рабочая" одежда, показанная на подиуме, была сшита специально для зарубежного дефиле, "на экспорт", советские же труженицы одевались куда более серо и неприметно.

В конце десятилетия обычные граждане постепенно начали понимать, что хорошо одетый человек – не обязательно тунеядец, и может быть так же предан "идеалам коммунистической партии", как и остальные.

К стилягам и девушкам в мини-юбках, которым раньше делали замечания на улицах и осуждали в прессе, стали относиться более дружелюбно.

"До чего же мы иногда бываем несправедливые! Подходим к человеку с мещанской меркой по одежке. Не понравилась юбка, не понравилась прическа, и ну пошли судить-рядить: стиляга! А вот в душу заглянуть забудем ", - писала одна из читательниц в редакцию журнала "Работница".

Однако полностью отказаться от многолетних стереотипов и принять моду как неотъемлемую часть жизни советскому обществу предстояло лишь в следующем десятилетии.

link

Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х - начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

Причины возникновения субкультуры стиляг

Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. При этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования СССР западных научных и технических достижений, то на бытовом уровне советские инженеры, вынужденные копировать зарубежные образцы, и экономисты, изучающие конъюнктуру рынков «стран капитала» на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали пиетета перед советской идеологией и передавали эти настроения молодому поколению. Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоев городской молодёжи.

Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью кино-мира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.

Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:

На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов - «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.

Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.

Появление термина «стиляга»

Сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).

В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов. Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его.

Мода стиляг

Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева:

В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…

Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук - «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик - тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности. Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши - трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.

Музыка и танцы

В конце 1940-х - в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Несмотря на то, что миллеровский биг-бэнд продолжал существовать и пользовался в мире неизменной популярностью, многие в СССР думали, что этот музыкальный коллектив распался после гибели своего руководителя: майор американских ВВС, тромбонист, аранжировщик и композитор Гленн Миллер погиб (по другим данным - пропал без вести) в 1944 году. Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг:

Pardon me, boy
Is that the Chattanooga Choo-Choo
Track twenty nine,
Boy, you can give me a shine

С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Чаттанугу, стал для стиляг основным эскапистским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку.

Также были популярны композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго (в том числе в исполнении Марики Рёкк и Лале Андерсон), произведения из репертуара Эдди Рознера.

В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.

С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли.

Однако грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» - запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» - «скелет моей бабушки»). Только с появлением магнитофонов на рынке товаров «рок на костях» утратил свою актуальность.

Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом - стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию:

Контролировалось все: одежда и причёски, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утверждённые РОНО, да и манеры были из прошлого века - падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, все зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили.

Взаимоотношения с обществом

Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х гг., уже подпадали под определение «безродных космополитов»: в стране шла ожесточённая борьба с «низкопоклонством перед Западом». Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и гневные статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти:
«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»;
«Стиляга - в потенции враг // С моралью чужой и куцей // На комсомольскую мушку стиляг; // Пусть переделываются и сдаются!»

Мы знаем, что мода имеет свойство повторяться. То, что было модным однажды, вернется на подиумы вновь. Давайте же подробно поговорим с вами о ретро, о стиле одежды родом из 60-х годов, а фото и наш небольшой ликбез отлично продемонстрируют Вам, как одевались модники и стиляги того времени.



Стиль одежды 60-х: основные модные тенденции

Стиль и мода 60-х – это новые веяния, вся палитра красок и полная неожиданность в модных тенденциях! Листая альбом со старыми фотографиями – восторгаюсь красотой модниц того времени: прическа взлохмаченная, пышная, стрижка аккуратная, волосы слегка завиты… Какая грация, какая элегантность! Говорят, глаза – зеркало души, и в шестидесятых весь акцент приходился именно на глаза. Знаменитые стрелки «бананы» и дорисованные карандашом веснушки украшали практически каждую стилягу! А ведь мы до сих пор рисуем эти стрелки!







Давайте на минуту телепортируемся на 50 лет и посмотрим одну из первых реклам модной одежды! Это просто прекрасно!

Что нравилось женщинам в те времена

«Мода сошла с ума!» – именно такими заглавиями пестрели журналы для модниц. Этот период отвергал все общепринятые нормы эпох предшественниц. Женская мода седьмого десятилетия прошлого века буквально подорвала все моральные и этические устои общества. Модельеры стали использовать яркие цвета и геометрические рисунки не только для женских моделей одежды, но и в мужских трендах. Серое, коричневое, все незаметное и скромное -ушло на задний план и женская одежда начала действительно украшать своих обладательниц, а не скрывать их достоинства. Посмотрите на фото ниже, какие экстравагантные наряды тогда носили женщины.

Фото подборка стильных девушек, 1960-е годы





Особенным спросом пользуются платья, конечно же, очень короткие (супер-мини). Раздельные костюмы носят все реже, а длинная юбка становится символом чопорности. Фасоны платьев настолько изысканы, что их хочется носить и сейчас, они стали абсолютным идеалом для всех мировых модельеров. Если вы ищете платье на вечеринку в стиле 60-х или просто хотите сшить себе эталонный наряд, посмотрите следующий видео фильм о вечерних и повседневных платьях в стиле ретро.

А что известные знаменитости?

Стиль шестидесятых широко использовали первые красавицы мира. Среди них была Жаклин Кеннеди, первая леди Америки, Твигги, звезда советских и иностранных подиумов Регина Збарская. На следующем видео можно посмотреть на фантастические кадры из прошлого, модный показ 1961 года с участием советской супермодели Regina Zbarskoi.

Как видите, именно к концу шестидесятых в моде проявляется демократизм, нет жестких правил и моральных устоев, все желающие могут проявить себя индивидуально.

Эта удивительная, испуганная девочка – Твигги, звезда и модный эталон молодежи.Глаза, как у Твигги – греза каждой красотки.


Жаклин Кеннеди выглядела поразительно стильно в то время. У неё был действительно “президентский” вкус.



В 1959 году выходит знаменитый фильм под названием «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо в главной роли. Не одно зрительское сердце покорил внешний вид этой красавицы. Образец для подражания, образ «сексуального котенка» – ее небрежно-взбитая прическа с начесом, которая после выхода фильма стает суперпопулярной. Как раз Бриджит вносит в моду начес, появляясь на публике с разными прическами на его основе. Знаменитая бабетта Бардо – еще один символ гламурных шестидесятых. Между прочим, она актуальна для элегантных и стройных женщин даже в наше время. Именно Бардо внесла в моду также и глубокий вырез, оголявший плечи, короткие юбки в клетку и бикини!

Мужская мода 60-х гг прошлого века

Немногим раньше одежду четко можно было разделить на мужскую, женскую, повседневную, выходную и формальную. Теперь же появился новый вид одежды, который могли носить и мужчины, и женщины – это джинсы. Они считались одеждой унисекс. Но какие же элементы одежды всегда были исконно-мужскими? Давайте разберемся, что носили мужчины в это прекрасное время. Парни-стиляги не отставали от модниц-дам!


В эту пору модников мужчин можно было увидеть в элегантных костюмах. Брюки были чуть заужены, крой пиджака тоже отличался от прежних классических образцов. Стало модным ходить в пиджаках и брюках, разных по цвету и структуре ткани. В общем, мужской стиль походил на современный кэжуал.

Лондонская высокая мода

Франция всегда считалась законодательницей мод и до сих пор предлагала миру только элегантные платья, гламур, жемчуг, костюмы и перчатки. Но новаторство берет свое и постепенно титул модной столицы завоевывает Лондон, ведь там еще с конца 50 годов начали открываться магазины для модной молодежи. Именно благодаря этому улицы Кингс-Роуд и Карнаби-стрит стали самыми модными улицами мира.


Здесь в этот же период известным парикмахером Видалом Сассуном создается новый вид стрижек. Он работает над геометрическими стрижками, которые будут легки в укладке и уходе. Именно он создал знаменитый «боб» для актрисы Ненси Кван, и эта же стрижка через какое-то время покорила современных модниц и была на всех обложках модных журналов.

А это Нэнси Кван – была знаменитой актрисой, а вошла в историю благодаря прическе.

Лондон стал родиной знаменитой мини юбки, самой скандальной в мире одежды. Молодежь сразу подхватила эту новинку, тем самым бунтуя и отвергая стандарты прошлого времени. Юбки мини стали предметом сексуальной революции. Молодежь всего мира была покорена новым веянием, в дальнейшем названным «стиль Лондон».
Как хорошие новости – модные тенденции быстро разлетелись по всему свету. В других крупных городах и столицах, кроме Лондона, начали появляться стилисты, которые работали и создавали моду только для молодежи. В домах высокой моды катастрофически не хватает клиентов, и они вынуждены налаживать свои линии одежды, уже учитывая сменившиеся вкусы общества. Как одевалась молодежь – экспрессивно и дерзко, и это становится основной тенденцией и направлением стиля всех последующих эпох.


Очень рекомендуем посмотреть ретро видео, прогулка по Кингс Роаду, будто онлайн трансляция с далеких шестидесятых. Это потрясающая возможность посмотреть в прошлое, на этих необычных и задорных людей, которыми тогда были лондонцы! Приятного просмотра!

Американская мода, покорившая мир в 60е годы

Молодежные настроения, царившие во всем мире, не обошли стороной и Америку. Известный красавец-стиляга Элвис Пресли стал кумиром в Америке и за ее пределами. Его аккуратная, высокая челка хохолком стала настоящим вызовом обществу. Дизайнеры пошли еще дальше: Руди Гернрейх представил вниманию публики купальный костюм «без верха», ставший своеобразной бомбой.


Молодые люди производили на пляжах настоящий фурор, а открытые купальники стали еще одним символом сексуальной революции шестидесятых.

Мода СССР: что носили девушки в союзе?

«Серая и строгая» – так позже называли образцы женской одежды в Союзе. Но в 60-х годах мода в СССР, подключаясь ко всемирным настроениям, выплеснула наружу свой нерастраченный потенциал. Стиль одежды советских женщин и мужчин кардинально сменился: цветовая гамма стала более веселой, а фасоны – более современными и интересными. Все, что было в моде раньше: блеклые цвета, модели эпохи Второй Мировой и незаметные украшения – теперь считалось скучным и старым, молодежь начинала требовать перемен и даже шила себе одежду сама. Возникает огромный спрос на аксессуары и парфюмерию.


Узнать всю правду о моде того времени, можно из небольшого ролика дальше.

Так же Вашему вниманию представляется скандальный документальный фильм, как одевались простые люди в Советском союзе и каковой была цена за возможность выглядеть “не как все”… Глубокая ностальгия и удивление остается от просмотра этого видео.

Шестидесятые стали примером для подражания. Многие гении дизайнерских проектов и сейчас пользуются изюминками прошлого. Стиль ретро стал классикой, которая до сих пор завоевывает сердца модников и модниц.

Стиляги — молодёжная субкультура, которая существовала в СССР. Субкультура существовала с конца 40-х по начало 60-х годов прошлого века. Стиляги отличались тем, что заимствовали американский образ жизни — модно и вычурно одевались, носили самую стильную одежду на европейский и американский манер, отрицали нормы советской морали, были абсолютно равнодушны к существовавшей тогда политике и отличались повышенным цинизмом к происходящему и к окружающим людям. Также стиляги проявляли повышенный интерес к американской музыке и зарубежным танцам.


В обществе к стилягам зачастую было неоднозначное отношение. Стиляг обличали в прессе, их выговаривали на студенческих собраниях, а иногда даже били. В начале 60-х годов, когда многие зарубежные течения, в том числе музыка, мода, искусство и так далее, стали легализоваться в СССР, субкультура стиляг стала постепенно угасать.

Носили они яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием.

из фильма "Стиляги" :

Пусть всё будет так,как ты захочешь..

Молодёжь в силу своих возможностей и достатка старалась соответствовать моде

То, Что Надо

И учили вот такие танцы:

Ты Любишь Буги-Вуги

Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для молодёжи из простого народа это было желание приобщиться к запретной культуре Запада. Выглядело это порой смешно и наивно. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.

Пластинки из рентгеновских снимков

Еще одна фишка стиляг — демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было весьма проблематично, ее заменяли куском парафина.

Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:

На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.

Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.

Сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).

В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов. Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его.

Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева:

В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…

Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик — тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности. Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.

Музыка и танцы

В конце 1940-х — в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Несмотря на то, что миллеровский биг-бэнд продолжал существовать и пользовался в мире неизменной популярностью, многие в СССР думали, что этот музыкальный коллектив распался после гибели своего руководителя: майор американских ВВС, тромбонист, аранжировщик и композитор Гленн Миллер погиб (по другим данным — пропал без вести) в 1944 году. Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг:

В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.

С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли.

Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию:

Контролировалось все: одежда и причёски, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утверждённые РОНО, да и манеры были из прошлого века — падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, все зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили.

В шестидесятые годы (во времена оттепели), когда в Советском Союзе начали более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...