Ранний детский аутизм, лечение детей, признаки, симптомы, причины и развитие. Какой врач лечит и диагностирует? Физиологические аутические проявления

Детским аутизмом признается патология психического развития, когда нарушается нормальный порядок социального взаимодействия ребенка с другими индивидами. Могут возникать речевые, моторные и поведенческие расстройства.

Ранний детский аутизм, или РДА, называют синдромом Лео Каннера. Это заболевание в 5 раз чаще встречается у мальчиков. В среднем тяжелым психическим расстройством страдает каждый тысячный ребенок.

Дети, заболевшие тяжелой формой аутизма, игнорируют даже самых близких людей. Такая ослабленная эмоциональная реакция называется «аффективной блокадой». Родители могут наблюдать у малыша заторможенность, сниженную реакцию на слуховые и зрительные раздражители.

Причины развития РДА

Факторы, способствующие возникновению заболевания

Нарушение психического состояния ребенка может быть спровоцировано объективными факторами, например:

  • генными нарушениями у родителей или плода;
  • органическими поражениями ЦНС (аномальным развитием отделов мозга, энцефалитом);
  • гормональной дисфункцией;
  • ртутным отравлением, которое может произойти в результате нарушения правил вакцинации;
  • бактериальной инфекцией;
  • злоупотреблением антибиотиками;
  • вирусным заражением;
  • химическим воздействием на организм матери во время беременности;
  • развитием патологий в период вынашивания плода матерью в связи с перенесенной вирусной инфекцией (ветрянкой , краснухой или корью);

Патогенез синдрома Лео Каннера

Причины аутизма могут быть:

  • первичными;
  • вторичными.

В число первичных причин болезни медики включают повышенную эмоциональную чувствительность малыша. Ребенок, который имеет невысокий энергетический потенциал, под влиянием вторичного фактора может демонстрировать признаки психического расстройства.

Среди вторичных причин развития следует отметить желание сбежать от проблем окружающего мира, стремление избавиться от внешних воздействий, появление сверхценных интересов и формирование устойчивых стереотипов.

Наследственность играет ключевую роль в процессе формирования аутизма. Существует теория, согласно которой аутичный ребенок может родиться в семье с любым материальным достатком и психологическим климатом.

Основные признаки детского аутизма

Симптомы аутизма могут проявляться в виде поведенческих и физиологических нарушений.

Поведенческие аутические проявления

Внешние признаки аутизма выражаются в разных формах в зависимости от возраста больного.

Поведение детей до 6 месяцев

Новорожденные дети в возрасте до 6 месяцев могут страдать от психического нарушения, о чем будет свидетельствовать:

  • постоянная пассивность – ребенок практически не плачет, совершает минимальные движения, не заинтересован в познании окружающего мира;
  • чрезмерная активность – проявление нервозности, постоянный плач;
  • отказ от зрительного контакта с людьми, отсутствие концентрации взгляда на лицах или окружающих предметах;
  • непроявление реакции на голос родителей;
  • уклонение от прикосновений матери и отца;
  • отказ от материнского молока;
  • отставание в развитии;
  • ускоренный рост черепа.

Фотографии

Поведение детей до 11 лет

Дети в возрасте от 2 до 11 лет способны демонстрировать:

  • отсутствие реакции на собственное имя;
  • желание играть в одиночестве;
  • отсутствие стремления к общению;
  • отказ от зрительного контакта с собеседником;
  • нежелание беседовать с окружающими людьми;
  • ограниченная заинтересованность в конкретном виде деятельности (музыкальное течение, направление изобразительного искусства или математические способности);
  • систематическое повторение одного жеста, звука или слова;
  • паника при смене привычной обстановки;
  • сложности при обучении, приобретении новых практических навыков (аутичному ребенку тяжелее научиться писать и читать).

Поведение детей после 11 лет

На пороге наступления подросткового возраста симптоматика больных аутизмом обогащается следующими признаками:

  • депрессивное состояние с агрессивными проявлениями;
  • отрицание потребности в налаживании контактов с окружающими;
  • склонность к совершению повторяющихся действий;
  • однообразие интересов;
  • отрицательное отношение к любым переменам;
  • речевые нарушения;
  • общение с невидимыми собеседниками;
  • повышенная нервозность, тревожность и возбудимость;
  • наличие патологических страхов;
  • склонность к формированию ритуалов;
  • повышенная привязанность к некоторым предметам.

Стереотипия поведения аутичного малыша

Больные дети склонны к совершению непроизвольных действий. Неосознанные движения совершаются ими систематически. Ребенок не может контролировать такие проявления как:

  • движения. Двигательная активность выражается в виде прыжков, раскачивания туловища или махания руками. Некоторые больные склонны к бегу на цыпочках по кругу. Известно, что усиление двигательных стереотипов происходит в периоды крайнего утомления или возбуждения организма. Активность может сменяться заторможенностью, во время которой ребенок способен застывать в неудобной позе;
  • речь. Типичным признаком аутичного ребенка является бесконтрольное повторение фраз или слов других людей. Больным свойственна неестественная разговорная речь, состоящая из штампов. Дети неверно используют личные местоимения. Говоря о себе, аутичные пациенты применяют слова «она», «он», «ты»;
  • пространственные стереотипы. Возможны трудности с внешней ориентацией, сложности при необходимости скопировать чужие движения во время занятий по физической культуре;
  • социальные стереотипы. Дети с РДА избирательны в контактах, они испытывают явный дискомфорт в присутствии незнакомых людей;
  • игровые стереотипы. Страдающие от синдрома Лео Каннера малыши могут играть с необычными предметами. Игрушкой аутичного ребенка может стать провод, электроника и бытовая техника, предмет интерьера, а также обувь и одежда. Пациенты с психическим расстройством не заинтересованы с традиционных детских играх, в просмотре развлекательных мультфильмов и кинокартин.

Физиологические аутические проявления

Болезнь имеет ряд физиологических симптомов, а именно:

  • судороги;
  • слабая иммунная система;
  • избыточное или притупленное сенсорное восприятие;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • хронические желудочно-кишечные патологии;
  • нарушение работы поджелудочной железы.

Классификация

Ранний детский аутизм может протекать в различной степени тяжести. Разновидности болезни отличаются друг от друга способом отделения ребенка от действительности.

1 тип

Больной полностью отрешен от происходящего во внешнем мире. Он чувствует дискомфорт при общении с посторонними, не проявляет социальной активности, не демонстрирует ответные реакции на раздражители и не показывает свои эмоции.

Для обеспечения полного отказа от контактов пациент может игнорировать неблагоприятные условия жизнедеятельности. Чтобы избавить себя от общения с окружающими, дети с пораженной психикой терпят голод, не придают значения опасности. Ребенок с аутизмом 1-го типа не адаптирован к самостоятельной жизни.

2 тип

Активное отвержение внешнего мира. Пациент не отрешен от окружающих, но крайне избирателен в выборе контактов. Зачастую единственными проводниками для связи с окружающей действительностью для ребенка являются родители.

Аутичный малыш выбирает для себя только конкретные виды пищи, может испытывать нездоровую привязанность к вещам, предметам одежды. Ребенок боится перемен. При усилении тревожности отмечает рост агрессивности, появление двигательных и речевых стереотипов. Больной имеет пониженный уровень приспособленности к жизни.

3 тип

Интересы ребенка сосредоточены на ограниченных сферах деятельности. Пациент временно увлекается определенной областью знаний или искусства, разговаривает только о своих интересах, регулярно воспроизводит одинаковые действия или слова.

Увлечения имеют цикличный характер, то есть постоянно сменяют друг друга. Больной не углубляет своих познаний о предмете заинтересованности, не занимается исследовательской работой.

Аутичные дети отличаются мрачностью и периодической агрессивностью. Они имеют средний показатель адаптации к жизни и взаимодействию с внешней средой.

4 тип

Ребенок испытывает сложности при взаимоотношениях с окружающими ввиду сниженной самооценки и ранимости. Он избегает новых контактов, чтобы оградить себя от критики. Такие больные имеют самые высокий процент приспособленности к жизни, они могут самостоятельно справляться с основными бытовыми и социальными задачами, легко поддаются лечению.

Диагнотика аутизма

Изучая информацию по вопросу, аутизм — что это за болезнь, родители должны помнить, что непринятие срочных мер по излечению детской психики может пагубно отразиться на развитии ребенка.

Аутизм может быть одним из последствий тяжелого поражения головного мозга. Именно потому при обнаружении первых признаков расстройства аутичные дети должны пройти комплексное обследование.

Когда ребенку нужно пройти обследование

Основанием для обращения к специалисту служит наличие у малыша таких тревожных признаков как:

  • повторяющееся (стереотипное) поведение;
  • сложности в социальном взаимодействии;
  • нарушения коммуникации с внешней средой.

Какие врачи подтверждают заболевание РДА

Для подтверждения диагноза пациенту потребуется пройти обследование у следующих врачей:

  • педиатр;
  • психиатр;
  • невролог;
  • психолог.

Способы выявления нарушения психики

Диагностика аутизма заключается в наблюдении за поведением пациента, сборе анамнеза жизни ребенка и проведении ряда психологических тестов. Родители вносят данные в опросник, где описывают обычное поведение своего ребенка.

На основании собранной информации специалист оценивает психическое состояние ребенка и проводит дифференцированную диагностику. Осуществляется углубленное медико-психологическое исследование состояния ребенка. Врач изучает динамику развития пациента, знакомится с его коммуникативными возможностями, границами познавательной деятельности и эмоционально-волевыми чертами, а также уровнем работоспособности.

Лечение детского аутизма

Аутизм у детей требует продолжительного комплексного лечения. В число основных принципов медицинской помощи после выявления РДА входит:

  • участие родителей, воспитателей и педагогов в оказании психологической помощи ребенку;
  • терпеливое, внимательное и деликатное отношение к больному;
  • планирование ежедневного распорядка пациента;
  • отказ от повышенных требований к ребенку;
  • обучение больного основным социально-бытовым навыкам;
  • сохранения привычной обстановки жизни пациента;
  • общение родителей пациентов с аутизмом, групповое обсуждение положительного опыта лечения;
  • периодический отдых от лечения для сохранения психической стабильности малыша.

Медикаментозное лечение

Детский аутизм лечится с применением нейролептиков и психостимуляторов для устранения отдельных симптомов, например, повышенной агрессивности или депрессивных проявлений. С целью борьбы с дисбактериозом больному назначают курс пробиотиков. Восполнить запасы минералов, витаминов и аминокислот помогут лекарственные комплексы, содержащие:

  • жирные кислоты Омега-3;
  • витамины B6 и B12, C и E;
  • фолиевую и липоевую кислоты;
  • молибден, марганец, магний, кальций и селен.

Ферментные препараты применяются для нормализации пищеварительных процессов и восстановления обмена веществ. Иммуностимулирующая терапия оказывает вспомогательное действие и ограждает ослабленный детский организм от проникновения инфекции.

Рефлексотерапия

Логопеды и дефектологи проводят с больными индивидуальные занятия для:

  • активации работы лобных долей головного мозга;
  • повышения работоспособности речевых зон;
  • развития областей мозга, отвечающих за познавательные процессы;
  • ограничения активности срединно-стволовых структур, ответственных за повышенную возбудимость, возникновение тревог и страхов;
  • снижения внутричерепного давления, что поможет восстановить сон и избавиться от головных болей.

Диетическое питание

Рацион пациентов должен отвечать следующим требованиям:

  • исключение красителей и консервантов, казеина и глютена, дрожжевой пищи;
  • увеличение процента белковой пищи и продуктов, богатых клетчаткой.

Профилактика

Для сокращения риска развития аутизма родителям нужно придерживаться следующих правил:

  • производить грудное вскармливание, не заменяя его искусственными смесями;
  • следить за качеством косметических и гигиенических средств во время беременности и лактации;
  • в период вынашивания плода избегать употребления продуктов с ГМО;
  • постоянно находиться рядом с младенцем;
  • давать ребенку только очищенную питьевую воду;
  • обогащать питание натуральными витаминными добавками;
  • не пропускать вакцинацию;
  • исключать из детского рациона продукты, на которые развилась пищевая непереносимость;
  • для кормления ребенка использовать посуду из высококачественных материалов.

Видео

Аутизм – сложное психическое заболевание, симптомы которого проявляются еще в раннем возрасте. Как правило, родителям удается понять, что с их ребенком не все в порядке еще в детском возрасте до 2.5 лет. Но, невзирая на это, точный диагноз можно установить лишь, когда ребенок достигнет пятилетнего возраста. Ведь именно в этот период созревания у ребенка формируются навыки поведения в обществе. Следует отметить, что аутизм гораздо чаще встречается у мальчиков.

Причины аутизма.

На сегодняшний день ученые изучили не все причины, которые приводят к возникновению детского аутизма. Причем причин этого недуга уже известно крайне много. Так, например причиной этой болезни является поражение головного мозга. Это может быть вызвано инфекцией. Часто к повреждениям работы мозга приводит краснуха . Проблемы с головным мозгом ребенка могут возникнуть еще на стадии формирования плода. Одной из причин этой проблемы является резус-конфликт. Также детский аутизм возникает вследствие нарушенной работы некоторых генов. Таким образом, данное заболевание имеет наследственную природу. Некоторые специалисты уверяют, что причины этой болезни заключаются во влиянии внешних факторов на ребенка. Например, неблагополучная семья, недостаток внимания и подобное.

Симптомы аутизма.

Главным симптомом этого недуга является отсутствие эмоций. Поэтому болезнь очень просто обнаружить даже в раннем возрасте. Болеющие дети крайне редко улыбаются. Они проявляют равнодушие к ласкам от родителей. Часто ребенок даже может избегать контакта со своей матерью. При этом заболевании ребенок может вообще не реагировать на различные яркие игрушки. При этом он часами может рассматривать свои пальчики. С возрастом нарушения эмоционального состояния у ребенка наблюдается все больше. Такие люди избегают общества. Они замкнуты.

Для болеющих детей характерны необычные жесты. У них своеобразная походка, странная манера сидеть и употреблять пищу. Во время игр такие дети предпочитают одиночество. Они не любят ничего нового. Для них характерен регулярно повторяющийся набор действия. Очень любят такие дети играть с водой. Они могут проявлять эмоции и радоваться во время купания. Поэтому многие специалисты рекомендуют чаще играться с детьми в воде.

Лечение аутизма.

Из-за отсутствия достоверной информации о положительном влиянии психотропных препаратов на детей с аутизмом, большинство экспертов с осторожностью назначают медикаменты. Такие препараты, как правило, назначаются лишь, когда замечается возбужденное поведение. В случае нарушения сна, врач может назначить антидепрессанты или нейролептики. Лечение с применением медикаментозных препаратов включает средства, стимулирующие работу мозговой ткани. Нередко положительно на здоровье ребенка, болеющего аутизмом, влияют курсы витаминотерапии. При таком лечении назначаются витамины группы В, С, а также РР. Без назначения специалиста, в аптеке можно приобрести ноотропил. Такой препарат не навредит ребенку. Более того, его можно употреблять в качестве профилактики. Однако в случае обнаружения не ладного поведения от своего ребенка, обратиться к врачу. Лечение должен назначать специалист. Большую роль в лечении данного недуга играют занятия с квалифицированными педагогами. Эта болезнь не влияет на интеллект. Поэтому основная задача специалиста заключается в том, что раскрепостить пациента.

Профилактика аутизма.

На данный момент не существует эффективных мер профилактики против детского аутизма. Единственная мера, которая позволяет значительно снизить риск заболевания является ответственный подход супругов к планировке беременности.


Аутизм считается не столько болезнью, сколько тяжелым нарушением психического развития , из-за которого человек теряет способность к социальному взаимодействию и общению с другими людьми. При этом уровень его интеллектуального развития может быть самым различным, начиная от полной отсталости и заканчивая одаренностью в определенной области.

К сожалению, болезнь аутизма у детей не лечится какими-либо таблетками и сохраняется на протяжении всей жизни . Некоторые родители, чьи дети страдают ею, стараются замаскировать диагноз, сделав его более благозвучным для восприятия. Понять таких мам и пап можно, т. к. общая масса окружающих людей считает аутистов шизофрениками. Но убегать таким образом от проблемы нельзя, ведь без внимания и понимания больные с этим отклонением живут совсем недолго.

Сегодня аутизм у взрослых принято делить на пять категорий:

К первой относятся люди, которые больны не поддающейся лечению формой заболевания. Как правило, для них окружающая действительность не существует, поэтому адаптация их к социуму не представляется возможной.

Вторая группа включает людей, которые очень замкнуты в себе. С другими людьми они общаются лишь из своих представлений о мире, невзирая на настоящую действительность. Аутизм такой формы, как и предыдущий, трудно поддается коррекции. Отмечено, что аутисты второй категории могут часами заниматься любимым делом, складывая, например, одну и ту же фигуру из кубиков или мозаики. При этом у них не появляется желания поесть или лечь спать: они просто забывают об этом.

Аутисты третьей группы чуть больше социализированы, но они никогда не принимают во внимание интересы окружающих людей. Такие люди почти не могут нормально о себе позаботиться и с огромным трудом отвлекаются на других. Они полностью поглощены своими интересами. Очень часто их родные и близкие даже не подозревают об их способностях и нередкой одаренности.

У людей четвертой группы наблюдается легкая форма аутизма, которую без помощи психиатра иногда не обнаружить. Как правило, такие люди не особо отличаются от сверстников, но при этом они очень обидчивы, совершенно не приспособлены к самостоятельной жизни, слишком послушны по отношению к своим опекунам и почти всегда следуют установленным для самих себя правилам.

Аутизм у людей пятой группы проявляется не только замкнутостью, но и гениальными способностями. Из таких людей могут вырасти выдающиеся писатели, художники, программисты и другие таланты.

Причины возникновения аутизма

Понять, кто же виноват, в этом случае ответить, увы, невозможно. Ученые всего мира до сих пор спорят о причинах возникновения аутизма. Многие из светил медицинской науки выдвигают предположение о том, что психическое отклонение может возникнуть из-за инфекций , воздействующих на плод в период его вынашивания матерью.

Также на развитие могут повлиять тяжелые осложненные роды , ситуации, травмирующие до конца не сформировавшуюся психику, и даже прививки .

Интерес у ученых вызывает и тот факт, что синдром аутизма чаще наблюдается в тех странах, где очень высоко развиты компьютерные технологии, заменяющие взрослым и детям общение с живыми людьми. Конечно же, это не значит, что к чудо-машине вообще нельзя подходить, но целесообразнее все же ограничивать время пребывания за ней, особенно детям.

Симптомы аутизма

Как показали исследования, это психическое заболевание бывает самых разных типов, поэтому симптомы аутизма одних форм могут немного отличаться от других. Среди всех подобных расстройств принято выделять синдромы Ретта, Каннера, Аспергера, аутистическое поведение и атипичный аутизм. При этом аутистическое поведение не совсем является аутизмом, а синдром Ретта психиатры вообще просят обособить как отдельное расстройство. Ниже приведены симптомы, характерные для каждой формы патологии отдельно.

Синдром Ретта начинает проявляться достаточно рано - в возрасте от 8 до 30 месяцев. Обычно признаки аутизма у детей в этом случае заключаются в утрате уже приобретенных навыков. К несчастью, ранний аутизм Ретта переносится детьми очень тяжело, ведь со временем появляются мышечные атрофии, дистония, сколиоз и кифоз. Кроме того, ребенок утрачивает способность удерживать даже легкие предметы, и у него наблюдаются непроизвольные «моющие» движения кистей. Как показала практика, аутизм Ретта не поддается коррекции, поэтому его считают самым тяжелым нарушением среди аутистических расстройств.

Синдром Каннера проявляется, когда ребенку примерно 2–3 года. Его симптомы:

  • тяга к нестереотипным играм с совершенно неигровыми предметами;
  • полная отгороженность от всего происходящего вокруг до тех пор, пока раздражители среды не становятся болезненными;
  • неспособность с самого начала жизни устанавливать с людьми полноценные отношения;
  • панический страх перед всеми изменениями окружающей обстановки;
  • недостаточность или же отсутствие зрительного контакта;
  • многократное повторение одних и тех же фраз или повторение речи других людей;
  • задержка развития личностных качеств.

Синдром раннего детского аутизма по Аспергеру , как и синдром Каннера, определяется стереотипным кругом интересов, недооценкой реальности и импульсивностью поведения. У некоторых детей неплохо сохраняется логическое мышление, и иногда оно поражает своей необыкновенной развитостью. В отличие от других, больные аутизмом Аспергера дети совершают мало выразительных мимических движений и довольно редко жестикулируют. Речь их больше похожа на декламацию, ведь она звучит то тихо, то так, что начинает резать слух. Также у больных наблюдается привязанность к дому, а не к его обитателям, поэтому смена жительства аутистами переносится очень болезненно.

Признаки атипичного аутизма схожи с признаками аутизма Каннера, но проявляются они чаще всего у взрослых. Для таких больных характерно стереотипное поведение.

Диагностика аутизма

Заболевание «аутизм» иногда путают с шизофренией, поэтому для выявления этого непростого для диагностики психического недуга нужен осмотр нескольких специалистов: психиатра, невролога и даже отоларинголога.

Во время обследования выясняются не только причины аутизма у детей, но и анализируется их поведение. Как правило, основные признаки раннего детского аутизма не заставляют долго себя ждать. Заметить заболевание удается уже на первом году жизни.

В клинической практике психическое отклонение диагностируется тремя инструментальными методами:

  • оценочной шкалой детского аутизма (CARS),
  • шкалой наблюдения для диагностики аутизма (ADOS),
  • пересмотренной версией опросника для диагностики аутизма (ADI-R).

Родители распознают детский аутизм довольно рано, не понимая, что творится с их чадом. Как правило, они жалуются на то, что малыш может подолгу рассматривать один и тот же предмет или играть с игрушками так, как они для этого они не предназначены.

Лечение аутизма

По мнению врачей, болезнь вылечить почти невозможно. К сожалению, медициной предлагается только коррекция состояния , помогающая ребенку более или менее приспособиться к жизни среди здоровых людей. То есть можно помочь ребенку адаптироваться, но окончательно вылечить аутизм не получится.

Проводя тест на аутизм у детей, специалисты выявляют степень тяжести болезни и только после этого назначают методы терапии. Обычно они сводятся к приему лекарственных препаратов.

Сегодня пользуется успехом такой метод коррекции, как холдинг-терапия , помогающий ребенку выйти из своего внутреннего мира и немного отвлечься. Как правило, лечить аутизм этим методом несложно — имея эти навыки, родители смогут сами помочь своим детям в некоторой степени преодолеть заболевание. В программу холдинг-терапии входят:

  • упражнения манипулирования мячом,
  • имитация несложных телодвижений,
  • вырезание простых фигурок из бумаги и т. д.

После такого лечения аутизм начинает немного сдавать свои позиции. У ребенка просыпается интерес к занятиями других обитателей дома, а иногда он и сам старается поучаствовать в них.

Вместе с корректирующими упражнениями в клинике применяется и биомедицинское лечение аутизма, подразумевающее прием витаминов, минералов и различных ферментов. Как ни странно, но врачами очень часто назначается диета , играющая при аутизме особую роль. Дело вот в чем. Желудочно-кишечный тракт у страдающих этим недугом детей не переваривает содержащийся в злаках и молочных продуктах белок. Непереработанные остатки белка, постоянно находясь в крови аутистов, негативно влияют на работу головного мозга, приводя к состоянию легкой… эйфории. Вот почему аутисты так любят мучное и молочное.

Аутизм у детей.

Аутизм у детей - это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям, болезнью не является. Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, диагноз Аутизм сомнителен. Данное расстройство имеет хроническое течение, независимо от своей формы; точная причина его возникновения неясна. Лечение состоит из психологических методов воздействия, поведенческой терапии; изредка используются препараты. Вылечить патологию сейчас еще невозможно, коррекция заключается в формировании адаптационных навыков.

Формы аутизма у детей

То состояние, которое просто называют аутизмом, в медицине звучит как ранний детский аутизм или синдром Каннера. В этом случае младенец еще в возрасте до года не проявляет желаний взаимодействовать с окружающими, не смотрит людям в глаза, не старается говорить. Их поведение стереотипно, имеют место поведенческие ритуалы.

Имеются и схожие состояния, с разнообразным сочетанием более мягких признаков заболевания. Их называют расстройствами аутистического спектра, и они включают:

1.Синдром Аспергера. Это легкая форма заболевания: малыш до 3 лет не заинтересован в окружающих, его поведение стереотипно, но он разговаривает и может выполнять какие-то задачи, но только если они ему интересны. К семье ребенок и подросток равнодушен, но к жилищу привязан.

2.Синдром Ретта. Развивается обычно у ребенка до года, характеризуется его обратным развитием: вначале грудничок чему-то учится (сидеть, ползать, произносить звуки), потом малыш постепенно разучивается это делать. У детей 2 лет могут пропадать даже жевательные навыки, исчезает какая-либо двигательная активность кроме моющих движений рук, что требует нахождения в стационаре. В 5 лет некоторые навыки возвращаются, но после способность к движению, а также к мышлению вновь утрачивается. Синдром Ретта - самая тяжелая форма аутизма.

3.Атипичный аутизм. Он развивается у детей старшего возраста, характеризуется отсутствием одного или двух основных критериев, по которым ставится диагноз аутизма.

4.Дезинтегративное расстройство Heller, когда у детей 2 лет и старше наблюдается постепенный уход в себя с ухудшением (вплоть до полной утраты) речи, интеллектуальных и коммуникативных способностей.

В зависимости от социальной дезадаптации выделяют такие виды расстройства:

С полнейшим отсутствием потребности в контакте. Такой ребенок молчит, у него нет навыков самообслуживания

С отвержением окружающего. У ребенка отмечаются повторения звуков, движений, ощущений; он гипервозбудим, у него нарушено чувство самосохранения

Когда окружающее замещается: у ребенка есть своеобразные интересы и фантазии, которые он ставит выше реальных явлений; к близким он привязан слабо

Со сверхтормозимостью в отношении к окружающему (наиболее легкая форма): малыш очень раним, пуглив; у него быстро меняется настроение, он истощается морально и физически уже через небольшой период времени.

Что такое эпидемия аутизма

Аутизм в разных странах регистрируется в 4-50 случаях на 10 тысяч детей до 3 лет. На настоящий момент болен каждый 88-й ребенок. Мальчики болеют в 3-4 раз чаще. В последнее время отмечается учащение случаев этого расстройства, но дело тут вовсе не в эпидемии (это не заразная болезнь), а в том, что изменился подход к диагностике - более слабо выраженные проявления нарушений социального поведения и навыков считают аутизмом.

Почему развивается аутизм

До конца не ясно, почему рождаются дети с аутизмом. Выяснено, что основная роль в развитии этой патологии принадлежит генетическим нарушениям, но неизвестны причины возникновения: в наличии у ребенка определенного сочетания генов или они в определенной мутации генов.

Аутизм у ребенка может также развиваться вследствие таких причин:

*имеется хрупкая X-хромосома

*если мать во время I-II триместра беременности перенесла вирусную или бактериальную инфекцию, например, краснуху (симптомы краснухи читайте здесь) или цитомегаловирусную инфекцию

*если аутизмом болен кто-то из родителей (риск существенно возрастает, если уже 1 ребенок родился с подобным синдромом).

Что такое аутизм?

Аутизм – это расстройство, характеризующееся дефицитом социального взаимодействия человека, нарушениями коммуникаций, ограничением его интересов, наличием повторяющихся действий, преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. Аутист не способен к полноценному социальному общению. Заболевание возникает вследствие нарушения развития головного мозга и проявляется в возрасте до трех лет.

Младенцы-аутисты мало улыбаются, редко смотрят на людей, практически не откликаются на собственное имя и поздно начинают лепетать. У них отмечается необычная жестикуляция и слабая реакция на попытки общения. На втором и третьем годах жизни такие дети, по сравнению со здоровыми, имеют меньший словарный запас, реже комбинируют слова и сопровождают их жестами. Аутисты хуже понимают социальную обстановку, не склонны сближаться к другим людям, реагировать на их эмоции или имитировать чужое поведение. Более взрослые дети плохо распознают лица и эмоции. Им сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения.

При аутизме отмечаются повторяющиеся движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища), сопротивление переменам, ритуальное поведение (выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время), имеется склонность к аутоагрессии (повреждению самого себя).

Факторы риска развития аутизма

Развитие аутизма в большей степени связано с генными проблемами. Так, расстройства аутического спектра (РАС) возникают у мужчин с неправильным числом половых хромосом (синдром XXY / Клайнфельтера, XYY, XXYY). Установлено, что при аутизме выявляются мутации следующих генов: SCN 2A (потенциалзависимый натриевый канал типа II, α-субъединица) и CHD8 (хромодомейн хеликаза ДНК-связывающий белок 8), а также прочих генов, отвечающих за пластичность связей между нейронами и синтез белка.

Однако при аутизме чаще не удается обнаружить какой-либо генной мутации, которая была унаследована от родителей. Дело в том, что гены малыша под воздействием различных факторов (эпигенетических) могут меняться в процессе внутриутробного развития (мутации De Novo). Подобные изменения становятся причиной аутизма у ребенка и могут передаваться по наследству.

Среди вредных эпигенетических факторов следует выделить: инфекционные заболевания и возраст матери (как зрелый, так и слишком молодой); дефицит витамина D, фолиевой кислоты и Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК); осложнения беременности, вызывающие гипоксию пода; воздействие тяжелых металлов (неорганической ртути и свинца), растворителей, фенолов (используемых в производстве пластиков), пестицидов, алкоголя, наркотиков; стресс. В то же время такие факторы, как: вакцинация, использование вспомогательных репродуктивных технологий, ожирение и сахарный диабет у матери, кесарево сечение, - скорее всего, не связаны с риском РАС.

Специалисты Школы общественного здоровья Мейлмана при Колумбийском университете (Columbia University Mailman School of Public Health) в своей работе доказали, что факторами риска развития аутизма являются воспаление и активация иммунных механизмов при вирусной герпетической инфекции 2 типа. Исследователи проанализировали образцы крови у 442 матерей, детям которых впоследствии был поставлен диагноз «аутизм». Установлено: высокий уровень антител к вирусу герпеса 2 типа в середине беременности вдвое повышал риск развития аутизма. Канадские ревматологи (Wojcik S) доказали, что наличие материнских антител и цитокинов (веществ, отвечающих за воспалительный ответ), вырабатывающихся при ревматоидном артрите, в 8 раз повышает риск развития аутизма у ребенка.

Механизм развития аутизма

Способность какой-либо инфекции вызывать аутизм объяснили кипрские неврологи (Lombardo M.V.). Исследователи выяснили, что активная иммунная система матери подавляет воспроизведение (экспрессию) генов, участвующих в ключевых процессах развития головного мозга плода (синтезе белка, восстановлении ДНК и пр.), причастных к развитию аутизма. Воздействие оказывается не только внутриутробно, но и в более позднем возрасте.

Под влиянием перечисленных факторов, затрагивающих многие функциональные системы мозга, нарушается процесс его развития. При аутизме в ключевых участках мозга формируется избыток нейронов (нервных клеток) и локальных связей, нарушается перемещение сигналов, образование связей (синапсов) между нейронами и работа системы зеркальных нейронов (отвечающей за наблюдение и понимание других людей), а также искажаются процессы имитации поведения.

Исследователи (Khundrakpam B.S.) из Монреальского неврологического института и госпиталя (The Montreal Neurological Institute and Hospital), обследовав 1100 пациентов в возрасте 6-65 лет с подтвержденным диагнозом аутизм, установили, что при данной патологии имеются утолщение коры головного мозга преимущественно в левых отделах. Тяжесть симптомов и уровень социальной адаптации зависели от величины корковых изменений.

Диагностика аутизма

Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребенка. В младенческом возрасте подозрительными на аутизм являются такие симптомы, как искаженная реакция на дискомфорт, чрезмерно бурный испуг и плач в ответ на слабые звуковые раздражители и изменения окружающей среды. На 1-3 годах жизни признаками аутизма являются:

Отсутствие лепета и жестикуляции к 12 месяцам;
-нарушение речи: не выговаривает слов – к 16 месяцам; спонтанно не произносит фразы из двух слов – к 24 месяцам;
-потеря какой-либо части языковых или социальных навыков в любом возрасте.

Однако чем меньше возраст, тем сложнее поставить диагноз. По данным исследования, проведенного в 2009 году в США, средний возраст постановки диагноза «расстройство аутистического спектра» составляет 5,7 лет, у трети детей заболевание остается невыявленным к восьми годам.

При наличии подозрительных признаков у ребенка необходимо обратиться к врачу. Специалист по расстройствам аутистического спектра ставит диагноз и проводит оценку состояния, коммуникативных способностей, семейных условий и других факторов. Нейропсихолог поможет выбрать образовательные методы коррекции.

Хотя симптомы аутизма и РАС появляются в раннем детстве, они иногда остаются незамеченными. Взрослые аутисты обращаются к врачам с целью лучше понять себя и объяснить свои особенности друзьям и родственникам, изменить режим работы, получить пособие или льготы, полагающиеся людям с такими расстройствами в некоторых странах.

Генетические проблемы при аутизме удается обнаружить в 25-40% случаев. Для диагностики РАС сегодня все чаще применяется секвенирование человеческого экзома (генов, отвечающих за кодирование белков). Исследователи (Rossi M) из Калифорнийского департамента клинической генетики (Clinical Genomics Department, Ambry Genetics, Aliso Viejo, California) провели диагностическое секвенирование экзома у 163 пациентов с аутизмом. Изменения выявлены у четверти (42 из 163), у большинства (61,9%) были обнаружены вновь образовавшиеся (De Novo) мутации, которых не было ни у одного из родителей.

Терапия и прогноз при аутизме

Единого оптимального метода терапии не существует. Излечить аутизм известными методами нельзя, но любая помощь лучше ее отсутствия. Основные цели терапии аутизма:
-уменьшение дефицита социального взаимодействия;
-снижение напряжения в семье;
-повышение качества жизни и независимости.

Программы образования и терапии помогают ребенку повысить уровень общения, способствуют обретению рабочих навыков, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения. Детям-аутистам для коррекции сопутствующих психических расстройств (агрессии и самоповреждения) нередко назначаются различные медикаменты: психотропные, противосудорожные препараты, антидепрессанты (амитриптилин), стимуляторы и антипсихотики (арипипразол). Тем не мене, стоит учитывать, что их эффективность и безопасность при данном заболевании изучены недостаточно хорошо.

Также возможна атипичная реакция на лекарство. Некоторые средства, например классические нейролептики, нежелательно применять при аутизме из-за побочных эффектов. В то же время, сегодня широко исследуются и рекомендуются к применению у детей старше 5 лет, подростков и взрослых людей с агрессией и бессонницей новые препараты (локсапин).

Дети с аутизмом и деструктивным поведением из-за снижения навыков повседневной жизни подвержены повышенному риску развития ожирения, что следует учитывать при разработке программы их развития. Даже при активном лечении немногим детям удается перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха. Многие сегодня считают, что аутизм – это не болезнь, а «особое», альтернативное, состояние.

Профилактика аутизма

Если в семье уже есть аутист, то шанс выявления заболевания у второго ребенка составляет 2-18%. Чтобы избежать этого недуга, первую очередь, необходимо грамотно планировать беременность:

Не торопиться с зачатием до 18 лет, но и не откладывать его дольше 40 лет;
-исключить курение, алкоголь, наркотические средства, избегать контакта с пестицидами, лакокрасочными изделиями, не греть пищу в микроволновой печи в пластмассовых контейнерах;
-выполнить все необходимые обследования, в том числе типирование генов фолатного цикла, оценить уровень витаминов В и D;
-исключить наличие различных инфекций, в первую очередь, герпеса 2 типа;
-при выявлении инфекций или каких-либо других заболеваний (ревматоидного артрита и пр.) проконсультироваться у специалиста и пройти курс терапии;
-в период подготовки к зачатию и на протяжении беременности использовать витамины групп В и D.

Способствуют нормальному развитию нервной системы плода и зрительного анализатора, в первую очередь, сетчатки;
-увеличивают число дендритов (нервных волокон) в гипокампе (структуре головного мозга);
-улучшают умственные и языковые способности ребенка, его моторику и способность к обучению.

Основным источником Омега-3 является жирная рыба: сельдь, палтус, форель, лосось, тунец, треска и пр. Сегодня созданы медикаментозные препараты, которые помогают восполнить запасы жирных кислот в организме: Форевер Арктическое море, Витрум кардио, Норвесол, Наталбен и пр.

Также будущей маме следует избегать стрессов, включать в распорядок дня ежедневные физические нагрузки, заниматься дыхательными практиками, медитировать, визуализировать удачные роды. И малыш родиться здоровым)

Всегда с вами, Ольга Панкова

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...