Чем является наука современном обществе. Роль науки в современном обществе

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра: «Философии и истории наук»

Контрольная работа №2

Вариант №4

Наука и ее роль в современном обществе

Выполнил: Трофимова Марина

Александровна

Шифр: 2005-БУ-6344

Проверил: Вострякова Юлия

Викторовна

Самара 2007 г.

Введение

I . Понятие науки

1. Изучение науки в древние времена

2. Средневековая наука

3. Связь науки и философии

II . Современная наука. Основные концепции

III . Роль науки в современном обществе

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку о противоположности Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится на сегодняшний день.

Что такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира? И какова её роль в современном обществе? Обсуждение всех этих философских во­про­сов со­про­во­ж­да­ло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие со­вре­мен­ной нау­ки, и бы­ло не­об­хо­ди­мой фор­мой осоз­на­ния особенностей, как са­мой нау­ки, так и той ци­ви­ли­за­ции, в рам­ках ко­то­рой на­уч­ное от­но­ше­ние к ми­ру ста­ло воз­мож­ным. Се­го­дня эти во­про­сы сто­ят в но­вой и весь­ма ост­рой фор­ме. Это связано, пре­ж­де всего, с той си­туа­ци­ей, в ко­то­рой ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. Рассмотрим пример, связанный с информационными технологиями. На сегодняшний день со­вре­мен­ное об­ще­ст­во всту­па­ет в ин­фор­ма­ци­он­ную ста­дию раз­ви­тия. Всем уже понятно, что информационную революцию уже не остановить. Наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё больше и больше. По-моему, таким образом и возникает современная наука.

I . Понятие науки .

1. Изучение науки в древние времена.

Основная форма человеческого познания – наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определённые представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня.

На сегодняшний день нет точного, однозначного определения науки. В литературе насчитывается более 150. Одно из этих определений выглядит следующим образом: наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Также широко распространено и другое определение: наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Канке В.А. в своей книге "Философия. Исторический и систематический курс" дал следующее определение: наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

Существует множество определений науки, потому как существует и множество восприятий её, многие люди понимали науку по-своему, считая, что именно их восприятие является единственным верным определением. Следовательно, занятии наукой актуально не только в наше время, её истоки начинаются с довольно древних времён. Рассматривая науку в её историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры при переходе от одной общественно-экономической формации к другой, меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности в науке, стили мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов в процесс порождения собственно научного знания.

Предпосылки для возникновения науки появляются еще в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди которых можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и Кант. С точки зрения этих великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания.

Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.

Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велик было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.

Древняя Греция много уделяла времени и сил науки, научным исследованиям, не удивительно, что именно появлялись всё новые и новые научные достижения. Астрономические, математические, физические и биологически понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы, и многое другое), основываясь на наблюдениях, они первые предсказали астрономические и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно добытые ими знания были для них не только основой практического действия и применения, но, прежде всего, элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем существе материалистическое.

Чтобы понять, найти объяснения многим философским вопросам, таким как познание природы для пользы всему человечеству, необходимо обратиться к науки, использовать для достижения своей цели важные научные открытия.

2.Средневековая наука

Основными науковедами в средние века принято было считать схоластов. Их интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предметах. Тем не менее не следует уменьшать достижения схоластической учености – на таких диспутах оттачивались теоретический фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя из немногих общих положений.

Все же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания для предпочтения был провозглашен опыт. «На средние века, - писал Ф. Энгельс, - смотрели как на простой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим варварством. Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и XV веков.

Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Вильям Оккам в качестве источника познания объявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное различие философских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему получения истинных знаний.

Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной, экспериментальной, идет от вещей, которые воздействуют на органы чувств. Причем это воздействие может быть независимым от мышления или же подчинения эмпирического порядка.

3.Связь науки и философии.

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы – как, например, в нашей стране на протяжении 20-50-х гг. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук. 20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах.

Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение

получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий.

Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов.

Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний.

В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т.д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем

современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы.

Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и

параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей

научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

К основным функциям науки можно отнести следующие:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция , безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3)производственная , технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная , образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своём реферате я рассмотрел такую важную в философии тему, как «Наука и её роль в современном обществе». Раскрывая тему, я показал, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день. И несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым.

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Нау­ка есть по­сти­же­ние ми­ра, в ко­то­ром мы жи­вем. Со­от­вет­ст­вен­но нау­ку при­ня­то оп­ре­де­лять как вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ную и вы­со­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную дея­тель­ность по про­из­вод­ст­ву объ­ек­тив­ных зна­ний о ми­ре, вклю­чаю­щем и са­мо­го че­ло­ве­ка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛИСОФИЮ. Учебник для высших учебных заведений. Часть 2. Москва, «Политиздат» 1989г.

    Лекции по текущему предмету. 2004г.

    Канке В.А. "ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС", Электронный учебник, Москва « Логос», 2001г.

    Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. Москва, «гуманитарий» 1994г.

    Личные конспекты и записи.

Роль науки в жизни общества определяется ее основными функциями.

Культурно-мировоззренческая функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания.

Эта функция науки впервые обнаруживает себя еще в античном обществе в связи с формированием теоретической культуры мышления. Переход от мифа к логосу знаменовал собой становление такого типа культурного пространства, в котором рациональные нормы поведения и деятельности приобретали особую значимость и высокий ценностный статус.

Мировоззрение современного человека в решающей степени базируется на научной картине мира, принципах научно-рационального мышления и отношения к действительности.

Индустриально-производственная функция науки впервые отчетливо обнаруживает себя в 19 веке, когда процесс сращивания научных открытий и промышленных технологий приобретает системный и планируемый характер.

Первое десятилетие 21 века ознаменовалось дальнейшим ускорением научного прогресса. Развитие когнитивных наук и экспериментальное изучение человеческого мозга; проблемы экологии и искусственное выращивание наноструктур – эти и многие другие направления научных исследований определяют сегодня перспективу новых технологических прорывов уже в ближайшие годы.

Наука выступает как фактор социальной регуляции . Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Проявление регулятивной функции науки осуществляется через сложившуюся в обществе систему образования, воспитания и обучения.

Современная наука начинает больше заботиться о коэволюционном вписывании в мир всех достижений научно-технического прогресса и в качестве приоритетной выделяет свою социальную функцию . Реализация этой функции предполагает, что методы науки и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности).

Проективно-конструктивная функция науки связана с созданием качественно новых технологий.

Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав основных функций науки необходимо включить описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

Современные исследователи предлагают выделить две общие как для образования, так и для науки функции. Во-первых, это функция, предполагающая неогуманистическую ориентацию . Суть ее сводится к транслированию последующим поколениям не только совокупности накопленных знаний, но и знаний, нацеленных в будущее, содержащих заботу о будущих поколениях. Вторая, тесно связанная с ней экологическая функция направлена на сохранение природы и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека. Современная система образования стремится к изменению парадигмы образовательного процесса в направлении от техногенно-экономической к эколого-гуманистической.

Лекция 2. НАУКА В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

2.1 Проблема начала науки.

2.2 Специфика научного познания.

2.3 Классический, неклассический и постнеклассическийэтапы в развитии науки.

Проблема начала науки

По вопросу генезиса науки как уникального компонента культуры и особого типа духовно-познавательной деятельности нет единого и общепринятого мнения. Существует множество подходов и интерпретаций относительно того, когда и в каких социокультурных условиях впервые возникает наука. Из них можно выделить четыре наиболее распространенные точки зрения.

Первая точка зрения была сформулирована в рамках позитивистской историографии науки и получила свое развитие в сочинениях О. Конта, Г. Спенсера, Ж. Гарнье и других философов-позитивистов. Эти авторы отмечали, что наука возникает на первичных стадиях антропо- и социогенеза в структуре традиционных цивилизаций Египта, Китая, Индии и других регионов Древнего мира. Наука отождествлялась с обыденным знанием.

Согласно второй точке зрения, разделяемой многими зарубежными и отечественными учеными (Дж. Бернал, Б. Рассел, П. Гайденко, В. Степин и др.), первые научные программы возникают в контексте античной культуры.

Согласно третьей точке зрения, основные предпосылки формирования науки складываются в 12-14 в.в., в эпоху позднего средневековья в Западной Европе.

Наиболее популярной и широко распространенной точкой зрения по вопросу о возникновении науки является концепция ее формирования в Западной Европе в эпоху Нового времени в результате великой интеллектуальной революции 16-17 в.в., которая завершилась созданием классической механики и установлением первичных форм институализации науки.

На основе последней точки зрения может быть предложена следующая периодизация истории науки:

1) этап преднауки (с глубокой древности по 17 в.), когда в ходе накопления положительного знания, разработки форм его теоретического обобщения формируются предпосылки развития науки как системы знаний и особого социального института;

2) этап развития науки как особой сферы социальной жизнедеятельности (с 17 в. по настоящее время).

Преднаука развивается в основном в рамках наличной практики: практика выступает как источник постановки проблем, как основа первичных абстракций – идеальных объектов и схем мышления ученых древности.

Наука выходит далеко за пределы наличной практики, отличается применением определенных логико-методологических стандартов познавательной деятельности, ее профессионализацией, выделением в особую социокультурную сферу.

Существуют и другие подходы к решению вопроса о социокультурных предпосылках генезиса науки на различных стадиях исторического процесса. Нередко под наукой понимают не всю возможную совокупность знаний и познавательных действий, направленных на их генерацию, а лишь отдельные сферы или отрасли знания как интегральной целостности.

Специфика научного познания

Научное познание имеет ряд специфических особенностей , которые отличают его от других форм познания (обыденного познания, религиозного постижения мира и т. д.):

1) Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.

2) На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3) Существенным признаком научного познания является его системность , то есть совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.

Систематизация дает возможность из небольшого числа исходных сведений логически выводить остальные фрагменты знаний, эмпирически еще не полученные. Эта особенность существенным образом отличает научное познание от всех других видов, выражающих получаемые результаты в виде не всегда связанных между собой фрагментов (например, обыденное познание представлено в различных пословицах, приметах. Но, зная лишь некоторые из них, невозможно логически вывести остальные).

4) Обобщенно-абстрактная форма представления знания . Научные данные относятся не к каким-то отдельным конкретным ситуациям, а выражают информацию о целых классах некоторых событий и явлений, обладающих общими характеристиками. Поэтому обобщенное изображение набора имеющихся сведений (например, математическое уравнение) дает возможность в компактной форме представить множество описаний отдельных частных ситуаций исследования.

5) Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается – в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

6) Непосредственная цель научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Отсюда характерная черта научного познания – объективность.

7) В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, зачастую очень дорогостоящие (ракетно-космическая техника). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов таких идеальных средств и методов, как современная логика, математические методы, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы.

8) Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Требование обоснованности производимых знаний вызвано тем, что ученые стремятся к получению не просто новых сведений о действительности, но таких, которые можно было бы использовать в практических процедурах человеческого воздействия на внешние явления и процессы. Для ученого некое новое утверждение о мире будет считаться обоснованным, если можно указать какие-то другие утверждения (чья истинность доказана раньше), из которых выводимо данное.

9) Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов . Если при этом результат повторного испытания существенно отличается от зафиксированного в первый раз, одно из проведенных исследований объявляется ошибочным.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним такие, как формальная непротиворечивость знания, открытость для критики, свобода от предвзятости и т.д.

Читайте также:

ФГОУ ВПО АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

НА ТЕМУ: «Наука и ее роль в современном обществе»

ВЫПОЛНИЛ:

СТУДЕНТ ГРУППЫ ЗФФ-31

УЧЕБНЫЙ ШИФР

ПРОВЕРИЛ:

ДОЦЕНТ: КОСАРЕВ В.М.

АСТРАХАНЬ, 2008

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Современная наука. Основные концепции…………………………………..5

2. Роль науки в современном обществе…………………………………………7

3. Влияние науки на духовную сферу жизни общества………………………10

4. Проблемы негативного влияния развития науки и научно-технического прогресса на человека и общество……………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………………..22

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы.

Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать.

Научное исследование — не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука — игра, связанная с риском, а игра — это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно.

Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился на этой: я хочу разобраться в том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в развитии России.

Ведь нау-ка яв-ля-ет-ся од-ной из оп-ре-де-ляю-щих осо-бен-но-стей со-вре-мен-ной куль-ту-ры и, воз-мож-но, са-мым ди-на-мич-ным ее ком-по-нен-том. Се-го-дня не-воз-мож-но об-су-ж-дать со-ци-аль-ные, куль-тур-ные, ан-тро-по-ло-ги-че-ские про-бле-мы, не при-ни-мая во вни-ма-ние раз-ви-тие на-уч-ной мыс-ли.

Что та-кое нау-ка? Ка-ко-ва глав-ная со-ци-аль-ная роль нау-ки? Су-ще-ст-ву-ют ли гра-ни-цы на-уч-но-го по-зна-ния и по-зна-ния во-об-ще? Ка-ко-во ме-сто ос-но-ван-ной на нау-ке ра-цио-наль-но-сти в сис-те-ме дру-гих спо-со-бов от-но-ше-ния к ми-ру? Воз-мож-но ли вне-на-уч-ное по-зна-ние, ка-ков его ста-тус и пер-спек-ти-вы?

Мож-но ли на-уч-ным спо-со-бом от-ве-тить на прин-ци-пи-аль-ные во-про-сы ми-ро-воз-зре-ния: как воз-ник-ла Все-лен-ная, как поя-ви-лась жизнь, как про-изо-шел че-ло-век, ка-кое ме-сто за-ни-ма-ет фе-но-мен че-ло-ве-ка во все-об-щей кос-ми-че-ской эво-лю-ции?

Об-су-ж-де-ние всех этих и мно-же-ст-ва дру-гих во-про-сов со-про-во-ж-да-ло ста-нов-ле-ние и раз-ви-тие со-вре-мен-ной нау-ки и бы-ло не-об-хо-ди-мой фор-мой осоз-на-ния особенностей, как са-мой нау-ки, так и той ци-ви-ли-за-ции, в рам-ках ко-то-рой на-уч-ное от-но-ше-ние к ми-ру ста-ло воз-мож-ным.

Се-го-дня эти во-про-сы сто-ят в но-вой и весь-ма ост-рой фор-ме.

Это связано, пре-ж-де всего, с той си-туа-ци-ей, в ко-то-рой ока-за-лась со-вре-мен-ная ци-ви-ли-за-ция. С од-ной сто-ро-ны, вы-яви-лись не-ви-дан-ные пер-спек-ти-вы нау-ки и ос-но-ван-ной на ней тех-ни-ки. Со-вре-мен-ное об-ще-ст-во всту-па-ет в ин-фор-ма-ци-он-ную ста-дию раз-ви-тия, ра-цио-на-ли-за-ция всей со-ци-аль-ной жиз-ни ста-но-вит-ся не толь-ко воз-мож-ной, но и жиз-нен-но не-об-хо-ди-мой.

С дру-гой сто-ро-ны, об-на-ру-жи-лись пре-де-лы раз-ви-тия ци-ви-ли-за-ции од-но-сто-рон-не тех-но-ло-ги-че-ско-го ти-па: и в свя-зи с гло-баль-ным эко-ло-ги-че-ским кри-зи-сом, и как след-ст-вие вы-явив-шей-ся не-воз-мож-но-сти то-таль-но-го управ-ле-ния со-ци-аль-ны-ми про-цес-са-ми.

Цель этого реферата ответить на вопрос, какова же роль науки в современном обществе.

Современная наука. Основные концепции.

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним.

Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад.

Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом.

Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность — её основа, своеобразная «субстанция», знание – системообразующий фактор, а социальный институт — способ объединения ученых и организации их совместной деятельности.

И эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки.

Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки.

Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки.

Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными.

И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.

Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др.

Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Наука как социальный институт — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

2. Роль науки в современном обществе

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах.

Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам.

От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни.

Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей.

Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы.

Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные.

Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

  1. Наука и ее роль в современном обществе (1)

    Реферат >> Философия

    «Философии и истории наук» Контрольная работа №2 Вариант №4 Наука и ее роль в современном обществе Выполнил: Трофимова Марина Александровна … Что такое наука ? Какова роль науки в формировании картины мира? И какова её роль в современном обществе ? Обсуждение …

  2. Наука и ее роль в жизни общества .

    Функции, особенности и методы научного познания

    Контрольная работа >> Философия

    Наука и ее роль в жизни общества 1.Функции, особенности и методы … вторая (XVII в.) — рождение современной науки , нового механического естествознания, у истоков … научной деятельности в особую профессию. Современная наука — социальный институт и фактор …

  3. Наука и ее роль в жизни общества

    Реферат >> Философия

    МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Наука и ее роль в жизни общества Исполнитель: Буцкий В.С. Минск, … углубляют прикладное значение науки , ее значение в ноосфере». Со-вре-мен-ное раз-ви-тие нау-ки ве-дет к даль-ней-шим …

  4. Понятие наноиндустрии. Её роль в современном обществе

    Реферат >> Экономика

    «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»на тему«Понятие наноиндустрии. Её роль в современном обществе» Выполнила:Студентка группы МТб-091Ли … науке . Требуется дальнейшая дифференциация структуры GES как объекта исследования, уточнение структуры ее

  5. Урбанизация и ее роль в жизни общества .

    Социализация человека

    Реферат >> Социология

    … считалось в советской науке . Урбанизация Понятие урбанизации, ее черты и роль в жизни общества Урбанизация (англ. … парадоксами и казусами, преумножающимися вместе с инновациями современной цивилизации. Вертикали металлобетонных конструкций и горизонтали …

Хочу больше похожих работ…

Наука как социальный институт — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки как социального института — производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления.

Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер.

Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой.

Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития.

При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей.

Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

III . Роль науки в современном обществе.

20 век стал веком победившей научной революции.

НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике.

Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов.

Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни.

Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности.

В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы.

Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания.

В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами.

Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания.

Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой — как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция , безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее — разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3)производственная , технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др.

Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная , образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования.

Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своём реферате я рассмотрел такую важную в философии тему, как «Наука и её роль в современном обществе». Раскрывая тему, я показал, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день.

И несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым.

Знаменитый афоризм Ф.

Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Нау-ка есть по-сти-же-ние ми-ра, в ко-то-ром мы жи-вем.

Со-от-вет-ст-вен-но нау-ку при-ня-то оп-ре-де-лять как вы-со-ко-ор-га-ни-зо-ван-ную и вы-со-ко-спе-циа-ли-зи-ро-ван-ную дея-тель-ность по про-из-вод-ст-ву объ-ек-тив-ных зна-ний о ми-ре, вклю-чаю-щем и са-мо-го че-ло-ве-ка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛИСОФИЮ. Учебник для высших учебных заведений. Часть 2. Москва, «Политиздат» 1989г.

2. Лекции по текущему предмету.

3. Канке В.А. "ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС", Электронный учебник, Москва « Логос», 2001г.

4. Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. Москва, «гуманитарий» 1994г.

5. Личные конспекты и записи.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Покажите роль науки и техники в становлении и развитии современной цивилизации и культуры.

Наука сегодня выступает как одна из высших ценностей цивилизации и культуры. Однако, так было не всегда.

Науке предшествовала преднаука – зачатки научных знаний и религиозно — мифологических представлений (“научное знание” в Древнем мире).

Наука в строгом смысле слова является поздним продуктом развития культуры.

Она возникает в Европе на рубеже Возрождения и Нового времени (XI-XVII вв.), в период формирования капиталистического способа производства. Генезис науки связан с кардинальными переменами социального и культурно – мировоззренческого порядка, радикально изменившими традиционную картину мира.

Природа, мир стали представляться и мыслиться как механизм. Существенные изменения произошли и в понимании человека, целей и предназначения человеческой жизнедеятельности. Новоевропейская культура выдвинула идею практического преобразования мира деятельно – активным субъектом.

Важную роль в этом сыграла и религия (протестантизм как “дух капитализма” — М. Вебер).

Философия формирует представления человека о Бытии, о месте человека в мире, является основой мировоззрения людей.

Наука же создает мир объективных, истинных знаний, состоящий только из практически доказанных и проверенных данных о природе и мире и выводов, получаемых на основе законов логики. Самому человеку здесь отводится роль в основном открывателя, познающего субъекта. От мифологии наука отличается тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формированию законов развития природы и общества, предполагающих эмпирическую проверку.

Различие науки и религии заключается в соотношении разума и веры. В науке преобладает разум, в религии – вера. Научная картина мираограничивается сферой опыта и не имеет прямого отношения к религиозным откровениям. Ученый может быть как ярым атеистом, так и глубоко верующим человеком.

В историческом процессе развития науки обычно выделяются следующие крупные этапы: классический, неклассический, постнеклассический (современный).

Каждый из этих этапов характеризуется преобладанием тех или иных норм и идеалов научного познания, стилей научного мышления, методов научного исследования, использованием характерного научно – понятийного аппарата и т.п. Изменяется и социально- культурный облик науки.

Первый этап (XYII-XIX вв.).

Наука перестает быть частным и “любительским” занятием и становится профессией. Появляется опытное естествознание. Складывается дисциплинарная структура науки. Создаются фундаментальные теории и специализированное научное знание. Наука становится на службу государству. Растет престиж ученых в обществе.

Второй этап (XIX в – вторая треть XX в.). Это период появления так называемой “Большой науки”, создания основных теорий современного объяснения мира (теория относительности, новая космология, ядерная физика, квантовая механика, генетика).

Происходит широкое внедрение научных идей в технические достижения, в производство и быт.

Третий этап – современная постнеклассическая наука. Происходит дальнейшее расширение влияния “Большой науки”. Реализуются такие масштабные проекты как атомная, космическая программы, программа “геном человека”, осуществляется международный экологический мониторинг и т.п.

Характерная черта – вхождение в науку аксиологического (ценностного) момента. Складывается “антропный” принцип в науке: идеалы гуманизма, сохранения жизни, достижения блага людей становится кардинальной задачей научного познания.

Наука выступает не только как система знаний и особый вид познавательной деятельности, но и как социальный институт в структуре общества – особая система общественных организаций и учреждений вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих научные знания в общество.

В становлении науки как социального института решающее значение имело изменение характера отношения науки и производственной практики. Прежде наука была слабо связана с жизнью, практикой. Сейчас же материальной производство не только создает техническую базу научных экспериментов, ставит задачи и стимулирует развитие науки, но и само развивается под ее воздействием.

В развитии научного познания особую роль играют научные революции – события коренного изменения научной картины мира, типов научной рациональности, исследовательских стратегий, методов, идеалов и норм научного познания.

Революционные изменения в истории касались как отдельных областей познания, так и науки в целом. Показательный пример глобальной научной революции – создание гелиоцентрической системы мира (Н. Коперник).

В истории науки выделяются три такие революции. Первая — это революция XVII века, приведшая к становлению классической науки, учреждению механистической картины мира (ньютоновская механика), доминированию объектного стиля научного мышления.

Вторая революция связана с преобразованием этого стиля мышления и становлением неклассической науки. К середине ХХ в. в науке происходит ряд революционных перемен – открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории, появление концепции нестационарной Вселенной и др.

Появляются генетика и кибернетика.

Последняя треть ХХ столетия знаменует развертывание третьей глобальной научной революции, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.

Научное знание проникает во все сферы социальной жизни, компьютеризация науки приводит к революции в средствах хранения и получения знания, появляются сложные и дорогостоящие приборные комплексы, исследовательские коллективы функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.д

Яркой особенностью современной науки является ее ориентация на исследование уникальных объектов — исторически развивающихся систем (биосфера, Метагалактика, Земля и т.п.).

Среди таких объектов особенно выделяются т.н. “человекоразмерные комплексы ” – объекты, в которые в качестве важнейшего компонента включен человек. Это принуждает науку ориентироваться в научном исследовании на обще гуманистические принципы и идеалы.

Происходят революции и в технической сфере.

Примером была техническая революция, вызвавшая промышленный переворот в XVIII-XIX вв. (переход от ремесла и мануфактуры к машинному производству).

В отношении человека к техники сформировалось два противоположных культурных подхода. Первый из них – «технофобия ».

Она вызвана недоверием и враждебностью к технике, страхом, что она может выйти из под контроля человека. Человечество резонно опасается «бунта машин» (О. Шпенглер), появления искусственного чудовища Франкенштейна. Противоположное апологетическое и оптимистическое отношение к технике – «техницизм ». В нем выражена вера в прогрессивную роль техники, в возможность решить с ее помощью любые социальные и человеческие проблемы.

В феномене техники заключены основополагающие понятия, харак-те-ризующие осо-бен-ности нашей цивилизации.

К ним можно отнести «прог-ресс», «эффективность», «рацио-нальность» и даже «природу». Философия техники, так или иначе, является обязательным компо-нентом само-рефлексии любого развитого общества, важнейшей частью нашего отно-шения к миру. В связи с этим встает задача уточнения объема понятия «философия техники».

Классическая философия рассматривает технику как продукт чело-ве-ческой дея-тельности, изобретательности, человеческого гения.

Техника здесь – служанка и помощ-ница человека, значительно усиливающая слабые от природы человеческие силы, дающая ему возможность совершить то, что он не в состоянии совершить своими физическими силами. Техника развивает, обо-гащает, совершенствует жизнь человека, создает мате-риаль-ное изо-билие, ком-форт и уют, позволяет ему освободиться от забот и тем самым способствует раскрытию творческих способностей человека.

Наука и техника постоянно открывают перед человеком новый мир и новые возможности существования в нем, а в этом мире – новую близость к природе.

В современном мире для человека существуют новые возможности, специфическое удовольствие от достижений науки и техники, расширение знаний о мире и самом себе

Предыдущая123456789101112Следующая

1. Понятие «наука» ассоциируется с понятием «знание», т.к. одна из главных задач науки - получение и систематизация знаний. Знания бывают (подчеркните правильные ответы):

  1. обыденные;
  2. гипотетические;
  3. характеристические;
  4. прозаические;
  5. научные ;
  6. проблематические.

2. Существуют различные методы исследования.

Методы бывают (подчеркните правильные ответы):

  1. эмпирические;
  2. общие;
  3. лабораторные;
  4. теоретические ;
  5. специфические
  6. прикладные.

3. Установите соответствие между словами по принципу «теза - антитеза» и поставьте соответствующие номера только к тем словам второй колонки, которые составляют антонимическую пару для слов первой колонки:

  1. дискретность случайность
  2. динамика объективность
  3. изотропия анизотропия
  4. детерминизм регулярность
  5. изоморфность обязанность
  6. генезис статика

Правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания.
Подберите необходимое слово, чтобы получить верное утверждение:

  1. истина;
  2. верификация;
  3. аспект;
  4. закон;
  5. гипотеза;
  6. рефлексия.

5. Причины непрерывного возрастания роли науки?

  1. Из-за увеличения численности населения
  2. Из-за неизбежного уменьшения площади с/х угодий и пашни в расчете на 1 человека
  3. Из-за неизбежного возрастания потребностей человека
  4. Из-за увеличения численности населения, неизбежного уменьшения площади с/х угодий и пашни в расчете на 1 человека, а также возрастания потребностей человека

Какие методы предназначены для накопления первичных данных об объектах исследования?

  1. Наблюдение и дисперсионный анализ
  2. Эксперимент и вариационный анализ
  3. Наблюдение и эксперимент
  4. Вариационный анализ и дисперсионный анализ

Что такое схема эксперимента?

  1. Размещение вариантов и повторений на опытном участке
  2. Перечень опытных и контрольных вариантов, включаемых в эксперимент для проверки гипотезы
  3. Чертеж, на котором размещены границы эксперимента
  4. Перечень методов исследования, которые планируется проводить в эксперименте

Какая разновидность ошибок приводит к завышению или занижению результатов исследований под действием определенных факторов (закономерных изменений плодородия почвы и др.)?

  1. Систематические
  2. Грубые
  3. Случайные
  4. Однонаправленные

Абсолютное знание:

  1. Это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом
  2. является отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом.
  3. это соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания.
  4. это знание которое научно доказано

Отражение мозгом человека свойств предметов или явлений в целом, воспринимаемых его органами чувств в какой-то отрезок времени, и дает первичный чувственный образ предмета или явления. «…» есть отражение, копия, образ совокупности свойств, а не отдельного из них. В мозгу человека отражается предмет. «…» дает знание предметов, вещей, а не свойств. Это- :

  1. восприятие
  2. ощущение
  3. представление
  4. наблюдение
  1. Специфический метод получения эмпирического знания.

    Его сущность состоит в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем, графиков и других обозначений. Благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, изучаемый объект отражается в целом.

1) эксперимент

2)описание

3) измерение

Введение…………………………………………………………………..………….3

1. Наука, как сфера человеческой деятельности…………………….….…………4

2. Роль науки в обществе……………………………………………….….………..7

3. Достижения науки и ее перспективы…………………………….…….………..9

Заключение……………………………………………………..…..………………14

Список использованных источников……………………………….…………….15

Введение

В течение последних трех столетий естествознание развивалось невероятно динамично. Горизонт научного познания расширился поистине до фантастических размеров. На микроскопическом конце шкалы масштабов физика элементарных частиц вышла на уровень изучения процессов, которые происходят за время около 10 -23 с и на расстояниях 10 -15 см. На другом конце шкалы космология и астрофизика изучают процессы, происходящие за время порядка возраста Вселенной 10 18 с и радиуса Вселенной 10 28 см. Недавно обнаружены астрономические объекты, свет от которых идет к нам 12 млрд лет. Свет от этих объектов «вышел» тогда, когда до возникновения Земли оставалось еще 7 млрд лет. Человек получает возможность заглянуть в самое начало «творения» Вселенной.

В современном обществе значительно возросла роль науки. На основе научного знания рационализируются, по сути, все формы общественной жизни. Как никогда близки наука и техника. Наука стала непосредственной производительной силой общества. Новые информационные технологии и средства вычислительной техники, достижения генной инженерии и биотехнологии обещают в очередной раз коренным образом изменить материальную цивилизацию, уклад нашей жизни. Под влиянием науки (в том числе) возрастает личностное начало, роль человеческого фактора во всех формах деятельности.

1. Наука как сфера человеческой деятельности

Наука - сложное, многостороннее и динамическое явление. Наука создавалась и развивалась не одним поколением людей, отличающихся яркой индивидуальностью и обстоятельствами их. Исследователи, изучающие науку, рассматривают ее с различных сторон: как форму общественного сознания, особую деятельность человека, подсистему культуры, цивилизации, систему знаний, фактор общественного прогресса и т. д. Изучение науки с различных сторон позволяет понять специфику этого явления общественной жизни человека.

Если науку рассматривать как определенный вид деятельности, то следует указать следующие важные элементы этой деятельности: цель, задача, методы и результаты деятельности.

Великий философ, математик, логик, юрист, один из основателей естествознания и инициаторов создания академии в России Г. Лейбниц (1646-1716) определил цель наукиследующим образом: «Цель науки - благоденствие человечеству, то есть преумножение всего, что полезно людям, но не ради того, чтобы затем предаваться безделью. А для поддержания добродетели и расширения знаний. Всякий талант обязан внести свою лепту».

Эта трактовка цели науки противопоставляется пониманию цели науки как чисто познавательной деятельности человека. Понимание цели науки как исключительно познавательной деятельности было характерно для науки до XVII в.

Приоритет в понимании науки как теоретической и методической основы практической деятельности людей и развития материального производства принадлежит английскому философу Ф.Бэкону (1561-1626).

В его работе «Новый органон» (1620) была разработана идея проекта новой науки, науки экспериментальной, связанной с материальным производством людей. Наука прошлого века на примере научно-технической революции (НТР) убедительно доказала правильность понимания цели науки, сформулированной философами и учеными XVII в. Однако это не означает, что достижения науки напрямую оказывают влияние на рост благосостояния людей в современном обществе (более 1 млрд человек в современном мире живет на 1 доллар в день) и что наука отказалась от своей чисто познавательной функции или «науки ради науки». Использование достижений науки и ее дальнейшее развитие зависят сегодня от политических и других факторов.

Развитие науки связано с поиском решений определенных задач. Например, ученые XVII в. ставили перед собой задачу открытия законов механического движения, знание которых способствовало развитию практической механики. Сегодня наука выполняет следующие функции в развитии общества:

Познавательная функция (расширение знания об окружающем мире, обществе и человеке);

Практическая функция (развитие новых технологий в производительных силах общества);

Образовательная функция (создание новых технологий обучения);

Мировоззренческая функция (систематизация знаний об окружающем мире, обществе и самом человеке).

Важным понятием для научной деятельности является понятие образца, идеала, к которому следует стремиться в познании окружающего мира (природы, Вселенной), общества и человека. Во все периоды развития науки ученые стремились к созданию истинного знания.

Истинное знание - это, грубо говоря, информация, которая адекватно отражает положение дел в самой исследуемой действительности, в мире, в котором живет человек.

Идеалом науки,по мнению большинства ученых, является истина. Другое дело, что понимать под истиной и каким образом ее можно достичь. Здесь существуют разные точки зрения. Некоторые ученые полагают, что в конце концов наука откроет все законы, господствующие во Вселенной, и на этом она закончится. В качестве аргумента приводится знаменитая фраза А. Эйнштейна о том, что как бы ни была сложна природы, тем не менее она открывает свои тайны ученому, вознаграждая его за неимоверные усилия и однообразный образ жизни.

Другие утверждают, что природа - неисчерпаемый источник познания и поэтому наука никогда не кончится. Эта точка зрения признает бесконечное количество законов, господствующих в мире. На самом деле, как говорят представители первой точки зрения, это не соответствует наблюдаемым фактам: природа поступает экономно, расчетливо, с завидной простотой.

Понятие истины в качестве научного идеала предъявляет жесткие требования к методу ее достижения и к результатамнаучной деятельности. Еще в XVII в. французский философ, математик, физик Р.Декарт (1594-1650) выдвинул следующие требования к научному методу познания:

Ничего не принимать за истинное, что не является ясным и очевидным;

Трудные вопросы делить на столько составных частей, сколько нужно для разрешения;

Начинать с исследования простых, удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;

Останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ни чего не упущено.

Требования Р. Декарта к научному методу оказали большое влияние на понимание науки как активной созидательной творческой деятельности. В дальнейшем метод научного познания стал пониматься как совокупность интеллектуальных и материально-вещественныхспособов достижения истинных знаний в процессе развития научной деятельности.

К интеллектуальным способам относятся методы создания теорий, гипотез и моделей исследуемых объектов, а также разработки технологий создания измерительных приборов, установок для проведения экспериментов и наблюдений. К материально-вещественным способам относятся сами приборы, установки для проведения экспериментов и наблюдений. Такое понимание научного метода отражается в современной трактовке главных черт научных знаний в качестве результата научного познания.

2. Роль науки в обществе

ХХ век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине ХХ века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу ХХ века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция , безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная , технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная , образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

3. Достижения науки и ее перспективы

На начало третьего тысячелетия человечество заселило практически всю поверхность земного шара. Исследователи Земли проникли в нее на значительные глубины и суши, и Мирового океана. Освоена тропосфера: сотни самолетов с тысячами людей в каждый момент времени бороздят околоземное пространство в разных направлениях. Удивительны достижения человечества в изучении Ближнего и Дальнего Космоса. Представители землян побывали на поверхности Луны.

Больших успехов достигла физика. Открытие огромного количества элементарных частиц, гипотезы о строении материи на основе кварков и лептонов, глубокое понимание сил взаимодействия между частицами породили новые идеи в отношении строения материи как таковой и строения Вселенной в частности.

Достижения физики, химии, биологии позволили синтезировать новые молекулы и материалы (полистирол, керамику и т. п.). Ожидается, что в результате применения синтетических волокон, различных пластиков, гелей, материалов с точным функциональным предназначением произойдет переворот в большинстве отраслей народного хозяйства. Известные же материалы обрабатываются в настоящее время новыми способами, приводящими к изменению их прочности, проводимости, точек плавления и т. п. Появляющиеся биоматериалы находят широкое применение в биологии и медицине. Это приводит к созданию «умных» лекарств, действующих в определенное время и на определенную часть организма.

Современная наука и техника обладают удивительными возможностями.

Человечество идет к глубокому, революционному изменению мышления. Одним из основных достижений человечества является то, что наука и техника противопоставили наблюдение и опыт аргументам предвзятости и произвола, что они развили методы, которые, продолжая совершенствоваться с изменением целей исследований, постепенно распространяются на все научные направления, включая экономические, социальные и политические.

До сегодняшнего дня наука стремилась достичь огромных энергий, высоких температур и давлений, больших скоростей и огромных масштабов. Сегодня уже известно, что проявления жизни характеризуются сравнительно небольшой разницей температур и энергий, а тела перемещаются со сравнительно малыми скоростями, что есть системы, для которых Вселенная является сравнительно крохотным объектом.

Современное развитие науки и техники тесно связано с информатикой. Это позволяет решать многие задачи и космического масштаба, и на уровне клетки. Они остались бы нерешенными без использования современных компьютерных технологий: либо по причине огромного объема расчетов, либо из-за необходимости выполнять одновременно большое число действий. Сегодня вычислительная техника широко используется при решении многих задач молекулярной биологии, экологии, планирования. Опыт, накопленный при составлении и реализации масштабных программ, несомненно, найдет применение в самых различных, зачастую неожиданных областях - от защиты окружающей среды до динамики народонаселения, картографии и метеорологии.

Продолжается уменьшение размеров компьютеров при одновременном увеличении их качественных и количественных показателей. Последствия дальнейшей миниатюризации в области информатики будут весьма значительными, и компьютеры смогут выполнять все новые и новые функции. Ведь, например, деятельность сложнейшего клеточного механизма обеспечивается программами, размещающимися на площади размером с микрон и меньше.

Сегодня информатика со своим искусственным умом, с экспертными системами готова внести свой вклад в развитие логики, моделирование процессов, готова помочь логическому мышлению и принятию решений. А это означает, что речь идет о качественном и количественном усилении умственной деятельности человека.

После длительного периода методологических трудностей, связанных с невероятной сложностью живых систем, биология перешла в семью точных наук. Применяя самую современную технику, а также достижения физики, химии, математики, биология продвигается вперед гигантскими шагами: уже проводятся сложнейшие операции на сердце и мозге, обеспечивается развитие эмбрионов в пробирках, осуществляется размножение растений без использования зерна, производятся вакцины, ранее считавшиеся немыслимыми, выращиваются помидорные растения величиной с дерево и дающие урожай целого поля.

Но самым удивительным, пожалуй, является углубление понимания механизма жизни на уровне клетки и нуклеинов. Биология раскрыла удивительную организацию живых существ, тонкость и сложность их строения.

Вполне возможно, что раскрытие этих миниатюрных биологических механизмов и есть самое впечатляющее достижение современной эпохи.

О самом человеке, к сожалению, в прошлом было известно мало. Опыты проводились на животных, и многие из животных были изучены лучше, чем человек. Сегодня положение радикально меняется. Различные операции, которые проводятся на человеке, чрезвычайно сложны и искусны, познан механизм действия гормонов, пигментов, нейромедиаторов и т. п. Человек не только ушел далеко от средневековых запретов, но и стал участником процесса познания.

Последствия этого могут превзойти самые смелые предположения.

Понятие здоровья уже нельзя больше сводить к излечению от каких-то болезней. Оно находится в тесной связи с социальными проектами и становится отправной точкой важных перемен в образе жизни большинства людей и развитии общества в целом. Увеличивается продолжительность жизни, причем даже со значительным продлением действия физических и умственных способностей. Развивается профилактика; открыты эффективные лекарства; повышается уровень санитарии; появились биоматериалы, которые позволяют решать принципиально новые проблемы. Теперь к старости люди достаточно часто сохраняют хорошее здоровье. Оно позволяет им вести нормальную трудовую деятельность.

Рушатся традиционные понятия о пенсионном возрасте, меняются многие социальные взаимоотношения, появляются новые потребности.

Возрастает эффективность вмешательства в процесс воспроизводства человека. Обычным делом стало оплодотворение в пробирке. Стало возможным запланированное появление на свет близнецов, рождение ребенка после смерти отца и даже обоих родителей и т. д. Подобные генетические возможности затрагивают такую социальную единицу, как институт семьи.

Считается, что к концу XXI века население Земли составит 10 млрд человек. На сегодня численность населения Земли, очевидно, уже достигла 6 млрд человек. 90 % увеличения населения падало в последние десятилетия на развивающиеся страны. Однако темп общего прироста населения, достигнув своего пика в 1960-е годы, в настоящее время пошел на убыль. Не исключено, что население Земли в дальнейшем не будет увеличиваться быстрее, чем сегодня, и прибавка будет составлять не более чем 85 млн. в год.

Заключение

Большое многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Фундаментальные законы, понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального. К сожалению, уходящий век оставляет немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку.

Современное человечество перешагнувшее грань тысячелетий, и уже одно это заставляет людей уделять больше внимания своему будущему и разумному осмыслению прошлого Достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой. Космическая техника, наземный транспорт, успехи науки, позволившие получать новые вещества, не существовавшие до этого в природе, - все это усилило антропоцентризм по отношению к природе. Люди как бы стали забывать, что сами они - часть природы, биологический вид, жизнь которого определяется амплитудой природных условий, и все их могущество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации невозможно.

Близится рубеж тысячелетий. Завершается XX век, явивший миру черты новой цивилизации. Человек вышел в космос, проник внутрь атомного ядра, освоил новые виды энергии, создал мощные вычислительные системы, разгадал генетическую природу наследственности, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы. Однако он гораздо менее преуспел в рациональном и бережном отношении к природе и к богатейшим ее ресурсам.

Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что роль науки в современном обществе изменилась кардинальным образом. И этот фактор вызывает и будет дальше вызывать существенное влияние на все стороны жизни: политику, экономику, социальную сферу, образование, культуру и т.д.
Список использованных источников

  1. Карпенков С.Х. К26 Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. Изд. 2-е, испр. и доп. – 639 с.
  2. Лихин А. Ф. Концепции современного естествознания: учеб. – МТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 264 с.
  3. Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции.
    Изд. 2-е – М.: ЭТС, 2000. – 368 с.
  4. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 480 с.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...