Характеристика уровней общего недоразвития речи у детей: симпотмы и коррекция ОНР. Общее недоразвитие речи (ОНР) Общее недоразвитие 2 уровня

анонимно , Женщина, 29 лет

Здравствуйте,сыну 5 лет на ПМПК поставили диагноз ОНР 2 уровня и Дизартрия. Сын не выговаривает некоторые буквы и звуки, неусидчив много отвлекается и иногда не может сфокусировать внимание на вопросе. Сейчас нас переводят в детский сад где есть речевая группа и помимо этого хочу дополнительно поводить сына к частному логопеду. Скажите пожалуйста,по каким материалам я могу заниматься с сыном дома? Возможно есть какие то пособия или рабочие тетради по которым мы сможем заниматься не имея логопедического образования?

Здравствуйте. Это достаточно серьезное нарушение речи, которое корректируется в течение двух лет работы. вам нужно поговорить с логопедом в саду, по какой программе будут проводиться занятия, так же поговорить с частным логопедом, по какой программе -такой же или другой, обязательно получить рекомендации по домашним заданиям. Понимаете, действия должны быть скоординированы, иначе перегрузите ребенка, а результат будет как у лебедя, и щуки. И ответственность непонятно на ком. Вернее, на Вас, потому что вовремя не определили педагогический маршрут. Я не знаю. что предложат другие логопеды, у каждого свой опыт работы. но посмотрите Игры в логопедической работе с детьми ]/ Под ред. В. И. Селиверстова. - М., 1987. Вып. 2.- 195с., Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова - М.: АСТ, 2008. – 223 с. Жукова, Н.С. . Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007.- 320с.

анонимно

Спасибо большое за ответ! Скажите пожалуйста,а до школы за два годы работы с логопедом возможно снять данный диагноз? Кроме логопеда чем еще можно или кто еще может помочь ребенку?

Да, при условии занятий с логопедом не меньше 2-3 раз в неделю, закрепления упражнений дома- можно. НО! Успокаиваться рано. Что я имею в виду? очень часто, к сожалению, приходят дети в школу, и родители возмущаются: мы столько денег потратили на логопеда, ребенок чисто говорит, а по русскому языку двойки! И на письме куча логопедических ошибок! Понимаете, постановка звуков, звукокоррекция - это верхушка айсберга. А есть еще нарушение слоговой структуры, грамматического строя речи, нарушения согласования в роде, числе, падеже. Ребенок не выделяет нужный звук, не понимает, как правильно писать окончания. В условиях быстрого темпа работы, увеличения нагрузки, детки-речевики пишут, как слышат, вспоминать правила некогда. И вот во избежание этого, просите логопеда не только заниматься постановкой звука, но и остальным. Учить выделять нужный звук, определять позицию звука в слове, развивать словарь. Не стоит думать, что пойдет в школу и сам научится. Без помощи не получится. Ну вот, пожалуй, все. А, кто еще поможет помочь? Если есть предпосылки, были какие-то нарушения в развитии, то нужно проконсультироваться у невролога. Если есть проблемы-помощь дефектолога. А так, логопед и Вы вполне справитесь! Удачи!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №…

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………………

Характеристика

На К…. Егора, 10.12.20…. года рождения.

Посещающего МДОУ №… с 28.08.2015.

Местожительство: ……………………………………………………………………………………..

Егор воспитывается в полной семье(мама - ……….., папа- ………….) ,

процесс воспитания под контролем: родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Многоязычия, нарушений речи у близких родственников нет.

Период адаптации проходил хорошо, ребенок легко привык к новой обстановке.Навыками самообслуживания владеет достаточно. Социально-бытовые навыки соответствуют возрастному развитию, осмысленно пользуется предметами личной гигиены.

Мелкая моторика рук развита плохо, в общей отмечается задержанная переключаемость движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Не усидчив, быстро утомляется, отвлекается.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Общее звучание речи невнятное: говорит односложно, использует первые слого слов. В свободной деятельности говорит много, но непонятно для окружающих. Многие слова употребляет в приближенном значении. Плохо понимает суть пространственных отношений. Затрудняется в классификации предметов, подборе обобщающих слов. Словарный запас недостаточный. Активный словарь в количественном отношении беднее, чем пассивный. Навыками словообразования и словоизменения не владеет. Затруднено понимание грамматических структур выражающие временные и пространственные отношения. Искажена звукослоговая структура слова. Грубо нарушена слоговая структура слова.

Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы происходит замедленно, с отставанием от нормы. Восприятие у Егора фрагментарно, замедленно, неточно.Отдельные анализаторы работают неполноценно, ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже –слуховое, поэтому объяснение учебного материала успешнее при наличии наглядной опоры. Внимание - неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.У Егора более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия.

Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет программа группы. Неспособен к устойчивой целенаправленной деятельности, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении заданий на занятиях, недоразвитие произвольных видов ведет к неуспеваемости у Егора по всем занятиям.

Поведение мальчика соответствует более младшему возрасту.Значительно отстает Егор и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не может хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии. Педагогами отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости. Не подчиняется требованиям взрослых.

Характеристику составили и подписали:

Заведующий МДОУ №…

Зам.зав.по ОВР

Педагог-психолог

Воспитатели

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это отклонение в развитии детей, которое проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи. При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение. ОНР у детей дошкольного возраста встречается чаще (40% от всего количества), чем другие речевые патологии. К общему недоразвитию речи стоит отнестись очень серьезно, так как без коррекции оно чревато такими последствиями, как дисграфия и дислексия (различные нарушения письма).

К симптомам ОНР у ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, поскольку оно может повлечь за собой целый комплекс проблем

  • 1 уровень ОНР – полное отсутствие связной речи.
  • 2 уровень ОНР – у ребенка наблюдаются начальные элементы общеупотребительной речи, однако словарный запас очень скудный, ребенок допускает множество ошибок в употреблении слов.
  • 3 уровень ОНР – ребенок может выстраивать предложения, но звуковая и смысловая стороны еще недостаточно развиты.
  • 4 уровень ОНР – ребенок разговаривает хорошо, допуская лишь некоторые недочеты в произношении и построении фраз.

У детей с общим недоразвитием речи чаще всего выявляются патологии, полученные еще во внутриутробном развитии, либо во время родов: гипоксия, асфиксия, травмы при родах, резус-конфликт. В раннем детстве недоразвитие речи может быть следствием черепно-мозговых травм, часто возникающих инфекций, каких-либо заболеваний в хронической форме.



ОНР диагностируется к 3-м годам, хотя “предпосылки” недоразвития речи могут формироваться даже на этапе беременности и родов

Когда у малыша общее недоразвитие речи любой степени, разговаривать он начинает довольно поздно – в 3 года, некоторые – только к 5 годам. Даже когда ребенок начинает выговаривать первые слова, многие звуки он произносит нечетко, слова имеют неправильную форму, говорит он невнятно, и его с трудом понимают даже близкие люди (см. также: ). Связной такую речь назвать нельзя. Поскольку формирование произношения происходит неправильно, это отрицательно сказывается на других аспектах развития – памяти, внимании, мыслительных процессах, познавательной деятельности и даже координации движений.

Недоразвитие речи корректируется после определения уровня. От его характеристики и диагноза напрямую зависит, какие меры понадобится предпринимать. Теперь приведем более подробную характеристику каждого уровня.

1 уровень ОНР

Дети 1 уровня ОНР не умеют формировать фразы и строить предложения:

  • Они пользуются очень ограниченным запасом слов, причем основную часть такого лексикона составляют лишь отдельные звуки и звукоподражающие слова, а также несколько самых простых, часто слышимых слов.
  • Предложения, которые они могут использовать, состоят из одного слова, а большинство слов являются лепетными, как у младенца.
  • Свой разговор они сопровождают мимикой и жестикуляцией, понятными только в данной ситуации.
  • Значения многих слов такие дети не понимают, часто переставляют слоги в словах и вместо полного слова произносят только его часть, состоящую из 1-2 слогов.
  • Звуки ребенок произносит очень нечетко и невнятно, а какие-то из них вообще не способен воспроизвести. Трудными для него являются и другие процессы, связанные с работой со звуками: различать звуки и выделять отдельные из них, соединять их в слово, узнавать звуки в словах.


Программа по развитию речи для первой ступени ОНР должна включать в себя комплексный подход, направленный на развитие речевых центров мозга

При 1 уровне ОНР у ребенка прежде всего необходимо развивать понимание того, что он слышит. Не менее важно стимулировать навыки и стремление самостоятельно выстраивать монолог и диалог, а также развивать другие умственные процессы, которые напрямую связаны с речевой активностью (память, логическое мышление, внимание, наблюдательность). Правильное звуковое произношение на этом этапе не так важно, как грамматика, то есть построение слов, словоформ, окончаний, употребление предлогов.

2 уровень ОНР

На 2 уровне ОНР у детей, помимо несвязного речевого лепета и жестикуляции, уже проявляется способность строить из 2-3 слов простые предложения, хотя смысл их примитивен и выражает, чаще всего, только описание предмета или действие.

  • Многие слова заменяются синонимами, так как ребенок плохо определяет их значение.
  • Он испытывает определенные трудности и с грамматикой – неправильно произносит окончания, неуместно вставляет предлоги, плохо согласовывает слова между собой, путает единственное и множественное число, допускает другие грамматические ошибки.
  • Звуки ребенок по-прежнему произносит нечетко, искажает, смешивает, заменяет одни другими. Различать отдельные звуки и определять звуковой состав слова ребенок еще практически не умеет, так же как и соединять их в целые слова.

Особенности коррекционной работы при 2 уровне ОНР заключаются в развитии речевой активности и осмысленном восприятии услышанного. Большое внимание уделяется правилам грамматики и лексики – пополнению словарного запаса, соблюдению норм языка, правильному употреблению слов. Ребенок учится грамотно строить фразы. Ведется работа и над правильным произношением звуков, корректируются различные ошибки и недочеты – перестановка звуков, замена одних другими, обучение произношению отсутствующих звуков и другие нюансы.



На втором уровне ОНР важно подключить также фонетику, то есть работу со звуками и их правильным произношением

3 уровень ОНР

Дети 3 уровня ОНР уже могут говорить развернутыми фразами, но в основном строят только простые предложения, со сложными пока не справляясь.

  • Такие дети хорошо понимают, о чем говорят другие, но все же затрудняются воспринимать сложные речевые обороты (например, причастные и деепричастные) и логические связи (причинно-следственные отношения, пространственные и временные связи).
  • Лексикон у детей 3 уровня недоразвития речи значительно расширен. Они знают и используют все главные части речи, хотя существительные и глаголы преобладают в их разговоре над прилагательными и наречиями. При этом ребенок может по-прежнему ошибаться, называя предметы.
  • Также еще присутствует неправильное употребление предлогов и окончаний, ударений, неверное согласование слов между собой.
  • Перестановка слогов в словах и замена одних звуков другими уже встречаются крайне редко, только в самых тяжелых случаях.
  • Произношение звуков и различение их в словах хоть и нарушено, но уже в более простой форме.

Недоразвитие речи 3 уровня предполагает занятия, развивающие связную речь . Лексика и грамматика устной речи совершенствуются, освоенные принципы фонетики закрепляются. Сейчас дети уже готовятся к изучению грамоты. Можно использовать специальные развивающие игры.

4 уровень ОНР

4 уровень ОНР или нерезко выраженное общее недоразвитие речи характеризуется уже довольно большим и разнообразным словарным запасом, хотя у ребенка возникают трудности в понимании значений редких слов.

  • Детки не всегда могут понять смысл пословицы или суть антонима. Проблему может создать и повторение слов, сложных по составу, а также произношение некоторых труднопроизносимых сочетаний звуков.
  • Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи еще плохо определяют звуковой состав слова и делают ошибки при образовании слов и словоформ.
  • Они путаются, когда приходится самостоятельно излагать события, могут пропустить главное и излишнее внимание уделять второстепенному, или повторять то, что уже сказали.

4 уровень, характеризующийся нерезко выраженным общим недоразвитием речи, является тем финальным этапом занятий по коррекции, после которого дети достигают необходимой нормы речевого развития дошкольного возраста и готовы к поступлению в школу. Все навыки и умения необходимо по-прежнему развивать и совершенствовать. Это касается и правил фонетики, и грамматики, и лексики. Активно развивается умение по построению фраз и предложений. Недоразвития речи на данном этапе уже не должно быть, а дети начинают осваивать чтение и письмо.

Первые две формы недоразвития речи считаются тяжелыми, поэтому их корректировка ведется в специализированных детских заведениях. Дети, у которых наблюдается недоразвитие речи 3 уровня, посещают занятия в классах коррекционного обучения, а с онр последнего уровня – общеобразовательные классы.

В чем заключается обследование?

Диагностирование недоразвития речи проводится у детей дошкольного возраста, и чем раньше это происходит, тем легче будет откорректировать данное отклонение. В первую очередь логопед проводит предварительную диагностику, то есть знакомится с результатами осмотра ребенка другими детскими специалистами (педиатром, неврологом, невропатологом, психологом и т. д.). После этого подробно выясняет у родителей, как протекает речевое развитие ребенка.

Следующий этап обследования – диагностика устной речи . Здесь логопед уточняет, насколько сформировались различные языковые компоненты:

  1. Степень развития связной речи (например, умение составлять рассказ по иллюстрациям, пересказывать).
  2. Уровень грамматических процессов (образование различных словоформ, согласование слов, выстраивание предложений).

Далее изучается звуковая сторона речи : какие особенности имеет речевой аппарат, каково звукопроизношение, насколько развита звуконаполняемость слов и слоговая структура, как ребенок воспроизводит звуки. Поскольку недоразвитие речи – очень сложный для коррекции диагноз, дети с ОНР проходят полное обследование всех психических процессов (в том числе слухоречевой памяти).



Выявление ОНР требует от специалиста высокой квалификации, а также наличия результатов обследования другими детскими специалистами

Профилактические мероприятия

Общее недоразвитие речи корректируется, хотя это не так просто и требует длительного времени. Начинают занятия с раннего дошкольного возраста, желательно с 3-4 лет (см. также: ). Коррекционно-развивающая работа проводится в специальных заведениях и имеет различное направление в зависимости от степени речевого развития ребенка и индивидуальных особенностей.

Чтобы предупредить недоразвитие речи, применяются те же приемы, что и при отклонениях, которые его вызывают (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Роль семьи также немаловажна. Родителям необходимо как можно более активно способствовать речевому и общему развитию своего ребенка, чтобы даже нерезко выраженное развитие речи не проявилось и не стало препятствием для полного освоения школьной программы в будущем.

С каждым днем все больше родителей обращаются к логопедам за помощью в борьбе с дефектами разговорной речи своих детей, чаще всего причина заключается в общем недоразвитии речи (ОНР). ОНР подразделяется на несколько уровней по характеристикам патологий. Чаще всего встречается общее недоразвитие речи 2 уровня (ОНР 2 уровня).

ОНР – нарушение речи, которое относится к педагогическо-психологической классификации. Такие дети имеют полностью нормальный слух и интеллектуальные способности, однако происходит явное нарушение в речевой системе. К детям с ОНР относят и полностью молчаливого ребенка, и малышей, которым свойственно лепетное произношение слов, а также детей, которые имеют понятную фразовую речь, но фонетическое направление слова слабо развито.

Проявление различных речевых дефектов имеет весьма стандартные проявления. У таких детей первые слова формируются примерно к трем-четырем годам, в редких случаях к пяти. Для речи свойственно аграмматичное звучание и неправильное фонетическое оформление. Таких детей очень сложно понять, хотя зачастую, они прекрасно понимают заданные им вопросы.

В связи с тем, что у такого ребенка происходит развитие комплексов, с психологической точки зрения, устранять такого рода дефекты необходимо при первых проявлениях.

Данные речевые дефекты отрицательно сказываются на сенсорных, интеллектуальных и волевых сторонах характера ребенка. Такие дети не могут полностью концентрировать свое внимание на конкретном предмете, а также подвергается воздействию их нормальная способность к запоминанию. Они не могут запомнить полученные инструкции, а также последовательные задания.

Коррекционная работа с детьми с ОНР нацелена на развитие анализа, сравнения и обобщения. Соматическая ослабленность подкрепляется дефектами в двигательной активности, что проявляется нарушением координации, пониженной скорости движения и недостаточной ловкости.

Основные особенности ОНР 2 уровня

Главным отличием ОНР 2 степени от ОНР 1 степени является использование в общении ребенком не только характерного лепета, жестов и совсем простых словоформ, но и элементарных слов, которые используются в обиходе. Однако все фразы могут быть искажены, поэтому не каждый сможет уловить точную формулировку, например, «матик» чаще всего означает слово «мальчик», но можно подумать и о «мячике».

При постановке ударения положительный результат наблюдается только в тех словах, в которых ударение падает на последний слог. Все остальные попытки построить грамотную речь терпят неудачу.

Чаще всего от такого малыша можно услышать простое перечисление предметов, которые находятся вокруг него, а также он может объяснить свои простые действия. Если его попросить составить рассказ по картинке, то удастся это осуществить лишь с помощью наводящих вопросов. В конечном итоге получится простой ответ, который состоит из двух-трех слов, однако построение предложения будет в более правильной форме, чем у ребенка с первым уровнем ОНР.

На этом уровне развития у детей наблюдается употребление личных местоимений, а также простых предлогов и союзов. Дети с ОНР второго уровня способны рассказать небольшой рассказ о себе, своей семье или о друзьях. Однако в произношении будет слышно неправильное употребление некоторых слов. При незнании правильного названия предмета или действия ребенок будет пытаться заменить его объяснением.

Если малыш не сможет заменить слово синонимом, то он обратится к помощи жестов.

На заданные вопросы такие дети отвечают существительным в именительном падеже, то есть при вопросе «С кем ты сегодня ходил по магазинам?» можно услышать короткое «Мама или папа».

ОНР 2 степени проявляется также отсутствием распознания среднего рода, а также незначительным количеством прилагательных.

При ОНР 2 уровня малыш пытается найти правильную грамматическую форму, поэтому может пробовать подобрать правильную структуру слова несколько раз: «Не было…была…дождь…дождя».

При таком уровне дети чаще всего способны различить единственную и множественную форму существительных, времена глаголов. При позднем начале речи характерна замена согласных: мягких на твердые – «моль» — «мол».

Обычно диагноз ОНР 2 уровня не ставят детям младше 4 лет.

Дети со вторым уровнем ОНР к школьному периоду обладают почти сформированной простой речью, бедным словарным запасом и аграмматизмом в произношении.

Характеристика ОНР 2 степени:

  • происходит расширение словарного запаса не только благодаря новым существительным и простым глаголам, но и из-за использования прилагательных и наречий;
  • обогащение речи наблюдается благодаря внедрению измененных форм слова, так, например, ребенок осуществляет попытки в изменении слова по родам, падежам, но в большинстве случаев произношение звучит неверно;
  • в общении дети используют простые фразы;
  • происходит расширение не только пассивного, но и активного словаря, благодаря чему ребенок понимает больше информации;
  • звуки и многие слова все еще звучат неправильно и резко.

Основные грамматические ошибки, которые осуществляют дети:

  • Неверное использование окончаний при склонении слова по падежам, например, «ил у бабука» — «был у бабушки».
  • Отсутствие разницы между единственным и множественным числом, например, «пицца ела» — «птицы ели».
  • Отсутствие практики в изменении существительного при смене количества предметов, например, «ти ига» — «три книги».
  • Неправильное применение предлогов в разговоре либо их полное отсутствие, например «папа одил магазин» — «папа ходил в магазин» или замена одного предлога на другой «мама ела из куни» — «мама пела в кухне».

Коррекционная работа

Посещение логопеда необходимо произвести, если к трем-четырем годам у малыша не происходит формирование речи. В таком случае диагностика, подробная характеристика и коррекция ОНР формируется не одним специалистом.

С помощью невропатолога определяется причина. При необходимости проведения лечения или назначения витаминов, специалист может назначить специальные препараты, которые окажут стимулирующее действие на речевые центры и нервную систему ребенка. Чаще всего рекомендуется пройти МРТ головного мозга. В некоторых случаях врачу будет достаточно проведения беседы с родителями.

После того, как была проведена консультация с невропатологом, необходимо посетить логопеда. Чаще всего специалист определяет ребенка в специальную группу, но при определенных обстоятельствах могут использоваться индивидуальные занятия.

Главной целью коррекционной работы является развитие активной речи, улучшение ее понимания, а также формирование фраз и их верное звукопроизношение. В качестве подкрепления некоторые логопеды обращаются к родителям с просьбой о проведении дополнительных занятий в кругу семьи, ведь два-три занятия в неделю может быть недостаточно.

В качестве примера можно привести простое упражнение, в котором ребенку необходимо произносить определенные слова нараспев, а родители после этого должны ответить ему таким же способом. Это упражнение не только поможет избавиться от речевых дефектов, но и сблизит семью.

Основные направления коррекционной работы:

  • улучшение произношения трудных слов для ребенка в протяжной манере, для лучшего звучания всех букв и звуков;
  • необходимость в распределении слов на группы, которые объединяются в зависимости от тематики, например, при демонстрации картинки с домашними животными ребенок должен четко назвать всех. Такой подход помогает детям осуществлять систематизацию;
  • сравнительные формы разных форм, которые принадлежат одной части речи, например, мы гуляли: по парку, по полю, по саду и так далее;
  • такой же подход с глаголом, например, мама рисовала — мама рисует -мама нарисует;
  • отработка понимания разницы между единственным и множественным числом;
  • улучшение восприятия разницы между глухими и звонкими звуками.

В манере общения детей со взрослыми и со своими сверстниками существует огромная разница. И если при разговоре со взрослым человеком малыш может чувствовать себя зажато, то при беседе с ребенком он будет более спокоен и открыт, особенно если у них будут совпадать интересы.

Однако, при достаточно большом развитии дефекта в начале коррекционной работы применяются индивидуальные занятия, которые со временем перетекают в групповые, тем самым медленно подготавливая ребенка ко входу в социум.

В некоторых случаях развитие 2 степени ОНР наблюдается у детей, которые не посещают детский сад, что объясняется нехваткой общения. В таких случаях рекомендуется записать малыша в различные кружки, в которых не только увеличится его круг общения, но и начнет развиваться художественное восприятие окружающего мира, что повлечет за собой усовершенствование речи.

Прогноз

Точно спрогнозировать нарушение в развитии речи у детей практически невозможно. Чаще всего это зависит от того, что стало причиной развития заболевания и степени его развития.

Именно поэтому при непонятном лепете или полном отсутствии речи в три года необходимо обратиться к невропатологу. Ведь при наличии расстройств со стороны нервной системы даже каждодневные занятия с логопедом могут не дать желаемый результат, потому что малышу будет необходима медикаментозная терапия.

При своевременном принятии всех необходимых мер ребенок начнет говорить. Но нередко такие дети не способны обучаться в обычной школе, поэтому родителям придется выбирать между домашним обучением или специальной школой, которая создана для детей с нарушением речи.

Самое главное – помнить, что малышу важна поддержка в процессе коррекционной работы, которую он должен получать от каждого члена семьи. Это поможет не только избавиться от назревающих комплексов, но и ускорить процесс устранения дефектов, ведь малыш будет видеть одобрение со стороны близких людей, а значит, начнет стремиться к лучшему результату.

Переход к II уровню речевого развития (зачатки общеупот­ребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).

Одновременно намечается различение некоторых граммати­ческих форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол-столы; поет-поют) и относя­щимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразви­тие речи у данных детей проявляется достаточно выражено.

Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необхо­димости употребить такие слова и словосочетания, которыми ре­бенок в быту пользуется редко.

Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок («Игаю мятику» - Играю мячиком).

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назна­чению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, ста­кан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду ""(блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

Отмечается отставание в использовании слов-признаков пред­метов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (ре­жет-рвет, точит - режет). При специальном обследовании от­мечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

1. замены падежных окончаний («катался гокам» - катается на горке);

2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» - Коля писал); при изменении существительных по чис­лам («да памидка» - две пирамидки, «де кафи» - два шкафа);

3. отсутствие согласования прилагательных с существитель­ными, числительных с существительными («асинь адас» - красный

карандаш, «асинь ета» - красная лента, «асинь асо» - красное

колесо, «пат кука» - пять кукол, «тиня пато» - синее пальто,

«тиня кубика» - синий кубик; «тиня кота» - синяя кофта).

Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом су­ществительное употребляется в исходной форме («Кадас ледит аёпка» - Карандаш лежит в коробке), возможна и замена пред­логов («Тетатка упая и тая» - Тетрадь упала со стола).

Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звон­ких и глухих («тупаны» - тюльпаны, «Сина» - Зина, «тява» - сова и т. п.); грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов («тевики» - снеговики).

При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и упо­добления слогов, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник» - воротник, «тена»-стена, «виметь»-медведь).

Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.). Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый - III уровень рече­вого развития, что позволяет расширить их речевое общение с окружающими.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...