Определение мигательного рефлекса у человека. Рефлекторная дуга

Функции: 1.регулирует ра­боту органов, обеспечивая их согласованную работу;

2.обеспечивает приспособле­ние организмак условиям среды (а информация поступает через органы чувств).

Части нервной системы:

Центральная часть (ЦНС) – это спинной и головной мозг;

Пери­ферическая - нервы и нервные узлы.

Отделы Нервной Системы:

Соматический (от греч. soma - тело ) - уп­равляет работой ске­летных мышц (контролируется сознанием и волей).

Вегетативный /Автономный - регулирует обмен веществ, функционирование внутренних органов и работу гладких мышц.

–её работа от наших желаний не зависит (мы не можем намеренно остановить или усилить работу сердца, покраснеть или побледнеть (некоторым людям это удается, но после длительной тренировки и не прямым способом). Вмешаться в работу внутренних орга­нов, регулируемую вегетативной нерв­ной системой, остановить болезнь, побороть алкоголизм и наркозависи­мость без врачебной помощи нельзя).

Рис. Нервная система:

1 - головной мозг;

2 - спинной мозг;

4 - нервные узлы.

Рефлекс - это простейшая форма нервной регуляции.

Рефлексы есть как у сома­тического, так и у вегетативного отде­ла нервной системы.

В основе рефлекса лежит цепь нейронов или рефлекторная дуга .

5 звеньев рефлекторной дуги Безусловного /Врожденного рефлекса соматического отдела Н.С. :

1. Рецептор – это нервные образования, воспринимающие и преобразующиераздражения в нерв­ные импульсы→

2. Чувствительный Нейрон (их тела находятся в нервных узлах)- вос­принимает раздражения с помощьюрецепторов .

Возникающие при раздражении нервные импульсы передают­ся по дендриту в тело чувствительного нейрона→по аксону в мозг→

3. наВставочные Нейроны - их отростки не выходят за пределы центральной нервной системы /ЦНС (головного и спинного мозга) -обра­ботки полученной информации

4. после, сигналы передаютсяИсполнительным / двигательным ней­ронам , нервные импульсы которых вызывают работу →

5. Органа .

(Пример: Мигательный рефлекс, Коленный рефлекс, Слюноотделительный рефлекс, Отдергивание руки от горячего предмета ).

5 Ять звеньев Рефлекторной Дуги Мигательного Рефлекса

Получение мигате льного рефлекса и условии, вызывающих его торможение :

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз­вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок - это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига­тельного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля­ющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол­говатый мозг . Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство­вали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза - рефлекс затормозился .

При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями , по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и об­ратные связи , несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че­рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг­ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :

Для этого до­троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается.Импульсы, исходящие от коры , затормозили нервные цен­тры продолговатого мозга - этоцентральное торможение ,открытое рус­ским физиологом Сеченовым : «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров : усиливать или затормаживать рефлексы».

Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.

Уровни Организации Организма: клеточ­ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы - самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре­деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень , определяю­щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.


Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством возбуждения центральной нервной системы и имеющая приспособительное значение.

В этом определении содержится 5 признаков рефлекса:

1) это ответная реакция, а не самопроизвольная,

2) необходимо раздражение, без которого рефлекс не возникает,

3) в основе рефлекса лежит нервное возбуждение,

4) необходимо участие центральной нервной системы, чтобы превратить сенсорное возбуждение в эффекторное,

5) рефлекс нужен для приспособления (адаптации) к меняющимся условиям внешней среды.

Рефлексы разделяются на 2 большие группы: безусловные и условные.

Мигательный рефлекс - защитная реакция организма на свет, звук, прикосновение к роговице или ресницам, постукивание в области надпереносья и другие раздражители. Также он возникает при электрической стимуляции надглазничного нерва (ветвь тройничного), что используют в качестве нейрофизиологического теста.

Мигательный рефлекс был описан в 1896 г. и сводится к сокращению круговой мышцы глаза при механическом раздражении верхнего глазничного нерва.
Центр данного защитного рефлекса, как и многих защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты, слезоотделения), находится в продолговатом отделе головного мозга.

При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает мигательный рефлекс, после нескольких прикосновений он тормозится. При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в ЦИС.

Из ЦИС нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону. В месте контакта аксона исполнительного нейрона и мышечной клетки образуется синапс. Пузырьки с возбуждающими биологически активными веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая возбуждается и сокращается. Происходит осуществление мигательного рефлекса. После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса.

Торможение не позволяет возбуждению распространяться безгранично. Рецепторы в мышечных клетках посылают сигналы в нервный центр. Из нервного центра по исполнительному нейрону нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток тормозится.

С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Возникает торможение мигательного рефлекса.

При попадании соринки в глаз раздражаются рецепторы оболочки глаза. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в нервный центр. Из нервного центра нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону, который приводит в действие круговые мышцы глаза, смыкающие веки. После удаления соринки срабатывает принцип «обратной связи». В нервный центр поступает сигнал. Информация об изменении ситуации обрабатывается. Нервный центр посылает нервные импульсы, которые доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток прекращается. Мигательный рефлекс тормозится.

Мигательный рефлекс - защитная реакция организма, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы.

При головной боли напряжения происходит повышение рефлекторной возбудимости: рефлексы начинают вызываться более слабыми раздражителями (снижение порога чувствительности), в то же время ответ становится мощнее и длиться дольше. С этими явлениями, хорошо заметными при вызывании мигательного рефлекса, связывают патогенез (причины) головной боли напряжения: болевая реакция начинает возникать вследствие воздействия даже неадекватно слабого раздражителя.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.



В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп. Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен). Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях. Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол -- в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка:

  • 1. Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса -- Клейна). Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти -- поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.
  • 2. Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект -- разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены. Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» -- поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки -- ласточка, от 6 месяцев до полутора лет. 1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса - Клейна

  • 2. симметричные шейные тонические рефлексы
  • 3. тонические лабиринтные рефлексы
  • 4. рефлекс Ландау

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами -- первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время -- оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии -- от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение - залог здоровья ребенка в будущем.

Условные рефлексы первой сигнальной системы

Обычно для проявления безусловнорефлекторной реакции необходимо воздействие адекватного раздражителя. Например, для выработки слюны (безусловный рефлекс) адекватным раздражителем является пища (ее вкус, запах).

При выработке условного рефлекса индифферентный раздражитель начинает вызывать безусловнорефлекторную реакцию. Например, мигание лампочки (в обычных условиях это индифферентный пищевой раздражитель, не вызывающий отделения слюны) при выработке условного рефлекса вызывает безусловнорефлекторную реакцию – выработку слюны. С момента, когда индифферентный раздражитель начал вызывать реакцию, он называется условным раздражителем , а реакция – условной (условный рефлекс).

Для сохранения выработанного условного рефлекса необходимо подкрепление – безусловный – адекватный раздражитель, следующий во времени за условным раздражителем. То есть после мигания лампочки необходимо дать еду.

Лабораторная работа № 3

Выработка условного мигательного рефлекса

Цель: выработать условный мигательный рефлекс у человека и пронаблюдать его угасание.

Оборудование: очковая оправа с резиновой грушей, звонок, часы (секундомер).

Ход работы

Механическое раздражение склеры – адекватный раздражитель для безусловного мигательного рефлекса, индифферентный раздражитель для такой реакции – звучание звонка.

    Наденьте очковую оправу испытуемому и встаньте сзади, отведя грушу таким образом, чтобы испытуемый её не видел. В одной руке держите грушу, в другой – звонок.

    Надавите на грушу, убедитесь, что струя воздуха попадает в глаз и испытуемый мигает.

    Включите звонок, убедитесь, что он является индифферентным к миганию (испытуемый не мигает после его звучания).

    Создайте тишину!

    Включите звонок и сразу нажмите на грушу. После нажатия звонок выключите.

    Через 1 минуту повторите действия. Сделайте 6-8 сочетаний звонка и струи воздуха.

    При очередном включении звонка не нажимайте на грушу. Наблюдатели должны отметить мигание. Если оно происходит, отметьте, на какой раз у испытуемого выработался условный рефлекс.

    Повторите еще несколько сочетаний звонка и струи воздуха (закрепление рефлекса) и снова при включении звонка не нажимайте на грушу.

    Продолжайте включать звонок с теми же интервалами. Отметьте, на какой раз условный рефлекс угасает.

Наблюдения: условный рефлекс выработался на ___ раз, угас на ___ раз.

В выводе отметьте, что происходит с рефлексами без подкрепления, а также какой процесс происходит быстрее – выработка или угасание рефлекса.

Условные рефлексы второй сигнальной системы

Стойкие условные рефлексы могут играть роль адекватного раздражителя при выработке новых условных рефлексов (это условный рефлекс следующего порядка). Например, понимание речи – стойкий условный рефлекс. Если людям дать речевую установку поднимать руку на слово «раз», то они должны ее поднимать. При этом подъем руки экспериментатором не является сигналом для поднятия руки испытуемыми. Если экспериментатор будет сочетать подъем своей руки и слово «раз», то должен выработаться условный рефлекс второго порядка. В этом случае, слово «раз» (стойкий условный рефлекс) будет являться адекватным раздражителем. Индифферентный раздражитель (будущий условный) – подъем руки.

Лабораторная работа № 4

Образование двигательных условных рефлексов на речевом подкреплении

Цель: выработать условный рефлекс второго порядка на поднятие руки.

Ход работы

    Экспериментатор проверяет, что подъем руки – индифферентный раздражитель. Поднимая правую руку, он убеждается, что испытуемые не поднимают рук.

    Экспериментатор дает установку поднимать руку на слово «раз». Говорит «раз» и убеждается, что испытуемые поднимают руки.

    Выработка рефлекса. Экспериментатор несколько раз (7-10) поднимает руку, произнося при каждом подъеме слово «раз» с интервалом в 1-2 секунды.

    Экспериментатор поднимает руку, но слово «раз» не произносит. Если условный рефлекс не выработался (никто из испытуемых не поднял руку), экспериментатор еще несколько раз сочетает подъем руки и слово «раз» и снова поднятие руки не подкрепляет словом.

    В протоколе отмечают, на какой раз образовался условный рефлекс и у какого количества студентов, участвующих в опыте.

Лабораторная работа № 5

Исследование условных речевых реакций

Цель: определить уровень и преобладание определенных типов ассоциативных связей на различные слова.

Оборудование: секундомер.

Ход работы

    Работа проводится парами. Каждый подготавливает две таблицы (табл. 2) с различными десятью словами – именами существительными в именительном падеже. Отметьте ФИО испытуемого, его возраст.

Таблица 2. Ассоциативные речевые реакции.

    Через небольшие интервалы времени (секунд 10-20) экспериментатор произносит подготовленные слова из первой таблицы, при этом испытуемый должен отвечать любым, пришедшим на ум словом. Экспериментатор регистрирует слово-ответ и время ответной реакции с помощью секундомера.

    Аналогично проводится второй опыт, но испытуемый должен стараться отвечать словом, подходящим по смыслу к слову-раздражителю.

    Обработка результатов заключается в определении уровня речевых ассоциативных реакций (слово-ответ) и их типа для каждого случая.

По своему качеству словесные реакции делятся, по предложению А.Г. Иванова-Смоленского на следующие группы:

    Низшие (примитивные) реакции

    Собственно примитивные или междометные словесные реакции: «гм», «ой», «ах», «э», «ну» и т.п.

    Подражательные (созвучные) словесные реакции, совпадающие со словом раздражителем своими первыми или последними слогами (рифмующиеся).

    Эхологические словесные реакции, буквально воспроизводящие слово-раздражитель (повторение этого слова).

    Вопросительные словесные реакции, когда вместо ответа задается вопрос («Кто?», «Что?», «Почему?» и т.п.)

    Экстрасигнальные словесные реакции, не относящиеся к данному слову-раздражителю, а вызванные какими-то другими раздражителями.

    Отказные словесные реакции, представляющие по своему смыслу отказ от ответа («не знаю», «не хочу», «сказать нечего» и т.п.)

    Персеверирующие словесные реакции, когда на несколько слов-раздражителей подряд повторяется один и тот же ответ.

    Высшие реакции

    Индивидуально-конкретные словесные реакции (город – Москва).

    Обще-конкретные словесные реакции (город – деревня).

    Абстрактные словесные реакции (город – культура).

Сделайте выводы , учитывая следующее:

    длительность латентного периода меньше трех секунд свидетельствует о хорошей подвижности нервных процессов;

    удлинение скрытого периода свидетельствует о наличии торможения;

    постепенное удлинение латентного периода к концу опыта говорит о быстрой утомляемости нервных клеток, а, следовательно, о слабости нервных процессов;

    повторение одинаковых слов в ответах позволяет судить об инертности нервных процессов;

    по преобладанию конкретных или абстрактных понятий в ответах испытуемого можно сделать заключение о преобладании соответственно художественного или мыслительного компонента в высшей нервной деятельности испытуемого, то есть судить о взаимоотношении у испытуемого сигнальных систем. Для людей с преобладанием второй сигнальной системы характерны обобщения (например, море – вода, любовь – чувство, билет – бумага, осень – время года и т.п.), а для людей с сильно развитой первой сигнальной системой характерными являются конкретные определения (море – голубое, любовь – сильная, билет – автобусный, осень – серая и т.п.);

    сравните преобладание высших или низших реакций и их типов в первом и втором опыте.

Нервная деятельность организма человека заключается в передаче импульсов. Одним из результатов подобных передач являются рефлексы. Для того, чтобы некий рефлекс выполнялся организмом, должна быть налажена связь от получения сигнала до ответной реакции на раздражитель.

Рефлекс представляет собой реакцию части организма на видоизменения наружного или внутреннего окружения в результате воздействия на рецепторы. Находиться они могут на поверхности кожи, порождая экстерорецептивные рефлексы, а также на внутренних органах и сосудах, что лежит в основе интерорецессивного или миостатического рефлекса.

Ответные реакции на раздражители по своей природе бывают условными и безусловными. Ко вторым относят рефлексы, дуга которых сформирована уже ко времени рождения. У первых она создается под влиянием внешних факторов.

Из чего состоит дуга рефлекса?

Сама дуга представляет собой весь путь нервного импульса от момента соприкосновения человека с раздражителем до проявления ответной реакции. Рефлекторная дуга содержит различные типы нейронов: рецепторный, эффекторный и вставочный.

Рефлекторная дуга организма человека работает так:

  • рецепторы воспринимают раздражение. Чаще всего такими рецепторами служат отростки нервных волокон центростремительного типа либо нейронов.
  • чувствительное волокно транслирует возбуждение к центральной нервной системе. Структура чувствительного нейрона такова, что его тело располагается вне нервной системы, они цепочкой пролегли в узлах вдоль позвоночника и у основания головного мозга.
  • переключение с волокна чувствительного типа на двигательное происходит в спинном мозге. Головной мозг отвечает за формирование более сложных рефлексов.
  • двигательное волокно несет возбуждение к реагирующему органу. Это волокно является элементом двигательного нейрона.

Эффектор - собственно сам реагирующий орган, отвечает на раздражение. Рефлекторная реакция бывает сократительной, двигательной либо выделительной.

Полисинаптические дуги

К полисинаптическим относится трехнейронная дуга, в которой между рецептором и эффектором располагается нервный центр. Такую дугу наглядно иллюстрирует отдергивание руки в ответ на боль.

Полисинаптические дуги имеют особое строение. Такая цепь обязательно проходит через мозг. В зависимости от локализации нейронов, обрабатывающих сигнал, выделяют:

  • спинномозговые;
  • бульбарные;
  • мезэнцефальные;
  • кортикальные.

Если рефлекс обрабатывается в верхних частях центральной нервной системы, то в его обработке принимают участие и нейроны нижних отделов. Отделы ствола головного мозга и спинной мозг также участвуют в формировании рефлексов высокого уровня.

Какой бы ни был рефлекс, если нарушается непрерывность рефлекторной дуги, то происходит исчезновение рефлекса. Чаще всего такой разрыв происходит в результате травмы либо болезни.

В сложных рефлексах для реакции на раздражитель в звенья цепи включаются различные органы, что может изменять поведение организма и его систем.

Также интересно строение дуги мигательного рефлекса. Этот рефлекс в силу своей сложности позволяет изучить такое движение возбуждения по дуге, которое исследовать в других случаях затруднительно. Рефлекторная дуга этого рефлекса начинается с активизации возбуждающего и тормозящего нейронов одновременно. В зависимости от характера повреждения активизируются различные части дуги. Спровоцировать начало мигательного рефлекса может тройничный нерв - ответ на прикосновение, слуховой - ответ на резкий звук, зрительный - ответ на перепад света или видимую опасность.

Рефлекс имеет раннюю и позднюю составляющие. Поздняя составляющая отвечает за формирование задержки ответа. В качестве эксперимента касаются пальцем кожи века. Глаз закрывается молниеносно. При повторном касании кожи реакция проходит медленнее. После обработки мозгом получаемой информации происходит осознанное торможение приобретенного рефлекса. Благодаря такому торможению, например, женщины очень быстро приучаются красить веки, преодолевая естественное желание века прикрыть роговицу глаза.

Другие варианты полисинаптических дуг также поддаются исследованию, однако они зачастую слишком сложны и не очень наглядны для изучения.

Каких бы высот не достигла наука, базовыми рефлексами для изучения реакции человека остаются мигательный и коленный рефлексы. Изучение и замеры скорости прохождения импульса в тройничном и лицевом нервах являются основой оценки состояния ствола головного мозга при различных патологиях и болях.

Моносинаптическая рефлекторная дуга

Дуга, которая состоит всего из двух нейронов, которых вполне достаточно для импульса, носит название моносинаптической. Классическим примером моносинаптической дуги является коленный рефлекс. Именно поэтому подробная схема рефлекторной дуги колена размещается во всех медицинских учебниках. Особенностью состава такой дуги является то, что она не задействует головной мозг. Коленный рефлекс относится к мышечным безусловным. У человека и других позвоночных такие мышечные рефлексы отвечают за выживание.

Неудивительно, что именно коленный рефлекс проверяется невропатологом как один из показателей состояния соматической нервной системы. При ударе молотком по сухожилию, растягивается мышца, после прохождения раздражения через центростремительное волокно к спинномозговому узлу, сигнал через двигательный нейрон в центробежное волокно. В этом эксперименте рецепторы кожи участия не принимают, тем не менее результат его весьма заметен и силу реакции легко дифференцировать.

Вегетативная рефлекторная дуга обрывается на части, образуя синапс, тогда как в соматической системе путь, преодолеваемый импульсом от рецептора до действующей скелетной мышцы, ничем не прерывается.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...